Ваш любимый питомец пишет на Go и получает больше вас, а вы ещё нет? Не теряйте времени… Такая мысль может родиться у читателя от обилия статей по Go. Некоторым даже компании предлагают переучиться на этот язык. И, если вы хоть раз задумывались освоить язык, то я хочу вас предостеречь. Вернее показать странные вещи, попробовать объяснить зачем они и потом вы уже сами сделаете вывод нужен ли вам Go.
Статья в первую очередь предназначена тем людям, для которых важна выразительность языка. И одновременно для тех, кто хочет пощупать Go.
Я сам Си++/Python разработчик и могу сказать, что это сочетание является один из оптимальнейших для освоения Go. И вот почему:
Что по-поводу пары Java/C#? Go ей ни разу не конкурент, по крайней мере пока он молод (речь про версию Go 1.11).
А что будет? Только конкретные случаи дискомфорта, которые доставляет язык в работе.
Хорошим вводным по языку мануалом является короткая онлайн книга Введение в программирование на Go. Читая которую вы довольно быстро наткнётесь на странные особенности. Приведём для начала первую партию из них:
Но это всё цветочки и даже просто вкусовщина разработчиков. Теперь перейдём к более тяжеловесным вещам.
И тут надо не забыть сказать об очень важной вещи. Дело в том, что язык сделан именно таким, чтобы неопытным разработчики не имели возможности создавать плохие программы.
Вот цитата одного из создателей языка:
Так значит вы говорите безопасный язык?
и после запуска программы получаем:
В этом невинном примере мы «забыли» выделить себе память и получили ошибку времени выполнения. Так а какой безопасности может идти речь, если вы меня не спасли от неверной ручной работы по выделению ресурсов?
Следующий пример:
Вызовет ошибку компиляции, что как бы нормально. Но поскольку в Go пока (пока!) нет шаблонов, то очень часто они эмулируются через интерфейсы, что может рано или поздно вылиться в такой код:
Этот код уже компилируется и работает, но не так как ожидает программист. Все три сравнения выдадут false, ибо сначала сравнивается тип интерфейсов, а он разный. И если в данном случае ошибка явно бросается в глаза, в реальности она может быть сильно размыта.
powerman поделился ещё один примером ложных ожиданий:
Интерфейс с nil не равен просто nil, будьте осторожны. В FAQ языка этот момент есть.
Ну и завершая про безопасность. Разыменование в языке убрано, а вот спецэффекты в зависимости от вида доступа от доступа (по указателю или по копии) остались. Поэтому следующий код:
Выведет pen. А следующий:
Выведет "-deleted-", но пожалуйста, не ругайте сильно программистов, когда они на эти грабли наступят, от этого в «безопасном» языке их не спасли.
Ха, вы думали всё? Я тоже так думал, но неожиданно напоролся ещё на одни грабли:
Выше в разделе странности компилятора было указано, что при неверном форматировании кода, компилятор упадёт. Я предположил, что это было сделано для единообразия кода. Посмотрим насколько код единообразный.
Вот например, два способа выделить память:
Ну да, ну да, это просто фишка функции new, которую мало кто использует. Ладно будем считать это не критичным.
Вот например, два способа создать переменную:
Ладно, ладно, var используется реже и в основном для резервирования под именем определённого типа или для глобальных переменных неймспейса.
Ладно, с натяжкой будем считать Go единообразным языком.
А вот ещё частая проблема, конструкция вида:
Это типичный кусок кода на Go, назовём его условно колбасой. Среднестатистический код на Go состоит на половину из таких колбас. При этом первая колбаса сделана так result, err := function(), а все последующие так result, err = function(). И в этом не было бы проблемы, если бы код писался только один раз. Но код — штука живая и постоянно приходиться менять местами колбасы или утаскивать часть колбас в другое место и это вынуждает постоянно менять оператор := на = и наоборот, что напрягает.
Когда читаешь книгу по Go, не перестаёшь удивляться компактности, кажется что все конструкции продуманы так, чтобы код занимал как можно меньше места как по высоте, так и по ширине. Эта иллюзия быстро рушится на второй день программирования.
И в первую очередь из-за «колбас», о которых я упоминал чуть выше. Сейчас ноябрь 2018 и все Go программисты ожидают версию 2.0, потому что в нём будет новая обработка ошибок, которая наконец покончит с колбасами в таком количестве. Рекомендую статью по ссылке выше, в ней суть проблемы «колбасного» кода разъяснена наглядно.
Но новая обработка ошибок не устранит все проблемы компактности. По прежнему будет не хватать конструкций in и not in. На текущий момент проверка нахождения в map значения выглядит так:
И единственное на что можно надеяться — на то, что после компиляции это будет скукожено до просто проверки значения, без инициализации попутных переменных.
К Go существует очень много написанного кода. И есть просто потрясающие вещи. Но не редко вы выбираете между очень плохой библиотекой и просто приемлемой. Например SQL JOIN в одном из лучших ORM в GO (gorm) выглядит так:
А в другом ORM вот так:
Что ставит пока под сомнение вообще необходимость использовать ORM ибо нормальной поддержки защиты от переименования полей не везде просто нет. И ввиду компилируемой природы языка может и не появиться.
А вот один из лучших образцов компактного роутинга в вебе:
Не то чтобы здесь было что-то плохое, но в динамических языках код обычно выглядит более выразительным.
Угадайте, как сделать функцию публичной для использования в других пакетах? Здесь есть два варианта: либо вы знали или никогда бы не угадали. Ответ: зарезервированного слова нет, нужно просто назвать функцию с большой буквы. В это вляпываешься ровно один раз и потом привыкаешь. Но как питонист помню про правило «явное лучше неявного» и предпочёл бы отдельное зарезервированное слово (хотя если вспомнить про двойное подчёркивание в питоне, то чья бы корова мычала).
Если вам нужен словарь объектов, то вы напишите что-то такое:
Пугающая конструкция, не правда ли? Глазу хочется каких-нибудь скобочек, чтобы не спотыкаться. К счастью они возможны:
Но это всё, что позволит вам форматтер go fmt, который почти наверняка будет использоваться в вашем проекте для переформатирования кода при сохранении. Все остальные вспомогательные пробелы будут выпилены.
Их нет. Для синхронизации надо явно использовать мьютексы и каналы. Но «безопасный язык» не будем вам пытаться мешать писать одновременно из разных потоков в стандартные структуры и получать падение программы.
helgihabr любезно напомнил, что в 1.9 появился sync.Map.
Во всех не очень безопасных языках безопасность хорошо реализуется через тестирование с хорошим покрытием. В Go с этим почти всё в порядке, кроме необходимости писать колбасы в тестах:
Понимая ущербность данного подхода, мы сразу нашли в сети библиотеку, реализующую assert и доработали её до вменяемого состояния. Можно брать и использовать: https://github.com/vizor-games/golang-unittest.
Теперь тесты выглядят так:
В языке сущность интерфейса имеет особый статус. Они в том числе часто используются, чтобы заткнуть «бедность» синтаксиса языка. Выше уже был пример с реализацией шаблонов через интерфейсы и неявным вредным спецэффектом, порождённым этим случаем. Вот ещё один пример из этой же серии.
Для преобразования типов можно использовать обычную конструкцию в Си-стиле:
Но не пытайтесь применить её к интерфейсам, ибо для них синтаксис другой:
И это довольно долго будет вас путать. Я для себя нашёл следующее правило для запоминания.
Преобразование слева называется conversion, его корректность проверяется при компиляции и в теории для констант может производится самим компилятором. Такое преобразование аналогично static_cast из Си++.
Преобразование справа называется type assertion и выполняется при выполнении программы. Аналог dynamic_cast в Си++.
vgo одобрен, поддерживается JetBrains GoLand 2018.2, для остальных IDE как временное решение подойдёт команда:
Да, это выглядит как небольшой костыль сбоку, но это отлично работает и просто реализует ваши ожидания по версионированию. Возможно в go2 этот подход будет единственным и нативным.
В версии 1.11 эта штука уже встроена в сам язык. Так что верной дорогой идут товарищи.
Прочитав статью может возникнуть предположении, что над нами стоит надсмотрщик с плёткой и заставляет писать на Go, исключительно ради наших страданий. Но это не так, в языке есть фишки существенно перевешивающие все вышеописанные недостатки.
Go выглядит как надмножество Си. Об этом говорит очень многое: и похожесть синтаксиса и понимание того, как это может быть легко преобразовано в Си код. Конечно же горутины, сборка мусора и интерфейсы (а вместе с ним RTTI) нетипичны для Си, но весь остальной код легко конвертируется практически регулярками.
И вот эта природа, на мой взгляд, и диктует почти все приведённые выше странности.
Для кого эта статья
Статья в первую очередь предназначена тем людям, для которых важна выразительность языка. И одновременно для тех, кто хочет пощупать Go.
Я сам Си++/Python разработчик и могу сказать, что это сочетание является один из оптимальнейших для освоения Go. И вот почему:
- Go очень часто используется для написания backend-сервисов и очень редко для всего остального. Существует ещё две популярные пары для этого же: Java/C# и Python/Ruby. Go, на мой взгляд, нацелен именно на то, чтобы забрать долю у пары Python/Ruby.
- Go наследует своё странное поведение именно из нюансов синтаксиса Си, неочевидно спрятанных в языке. Поскольку в Go есть чёткие моменты отторжения до такой степени, что порой хочется удалить компилятор Go и забыть, то понимание принципов Си и того, что Go в каком-то смысле является надмножеством Си, позволяет их существенно сгладить.
Что по-поводу пары Java/C#? Go ей ни разу не конкурент, по крайней мере пока он молод (речь про версию Go 1.11).
Чего не будет в статье
- Мы не будем говорить о том, что Go плох, так как в нём нет фичи X, как в языке Y. У каждого языка свои правила игры, свои подходы и свои поклонники. Хотя кого я обманываю, конечно же об этом нам придётся поговорить.
- Мы не будем сравнивать напрямую интерпретируемые и компилируемые языки.
А что будет? Только конкретные случаи дискомфорта, которые доставляет язык в работе.
Начало работы
Хорошим вводным по языку мануалом является короткая онлайн книга Введение в программирование на Go. Читая которую вы довольно быстро наткнётесь на странные особенности. Приведём для начала первую партию из них:
Странности компилятора
Поддерживаются только египетские скобки
Поддерживаются только египетские скобки, то есть следующий код не компилируется:
Авторы считают, что стиль программирования должен быть единообразным и компактным. Чтож хозяин — барин.
package main
func main() // Не компилируется
{
}
Авторы считают, что стиль программирования должен быть единообразным и компактным. Чтож хозяин — барин.
Многострочные перечисления должны заканчиваться запятой
Видимо здесь боятся пулл-реквестов, где будет изменение в двух строках при добавлении одной строки в конец. На самом деле, это сделано специально для облегчения написания сторонних тулзов, парсящих код.
a := []string{
"q" // Нет запятой, не компилируется
}
Видимо здесь боятся пулл-реквестов, где будет изменение в двух строках при добавлении одной строки в конец. На самом деле, это сделано специально для облегчения написания сторонних тулзов, парсящих код.
Не использовал переменную? Не компилируется!
Нет, это не шутка.
Здесь упор идёт на то, что почти всегда это ошибка, связанная или с опечаткой, или спешкой, или кривым рефакторингом. Как бы в конечном коде да, такого быть не должно. Но мы редко пишем сразу конечный код и периодически пробуем запускать промежуточные версии, в которых может быть некоторый задел на будущее. Поэтому данное поведение компилятора напрягает.
Правда со временем возникает множество ситуаций, когда это уберегло от ошибки. Но это всё-равно напрягает.
Неиспользуемые параметры приходится заглушать и это смотрится странно, хотя в питоне так тоже можно:
package main
func main() {
a := []string{
"q",
}
// Не компилируется, переменная не использована
}
Здесь упор идёт на то, что почти всегда это ошибка, связанная или с опечаткой, или спешкой, или кривым рефакторингом. Как бы в конечном коде да, такого быть не должно. Но мы редко пишем сразу конечный код и периодически пробуем запускать промежуточные версии, в которых может быть некоторый задел на будущее. Поэтому данное поведение компилятора напрягает.
Правда со временем возникает множество ситуаций, когда это уберегло от ошибки. Но это всё-равно напрягает.
Неиспользуемые параметры приходится заглушать и это смотрится странно, хотя в питоне так тоже можно:
for _, value := range x {
total += value
}
Но это всё цветочки и даже просто вкусовщина разработчиков. Теперь перейдём к более тяжеловесным вещам.
«Безопасный» язык
И тут надо не забыть сказать об очень важной вещи. Дело в том, что язык сделан именно таким, чтобы неопытным разработчики не имели возможности создавать плохие программы.
Вот цитата одного из создателей языка:
«Ключевой момент здесь, что наши программисты (прим.пер.: гуглеры) не исследователи. Они, как правило, весьма молоды, идут к нам после учебы, возможно изучали Java, или C/C++, или Python. Они не в состоянии понять выдающийся язык, но в то же время мы хотим, чтобы они создавали хорошее ПО. Именно поэтому язык должен быть прост для понимания и изучения.»
Спионерено отсюда: Почему дизайн Go плох для умных программистов.
Так значит вы говорите безопасный язык?
var x map[string]int
x["key"] = 10
и после запуска программы получаем:
panic: runtime error: assignment to entry in nil map
В этом невинном примере мы «забыли» выделить себе память и получили ошибку времени выполнения. Так а какой безопасности может идти речь, если вы меня не спасли от неверной ручной работы по выделению ресурсов?
Хабраюзер tyderh замечает, что:
Безопасность заключается в том, что при выполнении отлавливается ошибка, а не происходит неопределённое поведение, способное произвольным образом изменить ход выполнения программы. Таким образом, подобные ошибки программистов не способны привести к появлению уязвимостей.
Следующий пример:
var i32 int32 = 0
var i64 int64 = 0
if i64 == i32 {
}
Вызовет ошибку компиляции, что как бы нормально. Но поскольку в Go пока (пока!) нет шаблонов, то очень часто они эмулируются через интерфейсы, что может рано или поздно вылиться в такой код:
package main
import (
"fmt"
)
func eq(val1 interface{}, val2 interface{}) bool {
return val1 == val2
}
func main() {
var i32 int32 = 0
var i64 int64 = 0
var in int = 0
fmt.Println(eq(i32, i64))
fmt.Println(eq(i32, in))
fmt.Println(eq(in, i64))
}
Этот код уже компилируется и работает, но не так как ожидает программист. Все три сравнения выдадут false, ибо сначала сравнивается тип интерфейсов, а он разный. И если в данном случае ошибка явно бросается в глаза, в реальности она может быть сильно размыта.
powerman поделился ещё один примером ложных ожиданий:
func returnsError(t bool) error {
var p *MyError = nil
if t {
p = ErrBad
}
return p // Will always return a non-nil error.
}
err := returnsError(false)
if err != nil {
# Истина
}
Интерфейс с nil не равен просто nil, будьте осторожны. В FAQ языка этот момент есть.
Ну и завершая про безопасность. Разыменование в языке убрано, а вот спецэффекты в зависимости от вида доступа от доступа (по указателю или по копии) остались. Поэтому следующий код:
package main
import "fmt"
type storage struct {
name string
}
var m map[string]storage
func main() {
m = make(map[string]storage)
m["pen"] = storage{name: "pen"}
if data, ok := m["pen"]; ok {
data.name = "-deleted-"
}
fmt.Println(m["pen"].name) // Output: pen
}
Выведет pen. А следующий:
package main
import "fmt"
type storage struct {
name string
}
var m map[string]*storage
func main() {
m = make(map[string]*storage)
m["pen"] = &storage{name: "pen"}
if data, ok := m["pen"]; ok {
data.name = "-deleted-"
}
fmt.Println(m["pen"].name) // Output: -deleted-
}
Выведет "-deleted-", но пожалуйста, не ругайте сильно программистов, когда они на эти грабли наступят, от этого в «безопасном» языке их не спасли.
В чём же отличие в этих чёртовых кусках?
В одном примере:
m = make(map[string]storage)
а в другом: m = make(map[string]*storage)
Ха, вы думали всё? Я тоже так думал, но неожиданно напоролся ещё на одни грабли:
Наступить на грабли
Возвращает initial и это верно ибо оператор := создаёт новые локальные переменные. А его мы вынуждены были использовать из-за переменной ok. Опять таки всё верно, но изначально строчка
а потом вы решили добавить второй параметр возврата, IDE подсказал вам, что теперь надо его ловить, и вам пришлось попутно заменить оператор и вдруг вы видите грабли перед лицом.
А это значит, что теперь нам надо у PVS просить статический анализатор для языка Go.
Краткий вывод: безопасность присутствует, но она не абсолютна от всего.
package main
import "fmt"
var globState string = "initial"
func getState() (string, bool) {
return "working", true
}
func ini() {
globState, ok := getState()
if !ok {
fmt.Println(globState)
}
}
func main() {
ini()
fmt.Println("Current state: ", globState)
}
Возвращает initial и это верно ибо оператор := создаёт новые локальные переменные. А его мы вынуждены были использовать из-за переменной ok. Опять таки всё верно, но изначально строчка
globState, ok := getState()могла выглядеть как
globState = getState()
а потом вы решили добавить второй параметр возврата, IDE подсказал вам, что теперь надо его ловить, и вам пришлось попутно заменить оператор и вдруг вы видите грабли перед лицом.
А это значит, что теперь нам надо у PVS просить статический анализатор для языка Go.
Краткий вывод: безопасность присутствует, но она не абсолютна от всего.
«Единообразный» язык
Выше в разделе странности компилятора было указано, что при неверном форматировании кода, компилятор упадёт. Я предположил, что это было сделано для единообразия кода. Посмотрим насколько код единообразный.
Вот например, два способа выделить память:
make([]int, 50, 100)
new([100]int)[0:50]
Ну да, ну да, это просто фишка функции new, которую мало кто использует. Ладно будем считать это не критичным.
Вот например, два способа создать переменную:
var i int = 3
j := 6
Ладно, ладно, var используется реже и в основном для резервирования под именем определённого типа или для глобальных переменных неймспейса.
Ладно, с натяжкой будем считать Go единообразным языком.
«Колбасный» код
А вот ещё частая проблема, конструкция вида:
result, err := function()
if err != nil {
// ...
}
Это типичный кусок кода на Go, назовём его условно колбасой. Среднестатистический код на Go состоит на половину из таких колбас. При этом первая колбаса сделана так result, err := function(), а все последующие так result, err = function(). И в этом не было бы проблемы, если бы код писался только один раз. Но код — штука живая и постоянно приходиться менять местами колбасы или утаскивать часть колбас в другое место и это вынуждает постоянно менять оператор := на = и наоборот, что напрягает.
«Компактный» язык
Когда читаешь книгу по Go, не перестаёшь удивляться компактности, кажется что все конструкции продуманы так, чтобы код занимал как можно меньше места как по высоте, так и по ширине. Эта иллюзия быстро рушится на второй день программирования.
И в первую очередь из-за «колбас», о которых я упоминал чуть выше. Сейчас ноябрь 2018 и все Go программисты ожидают версию 2.0, потому что в нём будет новая обработка ошибок, которая наконец покончит с колбасами в таком количестве. Рекомендую статью по ссылке выше, в ней суть проблемы «колбасного» кода разъяснена наглядно.
Но новая обработка ошибок не устранит все проблемы компактности. По прежнему будет не хватать конструкций in и not in. На текущий момент проверка нахождения в map значения выглядит так:
if _, ok := elements["Un"]; ok {
}
И единственное на что можно надеяться — на то, что после компиляции это будет скукожено до просто проверки значения, без инициализации попутных переменных.
Молодой язык и бедный синтаксис
К Go существует очень много написанного кода. И есть просто потрясающие вещи. Но не редко вы выбираете между очень плохой библиотекой и просто приемлемой. Например SQL JOIN в одном из лучших ORM в GO (gorm) выглядит так:
db.Table("users").Select("users.name, emails.email").Joins("left join emails on emails.user_id = users.id").Scan(&results)
А в другом ORM вот так:
query := models.DB.LeftJoin("roles", "roles.id=user_roles.role_id").
LeftJoin("users u", "u.id=user_roles.user_id").
Where(`roles.name like ?`, name).Paginate(page, perpage)
Что ставит пока под сомнение вообще необходимость использовать ORM ибо нормальной поддержки защиты от переименования полей не везде просто нет. И ввиду компилируемой природы языка может и не появиться.
А вот один из лучших образцов компактного роутинга в вебе:
a.GET("/users/{name}", func (c buffalo.Context) error {
return c.Render(200, r.String(c.Param("name")))
})
Не то чтобы здесь было что-то плохое, но в динамических языках код обычно выглядит более выразительным.
Спорные недостатки
Публичные функции
Угадайте, как сделать функцию публичной для использования в других пакетах? Здесь есть два варианта: либо вы знали или никогда бы не угадали. Ответ: зарезервированного слова нет, нужно просто назвать функцию с большой буквы. В это вляпываешься ровно один раз и потом привыкаешь. Но как питонист помню про правило «явное лучше неявного» и предпочёл бы отдельное зарезервированное слово (хотя если вспомнить про двойное подчёркивание в питоне, то чья бы корова мычала).
Многоэтажность
Если вам нужен словарь объектов, то вы напишите что-то такое:
elements := map[string]map[string]string{
"H": map[string]string{
"name": "Hydrogen",
"state": "gas",
},
}
Пугающая конструкция, не правда ли? Глазу хочется каких-нибудь скобочек, чтобы не спотыкаться. К счастью они возможны:
elements := map[string](map[string]string){
}
Но это всё, что позволит вам форматтер go fmt, который почти наверняка будет использоваться в вашем проекте для переформатирования кода при сохранении. Все остальные вспомогательные пробелы будут выпилены.
Атомарные структуры
Их нет. Для синхронизации надо явно использовать мьютексы и каналы. Но «безопасный язык» не будем вам пытаться мешать писать одновременно из разных потоков в стандартные структуры и получать падение программы.
helgihabr любезно напомнил, что в 1.9 появился sync.Map.
Тестирование
Во всех не очень безопасных языках безопасность хорошо реализуется через тестирование с хорошим покрытием. В Go с этим почти всё в порядке, кроме необходимости писать колбасы в тестах:
if result != 1 {
t.Fatalf("result is not %v", 1)
}
Понимая ущербность данного подхода, мы сразу нашли в сети библиотеку, реализующую assert и доработали её до вменяемого состояния. Можно брать и использовать: https://github.com/vizor-games/golang-unittest.
Теперь тесты выглядят так:
assert.NotEqual(t, result, 1, "invalid result")
Две конвертации типов
В языке сущность интерфейса имеет особый статус. Они в том числе часто используются, чтобы заткнуть «бедность» синтаксиса языка. Выше уже был пример с реализацией шаблонов через интерфейсы и неявным вредным спецэффектом, порождённым этим случаем. Вот ещё один пример из этой же серии.
Для преобразования типов можно использовать обычную конструкцию в Си-стиле:
string([]byte{'a'})
Но не пытайтесь применить её к интерфейсам, ибо для них синтаксис другой:
y.(io.Reader)
И это довольно долго будет вас путать. Я для себя нашёл следующее правило для запоминания.
Преобразование слева называется conversion, его корректность проверяется при компиляции и в теории для констант может производится самим компилятором. Такое преобразование аналогично static_cast из Си++.
Преобразование справа называется type assertion и выполняется при выполнении программы. Аналог dynamic_cast в Си++.
Исправленные недостатки
Пакетный менеджер
vgo одобрен, поддерживается JetBrains GoLand 2018.2, для остальных IDE как временное решение подойдёт команда:
vgo mod -vendor
Да, это выглядит как небольшой костыль сбоку, но это отлично работает и просто реализует ваши ожидания по версионированию. Возможно в go2 этот подход будет единственным и нативным.
В версии 1.11 эта штука уже встроена в сам язык. Так что верной дорогой идут товарищи.
Достоинства
Прочитав статью может возникнуть предположении, что над нами стоит надсмотрщик с плёткой и заставляет писать на Go, исключительно ради наших страданий. Но это не так, в языке есть фишки существенно перевешивающие все вышеописанные недостатки.
- Единый бинарник — скорее всего весь ваш проект скомпилится в единый бинарник, что очень удобно для упаковки в минималистичный контейнер и отправки на деплой.
- Нативная сборка — скорее команда go build в корне вашего проекта соберёт этот самый единый бинарник. И вам не потребуется возиться с autotools/Makefile. Это особенно оценят те, кто регулярно возится с ошибками Си компиляторов. Отсутствие заголовочных файлов — дополнительное преимущество, которое ценишь каждый день.
- Многопоточность из коробки — в языке не просто сделать многопоточность, а очень просто. Настолько просто, что очень часто просто импорт библиотеки в проект и использование какого-либо её примера уже может содержать явно или неявно в себе работу с многопоточностью и при этом в основном проекте ничего от этого не ломается.
- Простой язык — обратная сторона бедности синтаксиса — возможность освоить язык за 1 день. Даже не за 1 день, а за 1 присест.
- Быстрый язык — в виду компилируемой природы и ограниченности синтаксиса вам будет сложно выжирать много памяти и процессорного времени в ваших программах.
- Строгая типизация — очень приятно, когда IDE в любой момент знает тип переменной и переход по коду работает как часы. Это не преимущество именно Go, но в нём оно тоже есть.
- Защита от расширения структур — ООП в Go эмулируется структурами и методами для структур, но правило такое, что это должно лежать в одном файле. И это очень хорошо в плане анализа чужого кода, в Ruby есть паттерн подмешивания и иногда чёрт ногу сломит.
- Отложенная деинициализация. Лучше всего иллюстрируется примером:
Благодаряpackage main import ( "fmt" "os" "log" ) func main() { file, err := os.Open("file.txt") if err != nil { log.Fatal(err) } defer file.Close() b, err := ioutil.ReadAll(file) fmt.Print(b) }
defer file.Close()
мы сразу сообщаем рантайму, что, в независимости от того каким и где будет выход из функции, в конце надо выполнить определённый код. Это сразу частично решает проблему с отсутствием деструкторов и почти полностью решает проблему отсутствующих контекстов (например питоновский with).
Почему так получилось
Go выглядит как надмножество Си. Об этом говорит очень многое: и похожесть синтаксиса и понимание того, как это может быть легко преобразовано в Си код. Конечно же горутины, сборка мусора и интерфейсы (а вместе с ним RTTI) нетипичны для Си, но весь остальной код легко конвертируется практически регулярками.
И вот эта природа, на мой взгляд, и диктует почти все приведённые выше странности.
Резюме
- Go отлично подходит для быстрого написания экономных и быстрых микросервисов, при этом для этой работы годятся любые опытные разработчики с других языков. Именно в этом вопросе ему мало равных.
- Go молод. Как верно было отмечено кем-то из комментаторов: «Идея на 5, реализация на 3». Да, как универсальный язык — на три, а чисто для микросервисов на 4. Плюс язык развивается, в нём вполне можно исправить половину описанных недостатков и он станет существенно лучше.
- Первый месяц работы вы будете бороться с компилятором. Потом поймёте его характер и борьба пройдёт. Но этот месяц придётся пережить. Половина хейтеров языка месяц не протянули. Это надо чётко понимать.
- Любителям STL надо сказать, что пока придётся собирать с миру по нитке. Ибо пока доступных контейнера три, не считая встроенных map и array. Остальное придётся эмулировать или искать в сторонних библиотеках.
Библиотеки для тестов
- github.com/vizor-games/golang-unittest — нормальные человеческие assert и check для тестов, похоже на питон, вдохновлялось им же. С нормальным выводом строчек, где именно тест повалился.
- godoc.org/github.com/powerman/check — библиотека догружающая стандартный тестовый интерфейс, привнося в неё полезные методы типа: Equal, Less,…. Поделился powerman.
- github.com/stretchr/testify — ещё одна хорошая библиотека для тестов. Поделился esata.
- github.com/onsi/ginkgo — ещё одна хорошая библиотека для тестов. Поделился tyderh.
- github.com/smartystreets/goconvey — BDD подход к тестированию, выглядит очень непривычно, но может кому пригодится. Поделился negasus.
Что почитать
- Введение в программирование на Go. Хороший on-line туториал.
- Теория современного Go (en). Как не надо делать глобальные объекты.
- Хабр: Обработка ошибок в Go 2
- Хабр: Такой исключительный Go. Как с помощью кодогенерации доделать для себя Go.
- Хабр: Разбираемся с новым sync.Map в Go 1.9
.