Pull to refresh

Начинаем работу Python + Qt5 + QML урок №1

Reading time3 min
Views52K

Всем привет. Сегодня познакомимся с QML. Узнаем что это такое и с чем его едят. Создадим небольшое приложение с использованием данной технологии.



Небольшое отступление:


QML (Qt Meta Language) — декларативный язык программирования, основанный на JavaScript, предназначенный для создания дизайна приложений. Является частью Qt Quick, среды разработки пользовательского интерфейса, которая поставляется вместе с Qt.


В качестве примера декларативных языков можно привести SQL и HTML. Подробнее о QML можете почитать здесь: документация.


Начнем, пожалуй, с самого простого: создания окна. Создаем два файла base.qml и test.py следующего содержания:


base.qml


import QtQuick 2.0

Rectangle {
    //задаем свойства нашему прямоугольнику
    id:green_rectangle
    width: 250; height: 250
    //цвет нашего прямоугольника
    color:"green"
    //аналогично свойству border-radius
    radius: 7
}

test.py


import sys
# Класс QUrl предоставляет удобный интерфейс для работы с Urls
from PyQt5.QtCore import QUrl
from PyQt5.QtWidgets import QApplication, QWidget
# Класс QQuickView предоставляет возможность отображать QML файлы.
from PyQt5.QtQuick import QQuickView

if __name__ == '__main__':

    app = QApplication(sys.argv)
    # Объект QQuickView, в который грузится UI для отображения
    view = QQuickView()
    view.setSource(QUrl('base.qml'))
    view.show()
    app.exec_()
    sys.exit()

Код файла test.py должен быть вам полностью понятен, но если все же он вызывает у вас трудности, рекомендую пройти курс по PyQt5 здесь: https://pythonworld.ru/gui/pyqt5-firstprograms.html


Собственно это и есть простейший пример работы с qml, на выходе мы получим окно, размером 250X250 залитое зеленым цветом:



В QML, основным видимым элементом является элемент Rectangle. Элемент Rectangle имеет свойства для управления внешним видом и местоположением элемента, которые мы можем ему задавать, например, такие:


id: (уникальный идентификационный номер, нужен для обращения к объекту)
x: y: (отступы от родителя в px)
width: height: (ширина и высота)
color: (цвет заливки)
border.color: (цвет границы)
border.width: (ширина границы)
radius: (аналогично border-radius)

Другие свойства мы рассмотрим чуть позже.


Немного усложним задачу: создадим окно в котором будет прямоугольник с надписью: "Hello World":


Rectangle {
    id:rec_main
    width: 300; height: 300
    color:"#fff"
    radius: 7

    Rectangle {
        id:rec_green
        width: 150; height: 150
        color:"green"
        radius: 7
        border.color: "#0000FF"
        border.width: 5
        anchors.verticalCenter: parent.verticalCenter
        anchors.horizontalCenter: parent.horizontalCenter

        Text {
            id: helloText
            text: "Hello world!"
            anchors.verticalCenter: parent.verticalCenter
            anchors.horizontalCenter: parent.horizontalCenter
            font.pointSize: 10; font.bold: true
        }
    }
}

Теперь мы получим такой результат:



Здесь мы центрируем по вертикали и горизонтали наш объект относительно родителя anchors.verticalCenter: parent.verticalCenter,anchors.horizontalCenter: parent.horizontalCenter. Parent позволяет обратится к родителю, в нашем случае родителем объекта Text является Rectangle с id:rec_green.


В общем теперь вы должны понять, что интерфейс на QML строится на иерархии объектов. В нашем случае это выглядит так:



Сделали прямоугольник с надписью. Хм… Пока это мало напоминает полезный интерфейс, давайте добавим кнопку по клике на которую в консоль будет выводится надпись: "Hey Programmer".
Немного изменим код, теперь он будет выглядеть так:


import QtQuick 2.0

Rectangle {
    id:rec_white
    width: 300
    height: 300

    Rectangle {
        id:btn_green
        width: 80
        height: 40
        color:"green"
        radius: 7
        border.color: "#0000FF"
        border.width: 1
        anchors.verticalCenter: parent.verticalCenter
        anchors.horizontalCenter: parent.horizontalCenter

        Text {
            id: btn_green_label
            text: "Click me"
            anchors.horizontalCenter: parent.horizontalCenter
            anchors.verticalCenter: parent.verticalCenter
        }
        MouseArea {
            anchors.fill: parent
            onClicked: {
                console.log("Hey Programmer");
            }
        }

        }

}

В итоге получаем:



Здесь мы добавляем объект MouseArea, позволяющий работать с мышью.
anchors.fill: parent — говорим, что вся область родителя будет задействована.
onClicked — событие нажатия на кнопку. В нашем случае, вызывается функция, выводящая в консоль: 'Hey Programmer'.


На этом, пожалуй, сегодня и закончим. В следующих статьях разберем qml более подробно.


Пока вы, возможно, не видите преимуществ использования qml, но когда мы познакомимся с этим замечательным инструментом подробнее, вы поймете какой он удобный и функциональный.


Спасибо за внимание. Если у вас остались вопросы задавайте их в комментариях. Надеюсь статья была вам полезна.

Tags:
Hubs:
Total votes 12: ↑10 and ↓2+8
Comments14

Articles