Comments 12
П.с.: да-да, я учусь в девятом классе, ем свои козявки и смеюсь над глупыми названиями и фамилиями. Но просто не надо было придумывать глупые названия и фамилии.
В первой строчке таблицы (да и вторая тоже) в well-1 предсказание 32.5, а реальность 15.3.
Что-то мне подсказывает, что ошибка алгоритма не 17, а более чем в два раза. Насколько такая ошибка ( в два раза ) приемлема для оценки строительства скважин?
И еще вопрос «Геологическая модель строится на основе скважинных данных (обычно с использованием сейсмики). В начале строится трехмерная сетка (каркас) продуктивных пластов.»
Насколько я помню вначале делают сейсмику, рассчитывают гипотетические параметры пластов, и после ставят разведочные скважины для подтверждения гипотез. Если скважины уже есть и из них что-то добывают/добыли то зачем еще модели/гипотезы?
Технологическую схему и геологическую модель утверждают в ГКЗ до начала добычи и прогнозируют параметры добычи скважин исключительно по аналогичным на похожих пластах.
При отборе проб обводнённости определить «истинную» обводнённость — та ещё задача. Нередко случаются ситуации, что подряд отбираются пробы с одной скважины и они существенно отличаются, например: 5%, 50% и 90% обводнённости.
В данной статье была попытка исследовать, а можно ли в принципе использовать МЛ алгоритмы для нефтегазовой сферы. Т.е. попробовать построить по-быстрому простую модель и оценить, а применим ли МЛ к нефтегазовой сфере в данном разрезе?
Сейсмика есть не всегда. Также бывает очень старая сейсмика, с низким разрешением.
Сейчас практически все действующие месторождения (кроме самых мелких) разрабатываются с помощью ПГДМ (постоянно-действующая гидродинамическая модель месторождения), которая постоянно обновляется. Но построить «хорошую» и физически обоснованную модель не всегда представляется возможным. Бывает, что модели существуют для галочки, а решения принимаются на основе других методов.
0) В каком ПО была сделана главная картинка к статье?
1) Количество признаков у вас включает определённое количество скважин. Если есть скважин больше или меньше, модель придётся переобучать?
2) Если поменять местами столбцы со скважинами, нужно ли переобучать модель?
3) Среди признаков у вас отсутствуют геологические признаки как класс. Как вы считаете, это нормально?
4) Учитывая количество данных, на которых обучалась и тестировалась модель, вместо «модель слабо чувствительна к местоположению» правильнее будет говорить, что «модель очень сильно чувствительна к тем нескольким входным данным, которые использовались для её обучения».
Если речь о КДПВ то судя по характерной стрелке севера это petrel
1. Petrel
2. Да, но модель обучается быстро, практически мгновенно. Данные собираеются дольше.
3. Не пробовал, не должно.
4. Цель была построить простую модель, для оценки перспектив. Конечно, по хорошему в модель надо закладывать все данные, от которых зависит работы скважины, и геологические в том числе.
5. Согласен.
Навскидку полезными мероприятиями могут быть — уплотняющее бурение, зарезка боковых стволов. Оценка таких мероприятий по ГДМ модели очень сильно зависит от того, какую геологическую реализацию модели заложил геолог и как садаптировал модель гидродинамик, а именно правил ли он геологию (проницаемость, пористость и т.д.). В МЛ алгоритмах мы можем использовать только те данные, которые не были изменены в процессе обучения модели, а являются напрямую измеренными величинами.
Метрики у ГДМ — это сравнение прогноза с фактом по дебитам (нефти, воды, газа), забойным, пластовым давлениям, начальным/извлекаемым запасам. Каждая компания сама устанавливает регламентами границы отклонений.
В свое время делал прогноз времени прорыва воды (water breakthrough) по месторождению с помощью машинных методов (нейронные сети в основном, использовал keras). Закладывал расстояния от нагнеталок до добывающих, расстояние до разломов, высоту перфорации выше ВНК и прочее. Выходило достаточно интересно.
Естественно, что все вышеописанное не более чем мое субьективное мнение.
Тема конечно интересная, но вы сами четко указали почему в ближайшее время не будет массового применения метод ML (деревья решений, нейросети) для решения задачи, которую вы пытаетесь решить — огромная неопределенность в данных, даже замеры дебитов жидкости могут ошибаться в несколько раз, не говоря уже об обводненности, где пробы с одной скважины могут кардинально отличаться. Поэтому применение нейросетей в чистом виде для той задачи, которую вы пытаетесь решать пока не применимо. Необходимы гибридные подходы, в которых будут использованы и физические модели (ГДМ, мат баланс, CRM, INSIM и т.д.), например в качестве дополнительного регуляризатора. Это не значит, что сейчас ML вообще не применимы в нефтянке. Та же геология, прогноз работы газлифта и вообще моделей скважины, прогнозы ГТМ т.е. в тех областях, где у нас потенциально может быть большой объем достоверных данных. Пишу с телефона, поэтому извиняюсь за сумбурное изложение.
Прогнозирование обводнённости скважин с помощью методов машинного обучения