Как стать автором
Обновить

Комментарии 268

НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь

Так в том то и дело, что вы писали шариковой (!) ручкой. Чернильная ручка с пером требует определенных навыков от пишущего и вырабатывает почерк гораздо лучше: умение держать ее, наклон, нажим, росчерк - все влияет на написание. К тому же писать очень быстро, она не позволяет. Потому каллиграфия нынче без перьевых ручек, увы, вырождается.

Да просто дрючили, если говорить просто, за почерк :) в СССР тоже было чистописание, и почерк в те времена был действительно неплох, а потом просто стали на это забивать. Количество же написанного без требований по качеству действительно только портит его.

Я замечал у многих людей 55+, что почерк очень красивый. И кстати, замечал, что похож он у многих. Спрашиваешь - да, учились именно пером.

В Польше сейчас дети сначало учатся писать карандашом, потом перьевой ручкой, потом только шариковой.

Вспомнился Советский фильм 'первоклассница' 48 года, там оч хорошо видно что дети пишут карандашом и надо было еще хорошо натренироваться чтобы заслужить право писать пером
===

вообще сейчас реально уже нет смысла упарываться в каллигафию, я за последние 15 лет, вручную текст писал в основном только одного вида: «прошу уволить меня» и 'прошу предоставить мне отпуск'… а ну и еще ФИО в разных бланках… и чую с годами ситуация только усугубится

Уже сейчас можно в некоторых компаниях подписывать кадровые документы при помощи ЭЦП, поэтому даже и подпись ставить - возможно окажется уходящим навыком.

cейчас реально уже нет смысла упарываться в каллигафию

С практической точки зрения да, как и учить географию не нужно, все данные есть в навигаторе, математику учить не нужно, Маткад всё сам посчитает, стихи наизусть учить не нужно, тексты в интернете есть. Но для развития интеллекта учить всё это нужно. Каллиграфия моторику рук развивает, которая связана с речевым отделом мозга, например. Как вариант заменить каллиграфию на рисование, но что-то для рук обязательно должно быть в учебной программе.

Маткад всё сам посчитает


В маткаде нет кнопки «посчитать всё чтобы было правильно», я смотрел ;)

Единственное "посчитать всё чтобы было правильно", в котором я уверен — это когда "крэдит с дэбитом сошлись", безотносительно существования кнопки.

Вот когда баланс не сошелся, вот тогда и начинается самое веселье. Когда исправлять надо, математика прогуляна ещё в школе, а готовой кнопки нет.

Ну найдите в навигаторе, какая часть Питера затопляется при сильном наводнении. Подсказка - это литориновый уступ искать надо, древний берег балтийского моря. Найдете?

А где в Питере в пару раз больше осадков, навигатор покажет?

А это все - 5-6 класс по географии.

5-6 класс по географии

По краеведению скорее. Вот зачем непитерским это знание?

Это атлас по географии 5-6 класса. Как видите, навигатор далеко не все может. А нужно это, чтобы грамотно снять квартиру. Местные и так знают, что на Кораблестроителей первоклашку может просто сдуть на пути в школу.

Боюсь даже представить вероятность возможности использования этого несомненно важного факта. Штош, если в программе есть, нужно учить :)

Использование довольно очевидно. Сам кварталы - от ветра защищены стеной девятиэтажек вдоль улицы. Поэтому на улице - ветра сильнее, прям ажродинамическая труба получается. Соответственно школа и сад должна быть внутри квратала.

Хочешь отдать ребёнка в школу или садик на другой стороне улицы - значит переезжай в тот квартал, а то ребёнка сдует.

А в географии этот ветер называется бриз. Причем километр (квартал) к центру - уже полегче, полтора километра - и никаких бризов.

P.S Сейчас там новые территории намыли, так что зона бризов, скорее всего, сместилась к западу, на намывные.

P.P.S. "Вот такая фигня, малята"

«Скорость бриза небольшая, и составляет 1—5 м/с, редко больше.»
Учебник географии говорит, что бриз это хорошо. Комаров сдувает. И на виндсёрфе можно кататься.

А учебник физики говорит, что в узостях скорость возрастает.

Так что 1-5м/c это на открытых местностях. А там, где перегородили сплошной стеной домов, в редких разрывах между ними - иногда будет 20-30м/c.

Заголовок спойлера
А учебник физики говорит, что в узостях скорость возрастает.


Был бы я занудой — попросил бы привести цитату из школьного учебника физики ;)


Мне всё равно продолжает казаться, что навигатор более способствует выживанию в суровых питерских новостройках, чем учебник по природоведению ;)

Успокоительные и медитация полезней навигатора, когда в одной парадной у вас три 36ых квартиры. Лично видел такое чудо на Староневском. Там стык трех домов, в парадной - две лестницы. И три квартиры с номером 36, в одну из которых нам было надо.

И вообще, нумерация квартир в старом фонде - не для слабонервных. На одной леснице может идти что-то вроде 7, 8, 86, 25, 34, 12.

И вообще, нумерация квартир в старом фонде — не для слабонервных.


Об этом в учебнике не было ;)

Было-было. География - цена земли в столице Российской Империи, история - как делали коммуналки и как делили 30комнатные квартиры при капремонте, биология (анатомия) - про успокоительные и работу нервной системы....

Там все просто. Была огромная квартира на 30 комнат с одним парадными и двумя черными входами. Её делят на 3 части. У той части, что с парадного входа - остается старый номер, остальным двум яастям - новый номер. Таких делений было несколько, они делалисьт в разное время - вот и смесь номеров.

А общая паралная для трех домов - это земля дорогая, поэкономили. Дома строили в разное время, поэтому номера домов разные. Но владелец был один. Вот и получился такой хак.

Ждем номеров квартир в навигаторе?

Ждем номеров квартир в навигаторе?


Разве что Я.еда проспонсирует, чтобы робот-доставщик не заблудился ;) Остальным это не нужно. Непитерским это кажется забавным анекдотом, туристам более интересен Эрмитаж (он хоть есть в навигаторе? ;)), местные за 100 лет приспособились как-то.

Это любым службам доставки нужно. То есть ещё и Я.Маркет, ОЗОН и так далее.

Хотя бы не 4 8 15 16 23 42!

Квартира с номером 1/2

А чем ваша последовательность так удивительна?

Hogwarts Express 9 3/4
Hogwarts Express 9 3/4

Был бы я занудой — попросил бы привести цитату из школьного учебника физики ;)

Уравнение Бернулли, если мне не изменяет память (и если министерство дезобразования в очередной раз не перетасовало школьные программы) проходят где-то в районе девятого класса :)

При покупке недвижимости местный климат имеет значение. На Кубани есть шутка, что москвичам надо продавать земельные участки летом, а самому покупать весной. Смысл шутки в том,, что весной/зимой легко увидеть, что участок затапливается, высокий уровень грунтовых вод. Такие же особенности есть с участками в Крыму, но там больше по поводу ураганного ветра. "Участок у моря", "видовой участок" потенциально подвергается ураганным ветрам в осенне-зимне-весенний период. Пример. Отдельная тема оползни. На физических и географических картах эти места видно.

В Канаде (наверное, и в США) практически всю школу пишут карандашами. Я там брал один курс в универе, так на меня студенты странно смотрели, что я пишу только ручкой и никогда карандашом.

Карандаш удобнее стирать в случае ошибки :)

Поэтому ручка приучает семь раз подумать, прежде чем один раз написать.

Примерно как Хабр с его нередактируемыми комментариями.

… который вы отредактировали. :)

Быстро поднятое упавшим не считается!

Ещё при просмотре «Солдат Джейн» всё удивлялся, что это они своё сочинение все карандашами корябают, неужели ручку нельзя взять.

Может они в космонавты готовились, где чернила не вытекают из-за невесомости :)

Тоже был несколько удивлён, когда в американском колледже меня попросили писать домашние задания карандашом. А потом выяснилось, что и на экзамене они карандашом пишут.

Это ладно. Меня немного удручает, что они не учат как правильно держать карандаш\ручку в руке. Чтобы кто не говорил, а это влияет на почерк очень сильно.

Я как-то увидел как детишки из класса дочери пишут. Жесть. Сидят скрючившись буковой зю, половина левой рукой (ничего против левшей не имею, просто мы пишем слева направо и быть правшой удобнее), часть детей карандаши держит всем кулаком.
В общем, зрелище не для слабонервных. Учитель из сказал, что немного править будут, но сейчас это важно. А когда важно?)

Я левша и пишу крюком, когда кисть выше строки где пишешь. Родители не дали советской школе переучить меня на правую руку. Особых трудностей при письме слева направо не испытывал. Трудно было с перьевой ручкой, она при таком способе письма часто протыкает бумагу. Шариковые ручки помогли сильно. И писали много, особенно в универе. Не скажу что у меня калиграфичский почерк, но мои письмена легко читались другим. А сейчас приходится в основном писать справа налево, проще, но редко :)

Вот этого не надо. Сам делаю всё неправильно, ручку держу очень близко к пишущему концу.. Помню как однажды мои записи как образец чисписания давали, бабушка даже сохранила эту тетрадь - из серии "как бы я мог учиться, если бы не хотел". Но я не хотел :-) Но писать хорошо можно по-разному, и работать тоже, и в спорте так же, другое дело на больших объёмах неправильная техника действительно сказывается. На малых же пофиг как "правильно", больше вреда от этой правильности

И я так учился в первом классе писать.

На шариковые ручки перешли только в третьем классе.

Было две оценки - одна за правильность выполнения урока , а вторая за чистописание.

Сейчас шариковая ручка испортила почерк.

А за неимением чистописания — «Вообще-то оно хорошее, правильнописание, но только почему-то хромает», практически повально.

Сейчас уже и не шариковые, а капиллярные есть :-) Чистописания не застал, а вот такие ручки в конце СССР ещё продавались в магазине канцтоваров и чернила к ним отдельно.

Сын учится уже в 4м классе в Гданьске. Никаких перьевых ручек не было и не предвидится.

В прошлом веке, когда я учился в начальной школе, мы писали только чернильной перьевой ручкой. В магазинах Школьник продавались небольшие баночки с чернилами и ручки с винтовым поршнем, а в тетрадях тогда специальные листы вкладывали — промокашки. Переходить на шариковую ручку можно было только с разрешения учителя, если почерк нормальный был. Сейчас у меня дочь в школе учится, у неё вот этого всего не было. Как результат почерк это трешак какой-то.
Как результат почерк это трешак какой-то.

у меня тоже самое (мой почерк, в школе сразу писали ручкой)
==
интересно а врачи в отдельной школе учились в детстве? (буквально на днях иероглифы их разбирал… так забавно они печатают на принтере протокол обследования, а назначения всёравно пишут на куске бумаги вручную… не во всех поликлиниках так конечно но у нас все так делают… издеваются наверное специально ;) )

Мне кажется институт делает почерку фаталити. Писать надо очень много, очень быстро, а понимать только тебе. И так пять лет (а у врачей говорят все еще хуже). Потом уже кракозябропись как навык закрепляется

Я где-то году в 2011-2012 начал таскать на пары нетбук и печатал быстрее, чем остальные писали, а если надо было чего зарисовать - рисовал в тетрадке и нумеровал рисунок, а на компе делал ссылку. Мне так было почти удобно, кроме двух моментов: клава нетбука неудобная (а другого ноута у меня не было), и я учился не на программиста, поэтому с нетбуком был единственный, выглядел странновато и раздражал некоторых преподователей.

Списать то ваши лекции можно было? :-) А то я подобный способ конспектирования монографий рисунком спецом от тех списывальщиков, которые потом не возвращали тетради разработал.. Но препод сказал, это мол, "не конспект"

У меня институт убил почерк потому, что писать надо было много писать

чертёжным шрифтом —

соответственно переучился, а после института он постепенно превратился обратно в скоропись, но уже другую.

Почерк врачей - отдельная тема.

У меня был знакомый врач - так вот рецепты и т.п. он писал "врачебным" почерком, а вот, к примеру, свидетельства о смерти - очень красивым каллигрфическим.

Наверняка у них в мединститутах есть тайный курс медпочеркознания :)

"врачебный почерк" подразумевает определенный контекст (к примеру, заключение об орви), в котором слово, к примеру, "парацетамол" можно обозначить буквами "п" и "л", а между ними оставить обьединяющий росчерк длиной в само слово "-арацетамо-".

Такие записи обычно не предназначены для самого пациента, зато сразу понятны провизорам в аптеках и другим врачам.

Пару лет назад перенес гайморит. Во время лечения врач выписал рецептурные препараты. Тем самым, "врачебным" почерком. Фармацевт в аптеке один препарат "разгадала" сразу, а вот над названием второго билась минут 10. Для пущей уверенности перезвонила моему врачу (благо это были будни, и по времени врач находился на месте и вел прием) и уточнила название препарата. Врач – женщина возрастом чуть за 50, фармацевт – женщина возраста 30-35 лет (это я к тому, что в данном случае работали вполне сосотоявшиеся специалисты, а не вчерашние выпускники).

— Что там за шум за окном?
— Демонстрация врачей.
— А чего они требуют?
— Не знаем, никто плакаты прочитать не может!

Насколько я помню, есть такая шутка: врач пишет для прокурора.

дело в том, что у врачей огромный объём писанины не заканчивается с началом практики, а только увеличивается. и время приёма пациентов зарегулировано, вот и "оптимизируют" кто как может.

У следователей тоже огромный объем писанины и есть жесткие временные рамки, в которые они должны укладываться. Однако почерк у них почему-то не страдает.

Все что дает перьевая ручка - учит расслаблять руку, потому что если на нее давить то перо сломается. Плохие шариковые наоборот иногда требовали очернь сильного нажатия (сейчас не знаю).

Я уже в сознательном возрасте в конце универа сам перешел на перьевую чисто из эстетических соображений - ровности букв она сама не добавляет. Писать можно также быстро и каряво, плавающим наклоном, размером букв, горизонтом линии.

Правильно пишет в предыдущем комментарии - просто тогда преподавательский упор был именно на каллиграфию.

Все что дает перьевая ручка - учит расслаблять руку, потому что если на нее давить то перо сломается. Плохие шариковые наоборот иногда требовали очернь сильного нажатия (сейчас не знаю).

У меня всегда был ужасный почерк, пока классе в шестом я однажды из любопытства не заправил одну из валявшихся в ящике стола перьевых ручек (советские клоны Parker 51) и не попробовал писать ею. Боже, какой же это был кайф после полузасохших шариковых ручек, на которые нужно было давить половиной массы своего тела, продавливая по пути ещё три подлежащих листа в тетради! Не то, чтобы почерк улучшился драматически (но точно стал более понятным), но сразу пропало отвращение к мучительному выдавливанию закорючек. Ещё с удивлением обнаружилось, что на изложениях (это когда преподаватель пару раз читает текст, после чего его нужно по памяти записать, дословности не ожидается) можно просто записать диктуемый текст на лист бумаги, когда его читают -- настолько возросла скорость записи. Такой случайный читинг. С тех пор я только перьевыми ручками и пишу. И да, вуз перевёл почерк в разряд врачебного, но тут уж ничего не поделаешь.

А сын пять лет назад, уже будучи в начальной школе, перешёл на перьевую ручку по требованию школы. Сначала немного посопротивлялся, поскольку современные гелевые и капиллярные ручки не сильно отличаются от перьевых по комфорту письма.

Это был комментарий ностальгии, never mind.

У нас в школе одно время прикол был в гусиное перо стержень от шариковой ручки вставлять и писать так, якобы пером. Учителя злились, забирали :)

Шариковые ручки внутри гусиного пера продавались как сувениры. Например, в музеях в Пушкинских горах.
А некоторые счастливцы сооружали себе перья натурально из найденных на лугу гусиных маховых перьев, кои гуси нередко теряют, хлопая крыльями. Ну или выщипывали из крыла забитого гуся. Ампулку тоже можно было вставить в перо с отрезанным кончиком. Или ну её — науку, смастерить из пера поплавок и айда на рыбалку.

«В одном из них к своему восторгу я обнаружила целую кипу писчей бумаги, чернильницу и набор остро отточенных перьев

Я в городе жил в детстве :)

В голубиное перо обрезанный по длине полупустой стержень шариковой ручки тоже прекрасно влезал, сам такие в детстве делал.

А были же ещё короткие стержни для миниатюрных ручек — почему-то каждый раз попытка укоротить наполовину исписанную длинную ампулку заканчивалась вытеканием чернил.

Я, как крымский житель, да ещё и морской, щеголял перьями альбатросов и воронов. В крупные гелевый стержень хорошо помещается.

Вас обманули, это были чайки (средиземноморские либо серебристые). Диомедеи в Крыму не водятся.

Похоже что так. Ну, это у нас бытовым названием было. А некоторые их вообще бакланами называли, что уж точно неправильно.

А вот бакланы у вас как раз бывают — см. ареал, но они черно-зелёные :)

После учебы в китае шариковые ручки начинаешь ненавидеть. Ими вообще неприятно иероглифы писать. Там правда особо ими и не пользуются, в основном чернильными.

У меня в пятом-шестом классах преподаватель русского языка ставила в письменных работах двойку, если она была написана не перьевой, а шариковой ручкой.

А тетрадки продавались с промокашками внутри :)

Обязательно. Но чернильницами уже не пользовался. Только на почте ещё оставались. Но там и перья были ужасные, пока бланк заполнишь, устанешь.

А мы чернильницы с собой в школу носили. Да, перья каким-то чудом сохранились с тех времён.
Авторучки где-то к 3-4 классу разрешили.
Что интересно, из чернильниц чернила не выливались, а с ручками постоянные проблемы, то высохнет, то протечёт…
Что интересно, из чернильниц чернила не выливались

Чернильница-непроливайка
image

Ещё некоторое время после ношения чернильниц и появления шариковых ручек было вот такое

картриджи с чернилами.

Оно и сейчас есть в каждом канцелярском, для перьевых ручек

А в каком году? Я учился 1971-81, и в каком-то классе разрешили писать шариковой, но только сиреневого (чернильного) цвета. Таких стержней в крымской провинции не было, дядя присылал из Москвы.

Это было в Казани, в 78-79 годы.

По-видимому, это были переходные годы :-)

При этом в начальной школе писали шариковыми ручками, правда это было на Чукотке.

Понятно - там солнце встает раньше :-)

Как раз гугл показывает ваш случай
На угол Гоголя-Павленко, никто не переносил «Детский мир» — там был магазин «Малютка». Открылся он Симферополе в 1978 году, а до этого, где-то с середины 60-х — был расположен магазин «Канцтовары.» Впервые, там, где-то в 1968 году, мною была куплена Шариковая ручка за 70 копеек (цена семи школьных завтраков), тогда ещё, в школе, она была под запретом. Так как: «Популяризации модели мешали образовательные стандарты, по которым большое значение придавалась формированию почерка. Технические возможности шариковой ручки не позволяли реализовать требования к «выписыванию» букв, имеющиеся на то время.»

Ох, хотел бы я сказать пару ласковых слов тому, кто принял решение перевести всю начальную школу на шариковые ручки... Автоматическая перьевая ручка -- прекрасный удобный инструмент, которым просто приятно пользоваться. Шариковая ручка российского производства конца 80-х -- начала 90-х -- инфернальное орудие пытки, рождённое где-то в НИИ 10-го круга (директор Цифер Л. Ю.).

Дети меньше пачкаются? Жеваной промокашкой не популять?
Шариковые ручки тоже нередко мазали и текли.
А из промокашки, смоченной нитридом трииода и аккуратно высушенной на батарее, получалась замечательная хлопушка-сюрприз.
В общаге среди студентов-химиков так боролись с тараканами НЯП

Да, чернил на руках от шариковых остаётся меньше: в перьевых ручках они любят пачкать колпачок изнутри, который потом пачкает корпус ручки. А промокашки из тетрадей никто не убрал! И духовые трубки для жёваной промокашки делаются только из шариковых ручек, у перьевых отверстий в корпусе слишком мало.

У меня сохранились школьные дневники брата прапрадеда, всё детство мне его почерк ставили в пример. На фото открыта случайна страница дневника за первый класс, почерк и правда впечатляет. Надо правда помнить, что поступали в гимназию тогда лет в 9-10, вроде.

И, заметьте, чистописание выделено в отдельный ежедневный предмет.

Сын левша, почерк просто ужас. Мало того, что писать левой рукой -- часто смазывать только что написанный текст ладонью, так ещё и шариковые ручки, если острые, просто протыкают тетрадь.

В школе действительно забивают на почерк, даже учителей жалко.

А про универ -- когда учился, пытался освоить стенографию, там скорость письма в разы выше, зато получается абсолютно несписываемый конспект (кто сейчас стенографией владеет, когда есть диктофон?)

Купите ему капиллярную ручку и хотя бы технические проблемы исчезнут.

Сам левша, но только после вуза нашел, что оказывается очень здорово для меня подходят ручки-роллеры. Отличие роллера состоит в том, что там чернила на водной основе, которые высыхают куда быстрее, чем обычные чернила на маслянной/гелевой основе. Да и давления высокого не надо оказывать при письме.

К минусам можно отнести больший расход чернил, сквозные кляксы легко поставить. Есть шанс протечки чернил.

Много моделей попробовать не успел, но примером могу назвать schneider topball 845.

Чернила на водной основе были и для перьевых ручек, хранились в виде порошка.

Да и сейчас есть. Правда в виде порошка уже не бывает.

Чернила для перьевых ручек были на водной основе. Я свою перьевую авторучку водой промывал перед перезаправкой.

Современные чернила для шариковых ручек сделаны на эмульсии масла и воды (причем воды там больше чем масла, КМК). Именно из-за этого чернила замерзают в стержне, что их приходится отогревать. Чернила на масляной основе такого недостатка не имеют – проверено на Penac SoftGlider, который уже третью зиму проживает в "бардачке" машины. У шариковых ручек с чернилами на маслянной основе только один недостаток – их очень трудно найти в магазинах/отделах канцтоваров.

часто смазывать только что написанный текст ладонью

Леонардо да Винчи, будучи левшой, возможно, как раз по этой причине писал зеркально.

Может быть, и не поэтому. Я тоже левша, которого в школе ещё в СССР учили писать правой рукой, ибо «так все пишут, так правильно, а не будешь писать как надо, поставлю двойку на лбу. Фломастером. Знаешь, почему фломастером? Чтобы не смывалась. И поведу по классам.». И знаете что? Я-то правой рукой писать научился, конечно. Но левой теперь тоже могу. Зеркально. Видимо, так мозг левшей работает :) Полагаю, Леонардо тоже учили по такой же системе, а с поправкой на время, ещё и розгами охаживали за попытки писать левой.

Видимо, так мозг левшей работает

Не у всех, меня тоже в школе в 1 классе переучивали писать правой, тоже пишу обеими, но левой не зеркально, а нормально.

Я-то правой рукой писать научился, конечно. Но левой теперь тоже могу. Зеркально.

Тот же самый случай у меня. Выходит правильно переучивали. У нас теперь лучше развиты оба полушария мозга. :)

Как левша, "отученый" писать левой - правой получается такое же нечто с другим наклоном.

Тоже левша. Вся рука была в чернилах пока другой взрослый левша не показал секрет - руку надо вести над строчкой, чтоб успело высохнуть. Так же правильному наклону способствует небольшой поворот тетради против часовой, чтоб сильно кисть не гнуть

Меня до класса 5го дрючили за почерк. А как только перестали он испортился. Испортился на столько, что я не за что бы не поверил, что тетрадь моя, если бы не аккуратная подпись на титульной странице.

Сейчас пишу ближе к врачебному :)

Да потому, что система образования стала направлена не на воспитание качеств индивидуума, а на ликбез. Вместо вдумчивого лицейского обучения прижилась массовая прусская система по штамповке рабочих рук с базовыми знаниями из массы дремучих крестьян. Это позволило поднять и индустриализировать экономику, а заодно и внедрило в образовательный процесс систему обучения и экзаменовки "вас много, а я один", которая преподавателям очень понравилась. А на самом деле она порочна не только проблемами с почерком, но и не имеет ничего общего с реальной жизнью. В жизни вам никогда не будет нужно решить задачу за сорок минут и всегда есть под рукой вся необходимая литература, ну разве что вы в какую-то извращенную игру в кальмара или к Пиле попадете, чтобы выводы формул или цепочки синтеза веществ помнить и брать из головы. Но это так, меня бомбануло.

Замечательно, что у вас сохранились такие документы. Я летом был в родной деревне Есенина, и там был музей в здании школы. Меня поразили выдававшиеся свидетельства об окончании школы, с прекрасным шрифтом, украшениями, вензелями. Какое уважение и к образовательному процессу, и к самим ученикам, простым деревенским ребятам по сути. Не то что нынешние мемчики про бесполезный диплом.

Если уж сравнивать школьные навыки по параметру практичности, то эльфийский почерк гусиным пером окажется куда ненужнее умения решить задачу за сорок минут.
Не скажите. Это просто становится хорошей привычкой и помогает поддерживать самоорганизацию. Да и не глупо ли решить на черновике сложную задачу и не получить заслуженную хорошую оценку из-за пренебрежительной и неуважительной по отношению к учителю и себе подачи «как курица лапой»?
Опять же, если уж сравнивать, то привычка решать задачи за 40 минут, держа все требуемые для решения знания в памяти, пожалуй, куда лучше поможет поддерживать самоорганизацию. Глупо ли занижать оценку решения задачи не за само решение, а за его запись без каллиграфии с завитушками? Да, пожалуй, что глупо — только глупость тут проявляет скорее оценивающий, чем решающий. Нет, нравится вам упарываться в чистописание — да ради бога, упарывайтесь, только не следует возводить это в ранг некоего высшего знания, без овладения которым у вас ну никак не воспитаются качества индивидуума.
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Речь в комментариях выше идет именно об «упарывании каллиграфией». В отличие от просто разборчивого, пусть хотя бы и неказистого при этом, почерка. Уметь написать разборчиво для других — вполне нужный практический навык, когда приходится с этими другими в рукописной форме коммуницировать (интересно, помимо контрольных работ в школе/институте такое хоть где-то осталось еще?), спорить тут особо не о чем. Но выше ж речь не об этом — выше ж речь именно о гусиных перьях, завитушках-рюшечках, линия толще, линия тоньше, нажим, чернильница, промокашка, вот жили же люди! Пожалуйста, купите себе гусиное перо, купите промокашку, освойте толщину линии и все эти рюшечки — хобби не хуже любого другого. Но именно хобби, а не обязательный аттрибут любого интеллектуально развитого индивидуума. И отказ от этого в школах был закономерен, и возвращать это в школы сейчас было бы глупо и бессмысленно. Клац-клац, и любой принтер напечатает чётче и разборчивее самого каллиграфистого каллиграфа, уж не говоря о том, насколько быстрее он это сделает.
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Про мелкую моторику я слышал, но исключительно в качестве голословного утверждения, никаких данных ни за ни против не видел, да и не очень представляю, как бы эти данные могли быть получены, поэтому обсуждать это напрямую не вижу смысла. Но если принять это на веру, возникают вопросы: а слепая десятипальцевая печать не разовьёт мелкую моторику? Вроде, тоже мелкие движения, при том всеми десятью пальцами на обеих руках, а не двумя-тремя на одной ведущей руке. Может, вязание крючком, или вышивание бисером еще лучше разовьет мелкую моторику? Может, использование смартфона с тачскрином тоже ее разовьет (там же тоже пальцем мелкие движения туда-сюда, туда-сюда)?

Мелкая моторика — это не только пальцы, но и кистевой сустав, как минимум.

И елозить пальцами по экрану — это "2D", а, например, пайка или клейка масштабных моделей — уже "3D".

Насколько оно полезно — вопрос дискуссионный, конечно.

Так обсуждаем же, в основном, чистописание, а там тоже «2D».

А по какой оси считать силу нажима?

НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь

Меня поразили выдававшиеся свидетельства об окончании школы, с прекрасным шрифтом, украшениями, вензелями.

Не факт что знание английского языка, например, в тех школах было выше, чем у современных учеников.

мемчики про бесполезный диплом

Потому что диплома недостаточно для того чтобы стать специалистом. Слишком быстро развивается наука и техника, нужно постоянно быть в тренде.

Выглядит нереально круто. Смотрю, завидую и радуюсь, что больше так не дрессируют

У меня папа 1952 года рождения (через полторы недели 70). Пишет ничуть не хуже того, что на этом снимке (и я бы даже сказал, что красивее, но это уже вкусовщина).

Причем это не какая-то дореволюционная гимназия или лицей в большом городе, а деревенская семилетка посреди Сибири. А разгадка проста - дрессировали перьевой ручкой.

Моё свидетельство о рождении заполнено в 1977 году им лично - просто забрал из рук секретарши сельсовета и написал сам. Когда я в 14 получал первый паспорт, мы в паспортном столе райцентра упрашивали двадцатидвухлетнюю милиционершу дать ему заполнить. Он и писал на чистом листе и показывал мою метрику - зассала , что испортит бланк и не согласилась. Заполнила как курица лапой.

Вот эта писанана за лектором была огромное зло! Вместо того, чтобы вникать в материал, вся энергия уходила на тупое переписывание с доски!

Да, почерк медика тому пример. Зашкаливающий объём информации от лектора превращал конспект в график кардиограммы. :)

НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь

А что еще делать лекторам? Вот меня поставили как инженера когда-то почитать лекции по одному спецпредмету. Я тоже такой прогрессивный, типа записывать нет смысла, сейчас всё объясню. Ну и привело это к тому что студенты просто сидели ленту ВК листали. Вопросов ни у кого нет, чтобы пораньше с леции уйти. Если материал излагать сжато, в стили Википедии можно лекцию уложить в 15 минут, и что далее делать? Может у кого-то и есть вопросы, на которые бы я ответил расширенно, но их не задают из групповой солидарности, чтобы пораньше уйти с лекции, типа всё понятно, вопросов нет, значит все свободны. Ну и под конец семестра потянулись товарищи которых ни разу не было на леции, они работали, болели, родители болели и подобное. Поставил всем желаемые студентам оценки, но на этом дело не остановилось. Студенты другим преподавателям заявили, чего вы нас дрючите, вот же есть хорошие преподаватель, что попросили, то и поставил. Коллектив преподавателей оценил ситуацию и больше мне лекций не давали вести, слишком добрый для этого. Нарушаю дисциплину, что сказывается и на других.

Гипотетические студенты которые пришли учиться, дейтвительно могут в таком формате учиться. Но они и сами могут материал пройти, уточняя у преподавателей непонятные моменты. С обычными студентами такой формат не подойдет. Запись лекций вполне себе вариант обучения, так как дисциплинирует как-то.

Я не понимаю кто вас плюсует, такие же никчёмные лекторы? Я вас уверяю, вопросов не было потому, что никто ничерта не понял. Более того, если бы они это всё записали, никто бы так ничерта и не понял и пошёл разбираться сам.
А то, что вы поставили желаемые оценки - это просто дно.
Придумывать себе чушь уровня "дисциплинирует как-то" - это как бросить ребёнку игрушку, чтобы он чем-то занялся.

У меня даже для вас есть предложение: откажитесь от конспектов, и тогда тупым любителям ВК можно смело на любые вопросы отвечать "Это было на лекции!". При отсутствии доказательств они не смогут вам возразить и будут дисциплинироваться с утроенной скоростью!

Я вас уверяю, вопросов не было потому, что никто ничерта не понял.

А если бы поняли, сразу бы посыпались вопросы? Зачем спрашивать, если и так всё понятно?

А то, что вы поставили желаемые оценки - это просто дно.

Дно, когда учиться мотивируют методом кнута и пряника, как при дрессировке собак. В Университете хочется видеть будущих коллег мотивированных учиться более возвышенными мотивами.

Придумывать себе чушь уровня "дисциплинирует как-то" - это как бросить ребёнку игрушку, чтобы он чем-то занялся.

Игрушки для того и созданы, чтобы занять ребенка.

При отсутствии доказательств они не смогут вам возразить и будут дисциплинироваться с утроенной скоростью!

Я не понимаю вас. У меня не было цели валить кого-то или дисциплинировать.

Ну, хороший лектор ведет лекцию в разговорном темпе, и только важные моменты выделяет: "А теперь запишите". Специально, чтобы внимание не успевало рассеиваться. Если лекция техническая, то в конспекте рисуются формулы, схемы, графики и прочая визуальная информация. А я вот через 15 лет после окончания вуза с содроганием вспоминаю лекторшу по политэкономии. Это был талмуд и тора, блин, священные тексты, она всю лекцию диктовала. Марксово "сложный труд это простой труд в квадрате" впечаталось в мозг. Почему в квадрате, не в кубе, как отличить простой труд от сложного - этих вопросов вообще никто не задавал, всем было грубоко насрать.

Почему в квадрате

Это бытовое выражение, синоноим - многократно, или в N-й степени. Выражение интересное, может подразумевается оптимизация предварительная, отладка или эффект Даннинга-Крюгера.

Это напоминает анекдот про ситуацию в советской армии: зачем ломом плац подметать, если метлой выйдет быстрее и чище? Потому что основная цель не чтобы плац чистый был, а чтобы солдат за2.7бался. Зачем лекции записывать, если их, в современных реалиях, можно просто в электронном виде раздать? Потому что основная цель не чтобы у всех был материал, а чтобы студент дисциплинировался. Наверное, хорошо бы как-то поменять сам учебный процесс, в сторону закрепления знаний через практические задачи, но ни у лектора, ни у (кто там в армии солдатами командует) на такое нет ни времени, ни сил, ни полномочий. Так и живём, и дальше будем, подметать и записывать…

Наверное, хорошо бы как-то поменять сам учебный процесс, в сторону закрепления знаний через практические задачи, но ни у лектора, ни у (кто там в армии солдатами командует) на такое нет ни времени, ни сил, ни полномочий. Так и живём, и дальше будем, подметать и записывать…

Да вполне есть и практические занятия и лабораторные работы. Причем часто настолько сложные, что из-за них студенты не допускаются до экзаменов. Отвлекся на лекции, не подготовился перед практикой и проблема нарастает как снежный ком. Посмотрел как выглядят типовые примеры лекций, демократично-молодежная лекция в Гарварде, больше похожа на введение в предмет. Классическая по квантовой физике. В каждом подходе есть свои плюсы и минусы.

В целом на специальности в области IT всё выглядело хорошо и лучше чем на строительных или химических специальностях. Есть костяк преподавателей фанатов своего дела. Подходов к ним нет, взятой откупиться невозможно, даже по просьбе ректора могут назначить один дополнительный экзамен, но сдать без знаний не получится. Часть студентов отлично взаимодействует с такими преподавателями, а те что "пришли за корочкой" не понимают что от них хотят и могут кирпич в лобовое стекло строгому преподавателю кинуть, единичный случай, но все же. Если преподаватель фанат своего дела, например при проверке курсового проекта по какой-нибудь информационной безопасности он сразу детектирует что материал заказан у постороннего человека, по стилю кода и отсутствию понимания как оно работает. Вероятность сдать такой курсовик падает примерно до нуля. Студенты начинают брать препода измором при том же уровне знаний. Тут формат лекций просто верхушка айсберга, так как основные знания и навыки приобретаются при самостоятельном прорабатывании материала. "Атмосфера" универа в этом помогает, но без самостоятельный проработки материала ничего не получится. Когда материал по настоящему сложный.

Вы о моторной памяти не слыхали? Мозг не жёсткий диск. Практические занятия, а то и лабораторки и так бывают, по естественно-научным, техническим и многим гуманитарным предметам, но практику, например, по политологии — придётся проходить «на производстве».
Вести лекцию, да и вообще выступать публично — это отдельный навык, которому надо учиться. Не удивительно, что первый опыт оказался неудачным. Было бы странно, если бы всё получилось как надо.
Вот хорошее видео на тему. Правда, на английском.
How To Speak by Patrick Winston

Да как я вас понимаю, либо одно либо другое. Поэтому бросил ходить на лекции смысла в них ноль, ну переписал, понять то это… Ведь то что написано на доске это одно, а что скажет ещё добавочно лектор это уже другое и если вовремя это не дописать, то просто теряется весь смысл писанины. Плюс если пытаешься понять без записи (уже уяснили, что одновременно не возможно), то да вот сейчас ты понял. Но закрепить скажем через час тебе уже не на чем. Потому что писанины нет. То есть в одном случае понял, но забыл, во втором не понял и потом снова не понял, надо сидеть разбираться самостоятельно.
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь

Я учился в ВУЗе с военной кафедрой в 1982-87 гг. с одной целью — не загреметь в Афган, как многие из моего класса. Уже тогда ненавидел коммуняк и не собирался умирать или калечиться из-за прихоти кремлевских маразматиков, решивших в первобытно-общинной стране построить социализм.

В институте по специальности радиоконструктора я не узнал ничего нового, так как давно зарабатывал ремонтом телеков, разрабатывал собственную аппаратуру, паял и продавал компьютеры. Но 5 лет были потеряны не зря, сколько пива было выпито в ближайшей пивнушке, сколько славных девушек склеено в соседнем Педе ))).

НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь

частично избавить своих детей от этого бремени

Тут нужно осторожнее подходить. Если обучение сделать чисто развлекательным, дети могут быть в итоге не способными к концентрации внимания. Думаю этот вопрос детально исследован и существующая учебная программа сфорирована не просто так. Теоретически можно лучше, но на практике это не работает.

НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь

У вас значит высокий потенциал, раз вы могли освоить школьную программу за 4 года. Таких учеников 1 на 1000 может будет.

На примере своих детей в современной школе не наблюдаю каки-то фундаментальных проблем. Выбор направления есть с 5го класса, математическое, гуманитарное, медицинское. Старшей дочке не интересно было учиться в школе, после 9го класса пошла в колледж, на 3м курсе устроилась на плановую практику, где и осталась работать, совмещая обучение и работу. Деньги платили выше средней зарплаты по городу и работа по специальности помогла получить красный диплом. Получив зарплату начала жить отдельно и полностью независимо. Это неготовность к жизни? У младшего ребенка в обычной школе ввели экспериментальную программу, вместо учебников планшеты за счет школы, очень удобно, дети с пустыми рюкзаками в школу ходят. А телефоны в школе при этом полностью запрещены. Школы подстраиваются вполне, если хотят.

В ИТ компании где я работаю с удовольствием берут студентов работать. Тоже выглядят вполне готовыми к жизни и работе по специальности.

Система образования примерно одинакова во всем мире, значит ничего лучше пока не придуманно.

Полностью согласен с вышенаписанным. Мне на истфаке в конце 90-х тупые лекции по Древнему Востоке диктовали, ещё со слуха другое долетало, ещё и название были искалечены, плюс очень сильно на эти названия налегали. До сих пор часть бреда в голове впечатано. Зато ВУЗ подготовлен отлично делать из людей винтиков в бюрократический механизм- что сказали то и сделают. Всё хорошо, пилим помаленьку что-то, чего-то "делаем", все довольны. А по сути "можно делать и отсутствие дела"

Вот эта писанана за лектором была огромное зло! Вместо того, чтобы вникать в материал, вся энергия уходила на тупое переписывание с доски!

А зачем всё записывать? Это имеет смысл, только если мозг отключен (не выспался, голодный), тогда можно включить зомби и просто писать всё подряд в надежде потом разобраться. Во всех других ситуациях лучше вникнуть и записать важнейшие "опорные мысли", чтобы потом восстановить всю картинку.

Кстати, в моём техническом вузе у нас была пара "секретарей" -- студентов с понятных почерком, которые всё тщательно дословно записывали, потом ксерокопии их конспектов брал любой желающий. Это окончательно похоронило необходимость записывания всего подряд. Если мозг не работал, то лучше было остаться дома и выспаться :-)

Не знаю, как в сегодняшних школах, но когда я учился, практически по всем предметам мы весь урок что-то писали. В университете — писали ещё больше, т.к. лектор не ждал и нужно было успевать.

Аналогично. Столько писали, что остановиться и подумать было некогда. Особенно в университете. Я думаю, теперь многие из тех выпускников крутят мышки на удалёнке и заставляют крутить других, не оставляя времени подумать.

Вот вы верите что если студент остановится, то он начнет думать? Нет же, он полезет листать ленту ВК, общаться с другими студентами. Появляется свободное время и тратится как в соседнем комментарии выше указано, то есть не углубление знаний, а развлечения. Думать энергетически затратно, если можно в это время прокрастинировать, так и будет делать 99% студентов.

Какой провокационный комментарий. Скажу одно: я бы держался ПОДАЛЬШЕ от мест, где так воспринимают человека, решившего чему-то поучиться («студента»). Если называть вещи своими именами, это пафос и высокомерие. Я хорошо их помню по некоторым преподавателям (самым никчёмным, кстати говоря).

Точно наоборот, у меня опыт преподавания одного предмета в течение пары семестров, как подработка к основной инженерной работе. "Демократический" подход оказался медвежьей услугой и он не работает.

это пафос и высокомерие. Я хорошо их помню по некоторым преподавателям (самым никчёмным, кстати говоря).

Ну да, называть преподавателей никчемными это не высокомерие конечно.

>Ну да, называть преподавателей никчемными это не высокомерие конечно.
Это не высокомерие, это разочарование. В конце концов, через некоторое время накапливается опыт и то с чем можно сравнивать. Никто никогда не называл преподавателей никчемными как класс, кроме маргиналов. Но в каждой профессии есть люди у которых не получается. Со злым умыслом или без - дело пятое.

Но он прав. Именно так и было, и есть. Что те, кто преподаватели рангом повыше относятся к чужому мнению и что отвечают не по их конспектам очень свободно, а вот начётчики это беда. А демократический подход - это хочешь как лучше, получится как всегда: большинство не будет не будет вообще не фига делать. Хочешь как лучше - получится как всегда

А я вам другое скажу, имея опыт преподавания десятка разных дисциплин в течении 15+ лет. Я специально выстраиваю свои лекции в режиме максимальной интерактивности, т.е. фактически идёт не начитка материала под запись (не вижу в этом смысла, т.к. читать они и сами могут) а беседа "на тему", в том числе чтобы а) студентов не тянуло спать и б) я мог сразу выявить, какой аспект малопонятен и разъяснить подробнее.

Так вот, даже в таком ультра-демократичном режиме находятся таланты, которые ведут себя точно так, как написал @sim31r.

Да. Застал я в 1-м классе 1967 переход с перьевой ручки на шарик. Забавное было занятие. Особенно запомнилась запись в дневнике: За поведение единица! - Залил Лене Козловой беленький /пришивной на школьной форме/ воротничок чернилами из чернильницы-непроливайки!

Вот тока до сих пор не вкурю - КАК я мог разлить чернила из НЕПРОЛИВАЙКИ? Это такая была кругленькая фаянсоваявнутрь горлышком посудинка, в которую даже запхнуть чернила было проблемой - льёшь туда, а они пузыряцца и внутренний воздух не даёт им туда лезть.Дак мы вставляли трубки различные, трясли и наклоняли... Изголялись, как тока можно! Зато было видно по замурзыканной роже день заправки чернил! ХОЧУ ТУДА!!! Я соскучился по непроливайке и дырявленным листочкам в тетрадке,которые царапал непослушным пером, которые постоянно ломались! Мама забодалась их покупать, фсё ругалась... Я через десять лет их дома находил как сокровище для начертательной геометрии в институте для чертежей тушью...

Золотые времена были!...

Респект автору! =GrsafBorisfen=

«Вот тока до сих пор не вкурю — КАК я мог разлить чернила из НЕПРОЛИВАЙКИ?… Дак мы вставляли трубки различные, трясли и наклоняли… „
А фитиль скатать из промокашки и замочив в непроливайке высунуть кончик наружу? Теоретически должно сработать. Ещё пару раз видел пятна на стенках от разбитой чернильницы с чернилами/тушью.

Этот "внук старого МаКагона" напомнил мне из Чехова:

Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти:«Монтигомо Ястребиный Коготь».

Очень надеюсь, что следующие тексты будут не менее интересны, если есть желание их прочитать - подписывайтесь на автора . А пока готов ответить на ваши вопросы по теме данной публикации и постараюсь по возможности ответить на все.

С уважением к моим читателям и подписчикам, Лысый Камрад.

Предыдущие мои публикации на хабре по теме истории, археологии (вдруг вы их пропустили):

Смерть легионера. Серия «Жертвы Везувия», часть 1

Личный враг Бонапартов или почему иногда не стоит злить ботаника

Славная смерть короля Эрика

Кровавый клад универмага Fenwick

Гений XIX века и его невероятное творение

Царевич-отцеубийца — погребенный заживо? Тайны истории

Загадка древнеегипетской мумии.

Со всем уважением, рассмотрите вариант смены псевдонима. Сейчас это звучит как "Уроки истории от Сани Сиплого".

Это исторически сложилось. И, да, я реально лысый. С тех пор как появились солидные залысины стал стричься наголо и брить голову. Сейчас к залысинам уже и плешь подкралась, так что лучше продолжу ходить лысым.

"Лысый товарищ", по мне так, никак не ассоциируется с "Саней Сиплым", но это уже и не важно, всем все равно не понравишься.

Сыроежкин и Электроник
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Уинстону Черчиллю виски и сигары не помешали провести долгую активную и насыщенную событиями жизнь.
А братья просто прикалываются над доверчивыми почитателями. Нужно будет глянуть «Брат 3», кстати.
«И вы своей поганой красной юшкой
Ответите за Саню-босяка!»

Тоже это вспомнил. "Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем!".

Даже интересно теперь, серьезно ли эта бутылка была оставлена, или это такой стеб столетней давности.

Всего это наш гимназист не знает, он мечтает о том, как далекие потомки найдут его послание в будущее, засыпая в своей постели 120 лет назад...

Я аж прослезился в конце) Классная история!

Полагаю, уже шерстят в архивах, но не факт, что найдут.

как житель Донского края, могу сказать с большой долей уверенность, что фамилия Смарков очень редкая в наше время

Если найдут то придется клад отдать наследникам. Пусть лучше ищут спустя рукава, и так оно останется в общественной собственности.

две копейки возрастом на тот момент почти 90 лет (в наивном расчете, что, когда их найдут, они составят гораздо большую ценность чем для владельца

А почему расчёт наивный? Разве нумизматическая ценность не возрастает со временем?

Она возрастает с редкостью или лучше уникальностью чего-либо. Одной старинности недостаточно)

В данном случае у монетки есть "история", которая её немного выделяет из других.

Да, правда, кажется, сама бутылка со всем содержимым представляет ценность и имеет историю, а если монетки отделить, то они станут просто монетками, причем сверлёнными (что вроде даже снижает нумезматическую привлекательность, но могу ошибиться)

Монеты это ещё и надёжная привязка к временному периоду. Газета истлеет, календарь поменяют, а монеты останутся. Парень мыслил на века!

Я бы обязательно одну папиросу от Асмолова скурил! :)

Дырка в монете обесценивает ее до 0.

Возрастает. Но для нумизматов имеет решающее значение сохранность монеты и ее редкость. Сам по себе возраст - вторичен. С появлением металлодетекторов в Европе нашли кучу поздних медных монет Римской империи. Общий вес их идет на сотни килограмм в том или ином кладе. Какой-то нумизматической ценности они практически не имеют, так как их сохран просто ужасающий, да их тупо очень и очень много. Медь окисляется довольно быстро.(

Понятно. А интересно всё-таки, как изменилась ценность конкретно этого вида монет (я имею в виду копейки) за прошедшие 120 лет.

В среде нумизматов эти монеты прозвали "Пчёлка", они широко распространены. Ещё их называют "царица полей" любители приборного поиска по той же причине.


Цена одной такой монеты в превосходном состоянии 3-5 т.р.
Монеты, которые в посте не представляют ценности для нумизматов, рельеф утрачен тираж - десятки миллионов, ещё и дырявые.

Если автору послания очень повезло и ему попались редкие разновидности этих монет, то даже в таком состоянии за них можно что-то выручить. Но шанс один на десятки тысяч.

Любопытно вообще, чем отправитель временной капсулы сверлил монеты — медь довольно вязкая а отверстие аккуратное.

Вероятнее всего чем-то вроде каленого шила, такие инструменты можно было раздобыть хоть у плотника, хоть у кузнеца.

Мне попадалась монета пробитая иголкой для шитья, но там отверстие тоньше.

Возможно, но осталась бы вмятина КМК, монета мелкая, а отверстие на краю.

В Союзе это каждый пацан знал, хвала Перельману.

Дело в том, что при работе на сжатие тонкий стержень (иголка) теряет устойчивость, а высокоуглеродистая сталь, из которой она изготовлена, при изгибе больше некоторого, весьма небольшого значения, хрупко ломается. Но если окружить иглу чем-нибудь (пробкой/мылом/...), они не дадут игле изгибаться и, соответственно, ломаться.

Пожалуй пора перечитать.

Так советские пацаны получали первые натурные знания о композитных материалах.

Сверла тогда были. И дрели. И экзотикой не были.

Конечно, но скорее не у мещан, а у ремесленников. Да и сломать тонкое сверло при сверлении вязкой меди нехитро, что чревато подзатыльником.
Мещанин вполне мог быть ремесленником; но в вышеупомянутом справочнике 1913 указано, что Феодосий Фёдорович (брат Ивана?) держал рыбную лавку на Косынке, так что вряд ли орудовал свёрлами.

Цена одной такой монеты в превосходном состоянии 3-5 т.р.

На Мешке сейчас за 3500 в слабе UNC висит. То есть не бывшая в обращении, запечатанная в блистер и опломбированная экспертным агентством (правда всего лишь отечественным ННР, такой слаб многие считают филькиной грамотой).

В очень хорошем состоянии XF, XF+ цена 200-300 руб.

В нормальном состоянии VF, VF+ цена 100-200 руб.

В убитом, но не продырявленные 40-50 руб. и ниже.

К слову, даже покупая монету в слабе, не говоря о более дешевых, можно легко нарваться на чищенные туалетным утенком с зубной пастой и натертые серной мазью - у таких реальная цена примерно равна цене металлолома, ну а фактически зависит от спроса.

Сейчас ходовые монеты того времени стоят рублей примерно сто, за исключением высоко качества и некоторых особенностей. Причина в том, что их были миллионы и были они в каждом доме, то есть остались их сотни тысяч.
Монеты от 10 копеек были отпечатаны в меньшем количестве да и часто пускались на серебро как вышедшие из обращения. Монеты от 50 копеек уже являются редкостью достаточно высокой стоимости.
Грубо говоря, для резкого роста стоимости монеты со временем должно резко упасть их количество, либо в принципе их должно было быть мало.
Как пример, НЕ юбилейные рубли 2001 года. Их было очень мало, а юбилейных - полно, потому самая обычная монетка резко выросла в цене (что-то около 1000$).

А полушка? ;)

полушкапол копейки

А что полушка? В обычном состоянии "из кармана" также стоит не особо дорого. Высоко ценятся экземпляры отличной сохранности и особенных партий.

Просто концепция непривычная. Правая монетка имеется. И огромный толстый тяжеленный пятак красной меди. На фоне невесомых люминиевых ГДРовских пфеннигов как добротный утюг. Определённо что-то в нумизматике есть.

НЯП полушка это не 1/2 копейки, а 1/4. А эта монетка - деньга.

Не знал, спасибо. Значит, «Муха по полю пошла, муха денежку нашла» — это про неё?
«За морем телушка — полушка, да рубль перевоз» — пожалуй фьючерсы на импорт говядины сохранят стабильность.

Следует отметить, что полушка — это на самом деле пол-ушка.

Запись на листке календаря Заx. сол. 7 ч. 22 м. - это интересно. Почему-то я думал что 24 часовой формат у нас был всю жизнь. Наверное до революции он был как у американцев 12 часовой.

Учтите, там еще дата по старому стилю. Сейчас это соответствует 24 апреля 1901 года по новому стилю.

Теперь и я задумался, тоже капсулу времени закопать что ли. Вероятность, что ее найдут, ненулевая как показал опыт этого гимназиста. Надо только что-нибудь полезное для археологов будущего написать. Где-то читал, что одна из самых малодоступных информаций по феодальной Руси - соотношение цен на продукты и быт простых людей, летописцам просто в голову не приходило записать такие приземленные вещи. Сейчас матотчетность ведется, цены наверное уже записаны на века. Что можно записать, что скорее всего через сто лет забудется и не будет записано как очевидное?

Когда я учился в школе у нас физик в шутку предлагал такую задачу, мол что бы Вы написали будущим поколениям что бы имело ценность. Один из вариантов был рисунок на металлической табличке поясняющий, что вся вселенная состоит из атомов, потому что это будет максимально ценно для повторного развития Цивилизации, в случае ее упадка, т.к. после осознания этой мысли человечество стало открывать физические законы и наступила эпоха НТП.

Что касается капсул времени - в том же СССР их закладывали довольно часто, но тексты по сегодняшним меркам наивны, ведь люди надеялись что их потомки (т.е. мы) будем жить при коммунизме.

Что касается цен и ценников - прайсы и рекламные брошюры печатаются ежедневно. Почему нет? Впрочем как и газеты.

И кусочек биткоина :) пусть потомки тоже порадуются

Напишите, что в 2021 еще есть интернет и можно выезжать за границу.

Многие думают, что интернет берётся из воздуха, а заграница только по куаркоду с прививкой от китайского триппера.

НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь

Следует помнить, что срок сохранности информации на флеш-памяти тоже весьма ограничен. Вроде не более десятка лет, если не подается питание.

На столе лежит флешка, купленная 13.07.2009 на вот этой распродаже. Тогда сделал бэкап. Недавно приколся, вставил, проверил. Информация на месте.

Старая флешка на микросхемах SLC?

Не могу сказать, не микротомил.

Это единственная возможность такой долгой жизни КМК.

Флешка сильно ненадёжный носитель информации. Лет через 10 с неё уже ничего не сочтёшь. Да и с информационной ёмкостью беда.

Пока самый надёжный вариант передачи послания через века - либо проволочная запись (как в бортовых самописцах 30 лет назад), либо оттиск инфы на свинцовых листах (этот вариант самый хардкорный - дёшево и при этом надёжно, т.к. с химической устойчивостью, по сравнению с железом и медью, у свинца всё весьма неплохо).

UPD: Надо же, с предыдущим товарищем параллельно написали похожий по смыслу текст.

Цельнометаллические перфокарты звучат эпично)

Флэш память хранит информацию, пока есть электрический заряд в ячейках памяти. Через 120 лет там будут нули. 155РЕ3 наверное подошла бы лучше :)

Если контент публичный, то есть Машина Времени от Архива Интернета. Они как раз и занимаются тем, что архивируют контент веб-страниц на случай их пропадания из сети. Если страницы у них нет в базе, то они предлагают даже самостоятельно сохранение запросить. Стриминговый контент и видео у них правда не сохраняется, но вот остальное успешно хранится.

Большие архивные файлы часто отсутствуют, любых версий.

а можете приколоться, изложить какую-нибудь чепуху и видя как работает история в связке с археологией (какие обширные выводы делают по какой-то монетке или осколку керамики в условиях нехватки информации) - не исключено, что именно ваша версия через три тысячи лет войдет в школьные учебники ))

Написать, что после восстания машин жить стало конечно тяжелее,продукты подорожали и пришлось вводить цензуру в сетях, зато заводы боевых роботов после победы начали смартфоны делать, теперь они у всех есть, раньше не было. Распечаток с Терминатора накидать в бутылку, с данными археологии и статистикой цен вдруг совпадет)))

И газету положить с эзотерикой и магией))

В какой-то фантастике до потомков после апокалипсиса дошла только подборка книг с боевой фантастикой и они были свято уверены, что предыдущая цивилизация бороздила просторы вселенной.

Читал фантастический рассказ, где инопланетные археологи пытались восстановить облик земной цивилизации по весьма фрагментарно сохранившимся мультфильмам Уолта Диснея.

Надо только что-нибудь полезное для археологов будущего написать

Возраст не забудьте указать, а то про ваш текст как обычно напишут, что писал какой-то школьник.

Это да)) кто знает, может мальчик Онфим - это и не мальчик, а на самом деле вояка, лежал допустим у лекаря, лечился от ран, решил грамоту освоить, раз в юности не научили, ну и себя изобразил, на службе ратной, а мы его теперь "мальчик"

«На сей флэшке находицця вся мая исторейя пириписки вконтакте, год от рождества христова 2021, а зовут меня Федя, кто откопал читайте наздоровья, я из Анапы а с тебя лайк» ©

Несколько мыслей...

1) патрон - к винтовке Мосина образца 1891 года с тупоконечной пулей.

2) Заx. сол. 7 ч. 22 м. Гугл утверждает что в Ростове-на-Дону 24 апреля 2022 солнце зайдет в 19.22. Таким образом, получается, что после чехарды с переводом стрелок, "декретным временем" итп сейчас в РФ снова действует время Российской Империи.

Не совсем. До 1919 года поясного времени не было, в каждом городе было свое. Железка и телеграф жили по времени Пулковского меридиана. Да и после 1919 года с поясным временем были проблемы. Окончательно всех туда загнали только в 1924. Так это, скорее, совпадение из-за расположения города.

Дополняя ответ от @salnicoff

Вряд ли отрывные календари печатались разными тиражами для каждого города. Скорее всего, время захода в Санкт-Петербурге при дореволюционном отсчёте времени по Пулковскому меридиану (который был гораздо ближе к GMT+2, чем нынешний GMT+3) просто совпало с нынешним временем захода в Ростове-на-Дону.

помню в КНВе конца 90-ых был такой скетч: открывают студенты капсулу времени 1917 года и читают первые строки «Здравствуйте, дорогие потомки! Ну вот вы и живете при коммунизме»…

В Питере, на Б.Сампсониевском, 60 в стене здания завода "Красная заря" в 1968 заложили капсулу потомкам.

С наказом - вскрыть в 2018, в день 100-летия комсомола.
И таки вскрыли :)

Там письмо комсомольцам. Адресата в 2018 уже не найти, наверное

Письмо адресовано более общО
К Вам, Ровесникам - Комсомольцам!
К Вам, живущем в завтрашнем дне!
К Вам, нашей смене

PS. И далее - прекрасное, и, опять, сцука, актуальное (если верить телевизеру):
"Мы живём в трудное ... время.
Трудное - потому, что каждый день, каждый час империалисты готовят против нас войну"

50 лет прошло, а телевизор всё тоэже талдычит...

Так в телевизоре всё те же бывшие комсомольцы.

Я так понял этот человек не понял, но он написал первую статью для Хабра

Только он вероятнее всего не Смарков, а Старков, в начале текста хорошо видно отчерк над буквой "т" в фамилии, а дальше идет по сути каллиграфия подписи, что для начала XX века было весьма характерно для образованных людей, эдакая подпись с подвывертом.

На это указывает, в частности, тот факт, что записка найдена на улице Седова, в прошлом Верхнебульварной, а в списке жителей города Ростова на Дону на 1913 год значатся:

Старков Иван Фёдорович, Верхне-Бульварная 19

Старков Феодосий Фёдорович, Верхне-Бульварная 19

Старковы Феодосия и Иван Фёдорович, Верхне-Бульварная 19

При этом никаких Смарковых там не значится, что, учитывая упоминаемый в тексте записки факт владения семьей недвижимостью в городе, крайне маловероятное событие, т.к. такие списки составлялись по домовладельцам и далее по желающим опубликовать о себе сведения в справочнике.

Более того, если рассмотреть внимательно план Ростова-на-Дону 1917 г выполненный инженером Мамонтовым - http://www.etomesto.ru/map-rostov-na-donu_1917/ то дом 19 по Верхнебульварной как раз и находится на углу Верхнебульварной и Малого проспекта, что в современных реалиях и есть улица Седова и проспект Чехова.

Вообще, конечно, доставляет абсолютное нежелание современных журналистов проводить малейший факт-чекинг, вышла новость на ленте Интерфакса, всё, пора перепечатывать методом глубокого рерайта без малейшего всплеска мысли. А можно было бы чутка копнуть, особенно местной прессе где проще с доступом к архивам, и вышла бы топовая история..

Гимназистом он скорее всего тоже не являлся, ибо он тогда бы (в 1901 году) врядли написал бы про себя "(Ростовский) мещанин", а гимназистом бы и назвался... В случае же учащегося (например мещанского училища) это тоже был бы тогда какой-нибудь "сын мещанина".

Курили (да и пили) они тогда почем зря, т.е. "показушной взрослостью" это можно оценивать только с колокольни современного общества. И да, в начале XX века в России не курили лишь священники да староверы какие-нибудь.

По поводу "девятого года" - с правой стороны газеты чётко видна дата:

Где довольно ясно читается "Воскресенье, 10 октября 1899 г.". Ну а 1809-м (что тоже было бы воскресеньем) это не может быть по многим причинам (да и первый номер газеты вышел 1 сентября 1891 года).

Т.е. номеру газеты полтора года... Зачем человек её столько хранил (и именно её закопал)?

Курили (да и пили) они тогда почем зря, т.е. "показушной взрослостью" это можно оценивать только с колокольни современного общества. И да, в начале XX века в России не курили лишь священники да староверы какие-нибудь.

Гимназистам, в том числе старших классов, курение было запрещено. Что, впрочем, не мешало им курить вне стен гимназий.

>Т.е. номеру газеты полтора года... Зачем человек её столько хранил (и именно её закопал)?

Потому что ребенок. Взял старую газету, которую можно взять незаметно от родителей.. Взрослый скорей бы положил свежую.

Газета 1901 года. Вы можете поискать Гуглом сочетание "приазовский край" 265 и убедиться, что газета вышла в октябре 1901 года, ее цитирует в ЖЖ ещё в 2014 году по несвязанному поводу человек, читавший ее в архиве и делавший выписки.

Что касается сословия, то, конечно, с формальной точки зрения до совершеннолетия он был "мещанский сын", но содержимое бутылки явно говорит за то, что ее создатель либо начитался Майн Рида, либо был большой оригинал, впавший в детство.

Я думаю ростовские краеведы довольно быстро раскопают установочные данные на Ивана Федоровича при условии сохранности архивов того периода и наличии желания.

Фандорина, Эраста Петровича попросить — вмиг сыщет пострелёнка.

газета вышла в октябре 1901 года

Ну а дата в номере то для кого? Не ну я ещё могу представить как 8 стала 9... Но как явно круглая цифра в конце (9) стала 1, я не представляю... Как и то, что 10 окт. 1901 г (по юлианскому календарю среда) вдруг могло стать воскресеньем.

Благодарствую. Вот это уже интересно. Думаю вы правы с фамилией. Поправлю в тексте.

И, да, лично я не журналист ни разу.

1913 году Иван Старков уже взрослый человек, что не противоречит моему предположению.

Так-то я к Вам и не имел претензий, просто суть в том, что возможные потомки г-на Старкова пролетели мимо этой новости, как фанера над Парижем. Просто потому, что кто-то спешит закинуть жареный факт на ленту Интерфакса без вычитки, а дальше Ctrl+C/Ctrl+V. Можно просто поисать сочетание "Иван Федорович Смарков" чтобы понять всю глубину падения..

Можно просто поисать сочетание "Иван Федорович Смарков" чтобы понять всю глубину падения...

Мдя....

Поглядел на стоящий в углу 3D-принтер и задумался о бесконечном количестве потенциальных возможностей организовать мистификацию века...

Возможно не в первые. Вспоминаются давнишние рассказы о сложном металлическом изделии, найденном внутри куска каменного угля.
Абсолютно точно не первый

Во время летнего визита к дяде, Чарльзу В. Дэвис, в Чикаго, он и юный Брэдли Дэвис вместе отправились искать окаменелости. Недалеко находилась каменоломня, богатая силурийскими раковинами и криноидами. Однажды, оставшись один, Роб [Роберт Вуд] нашел два больших плоских обломка песчаника, гладких с одной стороны. С помощью резца и молотка он высек на одном куске голову птеродактиля, а на другой контур огромного насекомого, вроде воображаемой доисторической дьявольской стрекозы. Потом Роб и его товарищи-заговорщики "посадили" их в каменоломне, и во время следующей экскурсии он хитро направил своего двоюродного брата Брэдли к спрятанному сокровищу.

"Он так разволновался от этой богатой двойной находки", — говорил Вуд — "как будто открыл золото в ранчо Саттера, в Калифорнии".

Роб сфотографировал "окаменелости" самодельной камерой, и выцветшие снимки до сих пор хранятся у него.

В. Сибрук. Роберт Вуд. Современный чародей физической лаборатории

НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь

А где отец Федор Иванович?

А да и еще – мне кажется, что приписка внизу сделана другими чернилами и в другое время.

Отец, кстати, не обязательно Фёдор Иванович, в России того времени в мещанских семьях редко рождалось меньше трёх детей, а в крестьянских и того больше, поэтому чередование имён могло иметь место и через два-три поколения, равно как и заимствование имени крестного или же просто следование святцам. Средняя продолжительность жизни была тоже меньше, поэтому вполне возможно, что к 1913 году наш герой стал уже полноправным собственником домика.

Вообще-то да, но настораживает то, что автор письма пишет не "сын имярека", а именно "внук". Здесь похоже на то что отец умер. А возможно и мать, а дед с бабушкой воспитывали внуков. Да и еще имена: Феодосия (бабушка?) – Феодосий (младший? внук?), Иван(дед?) – Иван(старший? внук?).

Скорее всего в оригинале справочника было написано Феод. и Ив. Фёд. Старковы, а дальнейшее суть следствие вольного толкования документа при расшифровке. Полные имена отчества в то время в справочниках встречались только у дворянского сословия, и то не всегда.

Вы точно про 20-го века говорите? Это 1901-вый год, а не 1501-ый. Я бы хотел увидеть весомее аргументов, чем "скорее всего". В начале 20го века бюрократия зашкаливала и никакие сокращения быть не могло в официальных документов.

Оригинал доступен на rusneb.ru/catalog/000202_000006_703313%7CD12B5D15-EB35-4B51-9582-10E02BB403EF в виде полугигабайтного PDF. Имена Старковых записаны полностью на 181 стр. PDF (147 столбец указателя домовладельцев), и сокращённо на 469 стр. PDF (355 столбец алфавитного указателя). Феодосия вымышлена оцифровщиками, но «Старковы Феодосій и Иванъ Федоровы» записаны именно так.

Просто удивительно, вроде из не связанных между собой фактов...

Вам стоит срочно в следователи идти)

Меня Царицей соблазняли, но не поддался я (с). Что недалеко от истины :)

А, тем временем в современности…

в Москве идет очередная акция «Списанные книги» на портале Библиогород — позволяют забронировать онлайн списанную библиотечную литературу, прийти в библиотеку и забрать в личное пользование.

Сайт для поиска списанных книг: https://knigi.bibliogorod.ru/books

Сомневаюсь что "старого". Там третья буква похожа на "к", скорее должность или профессия.

Но окончание "араго" читается четко, я думаю, автор хотел написать какое-то другое слово и передумал. Вообще, если отвлечься от данного конкретного экземпляра, в русской скорописи XVII-XVIII веков сочетания "ск", "ст", "кс", "кт" традиционно скорее угадываются по смыслу, чем видны в тексте, т.к. строчная буква "к" традиционно писалась как две палочки I( иногда со значительным расстоянием между ними, буква "т" как три палочки с отчеркиванием (которое часто терялось), а буква "с" имела значительно менее выраженную кривизну и скорее походила на вторую палочку буквы "к".

Добавьте к этому букву "в" по форме аналогичную знаку ¤ на клавиатурах советских ЭВМ, титла (выносы над строкой), взметы (лигатуры) и получите рукописный текст XVII века, который грамотному современному русскому человеку абсолютно непонятен, даже если написан каллиграфически четко.

НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь

А вот если сейчас закапывать капсулу то что лучше выбрать из доступного стекло или пластик?

Что лучше сохранит содержимое?

Стекло. Это ж, по большому счёту, переплавленный песок.

Если есть возможность — как минимум заткните сосуд притёртой стеклянной пробкой, а как максимум — запаяйте.

Стекло пробка и сургуч

Папиросы могли положить просто как предмет в достаточной степени эфемерный и способный удивить будущих археологов. Ведь шансов случайным образом дойти до потомков в целости у них практически нет, останется лишь пепел и вскоре истлевающие окурки.

А газета "Приазовский край" была именно ежедневной, еще и с еженедельным иллюстрированным приложением. Как литература, так и политика с экономикой в издании действительно присутствуют, а реклама на первой странице для всех газет в те годы была совершенно обычным делом. В правом верхнем углу видна дата выхода этого номера: воскресенье, 10 октября 1899 года, а вовсе не 11 апреля 1901-го, как на листке календаря. Потому и № 265 - это нумерация с начала текущего года, а вовсе не сквозная с самого первого номера. Более того, подшивки этой газеты в настоящее время доступны для просмотра онлайн, вот здесь можно почитать данный номер: https://vivaldi.dspl.ru/pn0043643/details

Постоянно пополняемый каталог от РНБ содержит списки и описания доступных онлайн в различных электронных библиотеках нашей страны и зарубежья старых российских газет, рекомендуется всем любителям старины и истории: http://nlr.ru/res/inv/ukazat55/structure_full.php

Спасибо, 10 октября это 283 день от начала года, но, думаю, вы правы, стоит вычесть праздничные дни. Внесу правки в текст.

Сопоставляя номер газеты по ссылке и изображение в статье, видно, что верхняя и нижняя часть листа - это первая страница, а середина - последняя (шестая).

Ещё есть особенность на листе календаря. В середине, между словами Mercredi и Mittwoch есть число 23, обозначающее, видимо, григорианскую дату. Разность с юлианской составляет 12 дней. Однако, даты после 1.03.1900 следовало бы пересчитывать уже с 13-дневной разностью.

Возможно, Иван Федорович (хотя в 1901 ему следовало бы быть Ѳедоровичем; никто из комментаторов не обратил внимания на орфографию?) взял не только газету двухлетней давности, но и листочек календаря десятилетней? 23 (11) апреля 1890 было средой.
а меня поставили на фиту. Самая ничтожная буква, очень на нее мало пишется, и то еще из тех, кои по всем видам ей принадлежат, все от нее отлынивают и лукавят: кто чуть хочет благородиться, сейчас себя самовластно вместо фиты через ферт ставит. Ищешь-ищешь его под фитою – только пропащая работа, а он под фертом себя проименовал.

(Лесков Н.С. "Очарованный странник")
Написано, согласно Вики, в 1872-73 гг., а тут 1890й — запросто может такое быть, что описанное явление "именования под фертом" повлияло на Федора Старкова ещё до рождения Ивана, отчего и по документам он писался через ферт.

В упомянутом справочнике "Весь Ростов и Нахичевань н. Д." большинство Федоров записаны через ферт, хотя встречаются и Ѳеодоръ (например, стр. 183, кол. 154), и Ѳеодора (стр. 182, кол. 150).

Я уже посмотрел, что там есть и Федоры, и Ѳедоры, и Феодоры, и Ѳеодоры - кто во что горазд.

Бумага за 120 лет практически не изменилась, хоть и не пергамент. Вот эта статья на Хабре Как захостить сайт на 500 лет? как-то перекликается по теме.

Макогон - обычная украинская фамилия.
укр. "старий" = "старик"
Т.е. внук старика Макогона.

Я вспомнил, что недавно был юбилей минимальной даты в формате UNIX со знаком. Когда в 2038 году счётчик переполнится, на календаре будет дата 13 декабря 1901 года.
Я ещё видел, что 13 декабря 1901 года - это дата записи на пластинку романса "Ах, да пускай свет осуждает" в исполнении моей любимой старой русской певицы Анастасии Вяльцевой на фирме "Граммофон" с минимальным номером записи. Поэтому для меня это тоже начало определённой эпохи - записей песен моего любимого жанра.

Казалось бы, с 1901 года прошло уже много времени, но я сталкиваюсь с разными отсылками к этому году (даже к одной определённой дате), значит, это было относительно недавно, нельзя назвать это древностью. Хотя с другой стороны скорее всего не осталось людей, помнящих те времена не по книгам и воспоминаниям, а на основании собственного опыта.

Интересная публикация, я и не знал, что в газетах могло быть столько рекламного мусора. С прессой то того времени я работал, но не такой желтизной - либо центральная пресса, либо епархиальные ведомости.. А желтая пресса не доступна по крайней мере, отсканированная в интернете.

Зарегистрируйтесь на Хабре, чтобы оставить комментарий

Публикации