Pull to refresh

Закон Фиттса или как его использовать

Reading time3 min
Views30K
Здравствуйте, хабровчане!

На сегодняшний день в веб-проектировании такое понятие, как Usability, является главенствующим. Существует множество подходов увеличения эффективности взаимодействия пользователя с меню. В этой публикации я приведу пример работы с паркетным меню, но в более упрощенном стиле, не похожем на меню Windows 8.

Для начала приведем формулировку закона Фиттса:
— общий закон, касающийся сенсорно-моторных процессов, связывающий время движения с точностью движения и с расстоянием перемещения: чем дальше или точнее выполняется движение, тем больше коррекции необходимо для его выполнения, и соответственно, больше времени требуется для внесения этой коррекции.

Формула:
T = a + b * log ( D / W + 1 ),

где T — время работы пользователя с меню в (мс), a и b — коэффициенты навыков и умений работы пользователя с тем или иным устройством, D — расстояние от одного до другого пункта меню, W — ширина пункта меню при движении к нему от другого пункта меню.

Для большего понимания представим расчетную схему:


Рисунок — Расчетная схема закона Фиттса.

Для достижения нужных результатов я провел несколько опытов на написанной мной программе. На данный момент программа может проанализировать заданное вами меню и выдать результаты для нескольких пользователей с учетом их умений и навыков работы с компьютером.

Рассчитаем среднее время для паркетного меню с параметрами: p1=120 px, p2=160 px, d=10 px, n=6, где n – количество пунктов меню.
Получим таблицу, в которой указаны параметры Wi, Di, Ti.

i Wi Di Ti
1 143.323 193.484 329.433
2 131.39 152.678 316.512
3 143.323 193.484 329.433
4 143.323 193.484 329.433
5 131.39 152.678 316.512
6 143.323 193.484 329.433
Среднее значение 115.458 147.634 324.657


Результаты таблицы показывают, что для повышения эффективности взаимодействия пользователя с паркетным меню наиболее часто выбираемые элементы должны быть расположены под №2 и №5.

В качестве практического примера рассмотрим такую задачу: необходимо построить паркетное меню, которое будет состоять из 6-ти элементов с определенными наименованиями, а именно — Моя страница, Мои партнеры, Мои заказы, Сообщения, Мои компании, Люди. Приведем таблицу вероятности выбора каждого пункта меню.

1. Моя страница 0.25
2. Мои партнеры 0.17
3. Мои заказы 0.15
4. Сообщения 0.13
5. Мои компании 0.1
6. Люди 0.2


В данном примере условием для расчета является не равновероятный выбор произвольного пункта меню, таким образом, расчет D и W будет изменен с учетом вероятности.

Расположим пункты меню в двух вариантах последовательно, как показано на расчетной схеме:

Первый вариант: Моя страница -> Сообщения -> Мои заказы -> Люди -> Мои компании -> Мои партнеры
Второй вариант: Сообщения -> Моя страница -> Мои заказы -> Мои компании -> Люди -> Мои партнеры

Результаты для первого варианта: D = 184.098 px, W = 140.578 px, T = 326.744 мс
Результаты для второго варианта: D = 175.121 px, W = 137.953 px, T = 324.026 мс

Из полученных данных можно сделать вывод, что второй вариант расположения пунктов меню является более эффективным по сравнению с первым.

В заключение хотелось бы добавить, что на данный момент программа считает только сухие теоретические цифры. В дальнейшем будет расчет не только для паркетного, но и для более сложных меню. Так же будет создана система для реальных пользователей с учетом вероятности выбора, чтобы в дальнейшем получить реальные данные сравнить с теоретическими и возможно получить некий коэффициент поправки.

Спасибо за внимание!

P.S. — К большому сожалению, я не смог вам полностью описать все формулы, это связано с тем, что я пока не до конца разобрался в постинге на хабре, но хочу сказать, что буду рад, если мои данные или наблюдения помогут в работе или написании более лучшего и эффективного меню, чем есть сейчас.

Список литературы


1. Статья Википедии / Usability / goo.gl/DJM3OP
2. Статья Википедии / Закон Фиттса / goo.gl/worZ3z
3. Губко М.В., Даниленко А.И Математическая модель оптимизации структуры иерархического меню // Проблемы управления. — 2010. — №4. — С.49-58.
Tags:
Hubs:
Total votes 28: ↑22 and ↓6+16
Comments14

Articles