Pull to refresh

Comments 26

Я сталкивался с таким заблуждение на уровне техлида, что код должен быть самодокументируемым) каким-то волшебным образом человек должен понимать бизнес логику через её отражение в коде. Я стараюсь оставлять пару строчек на неочевидных моментах или оставлять @see-ссылку на таску. Вопрос-а существует хороший фреймворк для связи кода и документации? Типа оставляешь в код ссылку-атрибут на якорь в доке .md и можешь прыгать туда-обратно?

Если ваш код сложно читать без документации, наверное, это плохой код. Где здесь противоречие? "Документируют" в таком случае костыли, которые без стакана не разберешь, но это не значит, что теперь-то все хорошо, это значит, что в вашем коде костыли, которые без стакана не разберешь.

Документация нужна, должна быть, поддерживаться и сопровождаться.

В идеале -- да. И к нему нужно стремиться. Мы так и делаем.

Но почему-то все равно хочется сказать "но")))

Да, я вас прекрасно понимаю. Все дело в золоте стоимости содержания. Если на текущих специалистов раскидать роли по обслуживанию документации, то скорее всего у них будет недостаточно опыта (научатся, но не сейчас) и времени, если нанять (качество найма тоже влияет) специализированный штат, то это дорого - должно быть обоснование таких затрат (эффект выгоды на полезность). Даже в идеальном штате, все может рассыпаться из-за неумелового руководителя..

Поэтому и есть этот внутренний "но"..

Но (каламбур), как и во многих других сферах бытия, мы должны двигаться к цели даже если никогда её не достигнем. Сравнивать опыт друг друга с точки зрения близости достижения этой цели..

мы должны двигаться к цели

Или хотя бы лежать в ее направлении))))

Согласна.

Какие хорошие механизмы есть для того, чтобы не полагаться на совестливость и отличную память людей в вопросах поддержания актуальности документации? Definition of Done и скрам-мастер с дрыном? Или что-то более технологичное существует?

Версионирование, как одна из хороших практик.

Есть слои версий: версия продукта (пакета), релиза, компонента, сервиса, апи, документа.

Если построенны процессы, то на этапе планирования готовится ~60% всего, а волна апдейтов версий завершает в конце задуманное.

Ретроспективы и ревью/демо как контрольная точка с чек листом.

Если составлять документацию до написания кода, то она всегда будет актуальной.

Примечательно, что с точки зрения автора Ops не существует, только Dev и заказчики/пользователи.

"Несовершенство закона российского умаляется их повсеместным неисполнением»

*

Вы с какой целью запугиваете народ такими канцелярскими текстами? Вся нормативка уже давно существует. Игнорируют ее.

*

Причины тоже известны: а) большая загрузка; б) сознательное поддержание беспорядка и неполноты с целью повысить собственную стоимость в глазах начальников.

*

Методы борьбы (или просто нормальной работы) - ставьте задачи в трекер с признаком "требует документирования". И требуйте исполнения.

*

Вы не сказали о самом, нмв, главном. Документирование - это сохранение и накопление знания.

Автор, расставте п этой статье ссылки на ГОСТы. Воможно вы увидете ещё одну проблему. А так тема ещё та...

Чуть-чуть помогу автору))) Проблема будет в "точке зрения" на документацию и систему (АС и предприятие). Все (руководство, подчиненные и ИТ) хотят видеть именно свою часть (отчетность, кнопочки, алгоритмы). Всё изменения системы, в виде отдельных задач, теряются, дублируются или противоречат друг другу... нужно, как то, переходить к единой БД знаний и спецификаций.

Ниже, приведена только часть стандартов из коллекции. OpenAI , как то не спешит оцифровывать и структурировать Стандарты... титьки то важнее 😊

Начнём с идентификации Документов:

ГОСТ Р 55681-2013 Информация и документация. Анализ процессов работы с точки зрения управления документами

В рамках управления ЖЦС, выделяют следующие Родовые типы информационных объектов.

ГОСТ Р 57098-2016/ISO/IEC TR 24774:2010 Системная и программная инженерия. Управление жизненным циклом. Руководство для описания процесса

Примеры информационных объектов из 15288 (ЖЦС)

ГОСТ Р 57193-2016 Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла систем

Метаданные документов по мнению СИБИД:

ГОСТ Р ИСО 23081-1-2008 СИБИД. Процессы управления документами. Метаданные для документов. Часть 1. Принципы

Версия спецификации MoReq2

ТИПОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ЭЛЕКТРОННЫМИ ДОКУМЕНТАМИ

Процессы управления документами:

ГОСТ Р 7.0.101-2018/ИСО 30301:2011 ИНФОРМАЦИЯ И ДОКУМЕНТАЦИЯ. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТАМИ. ТРЕБОВАНИЯ

Спецификация Требования, Документ:

ГОСТ Р 57323-2016/ISO/TS 15926-11:2015 Системы промышленной автоматизации и интеграция. Интеграция данных жизненного цикла перерабатывающих предприятий, включая нефтяные и газовые производственные предприятия. Часть 11. Методология упрощенного промышленного использования справочных данных

Состояния требования стейкхолдера:

ГОСТ Р 57195-2016 Ядро и язык для методов системной и программной инженерии. Общие положения

Процесс анализа требований

"ГОСТ Р 57318-2016. Системы промышленной автоматизации и интеграция. Применение и управление процессами системной инженерии

Синтаксис требования:

ISO 29148

Управление знаниями:

ГОСТ Р 57133-2016

К документации по управлению проектам, требования см тут:

Скрытый текст

Большое спасибо за материал.

По поводу "точки зрения" на документацию, также как каждый руководитель департамента хочет видеть только своего департамента, есть руководитель руководителей всех департаментов и он должен организовать их работу "как единый организм" , согласно стратегии.

Вот тут, поясню свою точку зрения. Нет такого руководителя всех руководителей и "единого организма" (уже всё можно передать на аутсорс)... нельзя Генералу заниматься с новобранцами строевой подготовкой, у него задачи другие... Иерархия нужна не для лычек... Каждый должен знать и понимать Ответственность и Полномочия. ГД не имеет права заставить рабочего лезть в "огонь" без СИЗов и инструкции "по лазанию в огонь")) или самому лезть...

схема 1
15288
15288

Рассматривая схему 1, с ТЗ предприятия (Sys of Int), то на каждом этапе ЖЦ предприятия ответственность за него несут разные системы (их владельцы).

Concept - уровень стейкхолдера, акционера;

Dev - ГИ или строители (для примера РОСАТОМ, только он умеет строить АЭС);

Prod - уровень директора, здесь предприятие уже должно работать и давать результат (выполнять цели/стратегию Concept).

А вот при управлении подразделением, важно "контролировать" не только свою деятельность (подчинённых), но и Входы в процесс (поставщиков). Но воздействие, на Систему (её босса), которая предоставляет что то на Вход, руководитель не может, у него таких полномочий нет... Вот тут то и появляется Надсистема (соотв ЗГД или ГД), которая имеет такие полномочия, для Изменения Системы поставщика входа (см схема 2).

схема 2

9001, 15504

И вот, где то во всём этом, аналитику нужно "найти" спецификацию требований к ИС и не сойти с ума)...

Как нет? Глобально ИТ организацию можно поделить на область CEO и область CTO/CIO. А они уже строят свои департаменты с руководителями. С-lvl и обеспечивает достижение целей в одной единой стратегии.. У каждой позиции своя роль, свой вклад, свои обязанности по работе/созданию/поддержке документации.

А то как же это работать если каждый, пытается любой кусок в свой подпол тянуть... Не работа а "дряньство" выходит

А что касается аутсорса, так это не отменяет концепции. Ваша (команды) зона обязанностей сокращается, при этом перекладывается на качественный выбор аутсорсера и совместимости стандартов его и ваших. Сделает ли он по продукту документацию которая отвечает на все ваши требования? Обычно пользуются тем что дают.. Ни разу не видел контракт не подписанный из-за согласования формата документации. Сразу скажу опыта работы в гос структурах не имею.

ИТ организацию можно поделить на область CEO и область CTO/CIO... С-lvl и обеспечивает достижение целей в одной единой стратегии..

Можете показать профстандарты на эти роли, я не понимаю чем они занимаются (кроме получения большой ЗП). Где ДИ или ПСП? Я опираюсь на общепринятые документы, утвержденные на гос уровне. По ним строят танки, самолёты и АЭС. А всякие СЕО только чаты ЖПТ сделали... Не сравнивайте производство с деньговыкачиванием.

Мне (как ИТ) когда то в Трансгазе сказали: "-Труба качала и без Вас!"

А они уже строят свои департаменты с руководителями.

Ну это везде так, просто я про то, что через голову прыгать нельзя...

Сделает ли он по продукту документацию которая отвечает на все ваши требования?

ITIL. Если в соглашении пропишите, то будет.

Обычно пользуются тем что дают..

Вам, как исполнителю, дают не они, а директор, который заключил соглашение... он наёмщик. откатик получил и доволен)) Вы же айтишники, разберётесь... а если нет, то куда вы пойдёте жаловаться?? Стандарты то не обязательные... пара-пара-пам-поу

опыта работы в гос структурах не имею.

там хуже.

*Сейчас нету ни возможностей, ни целей делать качественное и дешёвое ПО.... Где то, про микро транзакции в играх, говорили ~"вы платите, они их больше делают"

Скажите, пожалуйста - а как обстоит дело с имплементацией этой коллекции в конкретные инструменты, кейсы, бизнес-процессы? Очевидно, что она выстраивается системно. (Есть подробности о положенной в основу системе?) Но сама эта система не очевидна на уровне предприятий и компаний. Ее нужно закладывать в специализированные программные продукты, выпускать рекомендованные БП и пр. Нельзя разрешать разрозненные и неверно интерпретируемые попытки делать это по принципу "кто в лес, кто по дрова". Как с этим?

Часть 1, см комментарии выше ⬆.

"Границы ключ переломлен пополам, А наш батюшка Ленин совсем усоп..."

Разделение труда. Отраслевые стандарты. Профессиональные стандарты.

Ну оркестр, как то справляется с нотами, разными инструментами и без специализированного ПО. Всё тоже самое. Делаешь так, как написано в ДИ то, что установлено в ПСП в соответствии с планом работ. Бюрократия - это как демократия, только главные не толстосумы, а Документы. Как и всё хорошее, с бюрократией расправились ещё в 90е... дак Бюрократия это зло или нет?!

Идентифицируйте все документы организации (БД это тоже документ, построчно) по ГОСТ Р 55681, идентифицируйте Системы по 57193(15288), идентифицируйте процессы по ГОСТ Р 57098... и всё

дальше берём ГОСТ Р 9001 и обеспечиваем Качество...

"кто в лес, кто по дрова"

Водитель лесовоза едет в Лес, а вот лесорубы по Дрова... они не разбираются в работе друг друга и не лезут с советами (хорошо бы)... Но все участвуют в одном процессе. НО! тк они едут в лес, то для Медведя это уже просто Риск/Возможность.

Если вы, хотите помочь директору, то незачем, не поделится)). Если Вы директор, то обратитесь к Системному инженеру или Инженеру СМК. Очень сложно "прыгать" из операционного управления в управление системами (да ещё и под пивко)

Советую прочитать "Оргуправленческое мышление" Г. Щедровицкого

Организация, руководство, управление как типы деятельности

Я коротко задам сравнительные характеристики организации, ру­ководства и управления.

Организация является по сути дела конструктивной работой, ма­териалом которой становятся люди. При этом слово «организация» употребляется в двух смыслах: организация как деятельность органи­зовывания и организация как результат этой работы.

При организовывании мы собираем нечто. У нас должны быть ка­кие-то конструктивные элементы, конструктор с набором элементов, и мы должны, с одной стороны, определенным образом собрать эти элементы и с другой — установить между ними те или иные связи и отношения. Когда мы проделываем такую работу, то мы накладываем определенную организационную форму на эти элементы. Мы можем производить организацию за счет состыковки их друг с другом, а мо­жем еще задавать специально связи, скреплять их тем или иным спо­собом. И когда мы проделали такую работу по объединению элемен­тов и установлению между ними определенных отношений и связей, мы эту работу прекращаем, и дальше организованное нами целое может начать жить по своим законам. Но его жизнь по своим законам уже не принадлежит организационной работе, работа по организовы­ванию состоит только в том, что мы набираем определенные элемен­ты, собираем их и устанавливаем между ними определенные отноше­ния и связи.

Что такое управление и в каком случае мы осуществляем управле­ние? Можно ли, скажем, управлять стулом? Нет, говорю я. Его мож­но поставить, можно его двигать, можно его поломать, преобразо­вать. Это будет определенная практическая, преобразующая деятель­ность. Но это каждый раз не управление.

Теперь более сложный случай - машина. Вот машина стоит, вы на акселератор еще не нажали — можно ли управлять ею? Нельзя. А когда появляется возможность управлять машиной? Когда она поехала. Управление возможно только в отношении объектов, имеющих само­движение. Пока этого самодвижения нет, ставить такую задачу или цель - управление - не имеет смысла.

Можно представить себе ситуацию, когда можно управлять поле­том стула. Представьте себе что-то вроде мушкетерского побоища: кто-то бросает стул, и я, вместо того чтобы от него защищаться, на­правляю его полет несколько в другую сторону. Я осуществил одно­разовый, одномоментный акт управления - изменил направление полета стула. В этом смысле я осуществил управление этим процес­сом. Но смотрите, чем я управлял? Я управлял полетом стула, а не стулом.

А теперь о руководстве. Руководство возможно только в рамках организации, в рамках специальных организационных связей. В чем состоит суть руководства? В постановке целей и задач перед другими элементами. Но для того чтобы я мог ставить цели и зада­чи перед другими элементами - людьми, нужно, чтобы они от сво­их собственных целей и задач отказались и обязались бы принимать мои цели и задачи. И именно это происходит в рамках орга­низации.

Организация людей - я возвращаюсь назад к организации и фик­сирую ее свойства и качества - всегда осуществляется таким образом: человек, занимающий определенное место, отказывается тем самым от собственных целей и задач, от собственного самодвижения и обя­зуется двигаться только в соответствии с этим местом и соответствен­но тем целям и задачам, которые по каналам организации будут пере­даваться ему вышестоящими инстанциями.

В.И. Ленин, справился, даже, без смартфона и компутера...

ГОЭЛРО

ГОЭЛРО — государственный план развития электроэнергетической отрасли в Советской России после Октябрьской революции 1917 года. Разработан Государственной комиссией по электрификации России по заданию и под руководством В. И. Ленина.

на сегодня всё)

  1. С лесом и дровами ваш ответ неудачный, нмв. Это называется "вертикально интегрированная компания", если делать по уму, а не просто гнать кругляк восточному соседу.

  2. Мне ведь это не для работы. Я пытаюсь оценить уровень работы по документированию и управлению знаниями на уровне головных организаций по разработке стандартов.

  3. То, что вы ответили, расстраивает. Про дедушку Ленина я в курсе. Но ситуация, когда "писатель пописывает, а читатель почитывает" уже представляется out-of-date.

  4. Вы же про систему не ответили. И это огорчение №1. Должна выстраиваться система. Помните, на предприятиях были ОНТИ? Были реферативные журналы по отраслям. Много чего было. И это была система.

  5. Вы же даете море ссылок на ISO и не говорите про систему. Означает ли это, что мы некритично следуем в кильватере за ISO? Означает ли это, что все руководители на уровне директоров крупных предприятий, холдингов, замминистров и министров согласны с таким подходом? Желания сделать с учетом мирового опыта на новом уровне систему работы с информацией, знаниями, доками, стандартами нет? У нас вроде в СССР был достигнут в этой области неплохой уровень?

  6. Вы упомянули OpenAI. Я полагаю, что нужно имплементировать открытую LLM, обучасть ее на массиве действующих стандартов - и давать доступ для всех работников этой сферы. А вы мне про дедушку:(

  7. Если вы хотите добиться единомыслия в России (а стандартизация именно об этом), то в идеале нужно делать госпрограмму. Делать базовое ПО, к нему набор плагинов по каждому ГОСТу (чтобы собирать конфигурацию под себя). И не на стороне, а с головным институтом по стандартизации, чтобы была именно корректная и полная имплементация системы стандартов. А не левая интерпретация неизвестно кого. И вводить ее как обязательную (типа системы бухгалтерской отчетности) для всех. С конкретными комплектами стандартов по отраслям (если необходимо).

  8. Тоже самое по управлению знаниями. Но там, я так понял, вообще конь не валялся, да?

  1. нету никакого "Уровня"... есть яма;

  1. вы же всё правильно пишите: "Должна", "были ОНТИ", "была система"... сейчас то нету;

  2. я не могу давать море ссылок, в моей коллекции их ~600... СССР больше НЕТ! Бюрократия - это зло... Да, стандартизация всем мешает воровать;

  3. Нужно, согласен... но я, бесплатно и к тому же в одну каску, работать не буду/не смогу... Дедушку, поддержал рабочий класс, а вы готовы пройти аттестацию на соответствие профстандарту??;

  4. М. Мишустин вроде, как системщик, должен это понимать... Г-ны Греф и Миллер этому противостоят, как могут... SAP - это же престижно)))

  5. там медведь валялся... вы же всё понимайте)))

А куда у вас редуцировался п.1? :)

Ну, я по крайней мере свой профстандарт читал. Наверное, смогу, только вспомнить надо

Но тогда, выходит, подтверждается моя догадка о том, что процитированные вами ссылки - это продукт стаи товарищей, захвативших важный опорный пункт. А не системный подход к стандартизации.

И еще раз подчеркну, что внедрение стандартов без современных программных продуктов выглядит просто растаскиванием денег. Типа "я прокукарекал, а после меня хоть потоп". Печалька.

Но в целом это выглядит странно. У нас же явно прослеживается стремление (по стопам умных американцев) везде вводить протоколы лечения, регламенты, инструкции и прочие подзаконные акты. Система поборов с граждан в виде штрафов за любой чих вообще на заглядение. И при этом "забить" на приоритетное развитие системы стандартов...

А куда у вас редуцировался п.1? :)

дак там уже про кругляк речь пошла... а я больше по плотникам))

"кильватере" "редуцировался" "имплементацией"

у вас есть обязательный к использованию список с такими словами?)))

Но тогда, выходит, подтверждается моя догадка о том, что процитированные вами ссылки - это продукт стаи товарищей, захвативших важный опорный пункт. А не системный подход к стандартизации.

нет. со стандартами всё Ок. Они между собой взаимосвязаны и ссылаются друг на дружку... Ещё раз, они работают, если их применять (см "мартышка и очки").

внедрение стандартов без современных программных продуктов выглядит просто растаскиванием денег

Вот прямо противоположное. Если, вы не можете внедрить системный стандарт без ИТ, это плохо. Система, в первую очередь, это документы.

Я не про стандарты разработки ИТ систем, тут понятно (Эксель, это не автоматизация).

(по стопам умных американцев)

полегче... я, про ГОЭЛРО, могу ещё раз повторить... Н.Винер и Э.Деминг, это "рестайлинг" под американизмы... убрали все советские термины и всё.

Посмотрите кто занимался системотехникой в СССР и где они находились (ВУЗы), поймёте, что эта работа была сделана не за один день, а с*ка системно продолжает проводится до сего дня.

Вы писали: "нет. со стандартами всё Ок. Они между собой взаимосвязаны и ссылаются друг на дружку... Ещё раз, они работают, если их применять"

Удивлен вашим пониманием того, что такое "ОК". Одна из причине не использования (или "кривого" использования") стандартов в том, что суть полностью понимает разработчик. А пользователь вынужден расшифровывать это послание. Но разработчику - по вашей логике - это уже до лампочки. Стандарт ведь ОК? Все, дальше сам, сам. Тогда дальше не вижу смысла. Успехов.

Если у доки нет читателя, то она не нужна. А если есть, то он должен за нее "платить". И под него должен настраиваться формат этой доки.

Конечно, дока ради доки это глупость.

"Описания организационных процессов, процедур и политик, таких как стандарты разработки, процессы управления проектами и процедуры контроля качества."
Это нормативно-техническая документация.

Организационная — это уставы, штатные расписания, трудовые договоры, правила внутреннего распорядка, многие другие документы, создаваемые внутри компании на основании действующего законодательства.

Sign up to leave a comment.

Articles