В военной исследовательской лаборатории MIND («Mission Impact through Neurotechnology Design», или выполнение заданий посредством нейротехнологий), специалисты работают над технологией ускоренного анализа изображений, обрабатывая сигналы, поступающие от мозга человека. Военные полагают, что таким образом возможно будет эффективно обрабатывать большие массивы информации.
Задачей компьютерного зрения в целом и анализа фотографий в частности специалисты по информационным технологиям занимаются с применением искусственных нейросетей, приближённо симулирующих работу человеческого мозга. Однако в армии решили поступить по-другому – вместо построения компьютерных нейросетей и сложного процесса их обучения, использовать то, чего в армии хватает с избытком. А именно, солдат.
Мозг человека лучше любой искусственной нейросети справляется с распознаванием изображений. При этом компьютерные сети необходимо долго «тренировать» на специально отобранных наборах изображений. Человек для этого тренируется сам, и всю свою жизнь. Почему бы не использовать его «вычислительные мощности» для привычной ему задачи?
Для проверки концепции подопытных военных попросили выбрать один из нескольких предметов (лодка, панда, клубника, бабочка, люстра), и не сообщать о своём выборе. Затем, с частотой примерно раз в секунду, исследователи показывали им фотографии различных предметов, снимая показания электроэнцефалограммы.
Служащему не нужно было никак реагировать на появление изображения – достаточно было считать в уме их количество. Когда на экране появлялась фотография предмета, задуманного испытуемым, прибор считывал явный сигнал, который можно было однозначно интерпретировать. После прохождения двухминутного теста можно было со 100% точностью сказать, какой из пяти предметов был задуман подопытным.
Во втором тесте для проверки возможностей ускорения процесса испытуемым демонстрировали только часть фотографии, зато этих частей было показано примерно по пять штук за секунду. И снова по показаниям ЭЭГ получилось чётко увидеть, в какой момент мозг распознаёт задуманный предмет по фрагменту изображения.
Доктор Энтони Райс [Anthony Ries], специалист по когнитивной нейрологии, поясняет суть задумки. Дело в том, что возможности по сбору информации, начиная от спутников, и заканчивая беспилотниками, уже превысили возможности по обработке полученных данных.
Когда аналитик изучает большой аэрофотоснимок в поисках нужного ему объекта, это отнимает достаточно много времени. Если же военным удастся применить разрабатываемую технологию, тогда можно будет разбить большой снимок на мелкие фрагменты, быстро «прокрутить» их перед глазами аналитиков, и при помощи данных от ЭЭГ сразу обработать результаты.
Тогда вместо того, чтобы постепенно изучать карту, делать записи или какие-либо отметки, теряя драгоценное время, аналитику останется лишь смотреть на экран, сосредоточившись на интересующем его объекте (конвой, караван, боевой корабль, и т.п.).
Теперь, когда концепция получила право на существование, следующим шагом исследований становится отсев паразитных сигналов ЭЭГ, которые могут возникать из-за различных психологических и физиологических факторов, присущих живому организму.