Комментарии 75
Ничего нового.
Описание "роботов апокалипсиса" напоминает сценарий какого-то боевика. Кто-что скажет об этой книге, стоит читать?
Азимов один из моих любимых писателей: про роботов писал уже тогда лучше чем многие сейчас. Думаю что в список можно смело добавить все произведения из цикла "Галактическая история".
Описание "роботов апокалипсиса" напоминает сценарий какого-то боевика. Кто-что скажет об этой книге, стоит читать?
Азимов один из моих любимых писателей: про роботов писал уже тогда лучше чем многие сейчас. Думаю что в список можно смело добавить все произведения из цикла "Галактическая история".
А Шекли ожигал тогда про «тогда» о том, что происходит сейчас. Тут и Оруэл отдыхает.
Айзимов был романтиком, а Шекли скептиком.
И кто из них прав?
Айзимов был романтиком, а Шекли скептиком.
И кто из них прав?
Все неправы. К сожалению, даже у наилучших писателей банальный повтор Железного Дровосека. Разве что у Стругацких проскальзывает, что новый разум имеет новые интересы, и человечество для него представляет интерес, как у человечества к гориллам. И война с новым разумом так же невероятна и смешна, как война человека с гориллами.
Азимов тоже отжигал будь здоров. Недавно с большим удовольствием познакомился с Роботами Утренней Зари. В частности, весьма пришлась по вкусу вторая книга ("Обнажённое Солнце"), где действие происходит, по сути, на планете хикикомори. Интересные описания культуры, где люди предпочитают напрямую общаться только с послушными роботами, а не с людьми. Отличный пример предугадывания современных тенденций...
А по-моему, это тычок пальцем в небо. Хикки — это весьма специфическая субкультура возникшая в условиях экстремального перенаселения в качестве ответа на это самое перенаселение. Как подобное могло бы возникнуть на планете с населением меньше миллиона? У Азимова совсем другая мотивация, которая часто встречается у фантастов — по их мнению люди будущего будут менее свободны от предрассудков и неврозов, что выражается в стремлении носить вычурную одежду, соблюдать неестественные и сложные правила общения и т.д. Тогда как в реальном наступившем "будущем" все ровно наоборот — отрицание авторитетов, нигилизм, безразличие и нравственная автономия.
возникшая в условиях экстремального перенаселения
по-моему, это далеко не определяющий фактор )
большую роль играют современный технологический уровень, позволяющий свести к минимуму непосредственную коммуникацию между людьми
плюс подстраивание машин под людей. То, благодаря чему популярны стали "Чобиты", Азимов описал намного раньше...
"Ты совершил огромный эволюционный прыжок, отказавшись от человеческого общения и сформировав романтические отношения с бездушной машиной" )
"Не выходи из комнаты, не совершай ошибку..."
Технологический уровень — это средство, а не причина. В нормальных условиях у людей возникает потребность в личной коммуникации с себе подобными, а не отторжение. А вот при перенаселении люди напротив, стараются игнорировать друг друга. Для мегаполиса обычна ситуация, когда соседи по этажу не знают имен друг друга, хотя прожили рядом десяток лет.
Технологический уровень — это средство, а не причина. В нормальных условиях у людей возникает потребность в личной коммуникации с себе подобными, а не отторжение. А вот при перенаселении люди напротив, стараются игнорировать друг друга. Для мегаполиса обычна ситуация, когда соседи по этажу не знают имен друг друга, хотя прожили рядом десяток лет.
Описание «роботов апокалипсиса» напоминает сценарий какого-то боевика. Кто-что скажет об этой книге, стоит читать?
Боевик и есть. Стоит.
То, что Азимов писал про роботов лучше — не удивительно, ведь многие современные авторы оглядываются как раз на его творчество и три закона.
Мне кажется, что как раз эти три закона, три незыблемых правила, вокруг которых всё и крутится, и есть тот стержень, позволяющий держаться произведениям Азимова на такой высоте.
Мне кажется, что как раз эти три закона, три незыблемых правила, вокруг которых всё и крутится, и есть тот стержень, позволяющий держаться произведениям Азимова на такой высоте.
На ЛФ говорят, что не стоит. Рейтинг 6.8 fantlab.ru/work314650
Книга действительно не самая лучшая. Но мне в данную подборку книг хотелось добавить что-то из современного, и это лучшее из того, что я читал. Раньше разработчики ИИ(тогда многое, что было связано с компьютерами так называли) и фантасты были более романтическими и всерьез думали о скором создание искусственного разума. Поэтому и романы о роботах были соответствующими. А сейчас только и думают, что со временем компьютеры выйдут с под контроля, и в целях оптимизации уничтожат людей.
Так думают довольно давно, по крайней мере с первого Терминатора. Может даже ещё раньше.
Ливадный, «История Галактики». Там не только про ИИ, но некоторые книги из сериала посвящены именно ИИ.
Аркадий и Борис Стругацкие, «Далекая Радуга».
Ну еще вдогонку Иар Эльтеррус. Почти во всех книгах в сюжете активное участие принимает какой-нибудь ИИ. То же касается поздней Белецкой (совместно с Эльтеррусом). Чтиво специфическое, но, что называется, тема для списка заявлена.
Аркадий и Борис Стругацкие, «Далекая Радуга».
Ну еще вдогонку Иар Эльтеррус. Почти во всех книгах в сюжете активное участие принимает какой-нибудь ИИ. То же касается поздней Белецкой (совместно с Эльтеррусом). Чтиво специфическое, но, что называется, тема для списка заявлена.
Еще Емельянова, «Дети пространства». Там ИИ, созданный одним психом воюет с людьми.
Френк Херберт, «Дюна»
Френк Херберт, «Дюна»
Точнее Брайан Херберт, в смысле продолжение «Дюны», написанное сыном по материалам отца:
Батлерианский джихад
Крестовый поход против машин
Битва за Корин
Батлерианский джихад
Крестовый поход против машин
Битва за Корин
И только прочитав эти книги я понял, как мудр был Френк Герберт, что не стал их писать сам. Намёками и недомолвками это не выглядело таким бредовым. :)
Как ни странно, несмотря на значительную бредовость в некоторых аспектах, особенно ближе к концу серии книг, было читать легко и интересно.
Что-то в этом все-таки есть, особенно в том, что касаемо причин, побудивших ИИ на порабощение людей.
Что-то в этом все-таки есть, особенно в том, что касаемо причин, побудивших ИИ на порабощение людей.
У Френка о джихаде есть только отдельные намёки и читая оригинальные книги, я, если честно, вообще не считал, что джихад был войной в прямом смысле слова. Отрывки о машинах говорят скорее о том, что их использование лишало людей человечности, приучало думать, как машины и т.д. Т.е. джихад как бы был восстание луддитов, уничтоживших машины из-за тараканов в своих головах. Т.е. фанатики громили машин, которые не думали, не хотели и не могли отбиваться. Ну и тех людей, кто расставаться с машинами не хотел.
А тут мне буквальную войну подсунули. Со всеми тупыми штампами. Типа самоуверенных идиотов-кимеков, которые поручили машинам держать людей в рабстве, что те успешно и пытались делать, сомнительными вещами, типа концлагерей машин (привет "Терминатор: Генезис" :), заносчивого недоумка-Хольцмана и умненькой ассистентки, фанатиков, задавивших фабрично изготовляемых машин числом (числом, Карл!) и настолько неуклюжего приведения сюжета к "трусости" Харконена и бомбардировки Коррина, что это достойно третьего эпизода Звёздных войн. :)
В общем, в некоторых местах просто хотелось взять и спросить Брайана, это правда его отец так задумывал или тупо отсебятина? ;-)
А тут мне буквальную войну подсунули. Со всеми тупыми штампами. Типа самоуверенных идиотов-кимеков, которые поручили машинам держать людей в рабстве, что те успешно и пытались делать, сомнительными вещами, типа концлагерей машин (привет "Терминатор: Генезис" :), заносчивого недоумка-Хольцмана и умненькой ассистентки, фанатиков, задавивших фабрично изготовляемых машин числом (числом, Карл!) и настолько неуклюжего приведения сюжета к "трусости" Харконена и бомбардировки Коррина, что это достойно третьего эпизода Звёздных войн. :)
В общем, в некоторых местах просто хотелось взять и спросить Брайана, это правда его отец так задумывал или тупо отсебятина? ;-)
Это да, есть такая проблема. Но она как-то шла при чтении фоновым вопросом и не особо напрягала. Удавалось сконцентрироваться на более осмысленных моментах, которых, несмотря на все проблемы, немало.
Но до оригинальной «Дюны», конечно, далеко, это да.
> Типа самоуверенных идиотов-кимеков, которые поручили машинам держать людей в рабстве, что те успешно и пытались делать,
А что тут не так? Самоуверенных идиотов всегда хватало. Некоторым даже удавалось ненадолго до власти дорваться.
> фанатиков, задавивших фабрично изготовляемых машин числом (числом, Карл!)
Я этот момент разрешил для себя через допущение, что ИИ к этому моменту испытывал существенные проблемы с сырьем (какой-нибудь редкоземельный элемент в каком-нибудь ключевом блоке).
Допущение в книге не упоминаемое, но и не опровергаемое.
Но до оригинальной «Дюны», конечно, далеко, это да.
> Типа самоуверенных идиотов-кимеков, которые поручили машинам держать людей в рабстве, что те успешно и пытались делать,
А что тут не так? Самоуверенных идиотов всегда хватало. Некоторым даже удавалось ненадолго до власти дорваться.
> фанатиков, задавивших фабрично изготовляемых машин числом (числом, Карл!)
Я этот момент разрешил для себя через допущение, что ИИ к этому моменту испытывал существенные проблемы с сырьем (какой-нибудь редкоземельный элемент в каком-нибудь ключевом блоке).
Допущение в книге не упоминаемое, но и не опровергаемое.
А что тут не так? Самоуверенных идиотов всегда хватало.
Ну, у Френка Герберта такого не было. Там у власти или тот, кто может её удержать. Или недотёпа, которого пользуют в тёмную. Как Шаддама, которого водили за нос и Харконнены и Бене Джессерит и Тлейлаксу… И только он думал, что сам всех дурит. :)
«как мудр был Френк Герберт, что не стал их писать сам»
На мой взгляд, мудрость Герберта была не в этом. Проживи он дольше, возможно он и продолжил бы цикл Дюны, описанием временного отрезка батлерианского джихада. Но, уверен, из под его пера вышло бы совсем не то, что бы мы могли ожидать.
На протяжении всего цикла Герберт последовательно доносит мысль, что история — суть мифологема. Инструмент в чужих руках, работающий на достижение чужих целей. Всего-лишь через десяток лет после битвы за Арракис и гибели старшего герцога Лето, история Муад-Диба превратилась в религиозный миф. А спустя двадцать лет пожрала всех, кто пытался ее контролировать. А спустя еще время уже Бог-Император провозгласил: «Я научу вас ценить свободу» и последовательно отобрал у человечества все возможности контроллировать свою судьбу. В том числе отобрав и знания об истории.
Но даже на временном отрезке правления Шаддама, Герберт рисует чрезвычайно клерикализированное общество. И хоть никакой главенствующей религии в империи не присуствует, насаждаются целые комплексы верований, контролируемые фракциями, борющемися за власть. Одна программа спасения матерей Бене Джессерит чего стоит. Затрачены колоссальные ресурсы, чтобы создать и внедрить в сознание масс целую культуру верований, призванных в нужный момент сработать и принести пользу неизвестному члену ордена.
Вобщем был ли джихад или его стоило придумать? Был ли он таким каким его помнили потомки? Эти вопросы стали бессмысленны, когда Брайан Герберт неумело попытался подражать мастерству отца.
На мой взгляд, мудрость Герберта была не в этом. Проживи он дольше, возможно он и продолжил бы цикл Дюны, описанием временного отрезка батлерианского джихада. Но, уверен, из под его пера вышло бы совсем не то, что бы мы могли ожидать.
На протяжении всего цикла Герберт последовательно доносит мысль, что история — суть мифологема. Инструмент в чужих руках, работающий на достижение чужих целей. Всего-лишь через десяток лет после битвы за Арракис и гибели старшего герцога Лето, история Муад-Диба превратилась в религиозный миф. А спустя двадцать лет пожрала всех, кто пытался ее контролировать. А спустя еще время уже Бог-Император провозгласил: «Я научу вас ценить свободу» и последовательно отобрал у человечества все возможности контроллировать свою судьбу. В том числе отобрав и знания об истории.
Но даже на временном отрезке правления Шаддама, Герберт рисует чрезвычайно клерикализированное общество. И хоть никакой главенствующей религии в империи не присуствует, насаждаются целые комплексы верований, контролируемые фракциями, борющемися за власть. Одна программа спасения матерей Бене Джессерит чего стоит. Затрачены колоссальные ресурсы, чтобы создать и внедрить в сознание масс целую культуру верований, призванных в нужный момент сработать и принести пользу неизвестному члену ордена.
Вобщем был ли джихад или его стоило придумать? Был ли он таким каким его помнили потомки? Эти вопросы стали бессмысленны, когда Брайан Герберт неумело попытался подражать мастерству отца.
Не, ну джихад был. :) Есть факты. У них нет машин (даже уровня калькулятора) и есть запрет на их создание. Значит в какой-то момент имеющиеся уничтожили, а запрет создали. Но вот какой именно были сами события, это да. Не скажешь.
У меня тоже сложилось впечатление, что джихад был не более чем луддитским движением одной из фракций. Но, кто конкретно извлек выгоду из этого, Герберт не указывает. Те, кто больше всего извлек из этого выгоды — ментаты, гильдия и тлейлаксу, появились как следствие потребности империи в сложных расчетах уже после джихада.
А вот по поводу отсутствия машин вы не правы. Звездолеты летают, харвестеры собирают, здания строятся. Безусловно в империи была сильная инженерная каста. И калькуляторы должны были быть. Просто Дюна описывает бытие полубогов и пророков, а не обычного люда. Но, вот из области BigData и социальных расчетов механизмы были полностью изгнаны. И это большая загадка, покрытая мраком столетий. Либо причиной послужила большая катастрофа, либо это кому-то было выгодно.
Опять же, с этим тесно переплетена программа селекции Квизац Хадераха как идеального компьютера и совершенно дикие интриги тлейлаксу.
В общем четкого ответа «кто виноват и что делать» Герберт не дал. И это хорошо.
А вот по поводу отсутствия машин вы не правы. Звездолеты летают, харвестеры собирают, здания строятся. Безусловно в империи была сильная инженерная каста. И калькуляторы должны были быть. Просто Дюна описывает бытие полубогов и пророков, а не обычного люда. Но, вот из области BigData и социальных расчетов механизмы были полностью изгнаны. И это большая загадка, покрытая мраком столетий. Либо причиной послужила большая катастрофа, либо это кому-то было выгодно.
Опять же, с этим тесно переплетена программа селекции Квизац Хадераха как идеального компьютера и совершенно дикие интриги тлейлаксу.
В общем четкого ответа «кто виноват и что делать» Герберт не дал. И это хорошо.
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
И где в «Далёкой радуге» ИИ?
Книги под рукой нет, но насколько я помню там про неизвестный природный эффект на одной планете, который грозит уничтожить человеческие поселения. И как люди пытаются с ним бороться.
Книги под рукой нет, но насколько я помню там про неизвестный природный эффект на одной планете, который грозит уничтожить человеческие поселения. И как люди пытаются с ним бороться.
Ниже фрагмент из «Далекой радуги» про ИИ. Он краток, но, что называется, весьма емок (умели Стругацкие завернуть эдакое). Если мне не изменяет память, данная машина упоминалась и в другом (других?) произведении Стругацких, но названия вспомнить не могу.
…
— Я рад, что вы заговорили о том, что в тылу, — сказал Горбовский. — «Белые пятна» науки. Меня этот вопрос тоже занимает. По-моему, у нас в тылу нехорошо… Например, Массачусетская машина. — Альпа покивал. Горбовский обратился к нему. — Вы, конечно, должны помнить. Сейчас о ней вспоминают редко. Угар кибернетики прошел.
— Ничего не могу вспомнить о Массачусетской машине, — сказал Банин. — Ну, ну?
— Знаете, это древнее опасение: машина стала умнее человека и подмяла его под себя… Полсотни лет назад в Массачусетсе запустили самое сложное кибернетическое устройство, когда-либо существовавшее. С каким-то там феноменальным быстродействием, необозримой памятью и все такое… И проработала эта машина ровно четыре минуты. Ее выключили, зацементировали все входы и выходы, отвели от нее энергию, заминировали и обнесли колючей проволокой. Самой настоящей ржавой колючей проволокой — хотите верьте, хотите нет.
— А в чем, собственно, дело? — спросил Банин.
— Она начала вести себя, — сказал Горбовский.
— Не понимаю.
— И я не понимаю, но ее едва успели выключить.
— А кто-нибудь понимает?
— Я говорил с одним из ее создателей. Он взял меня за плечо, посмотрел мне в глаза и произнес только: «Леонид, это было страшно».
…
— Я рад, что вы заговорили о том, что в тылу, — сказал Горбовский. — «Белые пятна» науки. Меня этот вопрос тоже занимает. По-моему, у нас в тылу нехорошо… Например, Массачусетская машина. — Альпа покивал. Горбовский обратился к нему. — Вы, конечно, должны помнить. Сейчас о ней вспоминают редко. Угар кибернетики прошел.
— Ничего не могу вспомнить о Массачусетской машине, — сказал Банин. — Ну, ну?
— Знаете, это древнее опасение: машина стала умнее человека и подмяла его под себя… Полсотни лет назад в Массачусетсе запустили самое сложное кибернетическое устройство, когда-либо существовавшее. С каким-то там феноменальным быстродействием, необозримой памятью и все такое… И проработала эта машина ровно четыре минуты. Ее выключили, зацементировали все входы и выходы, отвели от нее энергию, заминировали и обнесли колючей проволокой. Самой настоящей ржавой колючей проволокой — хотите верьте, хотите нет.
— А в чем, собственно, дело? — спросил Банин.
— Она начала вести себя, — сказал Горбовский.
— Не понимаю.
— И я не понимаю, но ее едва успели выключить.
— А кто-нибудь понимает?
— Я говорил с одним из ее создателей. Он взял меня за плечо, посмотрел мне в глаза и произнес только: «Леонид, это было страшно».
Кстати у Лазарчука неплохой Апокриф:
— Я восхищен вашими способностями, Попов, — сказалСикорски, отставляя свою кружку, огромную и коричневую, с изображением всадника с копьем. — Жаль, что вас не было с нами тогда. Может быть, со мной не случилась бы… неприятность… Абалкин бы остался жить, а служба продолжала бы — служить… — он вздохнул. — Знаю, что не смешно. Старческое слабоостроумие. Извините. Так вот, о главном… Все, что рассказал вам Суворов, — правда. Но это такая невинная часть правды, что даже… нежность пробирает. Нежность. На самом же деле…
Он медленно встал, обошел вокруг стола, остановился передо мной. Движения его были медленны и осторожны.
— Я вам расскажу. Потому что вы все равно все узнаете. Но вдруг вы узнаете потом, когда будет поздно? Как я, например…
Он помолчал, глядя, как вдали летит, почти касаясь воды и оставляя белый прерывистый след пены, маленький оранжевый глайдер.
— До поры все было так, как он рассказал. До недоброй памяти двадцать девятого.
— Нашего века? — зачем-то уточнил я.
— Что? Ну да, конечно, нашего. Кому-то из гипногенистов пришла мысль передоверить некоторые управляющие функции машине. Сделать ее арбитром, поскольку противоречия между владельцами ключей зашли далеко. И что бы вы думали — сделали машину…
— Массачусетскую?
— Совершенно верно. Именно ее, родную. Собрали, запрограммировали, запустили. Функции: сбор всей формализованной информации. С целью: всем сделать хорошо. Ну, а по мелочам — управление погодой, транспортом, и так далее… Вы спросите: почему не сеть, не что-то попроще? Зачем такого монстра отгрохали? Ответ: чтобы полностью исключить возможность перехвата управления. Мотивы понятны.
— И что же помешало возложить на ее плечи это бремя?
— Ничто. — Сикорски посмотрел на меня как-то по-птичьи, боком. — Машина работает. Уже больше пятидесяти лет.
— Как — работает? Ведь известно же… — я осекся. Я все понял.
— Машина работает. Более того, она создана так, что перехватить у нее управление могут только все шестнадцать гипногенистов одновременно, если соберутся за пультом. Этого не происходило никогда.
— Значит, машина работает… и вторгнуться в ее работу нельзя? И проконтролировать нельзя?
— В общем, да. Только косвенными способами.
— Например?
— Ну, самое главное… Стас, сколько сейчас на Земле людей?
— С Системой?
— Ну да. С Системой, с Периферией… Сколько насчитывает наше племя?
— По последним данным — пятнадцать и тридцать шесть сотых миллиарда.
— Да. И это все знают. И люди должны умирать время от времени, да? Их кремируют, пепел ссыпают в такие урночки… Я собрал данные по производству этих урночек. Так вот, судя по этим данным, на Земле и в Системе сейчас живет около одного миллиарда человек.
— Что?
— Один миллиард. Один, а не пятнадцать. Но мы знаем, что пятнадцать. И живем так, как будто бы — пятнадцать… — он закашлялся. — Ошибки нет, Стас. Данные проверены перекрестно. Расхождение на порядок как минимум.
— И это значит…
Порыв ледяного ветра налетел, ударил в лицо. Мелкая водяная пыль…
— Это значит только одно: машина поняла задачу по-своему, по-машинному. И по-своему ее исполнила. Получив результат. Человечество похудело, совершенно этого не заметив. Вписалось наконец в экосферу. И без катастроф, без горя…
— То есть — как? Ведь получается — уничтожено четырнадцать миллиардов?..
— Может быть, и уничтожено. А может быть, и нет. Про планету Надежда вы знаете? Пример грубой, провальной работы. В нашем случае — работа тонкая, мастерская…
— То есть — вы… как бы сказать… — одобряете все это?
— Разве важно, как я к чему-то отношусь? По большому счету, это не интересует даже меня самого.
— А вам не кажется, что это имело бы смысл прекратить? — спросил я.
— Не знаю. Ведь идет постоянное облучение. Снимите его — и наступит глобальный шок. У вас, как я знаю, психическая резистентность очень высокая. Но и вам, наверное, будет не по себе, когда вы сможете смотреть на мир новыми глазами…
— Он что — слишком отличается?
— Формально — нет. Но впечатление от него совсем другое.
— И все-таки: не решит ли машина, что нас может быть еще меньше? Или что мы должны стать пониже ростом? Отпустить хвосты? Жить под водой?
— Вполне возможно. И тогда мы будем жить под водой. Боюсь, что сейчас гораздо опаснее — с точки зрения сохранения того, что мы имеем… что от нас осталось… — это менять способ существования. Древние говорили: «Не навреди».
— Но ведь машина не вечна. Рано или поздно она придет в негодность, разрушится…
— Попробуйте поговорить об этом с Бромбергом. В конце концов, он один из...
Это букинистический топик? Даже Гибсона нет… А где целый цикл Культура Бэнкса, в котором множество героев — корабли управляемые ИскИнами? Где Рифтеры Уоттса?
Сначала в моем списке было больше 20 книг. Но потом я решилm что это много для такой статьи, и решил оставит более классические произведения. "Рифтеры" Питера Уотса изначально были в подборке, но к сожалению, я их потом убрал. Самая известная книга Гибсона в публикации есть. А вот цикл "Культура" Иэна Бэнкса я не читал. Думаю скоро это исправлю.
Да уж. Внести в список «Нейромант» Гибсона и совсем не упомянуть от трилогии Моста. В частности «Идору». Большое упущение.
«Эхопраксия», Питер Уоттс. Продолжение «Ложной слепоты». Там вообще про интеллект, в том числе и искусственный.
Да и в самой слепоте капитан-вампир оказался в итоге "придатком" АИ карабля же, не?
В его Рифтерах с ИИ все намного интереснее. Кроме того, весьма актуально описан «мэшн лёнинг», «черные ящики» и их проблемы, все по самым последним разработкам в этой отрасли.
Ого, это интересно! Честно говоря, концовка "Слепоты" как-то не настраивала на мысли, что возможно продолжение.
"Философия — наука о заблуждениях древних людей"
Все эти книги объединяет то, что авторы даже примерно не представляли о чем пишут, вот и клонировали поведение людей. Так что нет ничего удивительного в обыгрывании темы рабства и революций. Равно как и в позиции отчаянного самовосхваления человека — у многих авторов развитые роботы почему-то мечтают стать "человечными".
Все эти книги объединяет то, что авторы даже примерно не представляли о чем пишут, вот и клонировали поведение людей. Так что нет ничего удивительного в обыгрывании темы рабства и революций. Равно как и в позиции отчаянного самовосхваления человека — у многих авторов развитые роботы почему-то мечтают стать "человечными".
А как же Гарри Гаррисон и его «Выбор по Тьюрингу»?
Александр и Людмила Белаш, серия "Война кукол". О них мало кто слышал, но по-моему, это одни из лучших произведений об ИИ, по крайней мере, среди отечественных авторов.
Питер Гамильтон — Звезда Пандоры — СИ РИ (служебный интелект, развивающийся интелект)????????????
Орсон Скотт Кард — Вселенная Энедера — Джейн??
ну а ИксИны в каждую НФ впихнуты — в тот же "Видоизмененый карбон"
Орсон Скотт Кард — Вселенная Энедера — Джейн??
ну а ИксИны в каждую НФ впихнуты — в тот же "Видоизмененый карбон"
Сказки роботов это вещь. Достаточно вспомнить притчу про планету с мусором, на которой случайно возник электрический контур, а из него появился интеллект, сочиняющий вселенную и людей в ней....
эта тема с каждым годом становится все более актуальной
Ну не знаю, мне например эта тема уже набила оскомину. В каждом сериале или книге с фантастическим уклоном раз за разом пережёвывают эту тему.
Например, еще 20 лет назад искусственный интеллект был много раз облизан со всех сторон в сериале "Внешние пределы" ("За гранью возможного"). А уж в фантастических книгах и подавно.
- Азимов почти весь )
- Страж птица.
- "Формула жизни". А.Жаров !!!
Азимов, Дик, Хайнлайн — о, боже! Все такое неизвестное и новое! Никогда бы не подумал!
Хоть бы «Выбор по Тьюрингу» упомянули
Хоть бы «Выбор по Тьюрингу» упомянули
Конец радуг — помимо ИИ тут описывается какой может быть виртуальная реальность и как может выглядеть экономика если твоя профессия может устареть за неделю. И мне бы хотелось именно такую виртуальную реальность ирл, а не гугл очки и окулус.
Пламя над бездной — тут несколько героев и антогонист являются ИИ. Описывается вселенная с множеством рас находящихся на разных уровнях развития, их взаимодействия, рассматривается вопрос развития рас от нашего уровня до уровня всемогущих, чем расы занимаются после обретения всемогущества и как взаимодействуют все эти расы находящиеся на разных уровнях развития. Можно считать гиперболой для нашего мира.
[Небольшой спойлер] Кроме того в пламя над бездной очень хорошее описание того как может думать коллективный разум. Описываются стаи, каждый член которых по отдельности мыслить практически неспособен, только вместе.
Пламя над бездной — тут несколько героев и антогонист являются ИИ. Описывается вселенная с множеством рас находящихся на разных уровнях развития, их взаимодействия, рассматривается вопрос развития рас от нашего уровня до уровня всемогущих, чем расы занимаются после обретения всемогущества и как взаимодействуют все эти расы находящиеся на разных уровнях развития. Можно считать гиперболой для нашего мира.
[Небольшой спойлер] Кроме того в пламя над бездной очень хорошее описание того как может думать коллективный разум. Описываются стаи, каждый член которых по отдельности мыслить практически неспособен, только вместе.
«Акселлерандо» Чарльза Стросса. Вполне реалистичный вариант будущего: с какой-то точки ИИ начинают просто заниматься своими делами, и людям ничего не остается кроме как поспешно уворачиваться с их пути. Ибо всё, опоздали, поезд эволюции ушел. Не смотря на это, в книге человеки не только не вымирают, но и поднимаются до невиданных высот и живут в обществе изобилия — просто по сравнению с ИИ это общество выглядит безнадежно отсталым и безнадежно нищим.
Все. Выходные пропали. А ведь собирался столько дел переделать…
Читал в свое время все книги Гипериона от Дэна Симмонса и мне очень понравилось. Советую.
Не знаю что такое Песни Гипериона, это видимо две первые части из его тетралогии:
1989 — «Гиперион» («Hyperion»; Премия Хьюго, 1990, Премия Локус, 1990)
1990 — «Падение Гипериона» («The Fall of Hyperion»; Премия Локус, 1991)
1996 — «Эндимион» («Endymion»)
1997 — «Восход Эндимиона» («The Rise of Endymion»; Премия Локус, 1998)
Но действительно — выдающееся творение научной фантастики, читается на одном дыхании и не один раз.
1989 — «Гиперион» («Hyperion»; Премия Хьюго, 1990, Премия Локус, 1990)
1990 — «Падение Гипериона» («The Fall of Hyperion»; Премия Локус, 1991)
1996 — «Эндимион» («Endymion»)
1997 — «Восход Эндимиона» («The Rise of Endymion»; Премия Локус, 1998)
Но действительно — выдающееся творение научной фантастики, читается на одном дыхании и не один раз.
Харлан Эллисон — «У меня нет рта, а я хочу кричать», после этой книги вообще переосмыслил значение безисходности
«Синглетон», Грег Иган.
Сравнительно короткая повесть, содержащая весьма необычный взгляд на ИИ и его взаимоотношения с обычными людьми.
Сравнительно короткая повесть, содержащая весьма необычный взгляд на ИИ и его взаимоотношения с обычными людьми.
Могу добавить к списку книгу «Древо жизни», написанную советским ученым нейробиоником Владимиром Кузьменко. Хотя у Кузьменко ИИ какой-то уж чересчур человеческий с эмоциями, тем не менее читается интересно.
Странно, что упомянута «Кибериада» Лема, но не упомянут его же «Голем XIV» (более серьезная книжка).
Лучшая книга, которую я читал и которая описывает каков будет мир с сильным ИИ — это серия «Дюна» Ф. Герберта. Тамошний мессия и его дети были сверхумны и с легкостью управляли человечеством. Причем серия очень маштабна.
«Река Богов» Йен Макдональд
"Рой" ("Prey"), Майкл Крайтон. Про стремительное развитие ИИ у облака из наночастиц-микророботов, вырвавшихся из лаборатории.
42
Забыли про Берсеркер — Фреда Саберхагена
боевичок, но мне понравился. Есть серии написанные разными авторами.
боевичок, но мне понравился. Есть серии написанные разными авторами.
Зарегистрируйтесь на Хабре, чтобы оставить комментарий
Фантастические книги на тему искусственного интеллекта