17 сентября 2019 года Саровский городской суд Нижегородской области оштрафовал на 450 тыс. руб. сотрудника Российского федерального ядерного центра (РФЯЦ-ВНИИЭФ) за майнинг криптовалюты на служебном суперкомпьютере. В ближайшее время суд рассмотрит дела двух его коллег (см. скриншот выше). Все они закончили университеты с красными дипломами и были ведущими специалистами на своих научных кафедрах.
Адвокат одного из обвиняемых Алексей Королёв рассказал, что инженеры до последнего момента надеялись, что их не обнаружат: «Они несколько месяцев готовились, изучали способы добычи криптовалюты. Смотрели, соответствует ли компьютер необходимым мощностям, а также разработали собственную программу, чтобы оставаться незамеченными. В компьютере в диспетчере задач всегда отражается, куда и когда заходил пользователь. Они разработали программу, которая не отображала в диспетчере задач эту информацию. Думали, что так их не сможет никто вычислить, ведь они профессионалы в области программирования», — рассказал адвокат.
«В Саровский городской суд переданы два уголовных дела в отношении сотрудников ядерного центра Рыбкина и Шатохина. Дата рассмотрения дел пока не назначена. В отношении ещё одного сотрудника, Байкова, дело уже рассмотрено, ему назначен штраф 450 тысяч рублей. Приговор пока не вступил в законную силу», — сказали в суде.
Сколько намайнили программисты на суперкомпьютере ядерного центра — не сообщается. В приговоре Денису Байкову также ничего не сказано о конфискации добытых монет.
Троих сотрудников ядерного центра задержали спецслужбы в феврале 2018 года. Благодаря грамотной маскировке серверной активности управление собственной безопасности ФСБ не сразу обнаружило майнеры, так что инженерам удалось намайнить некоторый объём криптовалюты.
«Я не могу сказать, какие оперативные мероприятия проводились, чтобы их обнаружить, потому что некоторые из них до сих пор засекречены. Следователи говорили во время следствия, что дело находится на контроле у администрации президента и якобы даже Путину об этом докладывали. Но одно могу сказать точно: задержали их не в первый день, когда они начали майнить, — пояснил адвокат. Он добавил, что сразу после задержания майнеры признали вину и дали показания. — Вначале суд избрал им меру пресечения в виде заключения под стражу, но позднее её заменили на подписку о невыезде с учётом того, что они дали признательные показания. Конечно, они сожалеют о том, что сделали. Но, думаю, пошли они на это из профессионального интереса, а не с целью наживы».
Если майнинг осуществлялся из профессионального интереса, а не с целью наживы, то это безусловно станет смягчающим обстоятельством.
Нужно сказать, что обвиняемые действительно являются компетентными специалистами. Например, Андрей Шатохин в 2009 году в качестве начальника научно-исследовательской лаборатории Института теоретической и математической физики проводил презентацию нового суперкомпьютера на заседании комиссии по модернизации в Сарове.
По словам адвоката, обвиняемые окончили вузы с красными дипломами, были на хорошем счету во ВНИИЭФ. Одному из них лично пожимал руку президент России Владимир Путин, когда приезжал в Саров в 2014 году: «Из-за сделанного они лишились должностей в госкорпорации. Конечно, их зарплата была выше среднего по меркам города, но не думаю, что сейчас они получают меньше. Мой подзащитный занимается муниципальными государственными контрактами по закупкам. То есть зарабатывает на тендерах по обеспечению компьютерными технологиями государственных корпораций, к которым относится тот же ВНИИЭФ», — сказал адвокат с расчётом на то, что суд всё-таки отвергнет корыстные мотивы инженера.
Представители института заявили, что деятельность обвиняемых не принесла ущерба: «Благодаря совместной работе с органами безопасности данная деятельность была своевременно пресечена. Горе-майнеры задержаны компетентными органами. Насколько нам известно, в их отношении возбуждено уголовное дело. Обращаем внимание, что подобные попытки в последнее время были зарегистрированы в целом ряде крупных компаний, имеющих большие вычислительные мощности. На наших предприятиях они будут жёстко пресекаться, это технически бесперспективное и уголовно наказуемое занятие», — сообщила пресс-служба ядерного центра.
Андей Рыбкин и Андрей Шатохин обвиняются по статья 272 УК РФ («Неправомерный доступ к компьютерной информации»), ст. 273 УК РФ («Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ»), а также ст. 274 УК РФ («Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей»). Вышеупомянутому Денису Байкову вынесен приговор только по статьям 272 и 274.
Российский федеральный ядерный центр в Сарове
Российский федеральный ядерный центр в Сарове — крупнейший в стране научно-исследовательский институт, решающий сложные задачи оборонного, научного и народнохозяйственного значения. Основанный в 1946 году институт внёс определяющий вклад в создание ядерного и термоядерного оружия в СССР. Здесь были разработаны первые отечественные атомная и водородная бомбы.
«Главная задача ядерного центра сегодня — обеспечение и поддержание надёжности и безопасности ядерного оружия России, — сказано на официальном сайте. — РФЯЦ-ВНИИЭФ обладает мощной расчётной, экспериментальной, испытательной, технологической и производственной базой, что позволяет оперативно и качественно решать возлагаемые на него задачи».
Суперкомпьютер мощностью 1 петафлопс в Саровском ядерном центре прошёл приемочные испытания и официально введен в эксплуатацию 9 марта 2011 года. На тот момент он занял 12-е место в мировом рейтинге самых мощных суперкомпьютеров топ-500.
Технические детали системы не разглашались. По информации источника в «Росатоме», суперкомпьютер построен на базе процессоров с микроархитектурой x86, графические ускорители в нём не используются. Известно также, что в системе используется только воздушное охлаждение.
Иллюстрация к патенту на систему охлаждения массивно-параллельных вычислительных систем, выданного Саровскому ядерному центру в 2018 году
В планах учёных было постепенное увеличение вычислительных мощностей в десять раз каждые три года с выходом на 1 экзафлопс к 2020 году. Судя по всему, эти планы не воплотились в жизнь, потому что технические характеристики суперкомпьютера за последние восемь лет не изменились.