В китайской игровой компании NetDragon Websoft пост главного исполнительного директора занимает чат-бот по имени Танг Ю. Назначение состоялось ещё в августе прошлого года, до того, как ChatGPT и искусственный интеллект стали одними из самых обсуждаемых тем. «Госпожа Танг Ю» была призвана, чтобы принимать ключевые решения и повышать эффективность работы компании. И судя по финансовым показателям, ей это вполне удалось: за последние полгода акции NetDragon выросли на 10%, превысив индекс Hang Seng, который отслеживает крупнейшие компании, котирующиеся в Гонконге. Сейчас стоимость акций NetDragon в долларовом эквиваленте приближается к $1,1 млрд.
NetDragon была основана в 1999 году и разработала несколько многопользовательских игр, в том числе Eudemons Online, Heroes Evolved и Conquer Online, а также первый в Китае портал онлайн-игр 17173.com.
Как пишет The Hustle, новый руководитель Танг Ю выполняла типичные для её должности обязанности: занималась высокоуровневой аналитикой, принимала управленческие решения, оценивала риски и создавала эффективные рабочие места.
Издание решило изучить, насколько актуально и масштабируемо такое кадровое решение: в большинстве экспертных заявлений последнего времени должность генерального директора упоминалась как последняя, которую искусственный интеллект сможет заменить (если заменит вообще). Но у The Hustle свой взгляд.
Во-первых, издание утверждает, что гендиректора чрезвычайно переоценены. Большинство учёных-экономистов, изучавших заработную плату генеральных директоров, пришли к выводу, что она гораздо выше, чем их показатели производительности. В компаниях из списка Fortune 500 средняя зарплата генерального директора сейчас составляет около $16 млн в год. За последние 45 лет средняя зарплата генерального директора выросла на 1460%, в то время как средняя заработная плата работников увеличилась всего на 18%. Сегодняшний средний гендир получает зарплату, эквивалентную 399 средним работникам. В более крупных компаниях это соотношение часто во много раз выше: например, в 2021 году генеральному директору Amazon Энди Джасси выплатили $213 млн, что равно коллективной заработной плате 6474 сотрудников Amazon.
Во-вторых, есть исследования, показывающие, что может существовать обратная зависимость между оплатой генерального директора и долгосрочной эффективностью компании. Одно из них изучало работу руководителей с 2006 по 2015 годы и показало, что в 20% компаний с самыми высокооплачиваемыми руководителями инвестиции в размере $100 принесли бы до $265. А в 20% компаний с самыми низкооплачиваемыми руководителями инвестиции в размере $100 дали бы до $367 прибыли — на 38% больше. Одна из причин — в том, что структуры оплаты труда руководителей побуждают гнаться за краткосрочной прибылью, а не за значимым долгосрочным ростом.
Если большая часть вознаграждения генерального директора зависит от повышения таких показателей, как прибыль на акцию, то можно просто организовать выкуп акций. В результате гендиректора часто щедро вознаграждаются, даже когда они приводят свои компании к ужасающим финансовым результатам. Например, генеральный директор Warner Bros. Discovery Дэвид Заслав совершил ряд серьёзных стратегических ошибок, в результате которых акции компании упали на 37%. Он был вынужден покинуть компанию в 2021 году с компенсацией в $247 млн.
В-третьих, пока гендиректора становятся дороже и менее эффективными, технологии дешевеют и прибавляют надёжности. The Hustle считает, что большая часть работы генерального директора заключается в том, чтобы «служить талисманом компании», и здесь искусственный интеллект ему не конкурент. Но есть и другие задачи. По оценкам McKinsey, около 25% времени генерального директора тратится на работу, которая потенциально может быть воспроизведена машинами и/или искусственным интеллектом: анализ финансовых показателей, отправка электронных писем, прогнозирование тенденций.
Несколько лет назад американская предпринимательница Кристин Каррильо опубликовала в Twitter тред, в котором описала, как делегировала часть своих задач помощнику с Филиппин, где средняя годовая зарплата составляет $9,5 тыс. Простой ассистент на аутсорсе вполне справлялся с управлением моделями сбора средств, поиском потенциальных клиентов, набором новых сотрудников, составлением предложений для инвесторов и проведением критических исследований рынка. The New Statesman потом писал: «Если большая часть функций генерального директора может быть передана на аутсорс, это означает, что её также можно и автоматизировать».
Но журналисты признают, что есть одна область, где искусственный интеллект пока не может конкурировать с человеком, и это область принятия решений. Каждый год руководители принимают около 3 млрд решений, и существует прямая связь между эффективностью этих решений и финансовыми показателями фирмы. Эту часть работы часто сакрализируют и называют генеральных директоров гениями в принятии решений. И хотя сами гендиректора в опросах уверяют, что они не намного лучше принимают правильные решения, чем остальные, The Hustle приводит слова Одеда Нетцера, профессора бизнес-школы Колумбийского университета, который убеждён, что принятие решений человеком требует контекстуальной осведомленности, которой AI пока не может достичь.
Но пока эксперты и журналисты ищут всё больше за и против карьерного роста искусственного интеллекта, Танг Ю продолжает возглявлять NetDragon.