Comments 102
Очень хочу побывать в музее Intel
+1
UFO just landed and posted this here
Ну вот было бы в сутках чуть больше часов, обязательно бы сходил!
-1
UFO just landed and posted this here
Первое впечатление от картинки — процессоры Intel производят в чашках петри.
+1
Это фотографии со стенда компании в Политехническом музее )
Кстати, когда я был на открытии этого стенда, я отделился от всех и «случайно» пофоткал весь зал вычислительной техники. Считаю, что из этого мог бы получиться интересный материал… браться или нет? ) Не могу решиться — с одной стороны это займет много времени, с другой стороны — не у всех есть возможность там побывать.
Кстати, когда я был на открытии этого стенда, я отделился от всех и «случайно» пофоткал весь зал вычислительной техники. Считаю, что из этого мог бы получиться интересный материал… браться или нет? ) Не могу решиться — с одной стороны это займет много времени, с другой стороны — не у всех есть возможность там побывать.
+4
А почему бы не сравнивать с адекватными нашими заводами?
Например www.angstrem.ru?
У меня мама любила по этому поводу говорить: «не сравнивай жопу с пальцем».
Просто как-то передернуло.
Например www.angstrem.ru?
У меня мама любила по этому поводу говорить: «не сравнивай жопу с пальцем».
Просто как-то передернуло.
+6
Меня больше всего удивил завод "Высота 239", который, кстати, как раз из Челябинска ) Прям офис гугла какой-то
+3
А почему бы не сравнивать с адекватными нашими заводами?
Например www.angstrem.ru?
Лучше с ним не сравнивать, поверьте мне. -))
+4
UFO just landed and posted this here
Последнее видео завораживает!
+7
Позабавил чувак записывающий что-то в блокнот.
0
Да уж. Выглядит местами как фильм-фантастика :)
+1
Да, только забавно, что это самые простые процессы: маркировка и упаковка всякая (то, что часто аутсорсят).
К сожалению все самые интересные и действительно невероятно высокотехнологичные процессы (front end of line и back end of line) не показаны вообще. Впрочем, их красиво не снять: стоит машина и гудит потом из нее вафля едет в другую гудящую машину. :)
К сожалению все самые интересные и действительно невероятно высокотехнологичные процессы (front end of line и back end of line) не показаны вообще. Впрочем, их красиво не снять: стоит машина и гудит потом из нее вафля едет в другую гудящую машину. :)
+1
+10
мне сразу вспомнился этот ролик www.youtube.com/watch?v=ldiYYJNnQUk
+1
У меня все интеловские процы из малазии :)) Походу в Малазии заводы интела, где производят процессоры по технологиям 45нм и 65нм
0
Это просто интелобл!
+3
Кто знает, почему пластина (подложка) цилиндрической формы?
0
Потому что эти пластины нарезают из продолговатого цилиндрического кремниевого «буля»
+9
вах, пасиб
+1
Их еще называют «вафлями» :) Диаметр каждой такой вафли сейчас 300мм (при толщине примерно в 1мм), но вот-вот хотят перейти на 450мм (чтобы больше процессоров умещалось на одной пластине).
На рендере вверху нарисован диск циркулярной пилы, но насколько я знаю, режут «вафли» специальными нитями с алмазным напылением.
Можно посчитать сколько на каждом диске процессоров )
На рендере вверху нарисован диск циркулярной пилы, но насколько я знаю, режут «вафли» специальными нитями с алмазным напылением.
Можно посчитать сколько на каждом диске процессоров )
+5
такую пластину нам на микропроцессорной технике показывал профессор
0
А то что по краям остается (скругленные части) как-то перерабатывается или идет в утиль?
0
Насчет вторичного использования точно не скажу, но думаю эти «неполноценные» участки даже в ходе первичной стадии производства не обрабатываются. То есть «рисунок» там есть, но внутри толком ничего нет — нет смысла делать их функциональными.
0
т.е. в след. статье нас ждет процесс усадки транзисторов в определенном порядке на вафлю, для создания необходимой логики?
0
Они несут множество важных функций.
Используются, в основном, для тестирования чипов, определения реальных условий техпроцесса и тп.
Используются, в основном, для тестирования чипов, определения реальных условий техпроцесса и тп.
+1
Место по краям и между отдельными чипами (die) используется для проверки процессов (tags), измерений всяких и тп.
Утилизируется потом, конечно.
Утилизируется потом, конечно.
0
UFO just landed and posted this here
Вот-вот случится лет через 5.
Не факт, что случится вообще, по кр. мере в main-stream.
Скорее всего если кто-то и перейдет в обозримом будущем, то только Самсунг.
Не факт, что случится вообще, по кр. мере в main-stream.
Скорее всего если кто-то и перейдет в обозримом будущем, то только Самсунг.
0
Насколько я знаю, Intel планирует перейти на 450мм в 2012
0
Действительно, в 2008 году Интел и Самсунг заявили о том, что будут в
2012 году пытаться сделать пилотную версию линии 450 мм.
Чтобы начать производство реальных чипов к 2015 году. (Об этом можно
прочитать в ITRS 2009, например).
Однако, судя по последним данным проект сильно-сильно задерживается.
Дело в том, что нет даже прототипов оборудования для большой части
техпроцессов.
Я так думаю, что если к 12 году у них будут alpha tools для всех шагов
процесса — это уже будет круто. От алфа тула до того, что работает на
линии — минимум 3-5 лет. Но скорее всего денег R&D много никто не
даст: ралли прибылей на рынке IC заканчивается, так что больших трат
на будущий год никто не будет делать.
Итого, по наиболее оптимистическим прогнозам в 2016-17 году могут
начать что-то выпускать.
Вообще, если знаете язык, советую читать EETimes: информация гораздо
лучше и полнее, чем то, что предоставляют в местечковых PR отделах
компаний.
2012 году пытаться сделать пилотную версию линии 450 мм.
Чтобы начать производство реальных чипов к 2015 году. (Об этом можно
прочитать в ITRS 2009, например).
Однако, судя по последним данным проект сильно-сильно задерживается.
Дело в том, что нет даже прототипов оборудования для большой части
техпроцессов.
Я так думаю, что если к 12 году у них будут alpha tools для всех шагов
процесса — это уже будет круто. От алфа тула до того, что работает на
линии — минимум 3-5 лет. Но скорее всего денег R&D много никто не
даст: ралли прибылей на рынке IC заканчивается, так что больших трат
на будущий год никто не будет делать.
Итого, по наиболее оптимистическим прогнозам в 2016-17 году могут
начать что-то выпускать.
Вообще, если знаете язык, советую читать EETimes: информация гораздо
лучше и полнее, чем то, что предоставляют в местечковых PR отделах
компаний.
+2
но тут можно уйти в цикл с вложенностью, почему «буль» цилиндрический =)
0
Ничего себе зубья у циркулярки :) От таких милиметровые царапины будут оставаться. Или это — нанопила? Как на логотипе РосНаноПил?
Всё равно, картинка живописная :)
P.S. Я понимаю, что реальный техпроцесс выглядит не так :) Просто шучу.
Всё равно, картинка живописная :)
P.S. Я понимаю, что реальный техпроцесс выглядит не так :) Просто шучу.
+1
Это монокристалл вытянутый из зоны плавки, если его сделать квадратным, то он будет разрушатся в процессе вытягивания из расплава.
+1
Чтобы было проще справляться с краевыми эффектами.
Ну и растет она так :)
Ну и растет она так :)
0
Вот тут вообще всё становится понятно.
Как делают процессоры
Как делают процессоры
0
Чипы Intel ускоряют изобретения и инновации.
0
У вас опечатка в названии процессора. Itanic он, Итаник, а не Итаниум.
-9
Официальный сайт компании так не считает :) Intel Itanium — самые ядрёные серверные процессоры.
0
«самая-самая (класс 1) примерно в 1000 раз чище хирургической операционной»
помню, этим жарким летом была у меня необходимость делать много уколов ежедневно, и вот в виду ограниченности кол-ва докторов меня заводят в комнату между 2х операционных для того чтобы сделать необходимые инъекции. в одной из операционных нет никого, во второй — идет операция по удалению аппендицита. пациент разрезан, внутри копошатся врачи, замотанные марлей как мумии — для стерильности чтоб ни волосинка не попала в пациента, венчает обстановочку открытое на распашку окно — раз, вентилятор, дующий из комнатушки где я сижу в операционную — два.
так чего там про стирильность операционной? =)
помню, этим жарким летом была у меня необходимость делать много уколов ежедневно, и вот в виду ограниченности кол-ва докторов меня заводят в комнату между 2х операционных для того чтобы сделать необходимые инъекции. в одной из операционных нет никого, во второй — идет операция по удалению аппендицита. пациент разрезан, внутри копошатся врачи, замотанные марлей как мумии — для стерильности чтоб ни волосинка не попала в пациента, венчает обстановочку открытое на распашку окно — раз, вентилятор, дующий из комнатушки где я сижу в операционную — два.
так чего там про стирильность операционной? =)
+1
Мне более интересно, как проводятся ТО и ТР их оборудования, какие поломки бывают и что они делают в таких случаях, чрезвычайные ситуации.
0
Очень интересно и познавательно. Думаю заглянуть в Политехнический музей.
На втором видео в промежутке 1:30 на ядрах готовых процессоров видно много пыли :)
На втором видео в промежутке 1:30 на ядрах готовых процессоров видно много пыли :)
-1
Это не пыль, а бликующие на свете контакты )
0
Это точно не контакты. Контакты находятся с другой стороны кремниевых пластинок — там, где они крепятся к текстолитовой подложке. С этой стороны пластинки прижимаются к кулеру.
Можно ещё предположить, что бликуют выгравированные надписи. Но всё же очень похоже на пыль :)
Можно ещё предположить, что бликуют выгравированные надписи. Но всё же очень похоже на пыль :)
-1
Не те контакты, которые «разводят» с обратной стороны для установки в сокет… но и явно не пылинки ) Они же видны на 1:44 — если бы на каждом чипе было столько пыли, то он гарантированно оказался бы не рабочим… да и почему эти пылинки только на чипах, а вокруг их нет?
0
Давайте я немного расскажу про все про это, т.к. это непосредственно связано с моей профессиональной деятельностью.
Во-первых, контакты на самом чипе, что называется «die» — находятся конечно же, сверху.
Сама кремниевая подложка (wafer) слишком толстая (порядка миллиметра), но эта толщина нужна для механической стабильности во время производства. Поэтому, когда основной этап производства закончен, снизу ее стачивают.
Затем чип приклеивают внутрь корпуса и тонкими золотыми (алюминиевыми, медными) нитями соединяют контакты на чипе с контактами внутри корпуса. Эта техника называется wirebonding
Конкретно про эти процессоры точно не скажу, но в общем логика именно такая — чип в корпус, золотыми нитями к выводам в корпусе, залить эпоксидкой, запечатать.
Так что церные коробочки на фотографии и в видео — это не чип сам, это корпус чипа, и, как мне кажется, эти «пылинки» — или маркировка, или микроэлектроника (резисторы\конденсаторы) — вроде тех, что вокруг коробочки.
Во-первых, контакты на самом чипе, что называется «die» — находятся конечно же, сверху.
Сама кремниевая подложка (wafer) слишком толстая (порядка миллиметра), но эта толщина нужна для механической стабильности во время производства. Поэтому, когда основной этап производства закончен, снизу ее стачивают.
Затем чип приклеивают внутрь корпуса и тонкими золотыми (алюминиевыми, медными) нитями соединяют контакты на чипе с контактами внутри корпуса. Эта техника называется wirebonding
Конкретно про эти процессоры точно не скажу, но в общем логика именно такая — чип в корпус, золотыми нитями к выводам в корпусе, залить эпоксидкой, запечатать.
Так что церные коробочки на фотографии и в видео — это не чип сам, это корпус чипа, и, как мне кажется, эти «пылинки» — или маркировка, или микроэлектроника (резисторы\конденсаторы) — вроде тех, что вокруг коробочки.
+8
Я бы еще добавил то, что раньше площадки для прикрепления золотых проводников располагались по периметру кристалла (из технологических соображений). Но по мере увеличения плотности и сложности разводки, появилась технология расположения площадок на всей поверхности чипа.
Возможно здесь как раз этот случай, хотя смущает разный рисунок. Если бы это было так, то и рисунок точек был бы везде одинаковый :)
Возможно здесь как раз этот случай, хотя смущает разный рисунок. Если бы это было так, то и рисунок точек был бы везде одинаковый :)
0
UFO just landed and posted this here
(сорри за большую картинку, иначе не разглядеть)
Про разводку согласен, я в тех чипах, которые мы делаем сами, разводку именно по краям делаю, примерно как в этом раннем чипе от Интела:
Но вы, как мне кажется, ошибаетесь в том, что считаете это самим чипом.
Я уверен, это именно корпус, потому что он слишком толстый для чипа, он не выглядит как чип, и кроме точек на нем ничего нет.
Кроме высказанных выше версий могу добавить еще одну — это не микроэлектроника, а действительно контакты, но для этой же самой контролируещуй микроэлетроники (опять же как те штучки вокруг корпуса)…
Про разводку согласен, я в тех чипах, которые мы делаем сами, разводку именно по краям делаю, примерно как в этом раннем чипе от Интела:
Но вы, как мне кажется, ошибаетесь в том, что считаете это самим чипом.
Я уверен, это именно корпус, потому что он слишком толстый для чипа, он не выглядит как чип, и кроме точек на нем ничего нет.
Кроме высказанных выше версий могу добавить еще одну — это не микроэлектроника, а действительно контакты, но для этой же самой контролируещуй микроэлетроники (опять же как те штучки вокруг корпуса)…
+1
красиво, прям будущее, а другие компании как производят процессоры AMD, NVIDIA было бы тоже интересно посмотреть, сходства, различия
0
NVIDIA — «fabless», т.е у нее нет своей фабрики для производства чипов. Фабрики типа TSMC, UMC занисмаются их производством.
Тоже касательно ATI, но сейчас не знаю как дела обстоят после поглощения AMD. AMD в свою очередь тоже заводами не блещит ))
Тоже касательно ATI, но сейчас не знаю как дела обстоят после поглощения AMD. AMD в свою очередь тоже заводами не блещит ))
0
На первой фотографии в иллюминаторе внизу виден баг!
+6
Уровни напомнили Umbrella из Resident Evil.
+1
А муху под стеклом на первой картинке только я увидел?
0
А логотип Half-Life 2? :))
+3
Хоть у самого другой проц, но завод красава однозначно!!! Представьте себе экскурсию по 100 000 кв.м…
-1
хороший материал. интересно. местами неожиданно удивляет. и в общем — наводит на мысли. благодарю.
конечно интересно — с чего бы компании так пиарить собственные производства, неужели только для удовлетворения любопытства потребителей? по идее интел, как любой коммерческой организации в общем то тока побольше разработать и получить побольше прибыли.
зачем давать все эти цифры — вряд ли кто то захочет повторить подобную стройку.
какова образовательная часть вот в этой технологии распила на куски? ( это кстати распространненный штамп — везде вот эти круглые подложки… )
ведь по идее гораздо интереснее методы формирования элементов или как перерабатывается бракованные процы… коих наверняка огромный процент (кстати какой?) даже на таком супер производстве…
ну никак не система вентиляции и банни костюмы, ездящие по рельсам штуки и «трансеры» в коридорах.
конечно интересно — с чего бы компании так пиарить собственные производства, неужели только для удовлетворения любопытства потребителей? по идее интел, как любой коммерческой организации в общем то тока побольше разработать и получить побольше прибыли.
зачем давать все эти цифры — вряд ли кто то захочет повторить подобную стройку.
какова образовательная часть вот в этой технологии распила на куски? ( это кстати распространненный штамп — везде вот эти круглые подложки… )
ведь по идее гораздо интереснее методы формирования элементов или как перерабатывается бракованные процы… коих наверняка огромный процент (кстати какой?) даже на таком супер производстве…
ну никак не система вентиляции и банни костюмы, ездящие по рельсам штуки и «трансеры» в коридорах.
-1
UFO just landed and posted this here
Поразительно фабрики похожи на сами чипы и на то, что внутри чипа.
wikimapia.org/#lat=45.544824&lon=-122.9176354&z=17&l=18&m=b&v=8
wikimapia.org/#lat=45.544824&lon=-122.9176354&z=17&l=18&m=b&v=8
0
D1D явно DIP40 с конденсаторами или диодными мостами на выходе.
0
Еще поразительно при обезьяннем способе производства превращение, когда, например, инспекция оператором вейфера на микроскопе (самый кайф, самое интересное для вас!) становится в дебильно-показушном процессе работы ненужностью, издевательством над ним, он начинает делать это халтурно или фиктивно. Взаимообман супервайзеров и операторов (это не про Интел)
0
лямбда? слишком банально. уж лучше портрет брина и надпись RESIST.
0
Хорошо расширился завод, главное что производит качественные процессоры, не то что наш завод «Автоваза», интересно как он выглядит)
0
А я думал, что Bunny suit выглядит как в рекламе Pentium MMX.
0
Sign up to leave a comment.
Где производят процессоры Intel