Pull to refresh

Аскар Туганбаев: телевизионщик на тракторе

Reading time9 min
Views1.2K
Аскар ТуганбаевПродюсер, телеведущий, пиарщик, журналист, эксперт по современным технологиям, предприниматель — у Аскара Туганбаева (tuganbaev) много занятий, которые он умудряется достаточно успешно совмещать. Недавно он присоединился к команде видео-портала Rutube. Так что появился неплохой шанс узнать об этом проекте поподробней — из уст его нового продюсера.

Если честно, я был слегка удивлён, узнав, что ты стал продюсером Rutube. Мы знакомы не первый год, я общался с тобой и в эфире, и просто в жизни — и всегда воспринимал тебя как «телевизионного человека». И вдруг — Rutube. Как это случилось, почему?

Вообще Rutube — это убийца телевидения, так что всё логично. :)

То есть Youtube будет убивать западное телевидение, а Rutube — российское?

На самом деле Youtube и Rutube — совершенно разные вещи. В Америке в интернете гораздо легче зарабатывать, а у нас пользователи пока не совсем готовы тратить деньги в сети. Сделать Youtube в той среде легче: ты даёшь людям возможность обмениваться контентом и с каждого клика, с каждой транзакции получаешь деньги. В России эта ситуация пока невозможна — и так будет ещё лет 5-10: пока в нашей стране не получится делать бизнес на обмене информации между людьми.

Так что проекты только называются похоже, а на деле — совсем разные вещи. И развиваться они будут по-разному.

Идея Rutube появилась раньше, как ни странно. Люди, которые сейчас делают Rutube, вначале создали проект l-vision — для обмена видео в онлайне, с подключением веб-камеры, выкладыванием роликов в сеть и т.п. Это было до 2005 года. Когда появился всем известный западный проект, пропиаренный в том числе за счёт его продажи за немыслимые деньги, наши разработчики решили поменять имя своего проекта на Rutube.

Rutube ставит перед собой другие цели: у этого проекта нет цели прежде всего заработать деньги на продаже трафика между пользователями. Нашей команде приходится мыслить более стратегически, играть на более длинных «дистанциях», думать над глобальными решениями.

Зачем телевизионщик Туганбаев пошёл в Rutube? Просто потому, что это — самый современный телевизионный проект. Вначале я работал на АТВ в интерактивной программе «Времечко», с телефонными звонками в прямой эфир и всем подобным. Затем был О2ТВ, где я создавал новостную службу, работал над интерактивом — и в итоге мы сделали неплохое молодёжное интерактивное телевидение. Сейчас мне хочется идти дальше. Центральное телевидение совершенно отбилось от рук: 1-му, 2-му и 4-му каналам не нужно зарабатывать, они работают на гособеспечении, выполняют определённые идеологические задачи. Развиваться им тоже особо никуда не надо: они «гонят» Петросяна — этого достаточно.

Rutube делает то, над чем я давно хотел поработать: ребята делают новую медиа-среду, совмещая интернет с телевидением. Получается честное телевидение — с адресной передачей информации, с возможностью быстрой обратной связи. Когда ты смотришь традиционные телеканалы, которые потратили не один миллион долларов на организацию трансляции, спутник, другие технические средства — ты не видишь реальности: она «замылилась», усреднилась, ты зачастую не можешь понять, кто делал этот контент, не можешь отреагировать и просто впитываешь его в себя.

В чём тогда коренное различие между контентом Youtube и Rutube сейчас? Я не говорю про технические детали и бизнес-модель, но отличия в контенте — они есть?

И в контенте различия есть.

Когда я выкладываю на Youtube ролик о том, как человек падает со стула, его «смотрибельность» будет очень высокая — порядка 20-30 тысяч человек. Для них это прикол, action; они любят смотреть, например, бокс, футбол, некие соревнования, где есть экстрим. Когда же я выкладываю политические программы, дискуссии, интервью, репортажи об интересных событиях, исторические сюжеты — на Youtube нет той популярности.

Когда я выложил ролик про искусство русского рукопашного боя на Rutube, за первый день было порядка 2000 просмотров — хотя я никак не анонсировал его: люди просто увидели, им это интересно. В Америке люди просто «бродят» между роликами в поисках забавного видео, где люди давятся гамбургерами, падают с небоскрёбов, голыми прыгают с парашютами — у них другие интересы просто. В такой среде трудно продвигаться, сложно показать себя, если всё вокруг завалено другим.

Но ведь на Youtube ОЧЕНЬ много роликов. Когда на Rutube станет гораздо больше контента, не станет ли перед проектом та же проблема?

Может и такое случиться. Но мы избрали несколько другой путь: мы используем три способа формирования содержания сайта — параллельно и равнозначно. Во-первых, закачка пользовательских роликов — и это есть у всех подобных сервисов. Во-вторых, партнёрские отношения с телеканалами: мы идём навстречу производителям видео-контента.

Третий способ — это видео-блоги. Для «френд-ленты» на Rutube есть интересное решение: вся она отображается на одном экране, на котором в привычном для блогов хронологическом порядке появляются все ролики друзей. Пользователь смотрит всё почти как по телевизору. Там могут быть кусочки из жизни знакомых, которые записаны с помощью веб-камеры: в Rutube для этого нужно нажать всего одну кнопку, чтобы записать ролик, опубликовать его — не только на Rutube, но и в ЖЖ и Liveinternet.

Проект создаётся командой из Орловской области?

Да, коллектив разработчиков (Usystems) находится в Орле, руководители ездят между Москвой и Орлом. Мне кажется, сейчас можно смело говорить, что в России — в региональном центре — можно сделать хороший проект — даже более конкурентоспособный, чем западный. Лично для меня Rutube сейчас интереснее Youtube. У нас есть проблемы — но мы их оперативно решаем. А вообще — ребята из Орла сделали то, что не осиливают зачастую крупные корпорации.

В Москве формируется штат сотрудников, офис. Но здесь будут работать прежде всего люди, занимающиеся маркетингом, партнёрскими программами.

Удаётся зарабатывать — или проект пока в «стадии стартапа», без прибыли?

У любого проекта есть срок окупаемости. У телеканала срок выхода на прибыльность — минимум 3 года. О2ТВ, например, пока убыточен, хоть и начал зарабатывать.

Для того, чтобы вскопать огород, тебе нужно купить лопату — или трактор: тебе нужен инструмент. Rutube — это «трактор», который создаётся для «окучивания поля». Он пока не создан даже наполовину, у него гораздо больший замах. Мы думаем о получении прибыли — но прямо сейчас это не является первоочередной задачей. По сути ведь никто в мире не знает точно, как зарабатывать деньги на видео-хостинге — даже Youtube: хоть они и продались Google за бешеные деньги, но они не знают, как эти деньги теперь «отдавать». Еженедельное моё общение с партнёрами из Google и Яндекса показывает, что они тоже пока не знают, как продавать контекстную рекламу в видео. Все с интересом ждут — может быть, мы придумаем?

А зачем ты так часто ездишь в Google и Яндекс?

И там, и там у меня близкие друзья, с которыми мы регулярно общаемся, делимся опытом, узнаём о достижениях друг друга. Всё же опыт работы в «Компьютерре» заместителем главреда в конце 90-х помог завязать отношения с IT-тусовкой. Они бы хотели работать с нами, мы теоретически тоже готовы работать и с Google, и с Яндексом, но такой цели пока нет: если будет хороший «протокол» объединения усилий — это будет хорошо.

Отношения с нынешними партнёрами-создателями контента строятся на финансовой основе — или это просто взаимовыгодный обмен?

Пока там деньги не ходят. Сейчас это действительно — взаимовыгодный обмен, потому что люди ходят, присматриваются. Когда будет «перекос» — например, когда Rutube станет более крутым проектом и будет двигать за собой партнёров, нужно будет как-то «расплачиваться» за это — не обязательно деньгами.

Удалось привлечь аудиторию? Посещаемость сейчас около 30.000 уникальных в день, если не ошибаюсь.

Хитрая тут штука с посещаемостью. Во-первых, счётчики часто врут. А во-вторых, есть «невидимая часть айсберга» — ролики с Rutube, размещённые на других сайтах. Мы пока не придумали, как отобразить эту часть в статистике. Очень большое количество показов проводится на сторонних сайтах, сайтах партнёров — и фактически мы отправляем наш контент 100 тысячам уникальных пользователей. А уж показов роликов — вообще до чёрта.

В случае с видео-сайтом вообще интересней считать показы роликов, нежели уникальных посетителей. Так ведь правильней и для рекламодателей: мы ведь можем показывать рекламу и в бегущей строке плейера, и некий ролик до основного показа, и после него. Так что счётчики — это хорошо, но они говорят нам о количестве показа html-страниц, а не главного контента.

Главный конкурент — это Видео@Mail.ru?

Это действительно основной конкурент — и по количественным характеристикам, которые они заявляют, он пока выигрывает.

По их заявлениям, они вообще много у кого выигрывают.

Но у них есть для этого ресурс — большой портал: с основных своих страниц они могут нагнать большое количество трафика. Но вообще это такие же отношения, как ЖЖ и Liveinternet, Google Video и Youtube, то есть более продвинутая часть аудитории и менее продвинутая часть аудитории. Как на телевидении — есть зрители у программ Петросяна и «трэша» на НТВ, а есть другая аудитория.

Которая вообще телевизор не смотрит, точно.

В общем, Видео@Mail.ru — это продолжение портала: разработчики делают некие «ритуальные движения», не давая пользователям много возможностей. Возможностей у Rutube — гораздо больше в любом случае. Для нас видео — это основная цель, мы настроены на видео.

Проблемы с авторскими правами — как думаешь, насколько быстро они возникнут? Вы готовы решать их?

Они возникнут, да. Но здесь мы не можем быть святее Папы Римского: ситуация на нашем ресурсе не может быть лучше ситуации в стране в целом. Пока у нас на улице можно купить любой фильм, пока у нас даже центральные телеканалы попадаются на незаконном использовании тех или иных материалов – для Rutube не имеет смысла так уж сильно думать об этом. Мы заинтересованы в том, чтобы всё было легально – но заинтересованы не больше, чем все остальные. Мы не готовы пока быть флагманом, как-то двигать рынок и т.п. — в том числе потому, что сразу найдутся менее чистоплотные конкуренты.

У нас строго в плане порнографии: её мы стараемся вычистить всю — с помощью постмодерации. Среди модераторов много девушек, которые более щепетильны в этих вопросах — и они отсеивают всю грязь. Если честно, я очень сочувствую нашим модераторам: им приходится видеть ВСЁ. Так что я теперь тоже задумываюсь, прежде чем публиковать что-либо: понимаю, что это будут смотреть девушки и как-то сам себя ограничиваю.

Хотя по сути модераторы — это все пользователи, ведь они могут нажать на специальную кнопочку и оповестить администрацию о нарушении правил.

В общем на этом не стоит заострять много внимания: атмосфера на сайте сложилась вполне доброжелательная. Как-то удаётся расположить к себе пользователей. Это как у телевизионщиков, к примеру: когда я работал во «Времечке», нужно было выстраивать сюжеты особым образом. Есть понятия «первый сюжет», «второй сюжет», «последний сюжет»: первый тебя бодрит, настраивает на главную тему, второй может быть жалостливым или «катастрофным», а в конце тебя успокаивают и включают на ночь что-то доброе и милое. Эта ответственность телевизионщиков перед «зрителями» — она есть и в Rutube: пользователь должен понимать, что на нём не пытаются заработать за счёт Петросяна и голых сисек.

А за счёт чего первых мест в рейтинге Rutube добиваются его лидеры?

Как и везде, у нас встречаются «копипастеры», которые умеют находить ролики, выдирать их из контекста и размещать у нас. Есть и так называемый «российский» контент. Можно назвать его «патриотическим», но вообще я имею в виду специфичные вещи вроде эпизодов с участием российских футболистов в иностранных командах, фигурного катания и т.п. В последнее время стало много авторского контента — и для меня это особенно интересно.

Есть, например, интересные ребята в Орле, которые снимают всякую ерунду — без репетиций: просто включают камеру и пишут. Это не так интересно для взрослых, видимо, но у них большая посещаемость, много просмотров. Я иду с этим материалом на телеканал и говорю: «Вот смотрите, что ребята снимают». Телевизионщики сразу спрашивают «сколько стоит»! Они захотели купить 100 таких роликов. Авторы материала были удивлены: «А что теперь делать?». Я объяснил, что ничего особенного: «Просто продолжайте снимать и отсылать в хорошем качестве». Телевидению это интересно: ему не хватает живости, которая есть в авторском видео.

В заключении традиционно — о планах.

Прежде всего, будем развивать видео-блоги и партнёрские программы с производителями контента.

До конца года постараемся реализовать «прямые эфиры», когда пользователи смогут отправлять видео-сигнал со своих камер и в режиме реального времени транслировать изображение. Не придётся думать об аппаратных мощностях: всё сделает Rutube. Это доступно уже сейчас – и телеканалы используют наши мощности для прямой трансляции своего сигнала, но мы постараемся сделать так, чтобы всё это было автоматизировано и так смог сделать каждый.

В будущем, конечно, хотелось бы сделать телеканал, транслирующий лучшее из Rutube, и предложить коммерческий проект телекомпаниям, дав им возможность на наших мощностях продвигать свой контент. Но это в более отдалённой перспективе. Хотя с некоторыми мы уже договорились, просто пока ищем «технические пути».
Tags:
Hubs:
Total votes 45: ↑37 and ↓8+29
Comments16

Articles