Comments 89
Во всех этих случаях смерть наступала все равно потом — через часы, дни. Смерть под лучом в прямом смысле — это когда смерть наступает сразу на месте.
Промахнулся веткой…
Пленка довольно-таки малочувствительна к жесткому гамма-излучению. Я пробовал, вплотную к пленке такумар заметно засвечивает ее за месяц, а на расстоянии в 48 мм засветка и вовсе маловероятна.
Извечная ошибка, о которой я писал в одной из предыдущих статей. Свежий, толлко что очищенный торий альфа-активен, а вот продукты его распада — и бета-частицы излучают, и гамма-кванты. Со временем уровень излучения от препарата тория растет, пока не установится равновесие между накоплением радия-228 и его распадом.
зато их хорошо задерживают вещества, состоящие из легких атомов, особенно те, что содержат много водорода. Нейтрон, столкнувшись с протоном, остается на месте, а дальше летит протонА что тогда случится с водородом? Там же кроме протона и электрона ничего и нет. Или будут постепенно генериться более тяжелые изотопы?
Ничего. Протон как вылетит, так и обрастет электроном обратно. Захват нейтрона протоном с образованием ядра дейтерия (дейтрон), а затем трития (тритон) ппоисходит, но редко из-за низкого сечения реакции.
СОЭКС Эковизор F4 — это же игрушка в красивой обертке, с цветным дисплеем и блютус.
Но все же доверия к комбайну из дозиметра, некоего «нитрат-тестера», измерителя жесткости воды и даже искателя «зон с повышенным электромагнитным излучением» — никакого :)
- Чем проверять белорусскую чернику.
- Что носить с собой, шастая по помойкам и заброшенным НИИ.
Что носить с собой, шастая по помойкам и заброшенным НИИ? Тут желательно иметь не один прибор: для поиска чего-то интересного понадобится сцинтиллятор — Атом-фаст или Полимастер, а для того, чтобы убедиться, что все вокруг не измазано в каком-нибудь стронции-90, пригодится слюдник. Чтобы ткнуть в танковые часы или авиагоризонт и убедиться, что вот оно, светит — годится любая трещалка, начиная с перестроечно-чернобыльских «бытовых дозиметров» и включая артефакты из сериала «След» (я имею в виду соэксы), лишь бы работали. А вот чтобы убедиться, что не испачкал руки светомассой после общения с таким прибором — опять-таки нужен слюдник. И т.п.
Сделаем грубую прикидку. До счетчика дойдет где-то четверть распадов в слое полного поглощения. Эффективность счетчика — около 50%. Итого получаем 80 распадов в минуту или 1,3 Бк в слое полного поглощения. Его толщина около 0,3 мм (для цезия-137), площадь окна 7 см^2, стало быть объем 0,03х7 см^3 = 0,21 см^3. Получаем активность 6,2 Бк/см^3 ~= 6,2 Бк/г или 6200 Бк/кг. Превышение почти в 40 раз — и обнаружено с трудом, буквально на грани достоверности.
1) Сцинтилляционный поисковик типа Atom Fast (остальные аналоги намного дороже) — он отлично видит гамму и немного бету, т.е. он первым сработает, если какой-то изотоп фонит гаммой. Можно просто пройти мимо памятника с гранитным основанием, и он уже запищит. Верхний порог невысокий. Стоит около 17...20 тыс., профи аналоги под сотку. Давно хочу его себе, при появлении финансовой возможности куплю. Может, потом запилю обзор на Хабр =)
2) Слюдяной датчик (приборы типа МКС-01СА1, Радиаскан-701, Радекс-1009)- умененно хорошо видит гамму, прекрасно видит бету, а при прямых руках можно оценить и альфу. То есть то, что мы первично нашли сцинтиллятором, можно получше обнюхать слюдником и определить, чем и как сильно оно фонит. У него и верхний порог довольно высокий. Тоже давно хочу, как-нибудь куплю.
3) Если нужно проверять продукты питания, нужен спектрометр в свинцовом домике, это минимум 40-60 тыс. от той же Atom, профи приборы сильно за сотку. Хотелось бы, но это уже дороговато для хобби. Если вдруг разбогатею, куплю. Пожалуй, единственный вариант для любителя, чтобы более-менее эффективно определять радио-безопасность продуктов питания, остальное — малоэффективные компромиссы. Ну, теоретически можно сделать свинцовую защиту и при помощи долгих измерений и большой статистики намерить что-то слюдяным прибором, но это не то. Тут уже нужно уметь готовить пробы и вообще читать умные книги, чтобы суметь дать количественную оценку обнаруженному и понимать, что на спектре есть что.
4) Если лезть в смертельно опасные места, где могут быть десятки Р/ч и выше, нужен, во-первых, накопительный дозиметр, во-вторых, такой, который не уходит в зашкал на больших дозах. Это будет или что-то военное, или самоделка на специально грубом военном счётчике Гейгера, или маленькие дозиметры на крошечных счётчиках Гейгера, например, часы-дозиметр от Polimaster. У меня такие есть (достались недорого; по заводской цене специально не купил бы), но в случае слабых источников типа гранита они невероятно дубовые. Можно пройти мимо опасности и они не успеют сработать.
5) Если денег мало, то стоит взять прибор на простом счётчике СБМ-20. Продукты им не проверить, мягкую бету, мягкую гамму и альфу он не видит, но по крайней мере это честный прибор. Всё, что дешевле — всякие приставки к смартфонам, втыкающиеся в аудиопорт и пр. — нерабочий шлак. Соэксы тоже на обычном СБМ-20, но их что-то часто ругают за глючность и чрезмерно агрессивный маркетинг. Например, у меня Радекс 1503+ — вполне себе трещалка, честно трещит когда надо, но именно у неё верхний предел оч.маленький. Есть более удачные дозиметры на СБМ-20 чуть дороже (Радекс 1706, Терра-П, Atom Simple и др).
6) Если надо мерить нейтроны и прочую экзотику, это уже только сложное в использовании профи оборудование за много денег.
Вот Айзон написал статейку про выбор дозиметра, по мне так неплохую. Только приборы Atom там не упомянуты, они тогда ещё не были так известны и не набрали оборотов, так сказать.
Пожалуй, самой известной жертвой радиации той поры стала одна из первопроходцев радиоактивной тематики — Мария Склодовская-Кюри, которая умерла от лейкемии, вызванной облучением, в 1934 году.Нну, если учесть, что прожила она 64 года, для того времени вполне прилично, и родила двух здоровых дочерей (одна из которых тоже нобелевку получила, да и другая была не промах) уже в период занятий радиоактивной тематикой — пример, скорее, обратный к слову «жертва».
Кроме того, в статье есть некоторая слабость, чрезмерное обобщение. На самом деле следует различать острую лучевую болезнь с характерными симптомами, похожими на отравление и последствия облучения, не имеющие собственных характерных симптомов. При диагностике и лечении рака провокатор (облучение или тяжёлые металлы или иные канцерогены) значения не имеет.
Что касается Марии Склодовской-Кюри, то полученная ею доза, вероятно, в значительной степени от внутреннего облучения, была чрезвычайно велика. У нее была гипопластическая анемия, признак хронической лучевой болезни, на фоне которой уже развился лейкоз, убивший ее. Так что здесь мы имеем дело с детерминированным, а не стохастическим эффектом.
Хотя и с острой лучевой болезнью тоже бывает странно: после аварии на АЭС Three Mile Island на береговой части отмечалось множество (чуть ли не 20000, не помню точно) случаев острой лучевой болезни — при полном отсутствии радиационного заражения в этой местности (всё унесло в океан ветрами и течениями). Но, всё-таки, совокупность симптомов вполне характерна и даёт возможность говорить об остром лучевом поражении как о болезни. В отличие от последствий: понятия «хронической лучевой болезни» нет.
Ну и я не спорю, конечно, что умерла Мария от суммы радиационного поражения. Но, всё-таки, на фоне тогдашнего уровня здоровья и доживания, это не было таким уж исключительным. Утрируя, тогдашние сторонники оздоровления через радиацию могли бы сказать: «Видите, она облучалась, и дожила аж до 64!».
Статья не для впечатлительных. Прочитал первую треть — заболел живот, голова и кажется с костным мозгом что то не так.
Несколько минут я сидел, как громом пораженный, потом с безразличием отчаяния принялся переворачивать страницы дальше. Я добрался до холеры, прочел о ее признаках и установил, что у меня холера, что она мучает меня уже несколько месяцев, а я об этом и не подозревал. Мне стало любопытно: чем я еще болен? Я перешел к пляске святого Витта и выяснил, как и следовало ожидать, что ею я тоже страдаю; тут я заинтересовался этим медицинским феноменом и решил разобраться в нем досконально. Я начал прямо по алфавиту. Прочитал об анемии — и убедился, что она у меня есть и что обострение должно наступить недели через две. Брайтовой болезнью, как я с облегчением установил, я страдал лишь в легкой форме, и, будь у меня она одна, я мог бы надеяться прожить еще несколько лет. Воспаление легких оказалось у меня с серьезными осложнениями, а грудная жаба была, судя по всему, врожденной. Так я добросовестно перебрал все буквы алфавита, и единственная болезнь, которой я у себя не обнаружил, была родильная горячка.
Вначале я даже обиделся: в этом было что-то оскорбительное. С чего это вдруг у меня нет родильной горячки? С чего это вдруг я ею обойден? Однако спустя несколько минут моя ненасытность была побеждена более достойными чувствами. Я стал утешать себя, что у меня есть все другие болезни, какие только знает медицина, устыдился своего эгоизма и решил обойтись без родильной горячки. Зато тифозная горячка совсем меня скрутила, и я этим удовлетворился, тем более что ящуром я страдал, очевидно, с детства. Ящуром книга заканчивалась, и я решил, что больше мне уж ничто не угрожает.
(Джером К. Джером)
— Количество полония в одной выкуриваемой сигарете 9,7-22,5 мБк
— Годовая доза от свинца-210 при выкуривании пачки в день 251 мкЗв, от полония-210 — 193 мкЗв.
Несколько большую величину годовой дозы от полония получили в работе Carvalho F.P., Oliveira J.M. Polonium in cigarette smoke and radiation exposure of lungs // Czechoslovak Journal of Physics. 2006. V. 56. Suppl. D. P. D697-D703, где приводится расчетное значение дозы на легкие от сигаретного полония 0,42 мЗв/год.
Дополнительный риск от этой дозы составляет примерно 0,45%. Учитывая, что общий риск рака от курения превышает 10-15%, цифра эта не слишком значительная.
Мое мнение о причинах этого явления: в развитых регионах люди живут лучше, людей стало больше, а уровень социальной сплоченности снизился. Человек перестал бороться за жизнь — стал спокойно жить, а не выживать. Животные массово перешли из категории полезных с хозяйственной стороны в разряд декоративных питомцев. Собака больше не охранник (в основном), кот — не мышелов (да американцы часто даже колокольчик на шею вешают, чтобы ненароком мышь или птицу не задавил!), домашний (декор.) поросенок — не источник мяса и сала, даже кур для красоты разводят. Отсутствие утилитарного отношения запускает у человека другой шаблон отношения, наиболее сравнимый с отношением к ребенку (ибо тут размеры животного, его степень зависимости, привитые селекцией ювенильные особенности поведения). Срабатывает и фактор низкой рождаемости в развитых регионах, где ценность детей наивысшая. Некоторые владельцы животных (в основном бездетные) прямо, даже на словах ассоциируют питомца с ребенком. Хорошо это или плохо, но это есть.
Теперь представим себе реакцию людей, для которых собака=ребенок, когда эту собаку на опыты предложили… высок шанс у кого-то не одолеть эмоции.
Тут совет — избегать упоминать в личном мнении перечень негуманно используемых животных (особенно популярных). Да, самоцензура, но куда без нее на хабре, только максимальная нейтральность. К примеру, уверен, что гипотетическая статья про роботизацию забоя свиней на ферме (даже с целью снижения страдания животных) уйдет в минус (не минусов ставят много, а плюсов мало ибо накажет каждый несогласный, а отблагодарит только восторженный — это так работает).
Про реальные причины неиспользования подопытных животных учеными в том случае:
1) Не существовало сформулированного набора правил безопасного проведения эксперимента, да и правил проведения его вообще. Можно вспомнить случаи в других отраслях науки, когда ученые заражали себя/других людей инфекционными болезнями и пытались лечить.
2) Это было новое открытие, из тех, что изменяют мир. Важна скорость проверки, а на фоне значимости открытия нивелируется значимость собственного здоровья, возникает стимул прославиться героическими действиями.
3) Если отбросить современные знания о радиационном поражении (онкогенность), чем он рисковал? Ну ожог, ну рана не заживает, делов то. Люди в то время ходили с бóльшими болячками — поголовный туберкулез, свирепствовали эпидемии, а тут такая мелочь.
4) Первый факт возникновения ожога был замечен у человека и для скорейшего и более достоверного подтверждения было вполне логично на человеке же и проверить.
домашний (декор.) поросенок — не источник мяса и сала, даже кур для красоты разводят
Зато в McDonalds и KFC будут есть «мясо» неизвестного происхождения?
В чем проблема с мясом из Мака? У них очень строгий отбор поставщиков.
masterok.livejournal.com/2586649.html
и тут.
Беккерель, Грей, Рад, Бер, Зиверт человеку «не погруженному в тему» сложно разобраться.
Он — внутри интроскопа и наружу в существенных количествах не изучается.
Он облучает ваш багаж, а он не относится к наиболее радиочувствительным органам вашего организма:)
Рамка металлодетектора — это не рентген. Немного рентгена в сканере обратного рассеяния, но там очень маленькие дозы, намного меньшие, чем те, что в медицинском рентгене. К тому же я за все годы залезал в "раздевалку" только один раз.
и она неэффективна — показывает только под одеждой,
а под кожу не проникает.
Для нормального изучения (пакет в желудке и т.д.)
нужны большие дозы.
показывает только под одеждой, а под кожу не проникает.
Утренние новости: "бармалеи пронесли кинжал на самолёт, зашив его под кожу обмотав его кожей".
Его ядро с массовым числом 10 (которого примерно 20% от всех атомов бора) жадно захватывает нейтрон, после чего образовавшееся ядро тут же распадается на альфа-частицу и стабильный литий-7. Правда, в результате еще образуется гамма-излучение с энергией 0,48 МэВ, от которого тоже приходится защищаться. Поэтому современные композитные материалы для нейтронной защиты включают в себя пластик, в состав которого входит бор, и наполнитель — окись свинца.
При взаимодействии теплового нейтрона с ядром водорода есть хороший выход проникающих и дозиметрически значимых гамма-квантов с энергией 2,18 МэВ. Именно для их поглощения в замедлитель и вводится свинец. Информация о выходе гамма с 0,48 МэВ не соответствует действительности.
Несмотря на данное мной замечание не считаю, что детали ядерных реакций здесь принципиально важны, так как основная ценность Вашей статьи заключена в области радиобиологии и радиационной безопасности.
Энергия ионизации измеряется единицами, максимум первой десяткой электрон-вольт, а энергия частицы или кванта может составлять мегаэлектронвольты.
13.6 эВ для самого верхнего электрона в водороде и 24.47 эВ для гелия. У прочих атомов для ионизации валентных электронов достаточно до 10 эВ, это да.
Хотя нет. У углерода — 11.25 эВ, азота — даже больше, чем у водорода, у кислорода — приблизительно столько же, у фтора — больше.
Соответственно больше, чем у водорода, ещё у аргона и криптона.
Так что условный позитрон ионизирует до 20 тысяч атомов гелия 1 своим фотоном, если при аннигиляции их родится 2 штуки.
Радиация: риски, безопасность, защита