Pull to refresh

Идея на сто тысяч

Reading time4 min
Views946
Пока иностранные инвестиционные ангелы считают безумием вкладывать капиталы в наших широтах, а отечественные их коллеги больше заинтересованы в «распильных» проектах, простым солдатам стартапов маршальские жезлы в рюкзаках только мешаются.

image

1. Ожидая инвестора


Знакомясь с ожиданиями авторов стартапов, возникает ощущение, что в основе их представления о бизнесе лежат шаблонные картинки клипартов серии «Business». Те самые, которые украшают сайты всякого рода форекс-заманух, с непременными изображениями торжествующих бизнесменов и восхищенно-уважительных инвесторов.

Я крайне скептически отношусь к оценке стоимости идей. Идеи никто не покупает.
Во-первых, количество инвесторов – крайне ограниченно.
Во-вторых, покупаемые «идейные» компании приобретаются, очевидно, не так просто. Морок доткомов ещё не рассеялся в полной мере, но лак с историй успеха и роли в ней инвесторов, постепенно начинает сходить. Покупаются, либо — патенты, либо – клиентская база, либо – некий, необъятных размеров и быстро монетизируемый (или капитализируемый) потенциал.
Сама же идея – будучи однажды произнесенной вслух – перестает принадлежать своему автору.

2. Выживая


Даже находясь уже в стадии воплощения, идея крайне уязвима. Наступает определенный момент, когда проект уже не помещается на коленке, требует значительных вложений, а монетизация ещё далеко. Тогда инвестору проще скопировать идею, слегка модернизировать функционал и учесть ошибки предшественника – и, вуаля – миллион уже не просто мимо вас, а против вас. Он будет вложен в продвижение конкурирующего проекта.
Однажды увидев реализацию своей «идеи на миллион», можно с очень большой вероятностью предположить, что это именно она, ваша идея и есть. Рассказанная идея подобна проросшему семени – процесс необратим. Ведь находимся мы от ушлых инвесторов, как известно, всего в 7 рукопожатиях.

3. Возвращаясь на грешную землю


Размышляя таким образом, мы добровольно отказались от покорения мира своими «идеями на миллион», а решили просто зарабатывать деньги, не брезгуя и значительно скромными проектами.

Группа единомышленников из пяти человек, в составе которой было трое айтишников, юрист и экономист, объединилась в своеобразную инвестиционную компанию.
Первоначальный капитал, образовавшийся в результате продажи недвижимости, авто и распечатывания партнерами кубышек, составил пятнадцать миллионов рублей.

Деньги были свои, они были единственные и последние. К ним прилагалась, огромных размеров, жаба. Потому, перенимать опыт в Кремниевую долину не поехал никто.

Областью инвестирования мы выбрали российскую IT-сферу и интернет-проекты.

Окончательно идея оформилась после ряда успешных экспериментов. Так, в 2009 году поступило предложение о содействии в выигрыше тендера по сопровождению бухгалтерского ПО. В результате, доходность этого проекта превысила все ожидания: за вычетом налогов, вложенный рубль принес 4 рубля чистой прибыли. И это – не считая того, что в результате реализации проекта, мы стали обладателями протестированных на практике, наработок по автоматизации очень специфического направления учета.

Мы создали компанию, привлекли специалистов – постоянных и фриланс, наладили сервис.

Сдавший нам идею человек, стал нашим компаньоном с долей участия 30%. В процессе создания компании мы договорились о порядке выкупа долей компании. По прогнозу, мы выйдем из бизнеса через 3 года, оставив партнеру всю техническую и методическую часть проекта.

В части интернет-проектов мы поучаствовали в выводе в локальные сети нескольких городов, где интернет всё ещё очень дорогой, локальных версий сайтов, торгующих атрибутикой молодежных субкультур.
Нами были проведены локальные вирусные кампании и организованы гневные выступления старшего поколения на сей счет. Результатом воспитательной работы среди молодёжи, направленной против нас и проведенной во всех школах города стало то, в продвигаемых нами товарах щеголяют теперь даже первоклассники. Молодёжь – протестный электорат.
Этот проект принёс 350% прибыли на вложенные деньги. Правда, особой радости он не доставил, поскольку поставщики стали не брезговать продвижением отдельных категорий товаров, ставших с начала 2010 года незаконными. Мы вышли из проекта досрочно, в период активнейшего роста бизнеса — с недополученной прибылью и бесценным практическим опытом вирусного маркетинга.
Было много совсем «коротких» проектов, построенных по принципу «купить дешевле – продать дороже». Партнерами, как правило, выступали инсайдеры покупателя, нередко – не принимающие решения, но знающие хитросплетения тендеров.

Это – не проекты «на миллион долларов». Они тошнотворно банальны. Но это – проекты на твердые «сто тысяч».

Сейчас большой акцент мы делаем на бизнес в интернете. Например, из одного из проектов мы получили конфигурацию 1С, заточенную и обкатанную для очень специфической производственной отрасли.
При совершенно одинаковых производственных процессах в ней, связанные с ними бизнес-процессы уникальны для каждого предприятия. К ней прилагалось полная информация о производственных процессах данной отрасли и возможных способах их реализации. А так же – опыт, позволяющий говорить на одном языке с адептами этой отрасли.

Мы планируем закрыть основной функционал, выложить полноценную конфигурацию в открытый доступ и попробовать зарабатывать на внедрениях и поддержке клиентов.

Для интернет-проектов мы наработали собственную большую SEO инфраструктуру.

Мы активно ищем и рассматриваем все проекты, способные принести хорошую прибыль. Мы минимизируем риски, берясь только за проекты с гарантированной прибылью. Мы не работаем с предложениями об «откатах», однако охотно принимаем предложения на условиях партнерства, когда компаньон разделяет с нами риски на каждом этапе проекта.

Мы стали подросшими детьми, которые ещё пишут письма венчурному Деду Морозу, однако относительно происхождения подарков под ёлкой иллюзий уже не строят.

4. Просто партнеры


Большая часть людей, совместно с которыми мы создаем новый бизнес, не имеет опыта предпринимательской деятельности и не желает учиться ведению бизнеса в суровых российских реалиях.
Когда дело не идёт о миллионе долларов – общаться с людьми очень просто. Бизнес в рамках наших проектов прост и прозрачен. Чаще всего, участие наших партнеров не заканчивается одной идеей. Они строят бизнес «для себя» — мы будем выходить из проектов через 3 года после их создания.

Кстати – многие из партнеров лелеют свои проекты, те самые – «на миллион». И ждут ТЕХ САМЫХ инвесторов с большими деньгами.

5. Вывод


Торопитесь жить. «Миллионные» идеи — это прекрасная сказка, берегите её от чужих ушей.
И — не упускайте каждодневные скромные возможности.
Tags:
Hubs:
Total votes 24: ↑13 and ↓11+2
Comments11

Articles