Считается, что появление смартфонов и расцвет популярности социальных сетей взаимосвязаны: когда ты носишь в кармане устройство, позволяющее получить доступ к ленте новостей и собственной страничке в любую минуту, делать фотографии и писать посты, возникает искушение ковать контент ускоренными темпами. В Microsoft эту тенденцию оценили еще до наступления эпохи смартфонов, и придумали для пользователей социальных сетей специальный мобильный телефон. Казалось, перспективное устройство с огромной потенциальной аудиторией быстро наберет популярность и принесет разработчику миллиардную прибыль… Но что-то пошло не так — телефоны продержались на рынке всего полтора месяца с начала продаж.
Когда речь заходит о мобильных устройствах из «нулевых» с цветным дисплеем и клавиатурой, пригодной для полноценного набора текста, первой вспоминается продукция компании BlackBerry. Эти коммуникаторы пользовались большой популярностью у бизнесменов и офисных работников, потеснив в своей нише традиционные КПК. Но рыночный сегмент «устройств для деловых людей» был уже занят, а вот растущая аудитория социальных сетей казалась неохваченной современными технологиями. В эту чрезвычайно перспективную нишу и решила зайти корпорация Microsoft со своим не совсем обычным проектом. Правда, получилось из этой затеи совсем не то, что аналитики из Редмонда планировали изначально.
Генезис проекта
История Kin началась в 2008 году, когда Microsoft за 500 миллионов долларов приобрела компанию Danger Inc., известную своей успешной серией телефонов Hiptop. Это были раздвижные мобильные телефоны с небольшим дисплеем, QWERTY-клавиатурой и поддержкой GPRS/EDGE/UMTS. Помимо клавиш для набора текста большинство моделей Hiptop имели трекбол и несколько боковых клавиш для облегчения навигации: одна вызывала системное меню, вторая подтверждала переход к выбранному пункту этого меню, еще две реализовывали функции «назад» и «отмена». Операционную систему для этой серии телефонов и прикладной софт разрабатывала сама компания Danger. Она же проектировала и «железо», а вот производилось оно в Японии в партнерстве с компанией Sharp.
Несмотря на то, что за пределами Северной Америки Hiptop был практически неизвестен, в США эти устройства пользовались огромной популярностью, в основном — среди молодежи. У юного поколения эти телефоны считались чрезвычайно модной и статусной вещью, благодаря тому, что были ориентированы на обмен сообщениями и социальное взаимодействие.
В 2008 году в интернете уже работали американские «Одноклассники» Сlassmates.com, с 2003-го действовала соцсеть MySpace, в 2004-м ограниченному количеству пользователей стало доступно детище Марка Цукерберга, а в 2006-м на свет появился Twitter. Приобретая компанию Danger, Microsoft намеревалась использовать опыт ее инженеров для создания новой линейки телефонов, которая помогла бы корпорации захватить быстро растущий рынок социальных сетей.
Разработка
Изначально новый телефон получил название Project Pink, а непосредственным куратором этого проекта в 2008 году стал исполнительный директор Microsoft Джеймс Аллард. Производством нового устройства должна была заниматься уже проверенная в деле компания Sharp, а вот с софтом все получилось не столь однозначно: в Microsoft решили отказаться от наработок Danger в пользу собственной операционной системы. Продавать новинку планировали в магазинах мобильного оператора Verizon.
Уже на начальном этапе разработки Kin стал предметом споров и внутренней конкуренции в Microsoft. Бывшие сотрудники Danger были собраны в отдел под названием Microsoft Premium Mobile Experiences (PMX), что вызвало зависть и негодование у руководства уже существовавшего департамента Windows Phone. В итоге последнему в лице вице-президента Энди Лиса удалось забрать проект под свое крыло, что выглядело вполне логичным шагом. Но эта чехарда со сменой руководства значительно отбросила проект назад и задержала выпуск устройства на целых два года.
Под капотом
Телефоны Kin были разработаны специально для подростков и молодых людей от 15 лет и старше, которые активно пользуются соцсетями. В то время, когда социальные платформы переживали взрывной рост, Kin должен был объединять ленты соцсетей, сообщения и обновления в едином интерфейсе, что можно было назвать принципиально новым подходом. Предполагалось, что Kin будет работать под управлением принципиально новой мобильной ОС Windows Mobile, но выпуск этой платформы задерживался, и для Kin адаптировали проверенную на карманных компьютерах старую добрую Windows CE.
Всего было спроектировано две модели телефона. Kin One и Kin Two, несмотря на общую философию, отличались форм-фактором и возможностями. Kin One с его компактным округлым корпусом оснащался 2,6-дюймовым QVGA-дисплеем, 5-мегапиксельной камерой и 4 ГБ встроенной памяти. Он был спроектирован так, чтобы его можно было легко и удобно держать в одной руке.
Kin Two, напротив, выглядел более внушительно, имел 3,4-дюймовый HVGA-дисплей, 8-мегапиксельную камеру, способную снимать HD-видео в разрешении 720 р, и 8 Гбайт встроенной памяти. Обе модели оснащались выдвижными клавиатурами, что напоминало традиционные устройства производства Danger.
Сердцем устройств стали процессоры MX31L с архитектурой ARM, девайс оснащался 256 МБ оперативной памяти стандарта DDR. Телефоны Kin работали под управлением операционной системы на базе Windows CE, но использовали модифицированный графический интерфейс, отличавшийся от привычного интерфейса «наладонников». Главный экран Kin назывался Loop и служил агрегатором лент социальных сетей Facebook (принадлежит корпорации Meta и запрещена на территории РФ), Twitter и MySpace, а также контента из различных веб-каналов, которым пользователь мог управлять. Однако из-за особенностей API Kin не поддерживал загрузку фотографий или видео в Twitter и просмотр твитов от одного конкретного пользователя на главном экране. Открытие ссылок и ретвиты с главного экрана ОС также не поддерживались.
Необычной особенностью интерфейса Kin стала сущность под названием Spot. Она представляла собой зеленую окружность в нижней части экрана, на которую можно было перетащить фотографию, заранее выделенный URL или фрагмент текста, а затем нажатием на эту точку выбрать способ отправки контента адресату — по электронной почте, с помощью MMS или SMS. Однако, как это ни странно для телефона, ориентированного на пользователей социальных сетей, делиться указанным способом контентом в этих самых социальных сетях устройство не позволяло.
В ОС был интегрирован облачный сервис под названием Kin Studio, с использованием которого автоматически создавались резервные копии фотографий, видео и сообщений с возможностью синхронизации. Доступ к загруженному в облако контенту пользователь мог получить из браузера на настольном компьютере или ноутбуке. Эту идею Microsoft, видимо, подсмотрела у Apple.
В попытке объединить функции телефона, устройства для обмена сообщениями и медиаплеера, Microsoft интегрировало в Kin программное обеспечение Zune для воспроизведения медиафайлов, которые могли транслироваться не только с серез сеть мобильного оператора, но и по Wi-Fi. Для пользователей компьютеров Apple был предусмотрен инструмент, извлекваший аудио- и видеофайлы из iTunes и фотографии из iPhoto.
Несмотря на все передовые технологии, которые Microsoft постаралась уместить в Kin, телефон оказался не лишён недостатков. Во-первых, в составе операционной системы отсутствовало приложение для просмотра видео с YouTube, однако видеоролики можно было воспроизводить в браузере. Во-вторых, (и это уже гораздо серьёзнее) устройство не поддерживало импорт и экспорт адресной книги, что весьма удивительно для такого продвинутого девайса. В Kin не было ни календаря, ни планировщика, ни возможности синхронизации с календарем Outlook или Google Calendar.
Но самое удивительное, если мы говорим о смартфоне для молодежи, предпочитающей общение в интернете — в Kin отсутствовали клиенты для обмена сообщениями, даже «родной Майкросорвтофский» Windows Live Messenger, или популярные в Америке AOL Instant Messenger или мессенджер от Yahoo!.. Напоследок cледует упомянуть, что Kin не поддерживал установку сторонних программ, а магазин приложений в его инфраструктуре отсутствовал как таковой, то есть, на телефон невозможно было установить ничего сверх приложений, поставляемых «из коробки». Видимо, эта совокупность факторов на фоне растущей популярности Apple iPhone и стала основной причиной коммерческого краха проекта.
Взлет и падение
12 апреля 2010 года Microsoft провела помпезную презентацию Kin в ночном клубе Mighty в Сан-Франциско. Телефон поступил в продажу и… оказалось, что на него попросту нет спроса. Он продержался в магазинах Verizon ровно 48 дней, и 30 июня 2010 г Microsoft прекратила выпуск обеих моделей Kin, вложив в разработку и маркетинг телефона около миллиарда долларов (включая стоимость купленной ранее компании Danger). Считается, что всего было изготовлено порядка 9000 аппаратов, поэтому сейчас они являются большой редкостью. «Этот проект был обречен с самого начала», — писал известный в США аналитик Роб Эндерле — «сперва они потратили примерно полтора года на перенос устройства с платформы Hiptop на устаревшую Windows CE, затем еще полтора года на слияние отделов… И за это время на рынке успели появиться более крутые и продвинутые смартфоны, гораздо лучше подходящие для завсегдатаев социальных сетей».
Kin столкнулся с жесткой конкуренцией со стороны других игроков. К 2010 году iPhone от Apple и телефоны на базе Android уже доминировали на рынке, предлагая огромный набор приложений и сервисов, с которыми Kin не мог сравниться даже близко. А среди классических телефонов с QWERTY-клавиатурой Kin выглядел белой вороной из-за чересчур высокой цены. Этот проект до сих пор считается одним из крупнейших провалов Microsoft. Команда, отвечавшая за Kin, после закрытия проекта была включена в состав подразделения Windows Phone, а наработки, полученные в ходе работы над Kin, позже использовались в более успешной Windows Phone 7.
История Kin — это история о том, что даже футуристичное устройство, ориентированное на растущий рыночный сегмент, неизбежно проигрывает при отсутствии экосистемы программного обеспечения и приложений. Она показывает, насколько сложно выйти на высококонкурентный рынок с уже состоявшимися игроками, и напоминает нам о том, что даже технологические гиганты могут оступиться, неправильно оценив динамику рынка и потребности своих пользователей.
Статья поддерживается командой Serverspace.
Serverspace — провайдер облачных сервисов, предоставляющий в аренду виртуальные серверы с ОС Linux и Windows в 8 дата-центрах: Россия, Беларусь, Казахстан, Нидерланды, Турция, США, Канада и Бразилия. Для построения ИТ-инфраструктуры провайдер также предлагает: создание сетей, шлюзов, бэкапы, сервисы CDN, DNS, объектное хранилище S3.
IT-инфраструктура | Кешбэк 17% по коду HABR