Информационная служба Хабра побывала на мероприятии «Форум будущих технологий». Форум проходил с 9 июля по 14 июля 2023 года в Москве. Как и с KuberConf 2023', я попал в последний вагон уходящего поезда. Форум представляет собой научно‑практические мероприятия в сфере квантовых технологий. Он собирает учёных, экспертов и представителей бизнеса из университетов, исследовательских центров РФ и некоторых других стран, работающих над созданием и внедрением решений на основе квантовых технологий. Форум проводится в рамках мероприятий Десятилетия науки и технологий в России, объявленного с 2022 года указом Президента РФ.
Само мероприятие разделено условно на две части: закрытую и открытую. Закрытая часть проходила с 9 по 12 июля. Открытая часть — с 13 июля по 14 июля. СМИ и интернет‑журналистов пускали только на открытую часть. Мне удалось побывать на форуме 14 июля. Первой сессией, на которую я попал, была пресс‑конференция, посвящённая учреждению Национальной премии в области будущих технологий «Вызов».
Премия «Вызов» — это премия, вручаемая за наукоёмкие разработки, обладающие значительным потенциалом для изменения жизни людей к лучшему и имеющие практическое внедрение в течении 3–10 лет. Премия вручается в 4 номинациях: «Перспектива», «Инженерное решение», «Учёный года», «Прорыв». Размер премии в каждой номинации составляет ₽10 млн. Премия будет присуждаться ежегодно, а учитываться будут работы за последние 10 лет. Я писал о ней новость. Поэтому можно немного поговорить о пресс‑конференции.
Открыл пресс‑конференцию, посвящённую премии, президент фонда развития научно‑культурных связей «Вызов» Леонид Шляховер. Он передал слово председателю научного комитета премии «Вызов» Артёму Оганову. Оганов начал своё выступление с озвучивания проблем, возникших из‑за текущего кризиса. По его словам, премия будет решать несколько проблем.
Первую — определение важных разработок в ближайшие 10–15 лет. Также пока в премию не включены гуманитарные науки, но Оганов уточнил, что, возможно, в будущем их включат. Вторая проблема, которую решает премия — это долгосрочное прогнозирование научно‑технологического развития и социального развития проектов и работы учёных‑лауреатов премии. И последняя проблема, решаемая премией, — поддержка и укрепление поддержки российских учёных. Далее Артём Ромаевич представил научный комитет. На сайте премии можно с ним ознакомиться. По поводу премии мне удалось поговорить с ним, поэтому будет отдельный материал.
После Оганова слово передали заместителю председателя правления «Газпромбанка» Дмитрию Зауэрсу. «Газпромбанк» стал одним из инициаторов и финансовым партнёром премии. Дмитрий рассказал о работе «Газпромбанка» с различными предприятиями и научными центрами. Кроме того, Дмитрий подчеркнул, что поддержка этих инициатив в будущем даст развитие науки и различных отраслей.
Причём и Оганов, и Зауэрс несколько раз отметили — премия будет независимая и протекции от самого «Газпромбанка», его партнёров, других банков, компаний или ещё кого‑то не будет. Если кто‑то из научного комитета будет уличён в ангажированности и лоббировании чьих‑то интересов, он будет исключён.
Далее выступала президент движения «Вызов», первый заместитель главы компании «Иннопрактика» и омбудсмен по правам высокотехнологичных компаний Наталья Попова. Наталья заявила, что для её движения и для компании важны кадры, и задача премии — помощь этим кадрам. И что популяризация науки должна помогать в создании новых кадров. Например, её движение уже открыло 12 точек в вузах, и они помогают в популяризации проектов и исследований молодым учёным.
После Натальи слово передали руководителю проектного офиса ГК «Росатом» по квантовым технологиям Руслану Юнусову. Юнусов также заострил внимание на популяризации премии и возможности увеличения её престижа и значимости для научного сообщества.
Последним выступал заместитель руководителя департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Эмиль Петросян. Петросян рассказал, что его департамент готовит документ для участия в премии и повторил слова предыдущих ораторов о стимуле для учёных.
После пресс‑конференции я отправился осматривать и опрашивать стенды. В этот раз я не попал на дискуссии и обсуждения, поэтому расскажу про стенды. Правда, стендов было мало, примерно 4–5. Если какой‑то стенд забыл, значит либо не было представителя, либоя не понял, что это стенд.
Первым стенд был стенд правительства Москвы, он представлял собой интерактивную панель, дублирующуюся на огромный экран, на этой панели можно было почитать про квантовые разработки и инициативы, с которыми связан город Москва. Также на фоне этого экрана можно было сфотографироваться.
Потом я пошёл к стенду компании «Сбер». На нём можно было попить кофе с сиропами и послушать про новую версию нейросети Kandinskiy. Кстати, интересный момент: играясь с нейросетью, я узнал, что она пока не знает героя народной сказки «Колобок».
После стенда «Сбера» я отправился к стенду РЖД, он состоял из трёх подстендов: сама компания «РЖД» и два её партнёра.
И опять хочется посетовать, в случае РЖД, «Сбера» и стенда Правительства Москвы со мной как с журналистом никто не хотел разговаривать. А ведь я не собирался задавать каверзных вопросов, я хотел чуть подробнее послушать про стенды.
Вернёмся к стенду РЖД: если с представителями РЖД мне не удалось поговорить, то с партнёрами РЖД удалось.
Первым, с кем я поговорил, был представитель компании «ИнфоТеКС». На стенде была представлена защищённая ip‑телефония на квантовых ключах в схеме топологии «Звезда». Центрообразующим здесь является распределительный узел квантовой сети, через оптический коммутатор подключены клиентские узлы квантовой сети. Между распределительным и клиентским узлами происходит генерация защищённого ключа, который впоследствии поступает на защищённый телефон. На стенде были установлены не отечественные телефоны, но новые проекты подразумевают установку отечественных. По словам представителя, серийное производство уже налажено в Томске.
Я задал вопрос представителю «ИнфоТеКС», как их система работает, если злоумышленник попытается внедриться в канал связи между распределительным узлом и пользовательским устройством. И получил ответ.
Олег Иванов
Менеджер квантовых продуктов «ИнфоТеКС»
«В представленной схеме распределительный узел представляет собой Боба, и он будет получать состояния клиентского узла который представляет собой Алису. При участии злоумышленника который пытается отвести часть фотонов приведёт к существенному изменению всей системы, а в последствии к росту числа ошибок, так как это всё летит на одиночных фотонах. Но в чём преимущество нашей системы. В том, что Алиса посылает Бобу одиночные фотоны. Боб также генерирует свой ключ и по защищённому каналу дополнительно посылаются состояния, которые Алиса зашифровала для Боба, чтобы он уже в конце мог сравнить эти состояния и выработать ключ. И всё равно будет какой‑то процент ошибок, — они в результате полёта в любом случае могут повредиться, не долететь. Поэтому определённый процент ошибок заложен».
Далее я подошёл к стенду компании «Смартс кванттелеком». На стенде компании также было представлено оборудование контура квантового распределения ключей (КРК) в двух типах. Первая — это блок, включающий систему квантового распределения ключей и СКЗИ в одном корпусе. Второй — это блок КРК отдельно от СКЗИ, такая система с отдельным СКЗИ уже работает на магистральных сетях РЖД.
Как и представителю «Инфотекс», я задал вопрос представителю «Смартс кванттелеком», как их система работает при внедрении злоумышленника в канал связи.
Игорь Наливайко
Заместитель генерального директора «Смартс кванттелеком»
«Система квантового распределения ключей передаёт информацию о состоянии фотонов в квантовом канале с помощью частиц-фотонов. Фотоны — это как бы минимальная определимая частица, и перехват её без изменения или уничтожения невозможен. Поэтому в том случае, если в квантовом канале появляется нарушитель, мы это видим, это для нас сигнал о том, что данный канал здесь дискредитирован, и мы не используем его».
После стенда РЖД я направился к стенду «Газпромбанка». Этот стенд представлял собой интересную интерактивную панель, где были представлены проекты, поддерживаемые банком в сфере квантовых технологий, связанные напрямую с ними и косвенно.
Стенд был поделён на две части, слева были разделы, связанные с экосистемой квантовых технологий и экосистемой нейробиотехнологий. Справа — 6 отраслей, в которых банк развивает стартапы: опотэлектроника для лидаров, посквантовая криптография, квантовые вычисления, спутниковая квантовая криптография, планарные гранатовые технологии и квантовая криптография.
Я не буду в этом материале подробно затрагивать каждый раздел стенда, мне удалось поговорить с представителем «Газпромбанка», об этом будет отдельный материал. Однако оговорюсь, что нейробиотехнологии тут неслучайно.
Чем запомнился стенд: сам экран выглядел как куб, а для просмотра надо было вытащить нужную рукоять, вставить в центр стенда и крутить, читая нужную информацию. Довольно оригинально.
Как и говорилось, я не успел на обсуждения и пленарные заседания, так как опрашивал стенды и спикеров. Однако все дискуссии можно посмотреть на сайте «Росконгресса». Некоторые я успел глянуть немного, но если я буду просматривать весь снятый материал, то этот обзор выйдет через 3–4 месяца. Возможно, в другие материалы я включу некоторые тезисы из видео, но пока не знаю.
Вместо итогов
Так получилось, что на Форум я попал в последний день, многие стенды были в расслабленном состоянии, часть спикеров устала, да и пришлось выбирать между заседаниями и интервью. Очень бы хотелось посетить Форум без спешки и когда можно опросить все стенды (на некоторых либо никого не было, либо не было человека, общающегося с прессой). Из того, что я смог захватить, было интересно. Тем более получилось собрать пару отдельных материалов. Сейчас будет немного рассуждений, прошу не кидать камнями.
Радует тенденция, что бизнес всё больше обращает внимание на науку и пытается «играть вдолгую», когда результат будет только через 5–6 лет. Сложившийся кризис, возможно, даст какой‑то толчок науке, так как государство тоже усилило поддержку науки. И вероятно, российская наука ускорит своё развитие и «омолодится», и условия для работы в науке и для исследований тоже улучшатся. Не факт, но положительные тенденции радуют. Интересно, что будет с премией «Вызов», на её вручение я бы хотел попасть. Ну и форум форумом, а результатов хотелось бы более осязаемых. Поэтому подождём 5 лет и посмотрим, какие подвижки были в квантовых технологиях, какая была поддержка от бизнеса и государства (материальная и нематериальная) и какие толчки это дало науке.