Прожиг AR-22 на тестовом стенде в Космическом Центре имени Джона Стенниса, 2 июля, шестой запуск за шесть дней в тестовой серии. Источник: Aerojet Rocketdyne
WASHINGTON — Ежедневные испытания как способ доказать пригодность двигателя, оставшегося от «Шаттлов», для программы нового челнока.
Двигатель AR-22 фирмы Aerojet Rocketdyne «пересёк экватор» — ко второму июля в Космическом Центре имени Джона Стенниса, Миссисипи, отчитались о 6 прожигах из 10, по 100 секунд каждый, и рассчитывают успешно завершить десятидневную программу согласно графику.
«По сути, это главный двигатель „Шаттла“ с незначительными переделками» — объясняет Джефф Хайнс, руководящий программой AR-22 в Aerojet, — «Не пришлось специально разрабатывать и изготавливать компоненты „с нуля“, мы просто взяли то, что было в наличии и доказало свою надежность в полётах, и использовали снова».
«Этот двигатель будет использоваться в SLS, и нам пришлось разработать к нему новый контроллер. Пожалуй, это основное отличие AR-22 от оригинального RS-25», — уточняет он — «То есть мы всего лишь довели его компьютерную систему до современного уровня».
«В остальном, никаких новых технологий», — говорит Джефф.
Текущей же серией тестов компания демонстрирует, что двигатель к тому же можно использовать 10 раз в течение 10 дней. Таково ключевое требование DARPA к перспективному «экспериментальному космоплану», и поэтому AR-22 станет маршевым двигателем Phantom Express, прототипа такого космоплана, разрабатываемого в Boeing.
Несмотря на то, что прародители AR-22 эксплуатировались десятки лет, их ни разу не подвергали столь частым повторным прожигам. Хайнс утверждает, что ему вообще известен только единственный случай, когда один и тот же двигатель запускали всего лишь два дня подряд. «Однако сейчас мы значительно превзошли этот результат», — радуется Джефф.
«Скептики на разные голоса твердили и десять, и шесть, и даже три месяца назад, что нас ждёт неминуемый провал, что такого не может быть, что движок к этому не приспособлен», — в свою очередь рассказывает Скотт Вержбановски, руководитель программы XS-1 в DARPA, — «Но теперь они получили хороший щелчок по носу».
Программа «экспериментального космоплана», также известная как XS-1, предполагает создание комплекса, состоящего из возвращаемой первой ступени, которую можно будет запускать ежедневно, и второй ступени, выводящей на орбиту до 1360 килограммов (прим. перев.: по всей видимости, имеется ввиду НОО). В мае 2017 DARPA выбрало генеральным подрядчиком проекта компанию Boeing, опередившую по результатам предварительной исследовательской работы Masten Space Systems и Northrop Grumman.
В Boeing, в свою очередь, начали запускать в производство некоторые элементы будущего Phantom Express. «Композитный бак для жидкого кислорода на данный момент проходит спекание в автоклаве», — отмечает Стив Джонстон, директор подразделения перспективных космических исследований в Boeing — «Так что корабль уже на стапеле, можно сказать».
По большинству систем в ближайшие месяцы завершается техническое проектирование, а технический проект аппарата целиком должен быть готов в 2019, после чего весной этого же года начнётся сборка опытного образца.
Джонстон: «Если всё пойдёт по плану, то первый полёт Phantom Express совершит в районе 2021 года. Выставлено огромное количество разнородных требований, и как будет выглядеть программа испытаний — зависит от окончательно утвержденного заказчиками к тому моменту списка. Но там наверняка будет то самое „совершить 10 полётов за 10 дней“, и мы изначально закладываем в наше детище способность стартовать каждый день без каких-то проблем».
«Но пока дела отлично», — добавляет Вержбановски — «Думаю, мы твёрдо стоим на пути и доберёмся до места вовремя».