В нашем блоге на Хабре мы не только рассказываем о развитии своего продукта — биллинга для операторов связи «Гидра», но и публикуем материалы о работе с инфраструктурой и использовании технологий.
Недавно мы писали об использовании Clojure и MongoDB, а сегодня речь пойдет о плюсах и минусах денормализации баз данных. Разработчик баз данных и финансовый аналитик Эмил Дркушич (Emil Drkušić) написал в блоге компании Vertabelo материал о том, зачем, как и когда использовать этот подход. Мы представляем вашему вниманию главные тезисы этой заметки.
Рыцарь в образовании и компьютерных науках, мужик, в честь которого назвали логику, первый, кто признался в своей ошибке на миллиард долларов, разработчик qsort, празднует сегодня, 11 января, свое 82-летие. (Наверняка вместе с Кнутом.)
Привет, это снова Без слайдов. Я Алексей Федоров, и на этот раз в гостях у меня побывал Сергей Шкредов, руководитель всего .NET-направления в компании JetBrains.
С Сергеем мы говорили:
о последних релизах ReSharer;
о новой схеме подписок и лицензий;
про непростые отношения с Microsoft;
о рантайме и развитии языка;
о том, как поменял ситуацию выход Roslyn;
о работе с фидбеком пользователей для улучшения продукта;
о планах развития других продуктов .NET стека;
о важности внутриотраслевого общения и обмена опытом;
про разработку продуктов для С++;
немного о ReSharper C++, на который должны подсесть даже разработчики Microsoft;
Во второй лекции Мессенджеровских чтений профессор Ричард Фейнман расскажет о том, как математика используется для формулировки физических законов и задач. Он продемонстрирует, как разные математические утверждения могут описывать один и тот же физический закон, и чем всё-таки отличается математика от физики.
Мотивация на примере моделей представлений для WPF UI
Начать обсуждение и познакомиться с обсуждаемой проблематикой предлагается на примере подхода к архитектуре пользовательских интерфейсов в WPF.
Как известно, одна из главных фич WPF — это мощная система байндингов, позволяющая достаточно легко отделить модель представления (далее модель) от самого представления (далее View) как такового. Обычно программист создает XAML для представления, привязывает свойства его элементов к модели в том же XAML посредством байндингов и, фактически, забывает о View. Это становится возможным поскольку большинство UI-логики может быть реализовано через воздействие на модель и автоматически прокинуто на UI посредством байндингов. При таком подходе модель играет роль состояния View, являясь его прокси для слоя, реализующего UI-логику. Например, меняя свойство модели, мы тем самым меняем соответствующее ей свойство View (или его элементов). Последнее происходит автоматически благодаря системе байндингов, которая отслеживает изменения как в модели, так и во View, синхронизируя состояния на обоих концах по мере надобности. Одним из способов, посредством которых модель может сообщить наблюдателю (коим в нашем случае является байндинг) о своем изменении, является бросание события PropertyChanged с именем изменившегося свойства в качестве параметра. Это событие принадлежит интерфейсу INotifyPropertyChanged, который, соответственно, должен быть реализован в модели.
Рассмотрим описанную идею на конкретном примере. Начнем с простой модели, которая представляет собой некий Заказ и содержит два свойства — Цена и Количество. Оба свойства будут изменяемыми, поэтому для каждого нужно реализовать нотификацию об изменении. Это делается следующим кодом:
В июне в Петербурге прошла третья по счету конференция DotNext, а уже через месяц в Москве пройдет четвертая — DotNext 2015 Moscow. Видеозаписи всех докладов и круглых столов питерской конференции мы опубликовали отдельным плейлистом на YouTube. Ну а чтобы вы не теряли время попусту и сразу начинали с самого сладкого — я заморочился с различной (не очень сложной) аналитикой и разобрал для вас десяток топовых докладов, тех, которым участники конференции поставили наивысшие оценки.
Как всегда, для наших оценок мы используем российскую академическую шкалу:
плохо — 2 балла
нормально — 3 балла
хорошо — 4 балла
отлично — 5 баллов
В этом посте я коротко расскажу о докладах, занявших в нашем рейтинге места с шестого по десятое. И начнем мы, как всегда, с конца.
10 место
Михаил Самарин, Futurice — Универсальные приложения для Windows 10
Средняя оценка: 4.19
Михаил — не только бизнес-директор финской компании Futurice, но еще и трижды Microsoft MVP, и поэтому имеет право выступать на конференциях чуть ли ни от имени Microsoft. Так получилось и на этот раз — Михаил выступил с обзорным докладом о том, как с выходом новой версии .NET и Windows 10 изменилась разработка под различные девайсы.
Как и было обещано, доклад получился обзорным. Сначала Михаил рассказал про инструменты разработки — Visual Studio 2015 и различных лицензиях на нее, Microsoft Expression Blend, изменениях в VS, которые появились для удобства разработки под мобильные устройства. Дальше речь пошла о новой схеме «версионирования» Windows, универсальных приложениях и решениях, которые принимает рантайм в зависимости от платформы, на которой выполняется приложение (теперь единый солюшен на все платформы, а не по одному для каждой). После этого речь пошла про различные расширения платформы и того, как система сборки работает с ними. Ну и ближе к концу речь пошла про адаптивный UI, физические и effective пиксели (теперь рекомендуется игнорировать физическое разрешение экрана, а использовать «эффективные» пиксели).
На московском DotNext Михаил обещает сделать доклад об использовании аппаратных API, доступных на мобильных платформах. Поскольку про мобильную разработку на .NET в России практически не рассказывают, будет особенно интересно его послушать. Так что ждем анонса.
Наверняка вы уже знаете об операторе безопасной навигации ("?." операторе) в C# 6. В то время как это довольно хороший синтаксический сахар, я хотел бы отметить варианты злоупотребления этим оператором.
Меня зовут Илья Булгаков, я программист отдела извлечения информации в ABBYY. В серии из двух постов я расскажу вам наш главный секрет – как работает технология Извлечения Информации в ABBYY Compreno.
Ранее мой коллега Даня Скоринкин DSkorinkin успел рассказать про взгляд на систему со стороны онтоинженера, затронув следующие темы:
В этот раз мы опустимся глубже в недра технологии ABBYY Compreno, поговорим про архитектуру системы в целом, основные принципы ее работы и алгоритм извлечения информации!
Представляю вашему вниманию перевод очень ёмкой, и в то же время достаточно краткой (для такого масштаба проблемы) статьи Карла Чео. Я решил, что очень хочу сделать её перевод практически сразу, как только начал читать, и очень рад, что в итоге сделал это.
Для того, чтобы сделать обучение более веселым и интересным, представляю вам перечень важных теорий и концепций информатики, объяснённых с помощью аналогий с минимальным количеством технических деталей. Это будет похоже на очень быстрый курс информатики для всех с целью просто дать вам общее представление об основных концепциях.
Важные замечания:
Пункты с неуказанным источником написаны мной самостоятельно. Поправьте меня, если вы заметите какие-то неточности. Предложите лучшую аналогию, если это возможно.
Заголовки ссылаются на соответствующие им статьи в Wikipedia. Пожалуйста, читайте эти статьи для более серьезных и детальных объяснений.
Понятно, зачем теоретики находят эффективные алгоритмы решения задач какого-то класса, а потом практики их реализуют. Но теоретики стараются также доказать, что для некоторых задач эффективных алгоритмов (и даже вообще никаких алгоритмов) не существует. Что при этом им удаётся и не удаётся, и зачем это может быть нужно? В лекции речь идет о «проблеме остановки» и задачах, к которым она сводится, о знаменитом классе NP, а также о простых нижних оценках.
Лекция был прочитана в Малой Школе анализа данных, которую Яндекс организует для старшеклассников. Автор — Александр Шень. Окончил мехмат МГУ, под руководством Владимира Успенского, ученика Колмогорова, защитил диссертацию «Алгоритмические варианты понятия энтропии». Сейчас является сотрудником Института проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН и Лаборатории Национального центра научных исследований Франции. Научные интересы: алгоритмы, колмогоровская сложность, логика, теория информации. Почти все книги, которые Александр Ханиевич написал о математике и программированию, находятся в свободном доступе.
Я хочу рассказать о рефакторинге схем баз данных MS SQL Server.
Рефакторинг — изменение во внутренней структуре программного обеспечения, имеющее целью облегчить понимание его работы и упростить модификацию, не затрагивая наблюдаемого поведения.
— Martin Fowler
О рефакторинге кода говорят уже давно. На данный момент написано немало литературы, создано множество инструментов, помогающих выполнять рефакторинг кода.
А вот про рефакторинг схем баз данных не так уж и много информации. Я решил немного восполнить этот пробел и поделиться своим опытом.
Точнее, из 2016 года. На март будущего года запланирована отгрузка первой коммерческой партии рюкзаков iBackPack, созданных одноименным техасским стартапом, сумевшим на платформе Indigogo всего за 20 дней собрать на проект более 300 000 $.
Вниманию читателей «Хабрахабра» представляется перевод статьи Хану Коммалапати и Тома Кристиана об внутреннем устройстве .NET. Существует альтернативный вариант перевода на сайте Microsoft.
В статье рассматривается:
Системный домен (SystemDomain), Домен общего доступа (SharedDomain) и домен по умолчанию (DefaultDomain)
Представление объекта и другие особенности организации памяти
Представление таблицы методов
Распределение методов
Используемые технологии: .NET Framework, C#
Содержание
Домены создаваемые начальным загрузчиком
Системный домен
Домен общего доступа (разделяемый)
Дефолтный домен
Загрузчик куч
Основы типов
Экземпляр объекта
Таблица методов
Размер базового экземпляра
Таблица слотов метода
Описатель метода
Карта таблиц виртуальных методов интерфейсов и карта интерфейса
Все проблемы в области Computer Science могут быть решены введением дополнительного уровня косвенности. За исключением одной: слишком большого числа уровней косвенности.
All problems in computer science can be solved by another level of indirection, except for the problem of too many layers of indirection.
Программные интерпретаторы известны своей невысокой скоростью работы. В этой статье я расскажу, как их можно ускорить.
Я давно уже хотел поподробней остановиться на создании интерпретаторов. Прямо таки обещал, в том числе самому себе. Однако серьёзный подход требовал использования более-менее реалистичного кода для примеров, а также проведения измерений производительности, подтверждающих (а иногда и опровергающих) мои аргументы. Но наконец-то я готов представить почтенной публике результаты, причём даже чуть более интересные, чем собирался.
В данной статье будет описано семь способов построения программной ВМ для одной гостевой системы. От самых медленных мы проследуем к более быстрым, поочерёдно избавляясь от различных «неэффективностей» в коде, и в конце сравним их работу на примере одной программы.
Тех, кто не боится ассемблерных листингов, испещрённого макросами кода на Си, обильно удобренного адресной арифметикой, goto и даже longjmp, а также программ, использующих копипаст во имя скорости или даже создающих куски самих себя, прошу пожаловать под кат.
Я много раз сталкивался с задачей динамической генерации кода (например, при написании эффективного сериализатора или компилятора DSL). Это можно делать разными способами, какой из них лучший – дискуссия для отдельной статьи. По ряду причин я предпочитаю Reflection.Emit и CIL (Common Intermediate Language) и расскажу, с какими проблемами пришлось столкнуться на этом пути, а также об их решении: умной обертке над ILGenerator – GroboIL из библиотеки Graceful Emit.
Хочу отметить при этом, что иногда встречаются ситуации, когда у нас нет большого выбора: например, при написании сериализатора необходимо иметь доступ к приватным полям, и приходится использовать IL. Кстати, известный сериализатор protobuf-net содержит несколько сотен IL-инструкций.
Если вы ни разу не сталкивались с использованием IL-кода, то статья может показаться сложной для понимания, поскольку содержит много примеров кода с использованием IL. Для получения базовых знаний рекомендую прочитать статью Introduction to IL Assembly Language.
В заметке Магия тензорной алгебры было дано очень неплохое введение в математику тензоров. Но, как мне кажется, этот текст все-равно несколько сложен для понимания. В нем не до конца понятно, что же это такое тензор и зачем он вообще нужен.
Сейчас я попытаюсь дать совсем простое введение в тензоры. Я не претендую на математическую строгость, поэтому некоторые термины могут употребляться не совсем корректно.
«Моя цель не в том, чтобы вас чему-то научить. Я хочу дать вам возможность почувствовать, что существует целый мир, который от нас старательно скрывается, — мир математики. Это портал в неизведанную реальность, ключ к пониманию глубинных тайн Вселенной и нас самих. Математика не единственный портал, есть и другие. Но в некотором смысле он самый очевидный. И именно поэтому он так закамуфлирован, как будто бы на нем прибита доска с надписью: «Вам сюда не надо». А на самом деле надо. И когда мы входим в него, мы вспоминаем, кто мы: не маленькие винтики большой машины, не одинокие души, прозябающие на отшибе Вселенной. Мы — Творцы этого мира, способные дарить друг другу красоту и любовь». — Эдуард Френкель.
Поскольку дальше я буду жестко провоцировать троллей на тему языков программирования, и тем более назову лучший в мире (на данный момент) язык программирования (абсолютно лучший, то есть без всяких оговорок), от чего, обычно, у троллей срывает башню, рекомендую им и всем остальным ознакомиться с моим постом почти трех летней давности «О выборе языка программирования», все написаное там актуально и повторяться я не хочу.
Прочитали? Дальше будет про лучший в мире язык программирования, который я назову ближе к концу. Да, да, еще три дня назад я и не думал что единороги существуют — ведь каждый язык так или иначе сосет, и каждый сосет по-своему (хотя нет, есть и такие которые сосут всегда и везде, но о них не будем). Как инженер, я прекрасно понимал что в вопросе языка не возможно без разнообразных trade offs, начиная с garbage collected vs manual memory management, хотя Rust пытается съесть рыбку не присев на палку в этом вопросе, и так далее. Хоть мы и говорим о языках общего назначения, все они так или иначе позиционируют себя, фокусируясь на каких-то идеях, принципах, и целях, в которых они хороши, оставляя все не согласованное с такими принципами в лучшем случае возможными, но не эффективными и/или не удобными. Одним словом нецелесообразными. Однако язык, сочетающий в себе несочетаемое, есть.
Семь долбаных лет я ждал язык, который хоть как то ответит части моих желаний. За это время, и в фоновом режиме я препробывал всё. Всё — означает, всю херню общего назначения, и всю херню не совсем общего назначения. Нельзя прочувствовать язык только что-то прочитав про него и написав Hello World. Чтобы понять — надо хоть немного попрограммировать — написать какую нить вещь. И вот все это время, я в минуты отчаянья качал какой-нить “замечательный язык”, и пытался что-то написать. Какие-то вещи даже до сих пор крутятся в конторе (или крутились).
Наша спутниковая сеть пережила несчитанное количество мелких сбоев и аномалий в работе спутников. Экспресс-2 (отказ двигателей коррекции), Экспресс-АМ11 (разгерметизация), KazSat-1 (отказ системы управления), Экспресс-АМ2 (отказ системы поворота солнечных батарей), NSS-703 (полная выработка «рабочего тела» двигателей точной коррекции)… И да, Экспресс-МД1.
Был обычный рабочий день 4 июля 2013 года. Рутина: смотрели текущее состояние сети и каналов, работали с планами ближайших расширений и изменений, решали какие-то мелкие проблемы (на большой сети обязательно что-то происходит). Время шло к обеду, я решил пойти чайку налить. И тут краем глаза увидел кучу вывалившихся аварий на экране системы мониторинга.
Одновременное появление большого количества аварий или аварий по многим направлениям вполне может быть, например, ливнем на одной из центральных станций. Но тут-то я вижу, что одновременно рухнули каналы, приземляющиеся и в Улан-Удэ, и во Владивостоке.
Все несущие сначала просели, потом практически восстановились, а потом очень быстро пропали полностью. Это очень характерная картина для случая, когда спутник теряет ориентацию. Поэтому, набирая номер дежурной службы ГПКС, я уже готовился услышать худшее.