Предисловие

В последнее время в информационном поле мне всё чаще попадается информация о заблуждениях в сфере налогового контроля, и по большей части эти заблуждения исходят от людей, которые называют себя специалистами или экспертами. Таким образом формируется в корне неверное представление о том, чем на самом деле занимается служба и как она осуществляет свой контроль. Вы наверняка видели подобные заголовки: «эксперты предупреждают», «юристы советуют» - смотреть и читать это уже просто больно.

Поэтому на правах бывшего сотрудника ФНС, прошедшего три контрольных отдела - предпроверочный анализ, контрольно-аналитический отдел и отдел выездных проверок, я решил подготовить статью с разбором самых популярных мифов, которые встречались мне за последнее время.

Если в этой статье я разберу не все популярные мифы, и вы слышали что-то ещё, что на ваш взгляд не похоже на правду - пишите в комментариях, или в личные сообщения. Я добавлю это к разбору в следующей статье.

Миф №1. Налоговая следит за соцсетями и доначисляет налоги «по образу жизни»

Вы наверняка могли увидеть в конце прошлого года новость, что за фотографию новогоднего стола можно получить налоговую проверку. Сюда же можно отнести и про фотографии с роскошным образом жизни, поездками за границу, и прочими атрибутами «зажиточности», которые не соотносятся с официальными доходами. Это миф из той же категории, что и «ФНС смотрит банковские карты в реальном времени».

Реальность устроена менее драматично. ФНС это фискальный орган, а не спецслужба. Социальные сети не являются источником автоматической аналитики для доначислений. Никто не будет смотреть фотографии с отпуска и пытаться рассчитать НДФЛ по стоимости отеля или автомобиля на фоне снимка. Таких механизмов в системе просто нет.

Однако важно понимать другой нюанс: соцсети могут стать доказательством, если дело уже открыто. То есть если контроль запущен по другим основаниям, опубликованные добровольно данные могут использоваться как поддерживающие доказательства нереальности операции или недостоверности отдельных сведений (и вот это действительно может и будет использоваться, в том числе в моей практике такой было и не раз). Но это этап доказывания, а не первичного поиска и анализа.

Миф №2. ФНС следит за всеми банковскими переводами физлиц в реальном времени

Это один из самых живучих и популярных мифов. Его регулярно повторяют в виде «страшилок». Перевод на карту за аренду или покупку какой-то безделушки может привести к штрафу и доначислению НДФЛ...Звучит страшно? Да! Но в реальности все совершенно иначе.

Доступ к банковским счетам физлиц это никогда не «мониторинг в реальном времени». Это процедура, требующая основания и формализованного запроса с согласованием руководства. Получение выписок это следствие уже начатой работы по налогоплательщику, а не сама причина её начала. Налоговая не сидит и не смотрит трансляцию платёжек физиков.

Чтобы дать ощущение масштаба: за 12 лет работы в ФНС я видел ситуацию, когда налоговая запрашивала выписки по физлицам, буквально 2-3 раза. И почти всегда это происходило в рамках работы по группам компаний или уже готовым материалам. Рассматривать массово платежи физических лиц никому не интересно это просто нерентабельно для системы. И кстати даже по тем случаям, что встречались в моей работе в ФНС все закончилось совсем не так, что бы гладко. Вменить физ. лицу доходы по карте довольно тяжелая затея.

Миф №3. «Если я плачу налоги, то я в безопасности и меня не проверят»

Здесь важно объяснить, что люди подразумевают под словом «плачу». Для большинства это означает факт платежа. Однако для налоговой значение имеет не сам факт, а масштаб и соотношение налоговой нагрузки к виду деятельности.

Существует большое количество технических звеньев - компаний, которые зарегистрированы не для ведения реальной деятельности, а для формирования цепочки, получения вычетов или транзита средств. Эти компании платят налоги. Но налоговая нагрузка там може�� быть на уровне 0,5-1%, и система даже не воспринимает их как объекты для проверки. То есть такие компании рассматриваются только для оценки налоговых вычетов с покупателями (заказчиками), которые действительно платят налоги и имеют значительно более высокую налоговую нагрузку.

Если взять две организации, одна имеет нагрузку 1%, а другая например 10%, то проверять (скорее всего) будут именно вторую. Потому что первая представляет собой «расходный материал схемы», а вторая реальную хозяйственную деятельность, где есть экономический субъект, на котором держится результат.

Есть такое расхожее утверждение, что проверяют тех кто платит и от части это действительно так. Раньше, 10 лет назад, когда я только пришел в «систему» мы действительно проверяли по большей части тех, на кого уже выходили. На те организации, в которых были уверены, что они осуществляют реальную деятельность, не являются «техническими» компаниями, и не пойдут на банкротство.

Поэтому безопасность это не про «плачу налоги», а про «не допускаю схемы».

Миф №4. «ИП на УСН и упрощенцы вообще никому не интересны»

Этот миф долгое время был объективно правдой. До примерно середины 2025 года упрощенцы действительно находились в самой низкой зоне риска. Камеральные проверки по ним были формальными. Если не было данных из внешних источников, что доход занижен, то такие ИП могли работать годами и не попадать в поле зрения ФНС.

Ситуация изменилась за один год практически полностью.

После снижения порогов по УСН и ужесточения режима без НДС, упрощенка стала объектом повышенного внимания со стороны органов и примерно с середины 2025 углубленные проверки упрощенки стали проводится гораздо жёстче и чаще. И это логичное развитие контроля со стороны государства, учитывая тот огромный пласт упрощенцев, которые в ближайшие 3 года (снижения лимитов для работы без НДС) перейдут в разряд плательщиков нового для себя налога НДС (если конечно не закроются раньше, что весьма вероятно).

В прошлом году на правовом налоговом форуме назывались данные, что 97% от общего числа упрощенцев это компании и ИП с доходами до 60 млн. руб. в год - и теперь все они объект пристального контроля налоговиков.

Миф №5. «На письма налоговой можно не отвечать - ничего не будет»

Это часто советуют друг другу в малом бизнесе. «Если это камеральная проверка или требование направленно вне рамок проверки то можно игнорировать». Или: «Если ничего критичного нет то не отвечай, отстанут сами».

В реальности письма это можно сказать часть расчёта рисков по хозяйственной цепочке. Если организация не отвечает на требования, то:

  1. Компанию могут признать техническим звеном и тогда могут пострадать контрагенты (отказ в вычетах по НДС), которые вряд ли будут рады такому развитию событий.

  2. Если это реальная компания, и есть признаки налоговых рисков - будут назначены контрольно-аналитические мероприятия. И в зависимости от суммы рисков могут быть приглашены «помощники из других ведомств», которых молчание не устроит.

  3. Если по результатам анализа с учетом оказываемого противодействия (а не представление ответов на требования это противодействие) есть достаточная для проверки сумма риска то будет сформирован материал на выездную проверку.

Налоговая никогда не действует линейно: письмо и затем штраф. Всегда есть аналитический этап (предпроверочный анализ), для которого отсутствия ответа на запрос просто еще один маркер в копилку материалов для налоговой проверки.

Резюме

Налоговая служба это (пока ещё) не спецслужба с доступом к каждому кошельку и камере в стране. Это прежде всего бюрократический механизм, работающий в рамках регламентов, процедур и закона. В этой статье я постарался немного приоткрыть завесу тайны над отдельными элементами налогового контроля, о которых многие могут не знать.

Если вам близка подобная тематика - налоги, контроль, экономика, схемы и логика ФНС - я пишу об этом в своем телеграм-канале «Налоговый Инсайдер».