Стыдно признаться, но я беззастенчиво использую Хабр для влияния на людей из моего окружения. Примерно каждая вторая моя публикация написана для того, чтобы её прочитал конкретный человек. Действую я, разумеется, из лучших побуждений.
Наткнулся я на этот способ случайно. К одному из клиентов, на завод, устроился очень толковый парень, программист, выпускник очень уважаемого ВУЗа. Я, зная историю этого завода, понимал, что парень там пропадёт – превратится в 1Сника. Но как ему об этом сказать?
Прямо заявить не получится – уровень отношений не тот, я для него – просто хрен с горы. Если начну лезть со своими советами – сделаю только хуже. К тому же, не хотелось случайно испортить отношения с клиентом – он, в общем-то, перед парнем ни в чём не виноват. Он просто такой, какой есть.
Приводить какие-то аргументы и доказательства смысла не было – не зная истории развития клиента, парень мне просто не поверит. Публикаций от программистов, гибнущих на заводах, тоже мало, да и толку от них – кто поверит чужому опыту? Хочется заиметь свой собственный.
Мне хотелось, чтобы парень увидел себя через несколько лет. И чтобы увиденное его зацепило и заставило задуматься. Как это сделать? Нужен материал, который взывает не к разуму, а к эмоциям. Нужна история. Так я написал свой первый худлит – Requiem for a Dream.
И о чудо! – сработало. Парень ещё несколько месяцев посидел на заводе, увидел проблески воплощения этой истории, и свалил – туда, где шансы сгинуть намного ниже.
А я стал пользоваться этим методом постоянно.
Буквально через месяц я написал «Пенсионное интервью программиста». История была написана по тому же принципу – показать вероятное будущее конкретного человека, находящегося в определённой среде, если он продолжит делать то, что делает. Правда, на этот раз «целью» был мой хороший знакомый.
Убедить знакомого в том, что он занимается ерундой – ещё сложнее, чем незнакомого. Чтобы тебя послушали, надо, наверное, обладать Большим Авторитетом, но у меня его нет. Ровно так же и я не следую советам знакомых. Но частенько попадаю под влияние советов и жизненного опыта людей из книг, фильмов и статей.
Статья и на этот раз сработала – чувак ушёл из места, где быстро мимикрировал под гнилую среду. Попал в среду, где ежедневное развитие было жизненной необходимостью.
Так я понял, что в людей можно «стрелять» публикациями. Что важно: чем выше рейтинг статьи, количество просмотров и расшариваний, тем она «убедительнее». Сообщество Хабра своей реакцией на публикацию как бы подтверждает – да, чувак, всё так, как написано. И получается, что совет чуваку даёт не какой-то там я, а сотни, тысячи, или даже сотни тысяч людей.
Ну и начал я «палить» статьями в программистов, руководителей, менеджеров, HR-ов, стажёров, клиентов, хейтеров, бывших и будущих работодателей, иногда – в целые отделы или компании.
Случались и холостые «выстрелы», когда человек просто не знает о существовании статьи, потому что не знает о существовании Хабра. Избегать холостой стрельбы помогает «трассировка» - надо заранее придумать маршрут, по которому статья дойдёт до адресата. Помогают соц. сети и цепочки знакомых, которые, с высокой вероятностью, поделятся ссылкой с «целью». Правда, приходится немного конкретизировать текст, чтобы цепочка знакомых поняла, о ком и для кого статья.
Бывают «промахи», когда целишься в одного, а попадаешь в другого. Сначала меня это немного расстраивало, потом понял – так даже интереснее. Это что-то вроде рыбалки – закидываешь удочку и ждёшь, кого из знакомых она зацепит.
Например, статью про Слесарей 1С я писал с прицелом на конкретную группу начинающих программистов и нескольких руководителей. Однако, минут 15 назад, когда я сделал перерыв и пошёл за кофе, своим мнением о Слесарях поделился человек из совершенно другого отдела. Причём, высказался весьма конструктивно, кратко рассказал свою историю, признал наличие проблемы выбора Слесарь/Программист, подтвердил опасения насчёт возможной потери доходов от переключения в программирование, и спросил, как можно перейти в программисты без потери доходов. Ну, я что-то постарался ответить.
Разумеется, бывает и так, что статья только всё усугубляет. Ну или так – человек ещё сильнее настаивает на том, что он прав. Потому что его, вроде как, попытались публично пристыдить. Если при этом сообщество Хабра выразило своё согласие с изложенным в статье, то человек точно продолжит делать то, что делает.
Таких примеров немного. В основном это люди, которые в жизни отличаются упрямством, т.е. и на статьи, и на обычную, офисную критику и советы, от любого человека, реагируют одинаково – обижаются и ещё сильнее гнут свою линию. Да, этот абзац написан для конкретного человека. ****, привет.
Случается, что какой-нибудь человек ошибочно полагает, что статья – для или про него. Бывает, что прибегает и начинает спорить. Приходится раскрывать карты и объяснять, для и про кого была публикация.
Ну и, разумеется, бывает обратный эффект – человек убеждается, что не прав я. Обычно это – результат отрицательной реакции сообщества Хабра на публикацию.
Как я сказал в самом начале, «целевых» статей – примерно половина. Вторая половина – «честные» тексты, написанные для читателей Хабра.
Но, по моим наблюдениям, наибольшей популярностью среди моих публикаций пользуются именно «целевые». Возможно, когда я пишу для конкретного человека, я прилагаю больше усилий. Или, понимая ситуацию человека, лучше попадаю в эмоции. Возможно, среди читателей попадается много людей в схожей жизненной ситуации. Не знаю. Но факт остаётся фактом – целевые статьи «заходят» лучше.
Честно не знаю, насколько такое использование Хабра допустимо с этической точки зрения. Оправдываю себя тем, что никаких коварных и корыстных целей не преследую. Просто компенсирую своё неумение доносить точку зрения в личном общении, поэтому разговариваю с людьми «через Хабр».
Да, а кто же «цель» этой публикации? Они сами знают.