Comments 17
Ещё никто не шутил про кенийский эксперимент?
https://pikabu.ru/story/ne_uchite_menya_zhit_luchshe_pomogite_materialno_7881190
Пока не шутили)
Но тут важный нюанс, что бедное Конго и немытая Россия - это несколько разные страны)
И там и там есть господин, который говорит как жить холопу. Но так как он не может сказать это каждому, не хватает ресурсов, он выводит одного на площадь, говорит, а остальные слушают и боятся, либо кайфуют, что сделали правильно. Жгем ведьм-с.
Когда речь заходит о самооценке (особенно, низкой), принято считать, что её истоки лежат в прошлом, зачастую, достаточно глубоком (думаю, фразу «всё идёт из детства» слышали все).Точнее говоря, в детстве легче заложить кривости и нанести травмы, которые приведут к поломкам, которые проявятся как низкая самооценка. Еще раз отмечу, что самооценка — это следствие, проявление, симптом. Под исправлением самооценки всегда подразумевают исправление чего-то другого, которое оценивается.
Каким образом мы можем влиять на самооценку через образ будущего?Речь идет об одном из видов декомпозиции «я»: хранящий достижения «я прошлый», разглядывающий сигналы «я сейчас», играющий предвкушениями и опасениями «я будущий», причем последний включает в себя образ будущего плюс псевдоощущение движения к этому будущему, о которых и идет речь в статье. Да, через осознанные усилия по формированию «себя будущего» тоже можно воздействовать на «себя».
если ваш образ будущего содержит некие абстракции: «быть любимым/ой», «чувствовать заботу», «возможность проявлять себя на работе», то эти понятия должны быть инструментализированы, а дедлайны и редлайны образа установленыА еще можно поработать над удовлетворением личностных потребностей, застарелость которых проявляется как нужда в принятии, заботе, похвале. И тогда не понадобится «магия» работы над образами.
Под исправлением самооценки всегда подразумевают исправление чего-то другого, которое оценивается.
Не согласен с вами. Я вижу больше перспектив в изменении системы оценки и поиска новых опор.
А еще можно поработать над удовлетворением личностных потребностей, застарелость которых проявляется как нужда в принятии, заботе, похвале. И тогда не понадобится «магия» работы над образами.
А если потребности нельзя удовлетворить? Например, когда речь идет об утрате человека?
Не согласен с вами. Я вижу больше перспектив в изменении системы оценки и поиска новых опор.Самооценка — это не система, а комплексное ощущение собственной силы, значимости, хорошести, удовлетворенности, перспектив и т.д.
Соответственно, имеет смысл декомпозировать и работать с конкретной причиной плохих ощущений, а не менять какую-то систему.
Что касается опор, то самооценка подкрепляется какими-то воспоминаниями — вон там хорошо сделал, и вон там похвалили, здесь хорошо, и вон там перспективы хорошего. Но для изменения воспоминаний нужно вести работу здесь и сейчас — переосмысливать былое, замечать существующее, переоценивать будущее. То есть работать с тем, что оценивается, а не с оценками. Оценки — следствие, проявление, симптом, не более того. Так что не понятно, с чем именно здесь Вы не согласны, если Вы же обращаете внимание на необходимость работы с опорами.
А если потребности нельзя удовлетворить?Я сомневаюсь, что существуют потребности, которые невозможно удовлетворить. Потребность всегда возникает в ответ на нужду и, по природе своей, работает для изыскания возможностей, определения целей и создания стремления к целям. Если для решения какой-то задачи принципиально нет возможности, то возникает не потребность, а что-то другое.
Например, когда речь идет об утрате человека?Если утрата человека причиняет боль, то речь не о потребностях, но о привязанности, переросшей в зависимость. Человек был ценностью, на человека возлагались ожидания, и теперь нужно перестраивать убеждения и искать новый источник того, что давал этот человек.
Но если Геннадий ставит цели менее амбициозные, например, он готов пожертвовать метражом дома и маркой автомобиля, добавить еще 5-10 километров удаленности дома от города и сдвинуть срок реализации мечты до 45 лет, то его совокупные затраты могут составить 5 миллионов рублей, которые растянуты уже на 15 лет и представляют собой почти 28 тысяч рублей ежемесячно отчисляемых в фонд мечты. В этом случае его месяц страданий субъективно приблизит его к собственной цели и даст удовлетворение.
В моей картине мира звучит как утопия. 1991, 1998, 2008, 2014, 2020, 2022 и тд, при таком подходе ничего не скопил бы.
Для себя нужно решить один момент: ты знаешь как прирастают деньги или это не знаешь. При втором варианте нужно идти за знаниями, а не ставить менее амбиционные планы.
Гипотетическому Геннадию сейчас 30 лет и он работает менеджером по продажам с зарплатой 50 тысяч рублей, живет один в съёмной квартире на окраине провинциальной столицы и мечтает, что к 40 годам он будет заезжать на машине с четырьмя кольцами в собственный дом за городом, в котором его ждёт жена и двое детей, играющих в догонялки
Жизнь — штука сложная и плохо поддается прогнозам.
1990 год. Мне 30 лет и я работаю инженером в крупном и преуспевающем НПО, выпускающем продукцию, пользующуюся спросом на международном рынке (3-4 миллиона долларов прибыли с каждой проданной там установки).
Зарплата, вместе с премией и подработкой настолько большая, что в условиях тогдашнего дефицита товаров — ее нельзя полностью потратить. Поэтому деньги вложены в кооператив (аналог ипотеки был и тогда), который должен быть сдан в 1991 году (и таки да, сдали)
Но пока вместе с женой и ребенком живем в общежитии.
Казалось бы — жизнь налаживается…
… и мечтает, что к 40 годам он будет заезжать на ВАЗ седьмой модели на стоянку перед своим домом. О доме за городом он не мечтает так как: а) с детства жил в частном доме и в курсе сопутствующих этому проблем б) не по наслышке знаком с понятием «транспортные проблемы» (22 км от дома до работы и 22 км обратно — удовольствие ниже среднего).
… в котором его ждёт жена и двое детей… я был не против троих :)
Но тут бац — и произошли известные события, прямым следствием которых стали:
а) закрытие предприятия и увольнение всех инженеров и рабочих.
б) бешенная инфляция (благодаря которой удалось оперативно погасить задолженность банку за квартиру — мы успели раньше, чем банк догадался проиндексировать кредит :)
в) безработица, из состояния которой удалось выйти только благодаря полной смене профессии (что удалось не всем)
После чего я вспомнил историю жизни своих родителей, переживших войну (а мама таки пережила и оккупацию) и понял, что планировать «на всю жизнь» никак не получается в принципе — история таки периодически выкидывает неожиданные коленца, со средней периодичностью в 25 лет, примерно.
Желания, приведенные в примере, сигнализируют о том, что Геннадий, скорее всего, понятия не имеет что в реальности он хочет
Что посоветовать условному Геннадию? Научиться разделять оперативные, тактические и стратегические цели. Выбирать правильные и эффективные методы их достижения. И не впадать в уныние если что-то сорвалось/не получилось/изменилось, а делать соответствующие выводы и корректировать свои планы, не превращая поставленные цели в идефикс.
Психиатр пациенту:
— Зря вы жалуетесь на комплекс неполноценности. Наоборот, вы на редкость
адекватно оцениваете свои возможности.
Гене надо на трактор - вариантов нет.
Очень интересно, но очень мало - хочется продолжения на ту же тему)
Самооценка и образ будущего: как влияет завтра на сегодня