Грустный юмор HR: «Проводите собеседования быстрее, потому что к концу интервью стоимость разработчика может сильно увеличиться».
Рост ценности рук и мозгов IT-шников за последний год шел бурно и скачкообразно. Это, конечно, греет душу их обладателям — всегда приятно, когда твой труд хорошо оплачивается. Но стремительный взлет окладов в космические дали наводит на мысли о перегреве, о пузыре, который рано или поздно схлопнется. А это уже напрягает, потому что непонятно, на что рассчитывать в перспективе.
Всем привет, меня зовут Макс Кравец, я CEO IT-компании Holyweb, и уже больше четырех лет мне приходится заниматься в том числе и вопросами найма сотрудников, потому что для нас это один из ключевых бизнес-процессов. При этом мы практически с самого начала работаем на удаленке, что позволяет не замыкаться на зарплатах в одном конкретном городе или регионе и видеть картину целиком. Хочу поделиться своими мыслями о происходящем и разобраться — что же творится с оплатой труда IT-специалистов.
Статья впервые была опубликована на VC.
Что было четыре года назад
По нашим наблюдениям, средняя ставка фронтенд-разработчика в Москве отличалась от ставки в регионах почти в два раза. При этом спрос на разработчиков был выпуклым. Проще говоря — росло то, что становилось модным. Например, «взорвалась» крипта — в нее пошли деньги — выросли оклады специалистов Golang — этот язык взлетел. Но в остальных сегментах царила относительная тишь и благодать. Спадает хайп к технологии — рост зарплат замедляется и все выравнивается.
И так продолжалось довольно долго — зарплаты разработчиков неспешно следовали за инфляцией, пока не «бомбануло».
Что происходит сейчас
По данным Хабр Карьеры, медианная зарплата российского разработчика в первой половине 2020 года составляла 108 тысяч рублей (в Москве — 150 тысяч). Спустя всего лишь полгода по тем же самым кандидатам средняя медиана выросла на 20-50% и не собирается останавливаться — рынок действительно стал столько давать. Более того, планка продолжает расти.
WTF? А действительно, что, чьорт побьери, происходит? Для начала — давайте подумаем, что изменилось в 2020?
На российском рынке изначально сложилось два почти не пересекающихся сегмента — крупные продуктовые компании, в которых зарплаты изначально были сопоставимы с среднеевропейскими, и весь остальной рынок.
При этом крупные продуктовые, а особенно финтех-компании категорически отказывались работать в удаленном формате. Из соображений безопасности проще было релоцировать нужного специалиста. Да, внутри зарплаты были выше, но касалось это только узкого круга попавших в них разработчиков.
Ограничения, вызванные коронавирусом, вынудили крупные продуктовые компании приспособить свои процессы к возможности удаленной работы.
Такое впечатление, что российские IT-гиганты в борьбе за доли рынка напланировали продуктов, что драматически усилило дефицит на рынке IT-специалистов. А он и до этого был весьма перегрет.
Артём Аксёнов, директор по оптимизации бизнес-процессов JetStyle
Барьер был сломан, причем в обе стороны — компании получили доступ к широкому кругу удаленных разработчиков, а последние — к более высоким зарплатам. Рынок на это ответил словами Билла из фильма Тарантино: «Я… отреагировал».
Демографическая яма 90-х, растущий спрос на кадры, возможность удаленной работы на зарубежные компании. Создание IT-экосистем гигантами бизнеса приводит к еще большей конкуренции, а, следовательно, и к повышению вилки зарплат. У компании не будет второго шанса произвести первое впечатление, когда у разработчика 50 таких же откликов за 2 дня (реальный кейс).
Аида Закирова, HRD компании ISS («Интеллектуальные социальные системы»)
Еще одно очевидное изменение — резкий рост востребованности разработчиков. 2020-й год поставил перед бизнесом дилемму — или выходить в онлайн, или терять клиентов. IT-стартапы стали множиться как кролики без присмотра.
При этом продукт — по определению более маржинальная история, чем агентство. А значит он может предложить зарплату выше. На старте любого проекта разработчиков требуется намного больше, чем на этапе поддержки. Следовательно, новый продукт не просто может, а вынужден предлагать зарплаты выше конкурентов, чтобы забрать к себе IT-специалистов.
Во-первых, на рост зарплат повлиял массовый переход на удаленную работу и как следствие появление предложений о работе из других регионов. Во-вторых — на рынок труда РФ вышли иностранные компании, которые ранее работали только с Украиной и Белоруссией. Кроме того, существует «подогревание» зарплатных предложений разработчикам отдельными игроками на рынке труда.
Александр Романов, HR Team Lead MST
Растущие зарплаты — отличный мотиватор для тех, кто только выбирает сферу деятельности. Количество новичков в IT увеличилось кратно, но удовлетворить запрос на разработчиков это все равно не помогает. Даже фронтенд сегодня стал сложным и инженерным, это давно не просто верстка — нужно уметь применять паттерны проектирования, свободно владеть алгоритмами, задумываться об архитектуре кода и иметь математический склад ума. В итоге новички, только пришедшие в IT, с трудом находят работу — слишком узок круг задач, которые можно «закидать количеством рук», а за теми, кто обладает нужными компетенциями, начинается настоящая охота.
Высокие зарплаты во все времена сопровождали старт передовых для своего времени отраслей. Когда-то было престижно стать инженером атомной промышленности, а до этого — нефтяником или золотоискателем на Клондайке.
Артём Аксёнов, директор по оптимизации бизнес-процессов JetStyle
Раз есть охотники — компаниям приходится защищаться, пытаться удержать опытных разработчиков. Особенно, когда речь идет о сотрудниках с собственной экспертизой, потерять которых порой просто страшно. В таких случаях зарплата нередко становится не просто высокой, а кратно превышающей средние показатели. Правда, и для самого IT-специалиста цена высока — замкнутость на определенном стеке технологий, повторяемость решаемых задач и жесткие, если не сказать жесточайшие, регламенты. В ход идут таск- и тайм- трекеры, логгеры активности и поминутный учет выполнения поставленных задач. Микроменеджмент во всей его красе не каждому придется по душе и будет комфортен.
Что день грядущий нам готовит
Так что же получается — зарплаты завышены из-за того, что ситуативно взлетел спрос на разработчиков, и скоро этот пузырь лопнет? Мнения участников рынка как всегда расходятся.
Кто-то считает, что рынок перегрет до точки, близкой к кипению, и стоит скоро ожидать повторения 2000 года: повального отказа реального сектора от собственного IT, урезания костов и перехода на стандартные решения.
Другие не видят поводов ожидать, что потребность в разработчиках снизится.
10 лет назад спрос на разработчиков тоже был большой, с тех пор он только растет. Компании наращивают свои IT-отделы, запускают новые продукты, ищут под них отдельную digital-команду и так по кругу.
Кирилл Кириллов, CEO AIR Production
В России 1,9 млн специалистов заняты в сфере информационных технологий. Это около 2% работающего населения. В той же Европе — 4%. По подсчетам Минцифры, в 2021 году отрасли не хватает миллиона разработчиков, а в ВУЗах — бюджетных мест для IT-специалистов. К 2024 году планируется увеличить их число на 50% — от сегодняшних 80 до 120 тысяч.
Сейчас многие учебные заведения сталкиваются с тем, что абитуриенты при поступлении подают заявки в основном на айтишные специальности. ВУЗы в ближайшие 10 лет смогут восполнить нехватку кадров на IT-рынке. В результате рынок насытится и зарплаты выровняются.
Юлия Гулюк, PR Partner в IT
Хотите неожиданный вывод? Получайте. Пузырь не лопнет. Просто потому, что его не существует. Напротив, российские разработчики до сих пор недооценены. И говорить стоит не о взрывном росте, а о коррекции зарплат к среднеевропейским.
Вопрос не в сдерживании затрат, а в балансе между клиентскими ценами и зарплатами. Поскольку в данном случае рост зарплат — это усиление спроса со стороны клиентов, надо просто следить за тем, чтобы зарплаты и цены росли синхронно, не обгоняя друг друга. С точки зрения отношений с клиентами это значит, что нам надо иметь общее представление, как наши совместные усилия окупятся.
Алексей Кулаков, CEO JetStyle
Крупные продукты уже не откажутся от возможностей, которые дает удаленная работа. Единственное ограничение, которое, скорее всего, сохранится, — географический фактор, большие компании предпочитают работать в близких часовых поясах.
Вряд ли разработчики, которые сейчас заняты запуском новых продуктов, останутся невостребованными, когда их проекты перейдут на стадию поддержки. У приложений есть свой цикл жизни, а значит на смену старым продуктам придут новые, а те, что существуют, будут переделывать под новые технологии и задачи. Цифровизация порождает цифровизацию, и конца этому процессу пока не видно.
Вместо послесловия. Зарплаты растут, но не у меня
Как любой кризис, текущая ситуация дает понять, кто в этом бизнесе лишний — из профессии уходят люди, которые хотели бы получать высокую зарплату, но не обладают необходимыми компетенциями и не готовы вкладывать в работу достаточно сил и энергии.
Альфред Столяров, технический директор EvApps
Хорошо разработчикам с опытом и экспертизой. За ними охотятся, их перекупают, стараются удержать и вообще — носят на руках и пылинки сдувают. А как быть тому, кто только набирается знаний?
Ответ очевиден — стать тем самым незаменимым разработчиком. О том, что понадобится в самом начале пути — можно почитать в статье «Почему джуны никому не нужны». Тем же, кто уже перешагнул через эту стадию, стоит присмотреться к агентствам и небольшим продуктовым студиям.
Из-за нехватки специалистов компании должны поднимать заработные платы, чтобы не потерять старых и привлекать новых специалистов. Что это значит? А это значит, что им либо нужно поднимать цены на свои услуги, чтобы обеспечить ФОТ, либо открывать новые направления, кратно расти и выходить на новые рынки за пределами региона. Не каждая компания сможет это выдержать.
Юлия Гулюк, PR Partner в IT
Компаний, которые готовы предлагать зарплаты выше среднего, на самом деле не очень много. Но они вынуждают остальных подтягиваться друг за дружкой. Да, у небольшой студии, особенно региональной, велик соблазн попытаться сдержать рост окладов сотрудников. Но на самом деле — рычагов для такого сдерживания сегодня просто не существует. Можно, конечно, платить разработчику заниженную зарплату, но только до того момента, пока он не выйдет на рынок и не узнает свою реальную стоимость. При существующем сегодня дисбалансе спроса и предложения ждать этого слишком долго не придется, и вряд ли экс-сотрудник (а то, что после такого он станет уже бывшим — очевидно) легко простит обман.
Честность в отношении сотрудников сегодня — это не только этично, но и банально выгодно. Кроме того, небольшая компания — это чаще всего дружная семья с ламповой атмосферой и гибким рабочим процессом. Как минимум, вам не придется думать о том, кто будет дергать мышку, пока вы наливаете себе кофе.
Материальная мотивация — не панацея: какую бы большую зарплату сотрудникам не назначить изначально, энтузиазм сотрудников угасает, когда они привыкают к системе поощрения. А это, согласно социологическим исследованиям, происходит уже в течение 3-6 месяцев после поднятия зарплаты.
Татьяна Винтер, HRD «Байкал Электроникс»
Ну и самое главное. Чтобы зарплата начала расти, нужно банально любить писать код и не бояться брать на себя ответственность.
Остались вопросы? Оставляйте их в комментариях или сразу пишите мне в Телеграм.