Джессика Аро
В сентябре 2014 года журналист финской национальной телерадиовещательной компании Yle Джессика Аро (Jessikka Aro), приступила к сбору информации для проведения журналистского расследования и публикации серии репортажей о работе пророссийских «троллей», которые распространяют в социальных сетях пропаганду и пытаются повлиять на общественное мнение в Финляндии. Она обратилась с призывом ко всем, у кого есть информация об активности троллей, обращаться к ней по почте или на мобильный телефон. Причём сообщила свой почтовый адрес и номер телефона. Наверное, это было ошибкой.
Сейчас Джессика рассказывает, как расследование стало причиной международной кампании по дискредитации её репутации, которая продолжается в СМИ и социальных сетях уже более года.
Практически сразу после первой публикации известный пропагандист Йохан Бекман распространил клеветническую информацию, что Джессика Аро работает на иностранную разведку, а государственная телерадиокомпания «имеет тесные отношения с американо-прибалтийскими спецслужбами именно в области информационно-психологических спецопераций».
Йохан Бекман часто даёт комментарии на разные темы о ситуации в Финляндии, Украине и других странах, на российских государственных телеканалах. По словам Джессики, он также активно участвовал в деформации общественного мнения во время конфликта из-за переноса памятника Бронзовый солдат в Эстонии.
По мнению журналиста, целью Бекмана было направить на неё троллей, дискредитировать её будущие публикации на эту тему. «Моя электронная почта мгновенно наполнилась письмами на русском языке, — говорит Джессика. — Мне звонили с угрозами и присылали абсурдные текстовые сообщения из России и сопредельных стран».
Клеветническую информацию о Джессике Аро включили в список рассылки, куда входят государственные чиновники, известные журналисты, информацию о ней прислали двум сотням коллег из телерадиокомпании Yle.
В Facebook была создана «юмористическая» троллинговая страница против её краудсорсингового проекта. «Меня обвинили в кровопроилитии на Украине, под сомнение были поставлены мой внешний вид и психическое здоровье, — пишет журналист. — Я подверглась сексуальному преследованию и получила клеймо русофоба. Люди желали мне смерти от радиоактивного облучения ураном». Кроме того, Джессика стала объектом для мемов и карикатур в России и Финляндии. Вот одна из таких карикатур, которые Бекман присылал ей напрямую в твиттере.
Любое публичное выступление Аро сразу подвергалось обструкции. Выступление на конференции, семинаре, по радио или ТВ записывалось, мгновенно выкладывалось на YouTube и проч. с комментариями троллей практически к каждой фразе.
Джессика пыталась связаться с модератором флудинговых групп российских агентств RT (Russia Today) и Sputnik, чтобы обсудить ситуацию. Тот отказался встретиться, но предложил отказаться от освещения темы российских троллей, и тогда кампания по травле прекратится. Аро сочла это попыткой шантажа и отказалась. Разумеется, в социальных сетях продолжилось обсуждение её личной жизни, семейных отношений и несуществующей политической ангажированности. «За последний год меня сотни раз обвиняли в разрушении свободы слова — абсурдное заявление от людей, которые скрываются за анонимными профилями или от пропагандистов, которые сами пытаются ограничить свободу слова журналистов и обычных людей».
По мере расследования работы «фабрики троллей» в Санкт-Петербурге журналиста обвиняли в подкупе интервьюируемых, участии в информационной войне, работе на американские спецслужбы.
Однажды Аро и коллегу прямо назвали «медиапроститутками».
Джессика говорит, что в её травле поучаствовали многие обычные люди, кроме профессиональных троллей. Это говорит о том, что дезинформация агентов действительно эффективна и влияет на людей.
Активисты в интернете организовали кампанию против «активности троллей Yle», они призывали «протестовать против пропаганды, которую распространяет телерадиокомпания». То есть тролли обвиняли Yle именно в том, чем занимаются сами.
Самый странный случай «травли» произошёл весной, говорит Джессика. По электронной почте с ней связался человек, который представился её отцом, хотя тот умер 20 лет назад. «Отец» предупредил, что он «наблюдает за ней».
Преследование продолжается до сих пор на регулярной основе. В данный момент троллинг усилился в связи с выходом книги журналиста Сары Янтунен «Информационная война», где тоже упоминается история Джессики.
«Я не могу представить, какие нелепые и беспокойные ситуации возникнут у меня и других финских журналистов, исследователей или политиков в будущем, когда им придётся работать с важной информацией по мере её публикации и распространения. Одну вещь я знаю точно: что бы ни случилось, преследование не повлияло и не повлияет на мою работу как журналиста. Я продолжу свои расследования с тем же энтузиазмом, упорством и любовью к правде, как я делала до сих пор», — пишет Джессика Аро.