После запуска я получил много вопросов о том, как именно учитываются ресурсы в облаке. Некоторые интуитивно понимают, что такое «час процессорного времени» но есть и те, кто хочет подробного объяснения. Поскольку в общем анонсе подробные объяснения заняли бы много места, я вынес его в отдельный топик. Заодно, такой формат позволит более подробно описать, как Зен и виртуальные машины взаимодействуют. Уровень этого текста научно-популярный, то есть я не буду вдаваться в дебри кольцевых буферов, маскировки событий, «кредитного планировщика» и т.д., вместо этого я попробую рассказать относительно человеческим языком о том, как гипервизор управляет гостевыми машинами.

Что такое «процессорное время»? Сначала мы его хотели назвать более привычным «машинное время», благо, такой термин использовался во времена мейнфреймов, когда идея разделения машинного времени только-только зародилась, но вовремя остановились. Машинное время тех лет подразумевало все ресурсы, которые использовались машиной, а в нашем случае речь идёт именно о процессоре, так как каждый ограниченный ресурс учитывается раздельно.
Итак, что такое «процессорное время» и как может оказаться, что у одной виртуальной машины его насчитывается 4 часа в сутки, а у другой накручивает 30 «часов» за часов десять?
Облако Селектел работает под управлением Xen, точнее, Xen Cloud Platform, в котором гипервизором выступает Xen.
В Xen есть понятие «планировщик доменов». Оставляя в стороне разницу между доменом и виртуальной машиной (домен — запущенная конкретная виртуальная машина, когда виртуальная машина перезагружается, получается новый домен, когда виртуальная машина выключена, домена нет, а сама машина — есть), можно считать, что этот планировщик виртуальных машин. Те, кто знаком с работой современных ОС, наверное уже догадались, что планировщик доменов подозрительно похож на планировщик процессов в этих самых современных ОС.
Как выглядит работа виртуальной машины?