Я был программистом больше 20 лет. Начинал с плюсов и геймдева, но работал и с HFT, и с мобильными играми на Java, писал под Unity и C#, трудился на банки и автоматизировал бизнес.

В конце 2023 года я конкретно выгорел и, имея на счету средства, чтобы не работать несколько лет, решил отдохнуть. Примерно в это же время начал усиливаться хайп вокруг нейросетей, к которым я всегда относился очень скептически, поскольку помнил их возможности ещё со времён универа. Для меня это была полузабытая технология из 50-х.

Первая модель, с которой я решил поиграться, — это был GPT-3.5, ретранслировавшийся в телеграм-канал. Особо ничего не ожидая, я попросил его написать код, который делит отрезок пополам. И... у меня отвисла челюсть, когда он действительно это сделал. Дрожащими руками я скопировал и вставил код небольшого контроллера и попросил его запилить в Angular-сервис. И опять он справился на отлично! Назад дороги не было. В первый же день я твёрдо решил бросить опостылевшее программирование и полностью переложить на нейросети написание кода, оставив себе только генерацию идей и тестирование (там, где это необходимо).

Аргументы, что, дескать, «тупая железяка никогда не заменит человека», меня всегда веселили. Да мне плевать, кто там и где кого заменит. Если раньше при сборке приложения вываливались непредвиденные ошибки и я, чертыхаясь, откладывал задачу, то теперь я просто на автомате копипастил код, шёл на кухню за кофе и вставлял правки, которые предлагала та самая «тупая железка».

Первый проект, на котором я решил опробовать нейросети, — это ru-ticker.com. Портированная версия - https://stockchart.ru Он много лет кормил меня, но конкуренты выросли в большие корпорации с капитализацией в миллиарды, и мне уже было не угнаться со своим пет-проектом, который принёс только несколько миллионов, но рублей. Задача была портировать его на Angular, который я знал посредственно — на уровне «поправить баги в корпоративном проекте». В итоге примерно за полтора-два месяца я полностью портировал фронт проекта, который до этого ковырял пару лет, плюс походя реализовал такие плюшки, как автоматический парсинг данных и текста с преобразованием нейросетью для лучшей индексации поисковиками.

Нейросети развивались стремительно, и если ещё для своего биржевого проекта я делал большое число правок и портировал на уровне отдельных функций, методов и небольших классов плюс консультации, то осенью 2024 года вышла первая reasoning-модель o1, вызвавшая восторг в соцсетях. Я поднапрягся и нашёл способ оплатить подписку. Это уже был прыжок вперёд.

Следующий мой проект — это уже чистый вайбкодинг. Я разрекламировал другу новые возможности AI-технологий. У него стояла задача разобрать ворох строительной документации в разных форматах — найти ошибки, несходимости, нормализовать сметную номенклатуру. Прошлый кейс они отдавали подрядчикам, у которых шесть человек реализовывали это два месяца. Я с помощью GPT-4o1 написал на Python (который я не знаю от слова «совсем») около дюжины скриптов, которые делали серию преобразований из различных Word, PDF, Excel — с помощью косинусного сходства формировали таблицу соответствий, которую затем правили сотрудники, а на выходе всё это генерировало Excel/XML в нужном заказчику виде.

В итоге за полтора месяца мне удалось закрыть не один, а целых шесть проектов, и я заработал за непыльную работу около миллиона рублей. Заказчик безмерно счастлив, ведь я полностью снял с него головную боль и сэкономил примерно 3–5 миллионов. Без вайбкодинга я бы за такой проект просто не взялся: там на выходе было примерно 300 КБ скриптов на языке и библиотеках, которые я не знаю и изучать не собираюсь. Подробнее тут

Последние два месяца я снова чувствую себя подростком — вернулась страсть, пусть не к программированию, а к созданию программ.
Например, вот чат-бот для перевода аудиосообщений в текст — YouScriptor_bot. Реализован за одно утро. На следующее утро я сделал бота, который показывает БЖУ, калорийность и состав блюда по фото — CalorieJournal_bot. Также реализовал бота (тоже за полдня), который по фото платёжки генерирует QR-код для быстрой оплаты коммуналки. Не буду выкладывать, а то напишут, что я жулик, который написал это для воровства денег и подставки своих цифр.

Позже я не смог остановиться и примерно за три недели превратил бота по калорийности в полноценное веб-приложение (есть и Android-сборка, пока не знаю, как опубликовать) — healthymeals.space.

Своего голосового бота я превратил в целую платформу для реализации своих спонтанных идей и хотелок — youscriptor.com. Это сайт, который переводит голос в PDF и Word-документы, инструмент для вайб-хайринга и вайб-менеджмента — делает аналитику под разными срезами (промптами) аудиозаписей, позволяет скачивать YouTube-файлы с ручным выбором аудио- и видеодорожек. Также есть конвертер и редактор PNG → WebP, конвертер из Markdown в PDF и ещё ряд идей, которые пока в разработке.

С появлением LLM путь от идеи до реализации стал неимоверно коротким. Пусть этот подход ещё не очень подходит для корпоративных проектов из-за устоявшихся бизнес-процессов и требований к качеству и безопасности, но для стартапов, прототипов и большого класса розничного ПО вайбкодинг уже значительно вытеснил традиционное программирование.

Хорошо ли это для индустрии? Думаю, нет. Презрительный термин «вайбкодинг» придумали рекрутеры, чтобы обесценить чужую работу, будто вайбкодеры «воруют деньги» и напрягаются меньше, чем им платят. Но сам бизнес с удовольствием так же «ворует деньги» у клиентов — ведь со снижением себестоимости разработки компании не спешат отказываться от лишней, незаслуженной прибыли и недовольны тем, что маржу с новых технологий забирают не они. Рано или поздно вайбкодинг приведёт к безработице и росту нагрузок.

Нужно ловить момент и зарабатывать самому, пока это ещё делают не все нерасторопные капиталисты. Дальше будет хуже.

Из своего опыта микростартапов я вынес, что после того, как разработка ПО стала беспрецедентно дешёвой, основной проблемой стала дистрибуция. Похожие проекты заполнили первые страницы поисковиков — разного качества и бюджета. Партизанский маркетинг вести всё сложнее: форумы практически исчезли, появились спам-фильтры, препятствующие бесплатной рекламе. Хочешь тестировать рынок — плати, вливай десятки тысяч долларов для проверки гипотез и реакции аудитории. Это практически закрывает вход для инди-разработчиков. Крупные корпорации вроде Яндекса могут запускать свои пет-проекты, используя собственную инфраструктуру.

Очередной виток капитализма: новые технологии и рост производительности труда не приводят к улучшению положения самих тружеников — как обычно, богатые богатеют, бедные беднеют. Се ля ви…