Большинство представителей ИТ-сферы зарабатывают хорошие деньги. Этого нельзя сказать об абсолютно всех «технарях», но в большинстве случаев это так. Крупные и не очень компании готовы платить тысячи долларов в месяц за хорошего профессионала — программиста, электронщика, специалиста по информационной безопасности. Хорошо платят своим сотрудникам американские компании, например, те, что расположены в Кремниевой долине или других регионах с максимальной концентрацией стартапов на квадратный метр.
Но сотрудники все равно не слишком довольны. Дело в том, что такие места характеризуются высокими ценами на все: на жилье, продукты питания, обучение. И человек с заработной платой, которая может считаться очень хорошей по стандартам любой страны в той же Кремниевой долине, в Сан-Франциско, чувствует себя не слишком обеспеченным. Например, один из программистов компании Twitter заявляет, что ему сложно прожить на $160 000 в год. Денег не хватает ни на что.
Этот программист говорит, что больше всего средств «съедает» жилье. За небольшой дом с двумя спальнями в Сан-Франциско он платит около $3000 в месяц. И это не так уж и много, поскольку в некоторых случаях люди платят по $2000 за отдельную комнату в небольшой квартире. Семьям, по его словам, приходится сложнее, чем людям, которые не обременены узами брака и детьми. Семейным людям приходится платить за страховку детей, цена которой в Кремниевой долине чрезвычайно высока. Но больше всего средств забирает аренда.
В Сан-Франциско стоимость недвижимости и ее аренды — одна из самых высоких в мире. Так случилось из-за бурного развития Кремниевой долины, с повышением заработных плат сотрудников местных компаний. Недвижимости здесь много, но не настолько, чтобы удовлетворить нужды всех приезжих. Поэтому арендодатели поднимают цены на жилье чуть не каждый месяц. И если раньше на высокие цены жаловались, в основном, люди с не слишком высоким доходом, то сейчас проблемы начинаются даже у тех, кто получает высокую зарплату.
Тому программисту из Twitter, о котором шла речь выше, в 2014 году пришлось даже одолжить денег. Это произошло после того, как компания сменила схему выплат, и заработная плата поступила на карту позже, чем обычно. Свое имя он не сообщает, поскольку боится, что озвученные данные нарушают договор о неразглашении корпоративной информации, подписанный в самом начале трудоустройства.
Проблемы, аналогичные тем, что озвучил сотрудник Twitter, относятся в полной мере и к представителям других компаний. Например, жалобы на высокую арендную плату с просьбой компенсировать часть затрат на съем квартир и домов регулярно получает руководство Facebook от собственных сотрудников. В прошлом году программисты компании даже провели специальную встречу с Марком Цукербергом, посвященную этой теме.
Дело в том, что на аренду уходит от 40% до 50% доходов жителей региона, что многие считают слишком большой суммой. Регулярно становится известно о различных курьезных случаях, связанных с отсутствием желания у «понаехавших» тратить существенную часть зарплаты на съем жилья. Например, один из сотрудников Apple проживает в гараже. Другой представитель сферы ИТ рассказывает, что живет вместе с 12 другими программистами в квартире с двумя спальнями. Они нашли это жилье через Airbnb. «Получается около $1100 за место на двухъярусной кровати и пять человек, которые живут в этой же комнате. Один парень поселился в кладовой, оплачивая $1400 за „личную комнату“».
Еще одна женщина, которая работает в телекоммуникационной сфере, жалуется на то, что вместе со своим бойфрендом зарабатывает в год около $1 млн, но все равно не может позволить себе дом. Она говорит, что Кремниевая долина — не то место, где работает американская мечта. Сейчас женщина боится того, что страховая программа, введенная Бараком Обамой, будет отменена, а сама она потеряет работу.
Купить недвижимость здесь непросто даже тому человеку, у которого есть деньги. Так, сотрудник еще одной технологической компании из Кремниевой долины в прошлом году пытался найти себе дом. Он зарабатывает около $700000 в год. Однажды ему повезло, попалось объявление о продаже дома за $1,4 млн. Но этот человек ничего не успел сделать — дом был продан всего за сутки за цену в $1,7 млн. На жизнь ему хватает, но эту жизнь нельзя назвать роскошной или слишком уж комфортной. Кстати, здесь высокие цены не только на недвижимость. Например, стоимость кофе с булочкой составляет $8, а цена стакана свежего сока — $12. Сейчас человек, о котором идет речь выше, собирается уехать из Кремниевой долины, несмотря на потерю высокой заработной платы.
Компаниям, которые работают в регионе, поневоле приходится платить сотрудникам огромные зарплаты, чтобы те держались на плаву. Канадский инженер, приехавший в регион по приглашению от работодателя, сходу начал получать $200 000. Ему казалась абсурдной эта сумма, он не понимал, почему ему собираются платить так много. Но после прибытия в Сан-Франциско он все понял. Стоимость аренды, детской страховки и прочих вещей в регионе очень высока. Сейчас инженер планирует уехать отсюда.
В целом, не так и много сотрудников компаний Кремниевой долины счастливы и довольны текущим положением вещей. Несмотря на зарплаты, качество жизни в регионе, по словам этих людей, ниже, чем во многих других местах. Но если технические специалисты просто жалуются на высокие цены, то местным жителям, которые не заняты в сфере высоких технологий, приходится совсем худо. Многие не в состоянии оплачивать страховку, цена которой непомерно высока, продукты питания и другие жизненно необходимые вещи. Поэтому здесь много бедных людей, которые просто отчаялись. И это — еще одна проблема, которая характерна для региона. Пока благополучие Долины похоже на мыльный пузырь. Если он лопнет (ну, например, последует кризис, подобный кризису доткомов в 90-х), то плохо придется всем — и программистам, и обычным людям, которые живут в Кремниевой долине.