«Тюльпанный пузырь был технологическим», — утверждает эксперт
Можно ли считать Биткоин пузырём? Это естественный вопрос — особенно после того, как цены на биткоины этой неделе выросли с $12000 до $15000.
Поэтому мы решили узнать мнение пары экспертов по пузырям: Брента Голдфарба, профессора по бизнесу в Мэрилендском университете, и Уильяма Деринджера, историка из Массачусетского технологического. Оба они проводили исследование истории и экономики пузырей, и на этой неделе они пообщались с нашим изданием по телефону — пока биткоины продолжают расти в стоимости.
Оба учёных увидели чёткие параллели между изучавшимися ими пузырями и текущим резким ростом стоимости биткоинов. Пузыри подпитываются либо новыми технологиями (как железные дороги в Британии 1840 года или интернет в 1990-х) или финансовыми инновациями (как финансовые махинации, приведшие к кризису 2008 года). Биткоин, конечно же, одновременно является и новой технологией, и мощной финансовой инновацией.
«Исторически множество пузырей включали в себя какую-либо финансовую технологию нового типа, последствия которой люди не могли предсказать, — рассказал нам Деринджер. — Эти финансовые инновации создают энтузиазм быстрее, чем люди успевают оценить все последствия».
Ни один из учёных не взялся предсказать, когда окончится текущий бум биткоинов. Но Голдфарб утверждает, что мы наблюдаем классические признаки того, что происходит в конце пузыря. Он сказал, что конец пузыря часто характеризуется «высокой волатильностью и большим оживлением».
Голдфарб считает, что в ближайшие месяцы мы увидим больше «историй о том, как люди нереально разбогатели на биткоинах». Это может привлечь всё больше новых инвесторов, пытающихся поучаствовать в процессе. Потом какое-либо ключевое событие послужит спусковым крючком для паники, что приведёт к падению рынка.
«Неопределённость в оценке часто бывает серьёзной проблемой для пузырей», — рассказал нам Деринджер. В отличие от акций или облигаций, по биткоинам не выплачивают процентов или дивидендов, из-за чего сложно оценить стоимость этой валюты. «Довольно сложно точно определить фундамент биткоинов», — сказал Деринджер.
Эта неопределённость позволила биткоинам резко увеличить свою стоимость в 1000 раз за последние пять лет. Но она же придаёт рынку уязвимость перед обвалом, если инвесторы начнут терять уверенность.
Чем биткоиномания похожа на тюльпаноманию
Каждый раз после опубликования статьи о биткоинах, в комментариях
люди неизбежно сравнивают биткоины с тюльпанами — одним из самых первых и известных пузырей в истории. В 1630-х тюльпаны были ещё в новинку для Европы, их недавно завезли с Ближнего Востока. Появился растущий спрос на тюльпаны экзотических цветов и расцветок. Зимой 1636-1637 годов ситуация достигла пика, спекулянты взвинтили цены на луковицы до 20 раз, до того, как рынок обвалился и достиг нормальных показателей в феврале.
Однако, как отмечает Голдфарб, «многие из этих цен существовали только на бумаге. Всё это происходило в кофейнях. Они торговались, повышали цену, но только на будущие, фьючерсные тюльпаны. Многие из этих сделок так и не состоялись».
«Тюльпанный пузырь был технологическим пузырём, — утверждает Голдфарб. — Они занимались тем, что скрещивали семена, но никогда не были уверены в том, какой получится цвет, пока тюльпаны не вырастали». Эта неопределённость помогла придать определённым тюльпанам ореол загадочности и потенциал, толкавшие их цену вверх.
Деринджер тоже видит параллели между тюльпаноманией и бумом биткоинов. В обоих случаях, говорит он, «стоимость объекта не ограничивалась подсчётом экономических прибылей, но определялась также эстетической ценностью его крутости». Обладание биткоинами — это заявление миру о характере своей личности и о том, что ты ценишь — примерно так, как обладание экзотическим тюльпаном помогало человеку выделяться в XVII веке в нидерландском обществе.
«Участие в рынке накладывает определённую печать, — утверждает Деринджер. — Обладать биткоинами — значит, делать заявление о том, какие технологии вы цените. Даже чтобы купить биткоины, не говоря уже о том, чтобы их майнить, необходимы некоторые знания».
Почему биткоины сложно оценить
Пузыри биткоинов и тюльпанов необычны, поскольку от торгуемых ценностей не ожидают производства какой-либо прибыли. Когда человек покупает пакет технологических акций, он ожидает, что компания выйдет на прибыльность и будет платить дивиденды. Это можно сказать об акциях железных дорог XIX века и радио- и самолётных компаний, сделавших свой вклад в рыночные пузыри в 1920-х.
У всех этих компаний стоимость взлетала в ранние, «преддоходные» годы, когда они всё ещё развивали свои технологии, и инвесторы могли предаваться нереальным мечтам об огромных прибылях в будущем. Но компании реально начинали пытаться получать прибыль и создавать доход из развиваемых технологий, инвесторы часто обнаруживали, что результаты их разочаровывали.
Биткоин не такой. Владельцы биткоинов не получают дивидендов или других доходов от обладания биткоинами. Это технологические акции, вечно находящиеся в преддоходной фазе. Из-за этого не так очевидно, какие именно события могут заставить инвесторов передумать.
Голдфарб сравнивает биткоины с ценностями, обладающими «искусственной редкостью», вроде произведений искусства. «У него будет ценность до тех пор, пока люди будут считать его ценным», — говорит Голдфарб.
Но не стоит слишком далеко вести такие параллели. С биткоинов не платят дивидендов, но их стоимость может расти, если всё больше людей будут пользоваться сетью Биткоин. Запасы биткоинов навсегда ограничены 21 миллионом. Так что, если множество людей захотят проводить платежи через сеть Биткоин, стоимости биткоинов придётся вырасти (или, по крайней мере, оставаться на высоком уровне), чтобы обеспечить этот спрос.
Другая, более необычная возможность, состоит в том, что биткоин может оказаться цифровой версией золота. Стоимость золота не поддаётся классическому анализу рынка точно так же, как стоимость биткоинов. С золота не платят дивидендов, и всего порядка 60% мирового запаса золота используется в промышленности или в ювелирном деле.
Много золота хранится в подвалах и под половинами в качестве долгосрочных ценностей и страховки против инфляции и глобальных волнений — и такого рода спекулятивная торговля сильно повлияла на его стоимость. Если достаточное количество людей будут продолжать считать золото хорошей инвестицией, то это превратится в самоисполняющееся пророчество.
Что-то похожее может происходить и с биткоинами. У них появилась большая субкультура «ходлеров» — намеренное и эксцентричное искажение слова «холдеры» [т.е. держатели, holders; источником мема является тема на форуме bitcointalk / прим. перев.] — гордящиеся тем, что держатся за свои биткоины в качестве долгосрочной инвестиции, несмотря на все кратковременные рыночные флуктуации. Идеология ходлеров может оказаться самоисполняющейся точно так же, как идеология сторонников идеи единого золотого стандарта [goldbug]: чем больше будет людей, считающих биткоины хорошей долгосрочной инвестицией капитала, тем лучшей долгосрочной инвестицией капитала они будут.