Немецкое издательство Axel Springer, владелец таких брендов, как Bild и Die Welt, получило ещё одну возможность добиться запрета блокировщиков рекламы на основании авторских прав. После серии поражений в многолетних судебных разбирательствах против создателей Adblock Plus издательство обратилось в Федеральный суд Германии.
Ранее Верховный суд страны отменил решение Высшего земельного суда Гамбурга от 2023 года, вернув дело на новое рассмотрение по основным вопросам.
Для немецкого издателя Axel Springer решения по блокировке рекламы — это механизмы, которые принципиально подрывают способность компании генерировать прибыль. Надеясь добиться перемен, более десяти лет назад издательство подало в суд на Eyeo GmbH, компанию, стоящую за Adblock Plus, утверждая, что это программное обеспечение нарушает работу его бизнес-модели. В апреле 2018 года Adblock Plus и Eyeo вышли из суда победителями, когда Верховный суд Германии не обнаружил нарушений антимонопольного законодательства.
В новом иске издатель утверждает, что AdBlock Plus удаляет рекламу, вмешиваясь в «программный код веб-сайтов», а это нарушает исключительные права, предусмотренные законом об авторском праве.
В Eyeo назвали иск «почти абсурдным», и в январе 2022 года Гамбургский земельный суд отклонил ходатайство Springer о судебном запрете, постановив, что несанкционированное копирование или переработка компьютерных программ, защищённых авторским правом, в соответствии с местным законодательством не имели места.
В Springer подали апелляцию и в 2023 году снова проиграли, на этот раз в Высшем земельном суде Гамбурга. Отказавшись признать поражение, издатель подал еще одну апелляцию в Федеральный суд.
Аргументация Axel Springer основана на положениях немецкого законодательства об авторском праве, касающихся защиты программного обеспечения. Согласно параграфу 69a, пункта 3 UrhG, программное обеспечение («компьютерная программа») подлежит защите в соответствии с законодательством об авторском праве, если оно «представляет собой отдельное произведение в той мере, в какой оно является результатом собственного интеллектуального творчества автора».
Защита распространяется на «все формы выражения» в программе, но не распространяется на «идеи и принципы», лежащие в основе её элементов. Фактически это означает, что пользователи не могут копировать или распространять программное обеспечение дословно, но они могут свободно создавать свои собственные версии при условии отсутствия прямого копирования оригинала.
В более общем смысле, компьютерные программы рассматриваются как литературные произведения в соответствии с Законом об авторском праве и, как таковые, пользуются такой же защитой. Это означает, что автор компьютерной программы (или его работодатель) обладает исключительными правами на воспроизведение и распространение софта.
Springer утверждает, что веб-сайты — это программное обеспечение, используемое для создания онлайн-присутствия в СМИ, и подпадает под защиту. В издательстве считают, что, когда Adblock Plus блокирует или изменяет код веб-сайта («компьютерную программу»), присутствующий в браузере пользователя, это равносильно нарушению исключительного права на изменение и воспроизведение.
Теперь Федеральный суд постановил, что Гамбургский суд принял решение, не установив важные основополагающие факты. «Если имело место нарушение авторского права (в данном случае: компьютерной программы в значении статьи 69a (1) Закона об авторском праве), не всегда необходимо определять, соответствует ли этот охраняемый объект требованиям, предъявляемым к произведению, компьютерной программе или смежным правам», — говорится в решении.
Юридическая фирма Lubberger Lehment, представляющая интересы Axel Springer, выделяет технический аспект, упомянутый в решении суда, который, по её мнению, требует гораздо более пристального внимания.
«В частности, Высший земельный суд не уделил достаточного внимания доводу Axel Springer о том, что браузер — это виртуальная машина, управляемая программой веб-сайта как байт-кодом. В своей мотивировочной части Федеральный суд с необычайной подробностью цитирует то, что мы представили с помощью внешних экспертов», — говорится в заявлении юристов.
В решении отмечается, что речь идёт не только об «изменении переменных данных в памяти компьютера, но и об изменении кода, созданного байт‑кодом веб‑сайта, „компьютерной программы“, как форме выражения самого программирования веб‑сайта».
Масштаб последствий победы Axel Springer может быть значительным. Пока неизвестно, воспримет ли сообщество разработчиков следующее дело положительно.
«Дело имеет фундаментальное значение для всей индустрии программного обеспечения. Это связано с тем, что все браузерные приложения работают с одними и теми же техническими компонентами, а именно HTML5, CSS, PHP и Java Script. Это касается всех облачных приложений, таких как компьютерные игры, стандартное программное обеспечение, SAP и т. д. Испытание блокировщика рекламы определит, защищена ли эта будущая технология авторским правом или может быть использована третьими лицами по своему усмотрению», — заключили юристы.