Вместо предисловия

«Хабр» это крупнейшее русскоязычное сообщество IT-специалистов. Сотни тысяч пользователей заходят сюда каждый день, сотни IT-компаний ведут здесь корпоративные блоги. Важно помнить, что наш проект — это саморегулирующееся сообщество, а значит, успех корпоративного блога будет во многом зависеть от умений подать информацию и взаимодействовать с аудиторией.

Прежде чем начать что-то делать, важно провести черту между персональным аккаунтом и корпоративным блогом:

  • Персональный аккаунт — вы пишете от своего имени и под свою ответственность, не ассоциируя себя с компанией и не отмечая корпоративный блог в списке хабов. Это не значит, что можно всё — все советы, изложенные ниже, будут полезны и частным авторам, и экспертам.
  • Блог компании — в данном случае вы будете размещать материалы как сотрудник компании, а не частное лицо. Вы транслируете опыт и позицию компании, говорите от её лица — все ваши высказывания будут восприняты как высказывания компании, поэтому несёте повышенную ответственность за каждое слово. Помните об этом и сохраняйте сдержанность и корректность в любой, даже самой неприятной ситуации.

Прежде чем завести корпоративный блог

Выберите хаб, в котором ваша компания будет вести блог

Habr — сообщество IT-специалистов. На сайте приветствуются максимально технические публикации, как правило, «с кодом». Весь контент на сайте распределён по семи тематическим рубрикам (Разработка, Администрирование, Дизайн, Маркетинг, Управление, Гиктаймс и Разное), каждая из которых состоит из множества тематических разделов (хабов). При размещении публикации можно выбрать до пяти тематических хабов — одним из них может быть блог компании, остальные следует выбирать в соответствии с тематикой вашей публикации.

Аудитория проекта требовательная, активная, живая и готова к диалогу, поэтому везде от вас будут хотеть только этого:

  • экспертизы в своей отрасли;
  • полезного контента и отсутствия откровенной рекламы;
  • готовности к общению;
  • готовности решать проблемы клиентов здесь и сейчас.

Придумайте 5–10 тем для вашего блога и посмотрите, к какому проекту они больше всего подходят. Если у вас возникли проблемы с выбором нужного проекта — свяжитесь с нашими менеджерами.

Изучите хабы проекта и популярные публикации

Этот пункт плавно вытекает из предыдущего. Проект состоит из тематических разделов, хабов — своего рода полочек, по которым пользователи раскладывают весь контент. Каждый, кто регистрируется на сайте, опционально может подписаться на  те хабы, которые его интересуют, и читать контент только из них — таким образом, у каждого хаба формируется аудитория.

Каждая публикация должна быть привязана к какому-то хабу, иначе она останется без внимания. Размещение информации не в том хабе также чревато неприятными последствиями. Поэтому изучите их как следует, чтобы понять, какой хаб вам больше подходит для ведения блога. Посмотрите на топовые публикаций в каждом из хабов, где вы будете писать — чтобы точнее попасть в формат и понять, как пользователи реагируют на публикации.

Изучите конкурентов

Наверняка кто-то из ваших конкурентов уже ведёт блог на Хабре. Даже если он уже «собрал все сливки», не стоит расстраиваться — вы сможете сделать лучше. Но всё равно потратьте время на изучение активности вашего конкурента:

  • как давно он ведёт блог;
  • сколько человек ведёт блог;
  • как часто появляются материалы;
  • какие темы уже осветили, насколько подробно и качественно;
  • как аудитория отреагировала на эти материалы, какие публикации набрали максимальный рейтинг;
  • что писали в комментариях к публикациям, задавали ли вопросы;
  • еак отреагировала компания на обратную связь пользователей.

Во многих публикациях есть ошибки — поищите «слабые места» в публикациях конкурентов, сделайте выводы и постарайтесь сделать лучше и не наступить на те же грабли. Если не знаете, о чём написать, просто посмотрите, какие публикации ваших конкурентов «пошли» особенно хорошо — скорее всего, если спустя время предложить более качественный материал на ту же тему, он также будет положительно воспринята аудиторией. И наоборот: если какие-то темы оказались невостребованными, можно смело вычёркивать их из своего контент-плана.

Определитесь с авторским составом

В зависимости от тарифного плана, компания получает от 10 до 20 приглашений, каждым из которых можно пригласить на сайт сотрудника вашей компании. Перед тем как завести блог, подумайте, кого из сотрудников вы пригласите и кто из них какую задачу будет выполнять. Привлекайте к работе с блогом максимально активных и технически подкованных пользователей (скорее всего, такие уже давно зарегистрированы у нас). В этом случае они смогут не только писать хорошие публикации, но и оперативно отвечать на вопросы, в том числе технического характера. Ведь если это будет пытаться делать пресс-секретарь, разместивший пресс-релиз, может выйти не очень хорошо.

Одна из «ошибок» — когда блог ведётся одним аккаунтом, с таким же именем, как название компании. Пользователи будут менее охотно повышать карму такого аккаунта, а, задавая вопросы, они не будут знать, кто именно им отвечает. Да и любая ошибка может оказаться для аккаунта роковой.

Оптимальный вариант — аккаунт с именем компании используется для размещения «общих» новостей (например, «Хабр запускает программу поддержки стартапов») и ответов на комментарии от лица компании, а все остальные аккаунты принадлежат реальным сотрудникам (в профилях которых указана должность и контактная информация) — чтобы они могли участвовать в дискуссиях и пользователи понимали, с кем имеют дело. Использование разных аккаунтов позволяет «прокачивать» карму сразу нескольким сотрудникам, чтобы каждый из них мог что-то писать, голосовать (в том числе за комментарии и публикации коллег) и т.д.

Если для ведения корпоративного блога вы привлекаете кого-то из пользователей сайта, обсудите с ним заранее все детали. Если вам нужна помощь в ведении корпоративного блога, напишите нам.

Определитесь с задачами

Решите, чего вы хотите достичь, ведя блог на проекте. Повысить узнаваемость компании и продуктов? Просто поделиться опытом решения тех или иных задач? Найти специалистов в компанию? Потешить самолюбие и возглавить рейтинг компаний? Ответ на этот вопрос поможет вам построить правильную стратегию ведения блога.

Приветственная публикация

Не совершайте ошибку, которая останется с вами навсегда — продумайте формат и подачу первой публикации в вашем блоге. Этот старт во многом определяет дальнейшее отношение к вашим публикациям и к вашей компании.

«Привет, Хабр! Вот и мы решили завести корпоративный блог — мы такая-то компания, оттуда-то, у нас столько-то человек в штате и вот такой-то сайт, такие-то продукты. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе всех наших новостей» — вот самый верный способ испортить всё, не успев начать. Хотя нет, хуже может быть только наличие фразы в духе «Пишите в комментариях, о чём бы вы хотели почитать в нашем блоге». Подобные ошибки иногда прощают крупным компаниям с хорошей репутацией и известными в среде пользователей продуктами, во всех остальных случаях вы столкнётесь со шквалом минусов (как публикации, так и в карму аккаунта-автора).

Покажите аудитории, что вы знаете, куда пришли, и расскажите, какой информацией будете делиться с пользователями. Самый лучший вариант действий — сразу после короткого приветствия (в 1-2 предложения) рассказать что-то полезное и интересное (например, о реализации вашего нового продукта). Первая публикация как лакмусовая бумажка — по ней сразу будет виден настрой пользователей относительно вашей компании и их интерес к вашим продуктам — если вы хорошо проявите себя, то и дальнейшее отношение к компании будет соответствующим.

С последующими публикациями будет проще, но всё равно расслабляться не стоит. Покажите пользователям, что вы пришли делиться полезной информацией, и первое время работайте только «на репутацию». Если пользователи поймут, что вы пришли банально порекламироваться и нагнать трафик к себе на сайт, то ничего хорошего из этого точно не выйдет и «восстановиться» позже будет сложнее. Технические публикации с неприметной ссылкой на ваш сайт/продукт принесут гораздо больше пользы, чем те же ссылки, но в окружении неинтересного текста.

Источники идей

Даже если есть контент-план и у вас по теме большая экспертиза, рано или поздно может случиться творческий кризис: с чего начать, где найти идеи, как построить работу с материалами внутри блога, чтобы оставаться интересным и выполнять все поставленные цели.

Какие бывают публикации

  • Опыт компании и реальные клиентские кейсы. Это самый востребованный и ценный тип публикаций — вы делитесь опытом разработки, опытом управления и организации работы, рассказываете реальные истории, связанные с клиентами и проектами. Такие темы аудитория с удовольствием обсуждает, рассказывает о своём опыте или высказывается о вашем проекте, если был опыт взаимодействия с ним.
  • Опенсорсные проекты. Если вы ведёте свой open source проект или ваши сотрудники активно используют сторонние библиотеки, делают коммиты, расскажите об этом опыте, раскройте пути применения решений или историю разработки.
  • Советы и готовые решения для профессионалов. Достаточно востребованы чек-листы и списки готовых решений для профессионалов. Кстати, чек-лист по теме может украсить любую публикацию. Также можно подготовить материалы обучающего характера и опубликовать их с пометкой «Tutorial» (выбирается на странице вёрстки публикации).
  • Сложные теоретические вопросы. В любой сфере есть пресловутые «основные вопросы философии», которые вызывают споры и обсуждаются на всех конференциях. Соберите самую полную теорию, раскройте её под другим углом — так, чтобы читатели вникли в проблему и включились в обсуждение.
  • Исторические публикации. Можно рассказать об этапах эволюции продукта, об истории развития связанных с компанией технологий или об истории смежной проблемы.
  • Обзоры программ или аппаратного обеспечения. Классические обзоры, в которых вы презентуете свои решения, рассказываете о функциональных особенностях, фичах и способах применения. Лучше, если обзор будет соотнесён с рассказом о том, каким образом ваше решение поможет решить проблемы и задачи клиентов.
  • Интервью с экспертами. В каждой компании есть люди с уникальной экспертизой в своей отрасли. Можно подготовить интервью или серию интервью с такими людьми — об опыте и главное — о профессиональных советах и секретах.
  • Отраслевые дайджесты. Можно создать свой уникальный дайджест по профессиональной тематике (например, дайджест дизайна или системной интеграции) и с заданной периодичностью выпускать публикации с новостями и полезными материалами, а ещё лучше — с экспертными комментариями.
  • Экскурсии по офису. Можно подготовить фоторепортаж (или даже видео), добавить профессиональные комментарии и подготовить виртуальную экскурсию. Такой материал особенно хорош для решения HR-задач (например, размещая вакансии на «Моём Круге», вы можете давать ссылку на статью про офис и тогда у соискателей будет чёткое представление о том, где им придётся работать).
  • Анонсы и материалы конференций, хакатонов, фестивалей. Например, расшифровки докладов, видеозаписи трансляций, рассказы о решениях задач, предложенных на хакатоне. Если вы приглашаете на мероприятие или ищете спикеров, не ограничивайтесь коротким описанием, а сделайте качественную подводку с освещением темы.
  • Переводы. Это могут быть переводы найденных хороших публикаций или переводы ваших зарубежных коллег. Если это чистый перевод — публикуйте его как перевод, с указанием типа публикации и источника. Если вы добавляете экспертные комментарии, то тип «перевод» присваивать не нужно. Не забывайте проверять, не перевёл ли кто-то текст до вас!
  • Свои форматы: опросы, дискуссии, тренды и т.д. Может также хорошо зайти инфографика или качественные тематические комиксы (не забывайте проставлять копирайты и ссылки на оригиналы, если используете зарубежные источники). Не стесняйтесь экспериментировать с форматами — возможно именно вы станете новатором, чей успешный опыт переймут другие.

Источники тем

В большинстве случаев основным источником тем для публикаций является ваша внутренняя и внешняя рыночная аналитика. Это может быть анализ продукта, интересов аудитории, конкурентов. Также можно посмотреть публикации в релевантных вам хабах, увидеть пробелы, интересующие материалы и сформировать свой текст исходя из такого анализа.

Если идей для тем совсем нет, всё исчерпано и придумано, то можно пролистать:

  • журналы;
  • зарубежные сайты (лучше искать на google.co.uk);
  • материалы конференций.

Это не значит, что нужно брать весь контент под копирку (более того, это не рекомендуется делать!) — необходимы только отборные идеи и инсайты.

Что приветствуется в публикациях

  • Фрагменты кода, целые программы, конфигурационные файлы — в общем, то, что можно брать и использовать в своей повседневной практике. При необходимости код стоит снабдить грамотными комментариями;
  • Аналитика, статистика, собственные или эксклюзивные переводные исследования;
  • Реальные кейсы (никогда их не выдумывайте — запутаетесь в комментариях, аудитория чутко реагирует на ложные истории);
  • Честные советы по применению продукта или работе;
  • Любые практические материалы;
  • Крутые проекты (необычные внедрения, сложные истории);
  • Истории ошибок (факапов) и путей их исправления;
  • Чек-листы.

Что НЕ приветствуется в публикациях

  • Плохо читаемый и не комментированный код или конфигурационные файлы;
  • Ложные кейсы и любая другая ложь;
  • Непроверенные факты;
  • Нерелевантная проектам тематика (например, истории про то, как стать дайвером или настроиться на успех);
  • Конкурентные разборки и чёрный пиар конкурентов;
  • Сравнение с конкурентами. Оно не запрещено, но не рекомендуется: во-первых, аудитория всё равно посчитает информацию предвзятой, а, во-вторых, можно столкнуться с проблемами со стороны конкурентов — вплоть до правовых.

Подготовка публикации

Перед тем, как писать публикацию, стоит проделать подготовительную работу. Соберите все материалы, выделите в них главное, составьте план будущей публикации. Если это необходимо, посоветуйтесь с коллегами и соберите информацию от них.

Какие материалы могут пригодиться?

  • Код с комментариями;
  • Результаты тестирования;
  • Кейсы внедрения и работы вашего продукта на стороне клиента;
  • Бенчмарки.

Фактчекинг решает

  • Проверяйте всю информацию, которую публикуете, особенно, если это касается субъективных фактов и мнений;
  • Проверяйте технические моменты: формулы, величины, единицы измерения, математические расчёты;
  • Уточняйте точные наименования и актуальные характеристики описываемых продуктов;
  • Если упоминаете конкурентов или другие компании, уточняйте их актуальные названия и начертания (например, не mailru, а Mail.Ru Group);
  • Не забывайте указывать ссылку на источник информации;
  • Не забывайте всегда подписывать и комментировать графики. Если вы их взяли из исследования или чужих материалов, а не построили самостоятельно, обязательно указывайте источник (даже в случае, если вы перевели и перерисовали график).

Как писать

Анатомия публикации

Структура публикации

В общем случае, публикация состоит из четырёх частей: заголовок, вступление, основная часть и заключение.

Поскольку публикация отображается в ленте читателя не полностью, начало (заголовок, КДПВ и докатный текст) должны быть безупречными и продуманными. Мы проводили опрос более 3000 пользователей, согласно которому на факт просмотра публикации больше всего влияют заголовок (88,3%), текст до ката (75,3%) и картинка для привлечения внимания (28,2%).

Заголовок. Заголовок — крайне важный элемент. Он должен быть броским, отвечающим теме и сохраняющим загадку. Несколько проверенных временем вариантов:

  • Прямо или перефразированно использовать распространённое выражение или мем в сочетании с названием продукта или технологии («CRM: дегустация бесплатного сыра», «У семи нянек дитя без GoPro» и т.д..). При этом весь заголовок должен передавать основную идею публикации;
  • Использовать двойной заголовок («По дороге с облаками: реальность дата-центров и роль SPLA в ней»). При этом первая или вторая часть может быть названием фильма, известной фразой и т.д.;
  • Придумать обычный заголовок («Паттерн гетерогенная иерархия моделей QML»). В этом случае всем максимально понятно, о чём пойдёт речь, но желание заглянуть под кат возникнет по большей части у аудитории, которой известна и интересна тема.

Непосредственно под заголовком находится КДПВ (картинка для привлечения внимания). Она выделяет вашу публикацию в ленте, не даёт ему затеряться при скролле, транслируется в социальных сетях и иногда служит прекрасной приманкой для прочтения всего материала.

Откуда брать картинки?

  • Из Яндекс.Картинок и Google.Картинок. Постарайтесь абстрактно поразмыслить над темой публикации и провести аналогию с окружающим миром (антивирус — иммунитет, программа мониторинга сети — кошки-мышки, бизнес-процесс — самогоноварение). Исходя из этого можно подобрать картинку, соответствующую теме и/или заголовку;
  • Из мемов (если позволяет политика компании) — можно создать свою КДПВ на основе известных картинок с мемами. Однако лучше не злоупотреблять — этот приём используют многие, но не все грамотно. Во-первых, следует разбираться в мемах и их применимости, актуальности и уместности, во-вторых, понимать, что некоторые мемы могут разозлить аудиторию и возыметь обратный ожидаемому эффект;
  • Взять из комиксов и скетчей по теме. Как правило, можно найти по запросу в Google.Картинках на английском языке «тема + comics/joke/humor/sketch/art/gallery», например, C++ joke. Если текст шутки не совсем понятен на английском, можно дать перевод, но лучше выбирать понятный вариант. Иногда неплохие рисованные картинки можно найти поиском в Pinterest;
  • Использовать картинку или схему, предоставленную компанией-заказчиком;
  • Создать самому. Если вы немного владеете любым графическим редактором, можно обработать фото и создать свою картинку. Но при этом она должна быть аккуратной, с хорошо подобранным шрифтом;
  • Картинка из фотостока — допустимый, но нежелательный вариант. Используйте её только, если это единственная возможность найти нужную КДПВ.

Какой картинка НЕ должна быть?

  • Мутной, с эффектом размытия, с шумами, крупным зерном, мелкой. Небольшой картинка быть может, но в таком случае лучше использовать выравнивание по левому или правому краю и с обтеканием текстом;
  • Слишком крупной, занимающей много места на странице и подавляющей вступление;
  • Никак не относящейся и даже не ассоциирующейся с темой;
  • Необработанным скриншотом;
  • Изображением с подписями фотостока, автора, иными пометками (сеткой, кривыми);
  • Грубой, провокационной, связанной с насилием, преступлением, религией и прочее.

Вступление — вводная часть, основная задача которой привлечь внимание аудитории и стимулировать продолжить чтение. Чаще всего совмещено с КДПВ и занимает место ровно до ката. Вступление должно обозначить (но не раскрыть!) тему и оставить место для интриги. Иногда это можно реализовать предложением-триггером типа «Но обо всём по порядку», «Как мы с этим справились?» и т.д.. Лучше избегать избитых фраз «Добро пожаловать под кат», «Читайте под катом». Кстати, не стоит забывать, что на кнопке ката можно менять текст и вместо «Читать дальше» может быть «Поехали», «Погнали», «Как же оно получилось?» и т.д.

Основная часть — призвана раскрывать суть проблемы в одном или нескольких блоках, разделённых подзаголовками. Структурированный материал воспринимается проще, поэтому нужно позаботиться об организации текста, разбиении на разделы и абзацы. Если публикация большая и при этом хорошо структурирована, можно сделать оглавление в её начале. В основной части можно использовать схемы и картинки, графики, списки, нумерованные списки. Все эти элементы обеспечивают переключение внимания и сохранение интереса на протяжении всего текста. То, что будет написано в основной части, сильно зависит от темы и ТЗ заказчика, но иногда здорово помогает:

  • Обратиться к истории вопроса (но не увлекаться ею);
  • Рассказать про курьёзный или важный случай, связанный с темой;
  • Рассказать о двух сторонах одного вопроса (например, критика популярных облачных технологий Ричардом Столлманом);
  • Привести отраслевую статистику;
  • Провести аналогию с событиями из мира, далёкого от IT (например, рассказать, как недооценивали потенциал телеграфа в связи с рассказом о перспективах электромобилей).

Однако используя перечисленные уловки не стоит забывать о главном — теме, которую необходимо раскрыть детально и полно. Если позволяет тематика, можно вставить кейс, связанный с применением данной технологии/услуги/софта/оборудования.

Заключение. Штирлиц знал, что лучше всего запоминается последняя фраза. Поэтому заключение должно нести в себе немного выводов, немного рекламы (если выбран этот путь) и заканчиваться ярким, но не лозунговым предложением. Главное, публикация не должна быть оборванной или казаться незаконченной.

P.S. (постскриптум). Опциональный элемент. В нём должна быть небольшая фраза, оговорка, ссылка с упоминанием какой-то технологии или на человека. Если текст из посткриптума можно перенести в заключение, лучше не плодить лишние сущности.

UPD (апдейт, дополнение). Обязательно следите за комментариям к публикации — если в них появилось важное дополнение, его можно вставить апдейтом в публикацию, где хорошим тоном будет упомянуть автора апдейта.

Опрос. В интерфейсе хабраредактора есть возможность создать опросы с одиночным или множественным выбором ответов. Голосование будет видно всем читающим материал.

Позиция автора и тон публикации

На время написания текста автор должен думать как сотрудник компании. Прежде всего, это значит, что автор не должен радикально высказывать своё мнение или показывать отношение к продукту/услуге/компании. В корпоративном блоге лучше прямо не указывать на конкурентов (если это не предусмотрено логикой публикации или не согласовано с самим конкурентом), не проводить сравнение с ними. Как правило, о компании автору уже что-то известно (как сотруднику или как исполнителю заказа на статью) и стоит обратить внимание на стиль текстов на сайте: если компания придерживается строгого стиля, то и стиль публикации должен быть научно-популярным, если это молодое задорное программное агентство или компания-свой-парень, то и текст может включать уместные шутки и обороты. Но в любом случае стоит избегать врагов хорошей публикации:

  • Панибратства (короче, чуваки, мы тут софтину накропали, год лабали по клаве — вот какая крутотень вышла);
  • Сленга и жаргонизмов (комп, мать, хард, хвост, тулза, пхп);
  • Избитых мемов (ну мы и решили написать свою CRM c блэкджеком и шлюхами);
  • Пренебрежительного тона (ну в общем, задачка была простая, если не сказать, что ничегошная: привязать нашу софтинку к хост-адаптеру шины).

Полезность контента

Задача публикации в корпоративном блоге — проинформировать, привлечь внимание аудитории, получить новых подписчиков, переходы на сайт и т.д. Однако нужно избегать откровенно рекламного стиля и переполнения текста ссылками. Лучше построить публикацию по принципу: 75-85% пользы / 15-25% рекламы. Это можно реализовать тремя основными способами.

  1. Представить компанию в начале и далее вести рассказ о чём-то интересном от её имени. Причём представление должно быть не в стиле «Привет, Хабр! Мы — компания XXX, продаём крутые программы для склада и расскажем о том, чем они крутые». Лучше начать с вводных предложений, а затем перейти к представлению: «На многочисленных сайтах для бизнеса то и дело встречаются вопросы о специализированных программах для складского учёта. Представители бизнеса, которым нужно складское ПО, излагают свои требования, но так и не получают желаемого ответа на свой вопрос. Наша команда разработчиков XXX уже пять лет работает над созданием идеальной системы складского учёта. Путь был непростым, и мы столкнулись с рядом проблем, которыми хотим поделиться, а заодно ответить на все накопившиеся вопросы».
  2. На протяжении всего текста несколько раз упомянуть компанию или продукт, опционально добавив ссылки.«Основная проблема складских программ — создание пакета закрывающей документации. Мы в XXX решили её с помощью автозаполнения форм с помощью библиотеки PHPExcel. Работая в программе XXX Sklad, пользователь заполняет поля карточки отгрузки, а данные автоматически пробрасываются в файл Excel, из которого создаётся печатная форма документа».
  3. Написать о компании в заключении подвалом или просто в тексте. Пожалуй, самый нежелательный вариант, так как до конца дочитают не все. «Если ваше рабочее время не позволяет произвести настройки самостоятельно, обратитесь в компанию XXX и наши специалисты сделают всё в лучшем виде».

7 заповедей успешного контента

  1. Не продвигайте продукт — продвигайте решение проблем клиента с помощью вашего продукта;
  2. В ваших историях продукт должен отвечать потребностям потенциальных потребителей;
  3. Работайте по целям, но не достигайте их любой ценой;
  4. Ищите страхи вашей аудитории и рассказывайте о них в контенте;
  5. Теребите своих технарей, но не душите их;
  6. Будьте редакцией, а не Белинским. Критиковать может каждый, а помогать доработать материал — нет;
  7. Пиарщик! Знай свой продукт! Любая ошибка в описании может оказаться фатальной.

Простые правила хорошей публикации

Здесь всё максимально просто и не отличается от правил тысяч редакций по всему миру.

  • Проверяйте орфографию и пунктуацию. Если вам нужно уточнить написание слова или правило постановки запятых перед союзом «и», обратитесь к порталу www.gramota.ru — там есть ответы на все вопросы. Можно прогнать текст через Text.ru и Орфограф;
  • Уточняйте точное написание незнакомого термина и его значение;
  • Если вы работаете в Google Docs, то можно установить дополнения «Свежий взгляд» и «Главред» — они помогут избавиться от штампов, сорных слов и тавтологии;
  • Расшифровывайте аббревиатуры при их первом вхождении в текст — для этого есть отдельный тег ABBR. Если есть русскоязычный аналог, лучше его упомянуть (SIP — Session Initiation Protocol, протокол установления сеанса). Общеизвестные аббревиатуры (IP, HDD, GSM, 4G, ШПД, SIM) расшифровывать необязательно;
  • Используйте длинное тире и короткий дефис, кавычки «ёлочками», очень желательно найти на клавиатуре и использовать букву ё. Типограф вам в помощь;
  • Избегайте слишком коротких и бесконечно длинных предложений. Используйте предложения разной длины для распределения внимания читателей;
  • Не злоупотребляйте сорными словами (между тем, кстати, однако, в общем, короче, по большому счёту), но и не избегайте их принудительно, если они нужны для связки текста и их применение оправданно;
  • Избегайте канцелярского стиля и бюрократизмов (данный инструмент, исходя из вышесказанного, согласно установленным рекомендациям) — это не сделает текст солиднее, это сделает его нечитабельным.

Вёрстка публикации

О том, как красиво и грамотно оформить публикацию, написано в отдельном документе.

Как ускорить вёрстку

Редко когда крутую публикацию получается написать на одном дыхании — обычно для этого используются сторонние сервисы, самым удобным из которых является Google Docs. Кроме совместной работы с коллегами, он даёт ещё одно секретное преимущество — можно сократить время вёрстки публикации до нескольких минут. Достаточно скопировать текст вместе с картинками и пропустить его через хабраконвертер. Он преобразует текст из документа в не идеальную, но уже адаптированную хабравёрстку.

Что нужно помнить, чтобы работа с конвертером была успешной?

  • Основные подзаголовки ещё в тексте делать стилем Заголовок 2, второстепенные — Заголовок 3. После конвертации они превратятся в теги <h2> и <h3>. Когда правите вёрстку, в теле текста на «Хабре» до заголовка любого уровня отступ (Enter) быть должен, а после — нет.
  • Не ужимайте и не обрезайте картинки инструментами Google Docs — в итоговую вёрстку попадут именно оригиналы. Обрезайте и уменьшайте исходные изображения, которые вы вставляете в документ.
  • Иногда хабраконвертер некорректно обрабатывает некоторые теги, поэтому не забывайте проверять вёрстку перед публикацией.

Секреты вёрстки, которые делают ваш материал красивым

  • «Хабр» не воспринимает CSS-стили. Не стоит даже пытаться.
  • Если в вашей публикации есть большая таблица, её можно попытаться сверстать, но гораздо быстрее и красивее будет вставить таблицу картинкой.
  • Вы можете раскрасить подзаголовки <h2> и <h3> в фирменные (любые нужные вам) цвета — для этого подзаголовок нужно поставить в тег <font color = "#000000">Подзаголовок</font>, заменив #000000 на hex-код нужного цвета. Но не злоупотребляйте цветами!
  • Списки часто выглядят неопрятно. Чтобы читателям было приятно, всегда отделяйте начало списка <ul> или <ol> отступом, после закрывающего тега списка </ul> или </ol> отступ убирайте. Если пункты большие и занимают не одну строчку, перед закрывающим тегом </li> каждого элемента ставьте <br /><br />, это визуально разрядит пункты.
  • Если у компании компактный логотип, можно маркировать список из крупных абзацев не стандартным инструментом, а просто вставляя лого компании в размере 16×16 в начале абзаца.
  • Если вам нужно отсечь какую-то часть текста линией, то применяйте тег <hr /> в тех местах, которые нужно отделить. До тега <hr> нужен отступ, после него — нет.
  • После публикации материала не забудьте проверить, как он выглядит на мобильном устройстве (особенно таблицы).

Работа с фидбэком

После того, как вы написали и разместили публикацию, её жизнь только начинается.

Сразу несколько советов красного уровня важности

  • Если у вас много знакомых с правом голоса за публикацию на «Хабре», не просите их плюсовать сразу. Согласитесь, будет подозрительно, если при 100 просмотрах публикация наберёт рейтинг +15.
  • Даже если пошли первые минусы, это не значит, что материал плохой — подождите какое-то время и попытайтесь понять, чем вызван негатив, особенно, если он резкий. Если что-то совсем плохо, об этом обычно пишут в первом же комментарии или в личные сообщения.
  • Комментарии — не место для насмешек, грубости, нецензурной брани и откровенных разборок. Принцип «Сам дурак» тоже не лучшее решение для дискуссии.
  • Не стоит заводить виртуалов с правами Read & Comment, чтобы хвалить опубликованный материал или задавать вопросы искусственно — пользователи могут заглянуть в профиль и нечестная игра будет раскрыта.
  • Комментаторы, по большей части, адекватны и даже самый острый негатив можно хотя бы сгладить.

Рекомендации по работе с комментариями

Каждый комментарий — это отдельный разговор, за ним стоят разные и реальные люди. Ниже в таблице находится примерная классификация комментариев и варианты реакцией на них:

Тональность комментария Пример комментария Рекомендации по работе с комментарием
Резко позитивная Спасибо за публикацию! Очень давно искал такой материал! Сдержанно поблагодарить (не «спасибо»), раскрыть тему.Да, вы правы, материалов довольно мало, мы собрали всю экспертизу. Надеемся, материал вам полезен.
Резко негативная Публикация — мусор и маркетинговый буллшит. Очевидные очевидности — и ни одного реального кейса. Это не Хабр. Либо игнорировать, либо попросить разъяснить позицию.У нас была цель рассказать о ... Это востребованная нашими клиентами тематика, вызывающая живой интерес. Вероятно, вам доступно больше информации по вопросу — поделитесь с сообществом.
Позитивная Интересная публикация. Мы в своей работе, правда, предпочитали использовать Firebird, а не MySQL — так было удобнее, да и портировать данные легче. Можно не благодарить, а продолжить разговор в контексте.Мы тоже рассматривали Firebird, но у нас возникли трудности с масштабированием и шардированием. Но это было в старой версии, надо посмотреть, что изменилось.
Негативная Очень поверхностно — где информация о правах доступа, бэкапах, настройках файлов конфигурации? Ваша публикация ни о чём. Если в публикации всё перечисленное есть, можно вежливо предложить прочитать материал более внимательно. Намекнуть на развитие темы или задать встречный вопрос по теме, который сразу обезоружит мнимого эксперта и даст старт диалогу с настоящим.
Нейтральная Я бы добавил, что для выбора базы данных нужно сделать свои бенчмарки, а не ориентироваться исключительно на бенчмарки вендоров СУБД. Развить разговор, поблагодарить за дополнения, инициировать дискуссию.
Личный негатив Только вот зарегистрироваться в вашей системе невозможно, и дизайн ужасный. Игнорировать или сдержанно ответить по сути вопросов — в стиле технической поддержки.
Троллинг Небось, госзаказ на откатах поднимали? И сколько пришлось на каждого? Игнорировать либо увести от темы, задав встречный вопрос. Никогда не вступать в политические, религиозные, расовые споры.
Конкуренция А мне понравилась программа ГорГазСофт, удобный интерфейс, разворачивается в облаке в пару кликов. Такое не запрещено, если не наглеют — либо проигнорировать, либо обозначить, что рынок высококонкурентный, но именно вы даёте... (и перечислить самые wow-преимущества ещё раз).

В комментариях нельзя

  • Вестись на провокации и терять душевное равновесие;
  • Оскорблять, грубить, переходить на личности. Особый случай — если вам откровенно вредят. Например, в комментариях к публикации одной из компаний появился бывший сотрудник и стал всё поливать грязью, вытряхивая внутренние секреты. Выход: прямо и откровенно написать, почему плохо расстались с сотрудником;
  • Злоупотреблять иронией и сарказмом, мемами, чёрным юмором;
  • Угрожать снижением кармы, жалобами в администрацию, директору оппонента, судом;
  • Высказывать личное мнение — как уже было написано выше, помните, что ваше мнение ассоциируют с мнением компании, сдержанность — ваше всё.

О чём ещё нужно помнить?

  • Публикация живёт долго, и могут появляться новые реакции и комментарии, в том числе на других площадках и в социальных сетях — следите за ними и работайте с ними обязательно.
  • Не забывайте одобрять комментарии, написанные к вашей публикации пользователями с правами Read&Comment — особенно, если это адекватные сообщения по теме.
  • Ещё раз: разведённая вами армия троллей — ваш враг, которого вычислят и направят против вас. Не плодите таких!
  • Не нужно пытаться обмануть аудиторию, обойтись пресс-релизом или отписаться абы как — репутацию легко потерять и трудно восстановить.

Наиболее частые ошибки

Все мы живём первый раз и делаем ошибки, выбираем неверные пути. Но, как говорится, умные учатся на чужих ошибках, глупые — на своих. Поэтому мотайте на ус:

  • Периодичность публикаций

    Были компании, которые писали по 3-4 публикации в день. Ключевое слово — «были», так как качество публикаций перерастало в количество и пользователи это замечали — им ничего не оставалось, кроме как включить «защитный механизм» в виде минусов для публикаций компании. Практика показывает, что часто «могут» писать только по-настоящему крупные компании, с огромным количеством подразделений, инфоповодов и авторов — Яндекс, Google, Mail.ru, Microsoft и другие. Если ваша компания не относится к подобным гигантам, старайтесь не делать более одной публикации в день, оптимальный темп — 2-3 публикации в неделю. В то же время очень редкие публикации (одна в месяц) — не ошибка, но и блог в таком случае будет использоваться менее эффективно.

  • Некомпетентный автор публикации

    Ведением блога на «Хабре» не должна заниматься «девочка с ресепшена» — этим должен заниматься человек, который хорошо понимает, что такое «Хабр». А также отличия размещения публикации на «Хабре» от размещения её, например, в «ЖЖ». Сваливать ведение блога на одного сотрудника тоже неправильно — скорее всего, он просто не сможет продолжительное время писать часто, интересно и на хорошем техническом уровне. Оптимальный вариант — коллективная работа, когда каждый из сотрудников отвечает за определённую тематику или тип работы.

    Все технические подробности каждой публикации должен писать компетентный (в теме публикации) сотрудник компании, который при необходимости сможет ответить на вопросы пользователей. При этом далеко не каждый «технарь» может написать «под ключ» полностью готовый материал — доработку материала до конечного состояния лучше делегировать контент-менеджеру, исправление ошибок — корректору, а подготовку иллюстраций — например, дизайнеру. Если у вашей компании есть потребность в подобной помощи, сообщите нам.

  • Нестандартная манера написания текста

    Если вы...

    • Ставите смайлик после каждого предложения :) а то и внутри предложения )))
    • Пишете. Очень. Короткие. Предложения;
    • Или наоборот очень длинными предложениями — настолько, что во время чтения предложения любой среднестатистический пользователь сайта теряет нить вашего повествования и забывает о чём была речь в начале предложения, либо теряет место чтения из-за случайного скролла вашего текста во время чтения где-нибудь на эскалаторе в метро или в любом другом общественном транспорте;
    • Злоупотребляете жаргоном и не ставите кат в лонгридах;
    • Используете непонятные (или понятные только вам) аббревиатуры без расшифровки и забываете вставлять КДПВ;
    • Дичайше фамильярны или, наоборот, слишком официальны;
    • Недружете с руским языком, и, ленетесь исправить даже-те, ошибки которые поччеркнул Word/Chrome;

    ...то, скорее всего, вам в первом же комментарии укажут на это, и фокус дальнейших обсуждений может сместиться туда, куда вы не планировали. Или нагрубят и наставят минусов — всякое бывает. Поэтому совет простой: обращайте внимание на то, как следует делать, а как — нет. Не стесняйтесь перед размещением показывать свою публикацию коллегам, чтобы получить критику — возможно, они предложат полезные правки (что-то добавить/исправить/убрать).

  • Забыли про Валеру

    Иногда у коллективной работы бывают побочные эффекты, которые также могут негативно сказаться на конечном результате. Например, кто-то из сотрудников пишет материал и оставляет в тексте системные заметки типа «уточните эту информацию у Валеры», «не забудьте сюда повесить рекламную ссылку», «расшифруйте аббревиатуру для тупых» или «здесь будет невероятной красоты скриншот», а человек, размещающий материал на сайте, просто копирует не глядя весь текст и вставляет его в форму написания публикации. Всего одна такая фраза может испортить целую публикацию или даже отношение к компании в целом. Поэтому при подготовке публикации действует известная пословица: семь раз отмерь — один отрежь.

  • Отсутствие КДПВ

    Она же Картинка Для Привлечения Внимания. Если у публикации нет такой картинки, то в ленте сайта (и в социальных сетях) она будет маленькой неприметной записью, которую все будут случайно проматывать.

    Подходите к выбору картинки в анонсирующей части публикации максимально ответственно: она должна быть не очень большой (чтобы умещалась на одном экране вместе с заголовком и вводным текстом) и по теме публикации. Отлично подходят всевозможные мемы, но неумелое и/или неуместное их использование (а также слишком частое) может сыграть злую шутку.

    Используйте только качественные изображения — если в публикации будут JPEG-картинки ужасного качества или скриншоты, на которых ничего не видно, то вам обязательно напишут об этом.

  • Текст слишком рекламный или в нём много ссылок

    Аудитория наших проектов далеко не глупая и часто умеет читать между строк. Поэтому лучше не юлить и не вуалировать рекламный посыл публикации, а открыто написать о своих намерениях — так будет честнее и эффективнее. Во всём нужно знать меру — откровенно рекламные публикации из раза в раз никому не понравятся. То же самое касается ссылок в тексте: если вы вставите десять ссылок вместо одной, то кликов от этого не прибавится.

  • Нет реакции на фидбэк пользователей или она негативна

    Многие любят «Хабр» именно за то, что на проекте присутствуют сотни IT-компаний, с которыми пользователи могут пообщаться напрямую. Если читатели задают вопросы в комментариях, то они ждут на них ответы от представителей компаний. Старайтесь избегать ответов в духе «Мы передали ваш вопрос специалисту, он скоро ответит» и негативных выпадов в сторону кого-то из пользователей. Если в комментариях назревает или уже возник конфликт с пользователем, то постарайтесь уладить проблему не публично, а в личной переписке с пользователем.

  • Бесполезная публикация

    Самое главное. Даже если вы учли все советы (описанные выше) и разместили публикацию в самый прайм-тайм, но она не несёт смысловой нагрузки, чуда можно не ждать: не будет ни десятков тысяч просмотров, ни гигантских рейтингов, ни сотен комментариев.

    Зато справедливо и обратное утверждение: даже если вы допустили какие-то ошибки, но у вас невероятно полезный и «взрывной» материал, то даже в новогоднюю ночь вас будут читать, комментировать, добавлять в избранное и шарить в социальных сетях.

В качестве домашнего задания

  • Изучите справочный раздел

    Вам будет полезно узнать о том, как работуют основные механизмы на сайте: типы аккаунтов, приглашения, карма, рейтинг, голосование и прочее.

    Обо всём этом подробно написано в справочном разделе.

  • Изучите FAQ для компаний

    Он находится в панели администрирования вашего корпоративного блога — в нём есть ответы на многие вопросы, которых нет в «общем» справочном разделе.

  • Старайтесь красиво оформлять публикации

    Иногда за красивое оформление прощают какие-то ошибки — если пользователи видят, что публикация оформлена с душой, они охотнее проголосуют за рейтинг публикации и карму автора, будут более лояльны в комментариях. Да и в целом читать красиво оформленный материал гораздо приятнее, чем простыню текста. Рекомендации по оформлению публикаций написаны в отдельном разделе.

За всё время на Хабре не было ни одной компании, которая бы пожалела о том, что завела корпоративный блог; некоторые из них писали о своих историях успеха — найти эти публикации не так сложно. Но были те, кто вёл блог неправильно и/или неэффективно, из-за чего впечатления от проектов были негативными. Следуйте написанным выше советам — это поможет вам избежать многих неприятностей, улучшить качество публикаций и повысить эффективность размещения публикаций.

За помощью в ведении корпоративного блога и по любым другим вопросам вы всегда можете обратиться к нашим менеджерам по адресу corp@tmtm.ru.

Успехов в работе над публикацией!