Все, что было описано в первой части статьи относится к моим личным причинам ухода из ангельского инвестирования. Они могут оказаться вескими для вас или наоборот. В любом случае, вам НЕ СТОИТ заниматься ангельским инвестированием. Вот почему:

  1. Экономика ангел-инвестирования работает против всех, кроме горстки избранных
  2. Структура ангел-инвестирования работает против всех, кроме горстки избранных

1. Экономика ангельского инвестирования работает против всех, кроме горстки избранных


Если вы не понимаете этой фразы, то вы НИКОГДА НЕ ДОЛЖНЫ ВКЛАДЫВАТЬ ДЕНЬГИ В СТАРТАП, если это только не деньги, которые вы согласны сжечь или выбросить из окна, потому что это именно то, что вы делаете, вкладывая их в молодую компанию.

Питер Тиль (Peter Thiel) дает длинное объяснение экспоненциальному закону (или распределение Парето), но у Сэма Альтмана (Sam Altman) это получается проще и быстрее:
«Все утверждают, что понимают экспоненциальный закон в ангел-инвестировании, но лишь некоторые люди им пользуются. Я думаю, что причиной тому трудность в представлении различия между доходом 3x и 300x (или 3000x). Часто вы заработаете больше денег, инвестировав в один наилучший проект, чем со всех остальных вместе взятых. Следствием этого является то, что на реальный риск этой инвестиции не обращают внима��ия».

Он продолжает, объясняя детали:
«Не пытайтесь найти хорошие сделки, с участием потенциально прибыльных компаний, в надежде на то, что их стоимость возрастет до 20-30 млн, и вы сможете затем перепродать акции по высшей цене. Не делайте этого, потому что слишком много вещей может пойти наперекосяк. И если вы посмотрите на людей, которые были действительно успешными ангел-инвесторами, то увидите, что они делали ставку на учредителей и идеи, которые по их убеждениям имели огромный потенциал, а затем нередко с готовностью теряли свои деньги».

Это означает две очень конкретные вещи. Единственный способ быть по-настоящему успешным инвестором – это:

1. Инвестировать в тонну стартапов, хладнокровно наблюдать за тем, как большинство из них прогорят.

и

2. Иметь достаточно денег как для первоначальных инвестиций, так и для последующих серьезных раундов инвестирования (по меньшей мере, если мы говорим о пропорциональном финансировании).

Вам кажется это понятным, но скорее всего вы заблуждаетесь. Пол Грэм объясняет:
«В стартапах степень успеха больших победителей оценивается тем, насколько колебание цены превзошло первоначальные ожидания. Я не знаю, эти ожидания подсознательны или основаны на знаниях, но, в любом случае, мы просто не готовы к тысячекратному росту капиталовложений в стартап».

Проект Y Combinator хорошо это понимает, поэтому они и разработали свою программу таким образом, чтобы искать потенциально сверхуспешные компании, и явно подбирают их, не базируясь на высокой вероятности успеха на нижнем уровне, а на том, у кого есть потенциал стать одним их мега-победителей. Это означает, что они уменьшают процент всех своих успехов ради повышения процента тех проектов, с которых инвесторы получают крупную прибыль в короткие сроки.



Ладно, допустим, что вы действительно хорошо понимаете экспоненциальный закон, и у вас есть тонна денег, поэтому вы хотели бы пятизначную сумму инвестировать в 100 компаний, чтобы наверняка попасть на тот проект, который повторит успех Uber и обеспечит вам крупную прибыль. Ну что ж, поздравляю – это лишь начальная ставка, с которой вы входите в игру. Вам еще предстоит встретиться с главной проблемой.

2. Структура ангел-инвестирования работает против всех, кроме горстки избранных


Проблема в том, что в течение года в лучшем случае формируется только несколько проектов, которые приносят действительно крупную прибыль инвесторам. Вы думаете, что можете предугадать, какие именно проекты из тысяч ежегодно запускаемых стартапов станут по-настоящему успешными?

Много людей так думают. Практически все ошибаются.

Но наиболее запутанной частью бизнес-ангельского инвестирования является то, что даже если вы внимательно выбрали победителей и имеете определенную уверенность в успехе, возможно вы все-таки понесете поражение.

Почему? Вероятно, потому что вы просто не можете пробиться в ряды победителей.

Это происходит из-за того, что лучшие компании выявляются на ранних стадиях (по крайней мере, в Кремниевой долине) и, как результат, множество людей хотят в них инвестировать. И даже для того, чтобы иметь возможность выложить свои деньги, вы должны иметь доступ к проектам, что означает только одно:

Практически всегда вам нужно иметь социальные связи, которые вам помогут инвестировать в компании на очень ранних стадиях.

Для того, чтобы вы имели предельно ясное представление об этом, скажу лишь, что все мои классные сделки я заполучил благодаря моим связям.. Только поэтому. И ни по какой другой причине. Это (в основном) можно сказать и обо всех других инвесторах. Вы побеждаете благодаря своим связям.

А это значит, что по-настоящему успешными в бизнес-ангельском инвестировании могут быть только люди определенного типа. Вот некоторые примеры тех типов людей, которые неизменно получают прибыль (и крупную прибыль) от ангельского инвестирования:
  • Пейдж Крэйг (Paige Craig)
  • Крис Сачча (Chris Sacca)
  • Элизабет Краус (Elizabeth Kraus)
  • Кевин Коллеран (Kevin Colleran)
  • Шервин Пишвар (Shervin Pishevar)
  • Гари Вайнерчук (Gary Vaynerchuk)
  • Скотт и Циан Баннистер (Scott & Cyan Bannister)

Что отличает их от всех остальных?

  1. У них безукоризненная репутация (создаваемая по протяжении 10 лет или даже более) великих людей, которые напряженно работают для тех компаний, в которые инвестировали.
  2. У них есть потрясающая сеть прочных связей в соответствующих областях, связанных со стартапами, которая создавалась путем оказания тысяч услуг другим людям (или благодаря знакомствам с бывшими учредителями или сотрудниками высокотехнологичных компаний).
  3. У них столько денег, что они могут удвоить и утроить свои вклады в избранные компании и затем 10 лет дожидаться от них прибыли.
  4. И еще одна ключевая вещь, которую я не учел: они являются влиятельными лицами в обществе и поэтому могут не бояться, что их затопчут венчурные инвесторы и в прямом смысле вытурят из инвестиций. Да, представьте себе, что даже крупным игрокам приходится об этом волноваться.

Вы обладаете всем этим? Учтите, что у ваших конкурентов все это уже есть в наличии.



Серьезно, прочтите хотя бы этот пост о том, что Крис Сачча делает для своих компаний. Или почитайте о всех тех вещах, которые сделал Пейдж Крэйг только для того, чтобы попасть в самый первый раунд инвестирования AirBnb. Пейдж делает это для дюжин компаний, и именно поэтому он является очень популярным ангелом, которого хотят заполучить наилучшие компании. (Для полноты повествования стоит добавить, что я неплохо знаю Пейджа. Он помогал мне так много раз, я мог бы спокойно написать ему письмо с признаниями в любви).

Возможно вам не удастся делать все то, что эти инвесторы. Если же вы могли бы потягаться в этом с ними, то, возможно, вы правы, и бизнес-ангельское инвестирование – для вас. Но подумайте о том, что тысячи людей читали то же самое, что и вы, и сейчас они проходят специальные обучающие курсы по особенностям инвестирования.

Вы не одиноки в своих стремлениях, и вы остаетесь далеко позади. Сейчас становится все тяжелее построить необходимую сеть связей и получить необходимые знания, и все больший и больший капитал преследует редеющую горстку способных предпринимателей.
Если честно, раз мы уже заговорили о модных трендах в современном мире (см. первую часть перевода – прим. переводчика), то, мне кажется, что настоящий бум следует искать в растущем количестве инвесторов.

Бьюсь об заклад, что вы видели пост, который опубликовал генеральный директор AirBnb Брайан Чески (Brian Chesky) некоторое время тому назад. В нем он обнародовал семь писем с отказами, которые он получил, собирая первые инвестиции для проекта. Несколько человек переслали мне эту ссылку со словами «Эх, мне следовало знать, что эта компания взлетит, стоило вложить в них деньги». Возможно.

Но вы ведь не знаете всей истории: эти письма были отправлены только горстке людей, которые были уже авторитетными ангелами/венчурными инвесторами. Они не были разосланы широкому кругу людей. Лучшие компании этого никогда и не делают. И если вы не можете быть тем типом человека, которому Брайан Чески отправил бы письмо, то возможно вам не стоит быть ангел-инвестором.

Именно поэтому я советую вам не заниматься ангельским инвестированием. Вся его структура и экономика работает не на руку инвесторам. Выгоду получают лишь те люди, которые, подобно Лиаму Нисону в «Заложнице», обладают «уникальным набором умений» и делают инвестирование своим главным приоритетом, на котором они все время сосредоточены.

Если вы все-таки решились на инвестирование, как сделать все правильно?


Лучший способ инвестировать в стартапы – стать «ограниченным партнером» (LP) в венчурном фонде, которым управляет тот, кому это по силам. Вы платите 2% комиссионных и 20% от выручки. И за это вы покупаете все эти умения и связи. И исключительно этим я сейчас и занимаюсь (вероятно, те фонды, в которые я инвестировал, принесут мне наибольшую прибыль)

Но это тоже опасно. Почему? Потому что большинство венчурных фондов теряют деньги.

Вам нужно знать тех, с кем вы инвестируете, и затем надеяться, что вы выбрали хороший фонд. И для того, чтобы это сделать, вам нужны связи, благодаря которым вы сможете попасть в лучшие фонды, потому что они могут выбирать своих «ограниченных партнеров»… и теперь вы возвращаетесь к той же проблеме со связями, о которой я уже рассказал выше.

Существует ли другой способ инвестирования в стартапы, который позволяет избежать большинства из этих проблем?

В настоящий момент я вижу только один способ для обычного смертного получить надежный и (относительно) безопасный доступ к инвесторским сделкам высокого уровня:

Используйте синдикаты AngelList.

Это самый безопасный и заслуживающий доверия способ на короткое время, позволяющий инвесторам получить серьезные сделки без связей. AngelList делает поразительную работу в сфере ангел-инвестирования, и при этом он не получает той огласки, которой заслуживает. У этого проекта есть огромный потенциал, который способен изменить к лучшему мир инвестирования в стартапы.

Большинство бизнес-ангелов, которых я упомянул выше, используют синдикаты. Еще больше имен вы можете найти здесь. Тим Феррис (Tim Ferriss) и Навал Равикант (Naval Ravikant) также представляют хорошие синдикаты, в которые стоит вступать. Нет-нет, я ничего не получу, если вы присоединитесь к их проектам. И да – у меня тоже есть синдикат, и я не подал не него ссылку, потому что никогда им не пользовался, и вам не советую в него вступать.



Если вы хотите вложить капитал в ангельское инвестирование, то, скорее всего, это и будет для вас самым лучшим вариантом. Но вам стоит ВНИМАТЕЛЬНО читать об этом перед тем, как вкладывать деньги. Здесь есть реальный риск.

Как насчет краудфандинга с распределением акционерной доли капитала?


Раньше я думал, что подобный вид краудфандинга – это здорово. Я был ярым сторонником этого. И я до сих пор думаю, что это будет здорово… когда-нибудь.

Но на данный момент я считаю это плохой затеей и рекомендую большинству избегать подобного вида привлечения финансовых средств.

Этому есть немало причин. Я бы мог рассказать вам историю о том, как меня кинули на том, что должно было стать потрясающей продажей инвестиций, потому что платформа не смогла нормально установить адекват��ое предпочтение ликвидности.

Но мне кажется, что этот «шторм твитов» (и история) от Джейсона Калаканиса (Jason Calacanis) могут послужить прекрасным кратким изложением причин, по которым эффективная реализация краудфандинга с распределением акционерной доли капитала сейчас весьма проблематична:



То, что он описывает, – это типичная схема биржевого мошенничества Pump & Dump (согласно которой инсайдеры раскручивают определенную акцию, распространяя ложные слухи в надежде сделать быструю прибыль – прим. переводчика), и в ближайшем будущем мы увидим огромное количество аферистов и обманутых людей в сфере такого вида краудфандинга.

Печальная правда заключается в том, что люди УЖЕ попадаются на крючок мошенникам в краудфандинге с распределением акционерной доли капитала, и они даже не осознают этого. А вы не слышите об этом, потому что НИКТО НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАН раскрывать всю правду.

Почему?

Потому, что все делают деньги – все, кроме небольших инвесторов, которые используют краудфандинговые платформы.

Лично я в настоящее время обходил бы десятой дорогой ВСЕ модели, использующие подобную схему вознаграждений. Пусть другие рискуют, теряют, психуют, и в конце концов равновесие системы будет найдено. Когда-нибудь краудфандинг с распределением акционерной доли капитала будет замечательным и стоящим капиталовложений. Но не сейчас.

Вывод: Для того чтобы заработать, не занимайтесь ангельским инвестированием, а вместо этого стройте свои компании.

Я заработал на ангел-инвестировании. Не так уж много. И у меня была тонна преимуществ, которых вы, возможно, не имеете. И я с уверенностью оставляю эту нишу, потому что знаю, что очень многие успехи были чистой удачей.

Если вы хотите инвестировать в стартапы, то выбирайте синдикаты из AngelList.

Если вы всерьез хотите стать бизнес-ангелом, то будьте готовы напряженно работать, выкладываясь на 100%, и посвящать этому все свое время, иначе вы обрекаете себя на провал.

Для большинства людей было бы лучше потратить свое время и деньги на обучение новым навыкам и создание своей собственной компании. А еще лучше – присоединиться к замечательной компании на ранней стадии развития и помочь им в этом путешествии в жестокий мир бизнеса: это и безопаснее, и все еще дает вам возможность заработать тонну денег.

Лучшие возможности для большинства людей заключаются в создании, а не инвестировании. Кевин Келли (Kevin Kelly) очень удачно описал это, сказав, что мы на заре невероятных изменений, и большинство из лучших идей еще будут придуманы.

Найдите свою идею и воплотите ее в жизнь, как это делаю я.

Об авторе: Такер Макс (Tucker Max), генеральный директор Book In A Box и самый успешный автор New York Times.