«а потом четыре дня не могли отмыть меня» — специфика обработки РАО — всё, что с ними соприкасается — само становится радиоактивными отходами, причём гораздо быстрее, чем хотелось бы…
Так вроде наведенную радиоактивность создает только излучение нейтронов. А остальные типы излучения не превращают облученные материалы в радиоактивные.
Насколько мне известно, в качестве одного из конструкционных материалов манипуляторов такого типа используется пластик. Интересно, как решается вопрос деструктуризации полимерных соединений ионизирующим излучением от РАО? Эксперты?
Ряд сходится к единице.
А если серьезно, то ни кто не откажется от ядерной/термоядерной энергетики. А значит количество таких заводов будет только расти.
У оборудования АЭС, в том числе реакторов и машин первого контура, как и у любых других устройств, есть срок службы, 20-60 лет. В первую очередь из-за усталости металла, особенно эксплуатируемого в жестких радиационных условиях. Каждый атом металла реактора за время работы испытывает десятки смещений, из-за чего металл становится хрупким и рано или поздно лопнет.
Это же касается и бетонных конструкций реакторного здания.
Поэтому реакторы на АЭС не меняют, а просто строят рядом новый энергоблок. А старый приходится резать и захоранивать в бочках с бетоном.
На предприятии есть службы анализа металлических и бетонных конструкций. Металлоконструкции анализируются, к примеру, дефектоскопистами. Бетонные конструкции тоже осматриваются. Проходят люди и смотрят на состояние прочноплотных боксов и ответственных бетонных конструкций (мелкие трещинки, крупные трещины). Трещины банально прямо по стене отмечают маркером. Обходы проходят с определенной периодичностью и если трещина пошла дальше, она выйдет за обрисовку маркером.
Еще анализируют частоту отказов оборудования по свищам и по моральному состоянию оборудования (электронного, механического) и принимают решение о необходимости реконструкции и продлении срока работы реактора, либо полное закрытие блока и вывод его из эксплуатации.
РБМК-1000 на ЛАЭС хотели закрыть из-за «распухания» графитовой кладки внутри реактора и заклинивания стержней регулирования нейтронного потока внутри каналов реактора. Был риск несрабатывания аварийной защиты в случае необходимости. Это, в принципе, тоже один из примеров дефектоскопии. На гигтаймсе как-то проскакивала статья об этом. Была разработана методика НИКИЭТ-ом. Проблему устранили. А так бы — закрыли реактор.
Методов анализа много. За этим строго следят.
Станции вырабатывают свой ресурс, что требует захоронения оборудования и конструкций.
Инженерная мысль не стоит на месте и на смену более ранним моделям станций приходят новые, боле безопасные и эффективные.
Где-то вообще отказываются от АЭС в пользу других источников энергии.
Робот-змея для лазерной резки ядерных отходов