Pull to refresh

Шведская магистратура в области IT

Reading time9 min
Views8.9K
Думаю никто не решится оспаривать аксиому о том, что образование полезно. Польза его особенно существенна в области технических наук. У каждого технаря своя дорога: одни получают знания в университете, другие предпочитают учиться на работе, получая практические навыки и накапливая опыт, третьи занимаются самообразованием. В разное время я пробовал разные варианты и, в конечном итоге, отметил для себя, что учиться мне нравится. Процесс получения новых знаний доставляет мне удовольствие. Как наркоман тянется к новой дозе, так и я тянусь к новым знаниям. И эта тяга привела к тому, что однажды утром я проснулся студентом шведского университета. Осмотрелся, привык к новой обстановке и спешу поделиться с Хабром своими наблюдениями.

Итак, Королевский технологический университет Швеции (Kungliga Tekniska högskolan, KTH). Основан в 19 веке и является одним из ведущих технических университетов Скандинавии. В мировом рейтинге располагается под номером 148. Неплохая позиция, учитывая что мой предыдущий университет занимал почетное 2994 место. Моя магистрская программа называется Communication systems. Различные виды компьютерных сетей, мобильная связь, сетевая безопасность а также предпринимательство в сфере IСT — все это входит в программу. Обучение полностью на английском языке.

Поступление в KTH — отдельная история. Это был путь длиною в год и когда-нибудь, возможно, я опишу его отдельно. Сейчас лишь отмечу, что этап поступления может завершиться по-разному. В идеальном случае студенту будет предоставлена возможность обучаться бесплатно, ежемесячно получать стипендию и арендовать университетское жилье за приемлемые деньги.

Инфраструктура и оснащение университета

KTH включает в себя несколько кампусов в пределах Стокгольма, главным из которых является KTH Main Campus. Выглядит главный кампус впечатляюще, напоминая по архитектурному стилю старые британские университеты: массивные стены из красного кирпича, брусчатая дорога, плющ.







Но IT-шники этой красоты не наблюдают, потому что учатся по большей части не в главном кампусе, а в северо-западном кампусе Kista. Здания кампуса Kista достались университету в наследство от IBM, поэтому они технологичны и внутри, и снаружи.





В зданиях кампуса развернута электронная система допуска в помещения. Думаю в наше время, а тем более в Швеции, наличием такой системы никого не удивишь.





Каждый студент имеет магнитную карту с фотографией. К карте прилагается ПИН-код.



С помощью этой карты и кода можно получать доступ в различные помещения, такие как: компьютерные классы, помещения с принтерами или комнаты для самостоятельных занятий. В некоторые части здания студенты свободного доступа не имеют. Но в этом случае всегда установлен телефон чтобы связаться с нужным человеком по ту сторону закрытой двери.

Отдельно хочется отметить заботу об инвалидах. В любую точку здания университета можно попасть на коляске благодаря пандусам, лифтам и широким дверным проемам. Один из наших лекторов испытывает проблемы с передвижением после аварии (тьфу-тьфу, скорейшего ему выздоровления — хороший дядька). Так вот, он не чувствует никаких ограничений и выглядит вполне счастливым разъезжая по кампусу на своем Segway.



Лекционные залы оснащены проекторами и профессиональной осветительной техникой. Имеется также звуковая аппаратура, и если слушателей много, лектор использует беспроводной микрофон.





В помещениях для семинаров установлены интерактивные доски. Они работают как большие мониторы и реагируют на касания.



В помещениях для лабораторных можно встретить различное оборудование. На нашей программе мы обычно имеем дело с сетевым оборудованием Cisco, Juniper, HP. Эти устройства получены университетом в рамках партнерских соглашений с производителями. Речь, естественно, не идет о передовых линейках. Тем не менее, устройства обеспечивают весь базовый функционал, начиная с поддержки протоколов динамической маршрутизации и заканчивая технологией MPLS.





Что касается комнат для самостоятельных занятий, то их великое множество. Расположены они по всему кампусу и доступны практически круглосуточно. Рядом обычно находится кухня со всем сопутствующим арсеналом. Перекусить можно прямо на месте. Резервировать комнаты необходимо через университетскую электронную систему. Если заранее забронировать комнату не получилось, что случается достаточно часто, тогда можно разместиться в любом коридоре.





С вероятностью 90 процентов рядом на полу найдется розетка системы электропитания и гнездо для подключения к университетской сети. Но можно обойтись и без проводов: весь кампус покрыт беспроводной сетью Wi-Fi с доступом в Интернет. С сетью вообще в Швеции проблем не наблюдается. Дома у студентов обычно каналы 100 мегабит без ограничений по трафику.

В университете есть столовая. Здесь питаются не только студенты, но и сотрудники близлежащих офисов Ericsson и других IT-компаний. Обед, учитывая студенческую скидку, обойдется в 7 евро.





Все эти удобства созданы с одной целью – сделать так, чтобы студенту нравилось учиться. Однако, одной университетской инфраструктуры для этого мало. Важна также правильная организация самого процесса обучения. Сейчас я расскажу как это устроено у шведов.

Организация учебного процесса

Учебный год разделен на 2 семестра — осенний и весенний. Каждый семестр в свою очередь состоит из 2-ух периодов. Таким образом, имеем 4 периода в учебном году. Первый период стартует в конце августа и заканчивается сдачей экзаменов в октябре. Второй, третий и четвертый периоды следуют друг за другом вплоть до конца мая. В течении каждого периода студент изучает ограниченное количество предметов (курсов) — обычно 2-3, не больше. Курсы можно выбирать по своему усмотрению. Есть ряд обязательных курсов, которые необходимо прослушать в любом случае. Прослеживаются отличия от нашей системы образования, когда мы на протяжении полугода изучали 5-8 предметов а ближе к концу начинался хаос в попытках объять необъятное и сдать все экзамены.
В западной системе проще — единовременно ты фокусируешься на ограниченном количестве предметов и имеешь возможность изучить их глубже. На мой взгляд, описанная система имеет следующие преимущества:
  • Студенты не валяют дурака. На курс выделено всего 2 месяца, поэтому работать надо с самого начала, иначе просто не успеешь справиться со всеми заданиями
  • Преподаватели держат руку на пульсе. Точки контроля (экзамены, презентации, отчеты) располагаются плотно на дистанции всего курса
  • Решение о том, какие курсы слушать, студент принимает каждые 2 месяца, что позволяет корректировать траекторию движения в рамках магистерской программы. Изучаешь, например, Wireless networks. Не понравилось — в следующем периоде меняешь трек на Technology-based entrepreneurship.
Можно возразить — такая система не обучает студента работать в режиме «многозадачности». Но на самом деле обучает, и еще как. Дело в том, что даже в рамках всего двух предметов присутствует огромное количество совершенно разноплановых заданий. Например: лабораторные, групповой проект, исследовательская работа, подготовка различных отчетов о проделанной работе. И если начало периода еще относительно спокойное, то ближе к концу дедлайны сыпятся на голову почти каждый день. Сегодня готовишь отчет, на завтра уже должна быть готова презентация, послезавтра промежуточная защита проекта и.т.д. Поэтому свое время приходится планировать заранее, принимая в расчет все возможные варианты развития событий.

Из чего состоит курс? Если курс технический, такой как например Advanced Internetworks, скорее всего придется иметь дело с лабами, проектом и экзаменом. Лекции тоже будут, но обычно их посещение не является обязательным, в отличие от лабораторных и экзамена (кто бы сомневался). Тем не менее, большинство студентов на лекции ходят. Причина тому — яркие, интересные и опытные преподаватели. Не все, конечно. Иногда случается иметь и «мертвого» лектора. Но даже тогда ситуация не безнадежна, потому что обычно один человек все лекции не читает. Распространена практика приглашать так называемых «гостевых» лекторов из других университетов или людей из индустрии. К примеру, недавно своим опытом предпринимательства делилась Stina Ehrensvärd, CEO компании Yubico, которая занимается решениями для многофакторной аутентификации. Ну и некий Steve Ballmer в октябре заглядывал.



Лауреат Нобелевской премии по физике Конастантин Новоселов рассказывал нам о графене.



Если говорить о хороших лекторах, то в первую очередь отмечу американских профессоров. Их достаточно много в KTH и из своих лекций они делают представления. Мне больше всего запомнился профессор, проработавший большую часть своей карьеры в HP Labs в Америке. Он очень захватывающе и с огромным количеством примеров из личной практики рассказывал об этапах создания IT-продукта. Также интересно было из первых уст узнать как некоторое время назад команда HP разбирала до винтика КПК Palm чтобы идентифицировать компоненты и понять почему конкурент их обскакал. Обратная инженерия в исполнении HP.

Помимо лекций, практически каждый курс подразумевает небольшой проект, выполняемый группой студентов от 3 до 15 человек. В команду попадают люди, принадлежащие различным культурам. Далеко не все обладают навыками групповой работы и техническим опытом. По этим причинам сработаться с ними зачастую нелегко. По моим наблюдениям, роль лидеров в команде чаще берут на себя европейцы. Азиаты предпочитают выполнять конкретные задачи, поставленные лидерами. Работа в команде всегда тяжела, но в конечном итоге имеет позитивный эффект в виде новых знакомств и опыта.





Задание самого интересного проекта в моей практике заключалась в том, чтобы разработать IT-продукт, который распознает эмоции человека. За 2 месяца надо было пройти путь от идеи до работающего прототипа. Студентами были предложены различные варианты: от цепочки на шею, способной оценивать эмоциональное состояние человека и в соответствии с этим обновлять его статус в фейсбуке, до устройства, осуществляющего мониторинг эмоционального состояния ребенка и предупреждающего родителей в случае опасности. Прототип последнего наша команда представила на финальной презентации. Вот как он выглядел:





Команда в процессе работы над этим техническим шедевром.



Далее, что из себя представляют лабораторные? В этой части отличие от наших университетов минимальные. Обычно все сводится к настройке оборудования в небольшой сетевой топологии. Например, задание требует настроить MPLS включая Traffic Engineering на устройствах Juniper. Для допуска к лабе требуется пройти онлайн-тест из десятка вопросов. Отчет писать не нужно, достаточно поддежривать беседу с преподавателем и отвечать на его вопросы по ходу лабораторной.

Подошли к самому интересному — экзамен. Он длится 4 часа. Электронная система случайным образом выбирает аудиторию и место в этой аудитории для каждого студента. Шанса сесть рядом с отличником Ляо и все у него списать практически нет. Да и списывать опасно: в KTH принята политика «нулевой терпимости» к обманщикам. Возле каждой экзаменационной аудитории висит список с именами студентов.





Телефоны и личные принадлежности складываются обычно в определенное место. С собой за стол можно взять только ручку или карандаш. Для ваших творений выдадут специальную бумагу с гербом, писать разрешено только на ней. Сам экзамен обычно состоит из двух частей (речь сейчас о техническом экзамене). В первой части предлагается выбрать правильные ответы на ряд коротких вопросов. Если в этой части студент не набирает минимально необходимого количества баллов, например 15 из 20, то экзамен провален. Вторую часть в этом случае даже не смотрят. Если студент преодолел порог в первой части, тогда оценивают вторую часть, которая состоит обычно из 3-5 более сложных в сравнении с первой частью вопросов. Отвечать на вопросы второй части надо развернуто, вариантов ответов здесь не предлагается. Сумма набранных в обеих частях баллов определяет оценку. Вот пример моего экзаменационного задания по курсу «Internet security and privacy».

Во время экзамена в аудиторию несколько раз заходят ответственные за курс преподователи и отвечают на возникшие у студентов вопросы. В аудитории постоянно присутствует «надсмотрщик» но он обычно к курсу никакого отношения не имеет. Если что-то непонятно в задании, спрашивать об этом «надсмотрщика» смысла не имеет.

Иногда в силу каких-то обстоятельств (обычно не зависящих от студента ;) не удается грамотно пройти весь путь и студент заваливает лабу, проект или экзамен. В этом случае выход один — собирать чемодан и возвращаться домой… Шучу, всегда можно исправить ситуацию. Правила весьма либеральные:
  • Не выполнил лабораторную? Не беда, в конце периода есть одна дополнительная «make-up» сессия, в рамках которой можно выполнить любую из пропущенных лаб. Но только одну, и только один раз. Если долгов по лабам больше — поезд ушел, курс не будет засчитан.
  • Провалил экзамен? Пустяки, в конце семестра выделено время для пересдачи.
  • Получил низкую оценку и считаешь что достоин большего? Опять же, добро пожаловать на пересдачу. Можешь пробовать хоть каждый раз когда читается курс (обычно один раз в год). В конечном итоге в диплом пойдет лучшая из полученных оценок.
Далее, что касается оценок — хороший балл получить действительно тяжело. Здесь нет пятерок, четверок и троек. Вместо этого существует шкала с буквами A, B, C, D, E и F. Стремиться нужно к A, это лучшая из оценок. Ее обычно получают не более 15-20% слушателей курса. Оценка F, очевидно, означает «Fail».



Более всего мне нравится нелинейность шкалы оценок A-F. Низкие оценки получить легко, в то время как по мере продвижения к A требования к кандидату увеличиваются экспоненциально. Посему, отличником здесь стать непросто. На высшей ступени будет стоять действительно выдающийся ум, в то время как на родине отличником мог стать как гений, так и просто неглупый счастливчик.

На этом, пожалуй, подведу черту.
Описание коснулось лишь академической части моей жизни в Швеции. Я старался сохранить текст в формате Хабра, поэтому друзья и вечеринки остались за скобками.
Tags:
Hubs:
+25
Comments35

Articles