Pull to refresh

Гай Кавасаки и Путь Макинтоша

Reading time5 min
Views4.9K
Гай КавасакиПочти каждого человека (как правило, в юном возрасте) посещает желание изменить этот мир к лучшему. Одни ради этого устраивают революции, другие войны. Однако в так называемую эпоху научно-технической революции некоторые реализуют это стремление посредством внедрения технических новинок, дающих людям неведомые ранее возможности.

Дипломированный психолог Гай Кавасаки — будущий автор пособия «Искусство делания революций», тоже был из числа людей, желавших изменить мир. В своей первой книге «The Macintosh Way» Кавасаки процитировал на яблочный лад известную загадку о том, сколько сотрудников компании нужно для того, чтобы вкрутить лампочку: «Сотрудник Apple берет в руку лампочку, и мир начинает вращаться вокруг него».
Однако самый важный для рассказа о Кавасаки культурный слой — в самом заглавии «The Macintosh Way»…

Мак-до — Путь Воина

В этой маленькой книжке, иллюстрированной изображениями пагод и самураев, не обнаруживается ни одной фразы, формально выходящей за рамки западной культуры. Но вдумайтесь, Кавасаки назвал свою книгу «The Macintosh Way», подразумевая под словом «way» японский иероглиф «до» — путь к духовному совершенству посредством особой творческой жизни. У нас принято писать кэндо, дзюдо, айкидо, тядо, карате-до. А в Америке тядо обозначают «The Way of Tea» и т.п. В Японии первую книгу Кавасаки можно было бы издать под названием «Мак-до». Отметим, что конкретно дзен, распространенный на исторической родине Кавасаки, подразумевает прохождение Пути в гуще человеческой жизни, в самом кипении событий и человеческих страстей, включая войну. А сам Кавасаки определял «Путь Макинтоша» как «искусство правильно делать правильные вещи». И при этом Кавасаки буквально в каждой главе делает важнейший в дзен акцент на поддержание творческого духа компании.

«The Macintosh Way» был издан в 1989 году. Эта небольшая книга в мягком переплете излагает фундаментальные идеи создания высоких технологий. Ее теперь принято называть «The Mac Way» и считать за «Евангелие от Apple». Евангелист — именно так называлась должность Кавасаки в компании.

В Кремниевой Долине, где специалисты нередко переходят из одной компьютерной компании мирового значения в другую, люди, попадающие в Apple, проникаются совершенно особой мотивировкой и отношением к делу, то есть дух этой фирмы отличается от идеологии других компаний того же рода, находящихся буквально на соседней улице.

Когда-то Рокфеллер говорил, что бизнес — нечто среднее между спортом и войной. А многие бы подписались под словами, что бизнес похож на Путь Воина (будо). Ну а книга Кавасаки, подобно самому дзен, является ни философией, ни психологией, но практикой жизни, позволяющей пройти Путь, неведомый человеку, идущему к своей видимой цели. Как бы в подтверждение этому тезису Кавасаки пишет: «Я публикую мои идеи и методы в этой книге, чтобы вы их использовали. Давайте не будем соревноваться в знании стратегии и тактики. Давайте будем соревноваться в их воплощении».

Идеи Кавасаки пользовались и пользуются авторитетом среди лидеров компьютерной индустрии. А для рядовых пользователей Мака, которые сделали культ из своего «яблочного» друга, Кавасаки, хотел он этого или не хотел, стал служителем этого культа.

В Гае Кавасаки есть непосредственность, яркость, юмор и ощущение красоты, вызывающие одновременно раздражение и радость. Примерно те же качества отличают и дзен. Но Кавасаки, в отличие от буддистов, весьма напорист, если не агрессивен: «Если мысль о большей точности пришла в голову журналиста хотя бы на одну наносекунду, то я полагаю, что произошло редкое и замечательное событие». Это пример его типичной интонации.

Хотя надо сознавать, что публикации и выступления Гая Кавасаки — это нередко игра в красивые слова, которые требуется воспринимать с юморком. Большей частью они — просто отдушина для тех, кто не хочет видеть компьютерный мир, сделанным по-майкрософтовски. Так во времена 95-х Windows Кавасаки опубликовал статью «Plug & Play and Plug & Pray», где справедливо высмеял тогдашнее несовершенство технологии «включи и работай». Шутка, заключенная в заглавии, многим понравилась и была многократно повторена журналами, пишущими о платформе PC. Но отметим забавный факт, что каламбур «включи и молись» пришел в голову именно евангелисту…

А был ли дзен?

Как говорится в средневековой японской пословице, «всякую историю можно рассказать по-разному». Можно спросить себя: находятся ли в самой культуре Apple какие-нибудь ассоциации с дзен? Одну зацепку в поисках сходства этих двух культур можно найти: самим фактом создания Macintosh в 1984 году в компьютерной индустрии был впервые реализован главный принцип практики дзен — опора на интуитивные решения и движения.

Как евангелист евангелисту скажу…

После ухода Кавасаки из Apple ему на смену пришли новые евангелисты. Правда, один из них Rodney O. Lain, популярный интернет-колумнист, провозгласивший себя «черным Гаем Кавасаки», покончил с собой в 2002-ом…
На десятках специализированных сайтов объединяются множество народных евангелистов Apple. Они нередко цитируют Кавасаки, но оценивают его высказывания неоднозначно.
Тем не менее, компания Apple не предложила занять должность своего официального евангелиста никому из них. Такое предложение получал пока только Дон Крэб — преподаватель Мичиганского университета, плодовитый журналист-фрилансер, ответивший, кстати, твердым отказом. У Кавасаки на визитке было написано «евангелист», но в нынешнем штатном расписании эта вакансия называется Apple Fellow. Она пока свободна.
А может Кавасаки и не нужен преемник? Тем более что Масintosh мертв, а Джобс еще нет.

Однажды на «MacWorld Expo» Кавасаки выступал после Джобса. А никому не позавидуешь, если он выступает после Джобса: Кавасаки рассказывал о некоторых новых продуктах, и народ стал быстро рассасываться из зала во время его выступления… Но для Стива Джобса титул евангелиста — это слишком мелко, он скорее может претендовать на роль мессии.

Гараж

Казалось бы, профессия евангелиста позволяет людям раскрыть весь свой талант, как ни одно другое занятие.
Но главное дело Гая Кавасаки — фирма "Гараж". Она была образована как логическое продолжение его жизненной позиции, включающей задачу изменения мира. Можно было изменять мир, оставаясь в Apple, а можно было помочь в раскрутке новых компаний, работающих в области высоких технологий. И ныне гонорары «гаражных» фирм, с которыми работает Кавасаки — его основной доход.

Вот пара моих любимых цитат из работы Гая Кавасаки "Искусство старта":

«Отличники не нанимают отличников. Они нанимают отличников с плюсом. Хорошисты нанимают троечников. А троечники нанимают двоечников. Если вы начнете нанимать хорошистов, вы проснетесь однажды утром окруженные одними нулями. Это то, что мы называем размножением болванов. Сражайтесь с размножением болванов».

«Спросите женщин о вашей бизнес-модели. Я уверен, вам не нужно тратить свое время, спрашивая мужчин о бизнес-моделях и бизнес-идеях. Я думаю это потому, что у мужчин есть фундаментальный генетический поток, у нас есть ген убийцы. Мужчины хотят убивать, мы хотим убивать растения, мы хотим убивать животных, мы хотим убивать другие компании, продукты. Во многом этот ген убийцы был подавлен обществом. Одно из мест, где он не был подавлен – бизнес. Это социально приемлемо – хотеть убить конкуренцию. Если вы спросите мужчину, должен ли я создать компанию, чтобы убить Oracle, убить Google, убить Microsoft, все мужики всегда говорят: «Да! Отличная идея!». У женщин этого нет. Так что когда придете к идее для бизнеса, спросите женщину, не тратьте свое время, спрашивая мужчин».

Советы бизнес-стартапам от Гая Кавасаки опубликованы в 2007 на Хабрахабре.

Самые последние публикации Гая Кавасаки — здесь.

А если кто видел полный текст «The Macintosh Way» в сети, бросьте ссылку, пожалуйста. В девяностые годы на macaddict.com (ныне maclife.com) ссылка на название книги «The Macintosh Way» демонстративно вела на Амазон. Сейчас то же направление дает личный сайт Гая Кавасаки.

Настоящая заметка идет как бы дуплетом с моей сегодняшней публикацией в «Стартапах».
Tags:
Hubs:
+7
Comments10

Articles

Change theme settings