Рассказы о людях, способных одним своим присутствием вносить помехи в работу техники и электроники, наверняка слышали многие. Для одних это легенды и страшилки, а другие и сами сталкивались с подобными случаями. Что же это за явление, и можно ли его объяснить с научной точки зрения?
В народе с давних времен ходили поверья о людях, рядом с которыми предметы меняли свойства или портились. Скисало молоко, болел скот, ломались телеги, не поднималось тесто — все это замечалось и обсуждалось. Но в основном такие происшествия связывали с колдовством, а людей, способных «наводить порчу» на вещи, считали ведьмами или колдунами, и в зависимости от ситуации их боялись или преследовали. Но нас интересуют случаи именно с приборами, механическими или электрическими (последние в наше время встречаются все чаще).
Первый ставший широко известным факт воздействия человека на приборы и механизмы возник в научной среде в прошлом веке. Свидетелями стали не какие‑нибудь верившие в лешего и домового крестьяне, а ученые, то есть хорошо образованные люди. И несмотря на весь свой скептицизм по отношению к не подкрепленным научными знаниями фактам, они не могли отрицать, что один человек из их среды каким‑то образом способен влиять на работу лабораторного оборудования и различных приборов. Этим человеком был физик‑теоретик Вольфганг Паули, а явление соответственно получило название «эффект Паули».
Эффект Паули
Вольфганг Паули был австро‑швейцарским физиком, одним из ведущих ученых своего времени. Уже с детства он считался вундеркиндом, и в науке достиг очень многого: открыл новое квантовое число (позднее названное спином), первым предположил существование нейтрино, сформулировал объясняющий строение электронных оболочек атомов запрет Паули, а в 1945 году получил Нобелевскую премию.
Паули всегда активно общался с коллегами, которые стали замечать, что в его присутствии часто происходят странные вещи — приборы ломаются или работают неправильно, эксперименты срываются, оборудование барахлит. Вот лишь несколько таких случаев, вошедших в историю:
Впервые посетив своего друга Вальтера Бааде в Гамбургской обсерватории, Паули сумел одним своим присутствием вывести из строя телескоп.
В Принстонском институте перспективных исследований во время визита Паули загорелся циклотронный ускоритель элементарных частиц, и его долго не могли потушить.
Во время показа слайдов на заседании Немецкого физического общества во Фрайбурге сломался проектор; Паули, разумеется, был на заседании.
Постепенно в сообществе ученых утвердилось мнение, что Паули лучше лишний раз не приглашать туда, где есть дорогостоящие приборы. Коллеги даже шуточно перефразировали открытый Паули принцип запрета (два или более идентичных фермиона не могут одновременно находиться в одном и том же квантовом состоянии в квантовой системе) таким образом: «Вольфганг Паули и приборы не могут одновременно находиться в одном помещении». Но по мере того как известия о подобных казусах накапливались, всем стало не до шуток. А его достаточно близкий друг физик Отто Штерн даже запретил ему посещать свою лабораторию.
Кстати, от «эффекта Паули» страдали не только сложные приборы, но и обычные предметы, например, на церемонии основания института Карла Юнга в Цюрихе в 1948 году упала фарфоровая ваза для цветов, до которой никто не дотрагивался. Пролившаяся из нее вода намочила присутствовавших представителей высшего сословия, что было равносильно скандалу.
Тем не менее коллеги-физики не пытались объяснить «эффект Паули» с научной точки зрения, слишком далеко такое объяснение могло отстоять от точных наук. Однако существование этого эффекта они признавали. И когда Паули с женой в 1940 году удалось перебраться в Америку, бежав от фашистского режима (у Паули была еврейская кровь, в США было безопаснее), его не пригласили принимать участие в атомном проекте. И это было удивительно — все европейские физики, оказавшиеся в то время в Америке, так или иначе были задействованы в проекте. Все, кроме Паули. Сохранилось письмо Оппенгеймера к Паули, где тот объясняет, что пусть лучше Паули занимается теоретическими вопросами и публикует как можно больше статей, даже под разными именами, чтобы у врагов страны создалось впечатление, что все американские физики заняты чистой наукой.
Слайдеры
Слайдерами называют людей, способных нарушать работу уличных фонарей, чаще всего гасить их, просто проходя мимо. Явление получило название Street light interference, сокращенно SLI, отсюда и «слайдеры». Название прижилось после выхода книги “The SLI Effect” писательницы и исследовательницы из Ассоциации научного изучения аномальных явлений (ASSAP) Хиллари Эванс. Да, эти явления до сих пор считаются паранормальными, то есть официальная наука не может их ни подтвердить, ни объяснить, ни опровергнуть. Сама Эванс признается, что обладающие такими способностями люди редко способны выключить фонарь по заказу, в основном это получается у них произвольно. Некоторые при этом должны находиться в нервном и раздраженном состоянии, другие, наоборот, могут влиять на фонарные лампы лишь будучи спокойными и расслабленными. За все время наблюдений выявить какие-либо четкие закономерности в проявлениях подобного дара не удалось.
Люди‑слайдеры способны воздействовать не только на лампы — рядом с одними часто выходят из строя самые разные механизмы, а другие, наоборот, умеют починить сломанные электроприборы чуть ли не одним касанием. Вот примерный список явлений, зафиксированных Хиллари Эванс:
Лампы и телевизоры включаются и выключаются без прикосновения слайдеров.
Лампочки постоянно перегорают, когда слайдеры включают или выключают свет.
В телевизорах, радиоприемниках и проигрывателях в присутствии слайдера сам меняются уровень громкости.
Перестают работать часы.
Детские электрические игрушки запускаются сами по себе, если в помещение заходит слайдер.
Повреждаются кредитные и другие карты с магнитным кодированием, если они хранятся у слайдеров.
Конечно, слайдеры есть и в России, и даже существует группа Вконтакте, где они описывают то, что с ними происходит.
И хотя все описанные явления выглядят не особенно убедительными, они явно существуют. Та же Хиллари Эванс допускает, что некоторая часть свидетельств может быть выдуманной или неверно интерпретированной (ведь фонари иногда просто перегорают по вполне объяснимым причинам), однако все многочисленные данные о слайдерах и их способностях не могут быть высосаны из пальца.
Научное обоснование
Научное обоснование…его практически нет. Исследовательница слайдеров Эванс признает, что явление невозможно подтвердить научным экспериментом, потому что слайдеры свои способности как правило не контролируют. То есть они возникают произвольно и помимо их воли.
Объяснений предлагается множество, от сильного электромагнитного излучения, присущего отдельным людям, до «особенностей ауры» и особой энергетики. Но пока все они выглядят гадательными.
Если вернуться к «эффекту Паули», то, как уже говорилось выше, его коллеги‑физики, будучи закоренелыми материалистами, не считали этот феномен достойным изучения. Единственным ученым, не только признавшим «эффект Паули», но и пытавшимся найти ему научное объяснение, был Карл Густав Юнг. Тем более что сам Юнг испытал нечто подобное во время одной из встреч с Фрейдом. Однажды они заговорили об оккультных явлениях, и не верящий в их существование Фрейд отказался всерьез обсуждать вопрос, считая все это ерундой.
Юнг начал сердиться, и вдруг ощутил странное давящее чувство в груди, будто ее изнутри что‑то жгло. В следующее мгновение из стоящего рядом шкафа раздался жуткий грохот. Оба ученых отскочили, а Юнг предположил, что это произошло из‑за его раздраженного состояния. Фрейд отказался верить, и тут Юнг по своим ощущениям понял, что сейчас это повторится, о чем и предупредил Фрейда. И точно, в шкафу опять сильно грохнуло. Фрейд был неприятно потрясен, и при дальнейшем общении обсуждать этот случай не хотел. В Паули же Юнгу удалось найти не только понимающего и заинтересованного коллегу, но и ученого, который сам пытался найти разгадку как своего феномена с воздействием на различные предметы, так и других необъяснимых явлений.
В основном Юнг работал над концепцией синхроничности, и ему очень помогали острый ум Паули, его познания в физике и в истории науки. Результатом стала книга «Интерпретация Природы и Психе», изданная обоими учеными совместно в 1952 году. Однако строгих научных доказательств влияния разума на материю тогда так и не было получено, и научное сообщество относилось к этой теме весьма скептически.
В наше время этот вопрос изучается многими учеными, иногда удается достичь неплохих результатов, но серьезного научного обоснования факта влияния сознания на материю, похоже, придется ждать еще долго. Например, в Лаборатории по исследованию инженерных аномалий в Принстонском университете (Princeton Engineering Anomalies Research Lab, PEAR) проводились эксперименты, в ходе которых было обнаружено влияние человеческого сознания на работу электронных устройств. В частности, было выявлено, что человек способен изменить ход работы генераторов случайных событий. Подобные работы начал еще немецкий физик и парапсихолог Гельмут Шмидт, но его результаты были раскритикованы из‑за недостаточной чистоты эксперимента.
И в Принстоне сам основатель лаборатории Роберт Джан признавал, что в строго научном смысле воспроизвести подобные эксперименты невозможно. В итоге лабораторию после более чем 20 лет работы закрыли. Предположений из области влияния сознания на материю немало. Сам Паули верил в реальность такого воздействия вплоть до своей смерти в 1958 году.
Конечно, периодически всплывают громкие заголовки то о связи сознания, материи и квантовой физики, то о возможности силой мысли изменять события в прошлом. Но потом или появляются опровержения, или все как‑то само затихает. Поэтому пока что сведения о подобных исследованиях редко попадают в обычные научные журналы, чаще их можно встретить в массмедиа в разделах типа «Непознанное» или на специализированных оккультных или околоэзотерических ресурсах. Давно ходят слухи, что люди, способные влиять на материю силой сознания, вызывают пристальный интерес спецслужб во многих странах. Но такие работы строго засекречены, и так как открытых научных публикаций по их результатам не найти, все остается на уровне слухов.
Остается покорно дожидаться, пока наука не сможет подтвердить или опровергнуть способности некоторых людей выводить из строя приборы и вообще странным образом влиять на материальный мир.