Как стать автором
Обновить

Комментарии 146

Ну что друзья... публиковать такую статью весьма рискованная затея, особенно после ситуации у другого блогера с монитором. Однако в случае с Телефон-Н2, цель статьи была не похаять производителя, а даже похвалить за смелость выбора необычной аппаратной платформы и разработки собственной программной. Поэтому, надеюсь на понимание!

Во времена, когда даже телефоны Nokia от HMD почти не отличаются о бюджетных DEXP - видеть такое мобильному гику очень приятно :)

А ещё я тут в Китае выкупил детский ноутбук для школьников младших классов с поворотным на 180 градусов дисплеем.

Вероятно вы спросите зачем? А всё дело в том, что этот ноутбук у нас на Linux. И более того - он с MIPS-чипсетом от легендарной игровой консоли Dingoo A320! Такое увидишь не каждый день...

Я уже хакнул его, выбрался в tty0 и портировал некоторые эмуляторы с "динги". Будем ждать подробную статью о его моддинге?

Скрытый текст

Здесь любопытный разбор ситуации от пострадавшей стороны интегратора -
попытка прояснить случай с отечественным монитором и лишним МК от Миландра.

Ничего та статья не проясняет. Там попытка юристов натянуть сову на глобус.

Абсолютно согласен с вами, это я почему-то попытался сгладить углы.
Привёл её в качестве примера к ситуации, интересно вывалилась в
поиске Хабра сразу первая по запросу, зачитался и сюда прнс... ┐(´ー`)┌

Там помимо микрофона можно интересного сделать. Местоположение телефона, например дублировать куда-то СМС-ками. Или сами СМС пересылать дальше.
А если учесть, что сим-карта - полноценный компьютер с возможностью лезть в сеть и не только...

Обмен сим карты с модемом можно проксировать через микроконтроллер и обрезать все toolkit команды. Интересно, заложенно ли это в схеме. А еще сим карту могут считать доверенной.

Я почти уверен, что нет.

А еще сим карту могут считать доверенной.

А вот с этим - сложности. Сим-карт российских по-моему нет. Импортные делает ограниченное количество компаний, так что то, внести уязвимость в цепочку поставки не такая уж и проблема.

Интересная штука - динамик, его можно использовать как микрофон хоть и не самого высокого качества.

Ну как замазали - если приглядеться то под наклеенной красной изолентой вполне можно прочитать цифры...

Ой, зря вы это, дело вполне серьезное, лучше удалите от греха...

Ребята, не стоит вскрывать эту тему. Вы молодые, шутливые, вам все легко. Это не то. Это не Чикатило и даже не архивы спецслужб. Сюда лучше не лезть. Серьезно, любой из вас будет жалеть. Лучше закройте тему и забудьте, что тут писалось. Я вполне понимаю, что данным сообщением вызову дополнительный интерес, но хочу сразу предостеречь пытливых - стоп. Остальные просто не найдут. /s

Как себе представил — заиграл такой мобильник в трамвае, а все пассажиры хором «Ой, майор Нечаев, не узнали Вас в этом образе!»

И гусь такой рядом — «хаааахаха!»

Ну то есть я делаю вывод, что даже специальный телефон, произведённый специально в России для спецуры, и тот без иностранных компонентов работать не может.

Ну это вполне нормально. Очень мало кто в современном мире позволить себе сделать свой собственный, сертифицированный и современный GSM/LTE-радиотракт и написать для него прошивку. Даже SIMCOM использует радиотракты от MediaTek :)

А в нулевых были популярны радиотракты от Siemens, которые базировались на... телефонных платформах S-Golld! То есть покупая внешний модем, ты покупал телефон Сименс... в виде его модема)

Ощущение, что тут даже не ставилась задача - использовать отечественные компоненты.
Иначе хотя бы Миландровский микроконтроллер бы поставили.

Ну тут цель была — «по сути», а не «для галочки»…

Хотя что я говорю — если бы рядом с тиньками в любом чипдипе валялись бы их клоны от мусохранского завода радиоизделий, я бы их юзал хотя бы просто из любопытства, чево-й-то-там они понаделали %) Даже при цене ×1.5 (копейки от этого копейками быть не перестают). Единственное, что я не готов простить — отсутствие надёжности. Паять что-то, что «да пусть дохнет, не для космоса же делаем» — я слишком своё время уважаю. Так что «до первого залёта».

а х15 или х150 не хотите? Все же уникальная техника, мелкосерийная и ручная сборка. ЦенИте. Пусть даже и аналогов_есть.

Имхо, неправильно думать, что российское устройство должно быть сделано в России до последнего винтика. Главное - это разработка и, в меньшей степени, производство, а не страна происхождения всех-всех компонентов. В данном случае: разработка российская, производство российское, компоненты - не стандартная китайская плата, а оригинальная компоновка из деталей общего назначения... Вполне себе российское устройство! Более того - оно опровергает идею о невозможности создания нормального российского телефона или смартфона. Не переименованного китайского ODM, а именно своей оригинальной разработки, пусть даже и на стандартных чипах (а зачем другие? Чисто ради "у нас не как у вас"?).

Все так и есть. Опять же, если заменить стмку на мк пожирнее то можно сделать телефон с очень широким функционалом.

Судя по некоторым сайтам, аппарат стоит ~25к рублей) Недешево, да...

Интересно почему именно модуль от Telit взяли, если есть куда более бюджетные SIMCOM, да ещё и с LTE...

возможно выбрали этот модуль потому, что:

Т е на нем все делать очень просто и дешево, а продавать можно дорого.

Вы ошибаетесь. SIM800 это 2018 год, а GE866-QUAD это 2014. Телефон начали выпускать в 2017. Вот что писали в 2014 году про GE866-QUAD:

Новый 2.5G-модуль GE866-QUAD компании Telit * New 2.5G GE866-QUAD Module of Telit Сompany GE866-QUAD представляет собой 4-диапазонный (850/900/1800/1900 МГц) GSM/GPRS-модуль в наименьшем в мире LGA-корпусе размером 13.2×17.2 мм. Модуль выполнен на базе новейшего поколения чипсета 2.5G и найдет широкое применение в устройствах, для
которых ключевыми требованиями являются габаритные размеры и
потребляемая мощность.
В модуле GE866-QUAD использована передовая технология "за-
щитное покрытие", позволяющая применять его в жестких условиях эксплуатации.
Модуль GE866-QUAD работает с GPIO-интерфейсами 1.8 В, оснащен интерфейсом UART, а также интерфейсами для аналоговой и цифровой передачи голосовых сообщений. В состав модуля входит интерпретатор языка Python. Модуль GE866-QUAD может работать с GPS- или GPS/GLONASS-приемниками компании Telit в приложениях, для которых требуется информация о местоположении объекта.
Основные характеристики модуля GE866-QUAD:
• простая и экономичная интеграция в малогабаритные устройства благодаря сверхкомпактному корпусу LGA
•идеальное решение для применения в портативных устройствах: системах аварийной сигнализации, автоматических считывателях информации и кассовых терминалах
• простота использования при массовом автоматизированном производстве
• может найти применение в жестких условиях окружающей среды благодаря исполнению в герметичном пластмассовом корпусе
• возможность передачи голосовых сообщений с использованием аналоговых и цифровых аудиоинтерфейсов
• SiP-решения для m2m-приложений со встроенным интерпретатором языка Python
• дистанционное обновление ПО через Premium FOTA Management
• четыре диапазона: 850/900/1800/1900 МГц.
Интерфейсы:
• 7 I/O портов (логический уровень1.8 В)
• аналоговый и цифровой аудиотракты
• 1 АЦП и 1 ЦАП
• выход для звуковой сигнализации.
Основные параметры:
• ток потребления:
♦в режиме ожидания – 2 мкА
♦в режиме энергосбережения – 0.9 мА (DRX=9)
♦в режиме GPRS, кл. 10 – 330 мА, макс.
• диапазон напряжения питания 3.1-4.5 В (рекомендуемое – 3.8 В)
• чувствительность:
♦-108 дБм, типов., для диапазонов 850/900 МГц
♦-107 дБм, типов., для диапазонов 1800/1900 МГц
• диапазон температур:
♦рабочих и хранения – от -40 до 85 °С.
Программное обеспечение:
•PFM (Premium FOTA Management) с дистанционным обновлением
•интерпретатор Python Script
• память: 800 Кбайт энергонезависимой памяти для пользовательских приложений и 1 Мбайт
оперативной памяти для приложений Python.

Да SIM900 был с 2010 года. Но Вы можете прочитать Выше, чем примененный модуль лучше SIM900 и сравнить технические характеристики. Прикольно, если бы разработчики предложили по гос заказу делать телефон на основе устаревшего модуля лишь по причине, что он долларов на 10 дешевле.

Вы ошибаетесь. SIM800 это 2018 год, а GE866-QUAD это 2014. Телефон начали выпускать в 2017

SIM800 вышел гораздо раньше 2014. Так что он там может в чем-то немного уступать, но для такой задачи разницы особой нет. Даже по размеру он влез бы.

Довольно по-божески для малосерийки, которую надо в три погибели паять тётками-монтажницами… я вот не уверен, что знаю кого-то, кто уложился бы в ценник. Ну, не считая «студентов забесплатно», там будут несовместимые с жизнью вопросы.

Вы так говорите, будто в России нет линий автоматического монтажа, где можно сделать партию хоть от 100 штук :)

Вопрос ещё, в каком году они стали достаточно доступны и когда выпущен телефон… возможно, их и сейчас клепают уже по совсем скромной себестоимости, в которой 90% вообще сертификат :) и, возможно, раньше они стоили как самолёт, потому что паялись вручную. Так что да, моё суждение не особо имеет смысл без уточнения периода производства :) а его так нам прямо и рассказали, ага :-D

Читал, что в России лет 10 назад производили кнопочные сотовые для взрывопожароопасных объектов (шахты, нефтебазы, химпром). Там без какого уровня паранойи - готовая плата от нокии. Но делали корпус без щелей и сертифицировали. Соответственно, в промышленности нужна именно эта бумажка, чтобы какой-нибудь несчастный мастер мог звонить с объекта официально, а не тайком из-под стола. Не было у вас таких? Может, там в прошивке еще какие-нибудь промфункции реализованы (сейчас в смартфоны прошивают отслеживание по спутникам, связь с родным офисом с шифрованием (обычно корпоративная почта, мессенджер, сэд), невозможность устанавливать ничего самостоятельно, само собой. Я такое видел у людей, но само железо там - какой-то китаефон в общечеловеческом исполнении, просто ПО кастомизировано под анальное огораживание)

Не было. Однако с телефонами Nokia есть забавная история. Когда-то была такая премиальная модель (которую даже я будучи мобильным гиком ни разу не держал в руках), как 8800 Arte, которая стоила около 50 тысяч рублей с курсом доллара по 30. Китайцы её скопировали полностью - такой же ход слайдера, кнопки, металлический корпус. Разве что дисплей не OLED и всё выдавала кривая прошивка.

Однако некие умельцы взяли в качестве основы Nokia 5300, сдули с неё все чипы, развели СОБСТВЕННУЮ плату на базе схемы 5300, которая помещалась бы в китайский корпус 8800 и таким образом сделали т.н финскую реплику.

Иными словами, это был телефон на ИДЕНТИЧНОЙ оригинальному 8800 программной и аппаратной платформе (только памяти поменьше было), который было почти не отличить от оригинала - и при этом он работал на самой обычной прошивке Nokia!

Найти бы китайскую подделку 8800 с Java...

После просмотра видеоверсии, мне написал лично мурк и предложил разработать собственный телефон.

А потом для пиара приглашайте Илью, чтоб у зрителя потом совсем кукуха поехала...

СМС, судя по всему, хранятся в радиомодуле и телефон каждый раз запрашивает их, показывая окно "подождите". Ну, сим-слот у нас сломан, поэтому потестить возможность отправки СМСок не выйдет!

Не в радиомодуле, а на самой симкарте. В век смартфонов уже забывается, что на симку штук 200 контактов и 10-20 СМСок помещалось.

Что очень грамотно. Сломал "телефон" - твои контакты/смс остались на симке. Переставили в новый аппарат и работаем дальше.

Про модемы типа SIM800 - на самом деле такие "модемы" как раз способны реализовать в одно лицо весь функционал телефона.

У них внутри те же самые чипсеты на основе MediaTek MT626x, которые ставятся в кнопочники. И часто выводятся и интерфейсы - GPIO для кейпада, ноги для подключения MicroSD карты, и так далее. Вопрос в прошивке - чтобы заставить всё это работать не как модем, а именно как телефон.

Собственно, оттуда растут ноги у некоторых странных требований - вроде любимого SIM800 нестандартного питания в 4.2v. Вся начинка модуля предназначена для питания от батарейки телефона - у которой как раз диапазон рабочих напряжений от 3.6v до 4.4v.

Я запитывал SIM800 от 3.6..4.2 спокойно. Всё работало нормально.

Да, я об этом давно хочу статью написать, под SIMCOM-модемы даже SDK отдельное есть с сэмплами. У них есть SPI, I2C, с них можно рулить дисплеями, дергать клавиатуру с GPIO, воспроизводить звуки и выходить в интернет. Инфы об этом очень мало, а у меня пока руки не дошли полноценно этим заняться.

И кстати не каждый SIM800 так умеет, дешевые по 200 рублей уж точно не умеет (маленькая флэшка, не помещается пользовательская программа). А вот SIM900 все умеют, но API там конечно дичь)

Поэтому и говорю - нестандартное питание. Обычно девайсы питаются от 5v или 3.3v - а SIM800 не любит ни то, ни другое.

У SIM800 не все девайсы поддерживают тот официальный SDK от SIMCOM, да. Но шить можно всё. И в набор для обновления прошивки производитель заботливо положит вам ELF с символами.

Ну от 5V он точно работать может. Там же внутри MT6261, на мткшных КП - 5.5В самый максимум, который можно подать на VBat.

Не будет он работать. Сдохнуть - действительно не сдохнет, но будет запускаться, писать в порт "Overvoltage power off" и вырубаться.

SIM800l питается от 3.4-4.4 вольт, самое начало даташита. Модуль как раз рассчитан на питание от аккумулятора, в нём есть команда для определения напряжения питания модуля, а по ней можно определить уровень заряда аккумулятора, например, 4.2 задать как 100%, а 3.4 как 0%
Даже пин питания называется VBAT

В любом GSM радиотракте стоит усилитель мощности, который в пике может потреблять 1.5-2А тока. Правда, там много доп условий чтобы радиотракт брал такой ток - только если тракт работает на 900МГц на макс мощности, и скважность будет 8 (т.е. средний ток всего 250ма а пиковый 2а). В мобильных телефонах как правило усилитель мощности питают от АКБ через ключи. А поскольку модем, это изделие на чипсете от телефона, эта особенность и унаследуется GSM модемами.

Вопрос в прошивке - чтобы заставить всё это работать не как модем, а именно как телефон.

SIM800 поддерживают Embedded AT, было бы только у кого-нибудь желание разобраться с древним SDK и компилятором)

Ну думаю, что прошивка защищена. Он сделан "отсталым" от всего мира и в этом суть его защиты. Если бы на проводах в поле можно было заработать больше, тянули бы их, а так кто-то смог побольше попилить

Включить защиту от дампа штатными средствами - буквально один фьюз в процессоре. Вычитать ее проблематично даже скальпировав корпус.

Если это действительно девайс специального назначения, то могли и не защищать. Например, для возможности сверки прошивки с эталонной версией.

Вовсе нет, тут недавно была очередная статья про копирование прошивки методами глитчинга (уже старый, но тем не менее рабочий метод). И вообще статей посвященных этому методу - вагон и маленькая тележка.

Скорее всего, не защитили. Потому что сроки сдачи горят и анекдот про неуловимого Джо.
Вспоминаю незабвенный Элвис 20 лет назад. Проц 1892ВМ2Я или как-то так. Надо срочно купить 2 JTAG программатора для него по 500$, один уже был. Сроки Элвис выставил 1,5 месяцев, что было вот прямо совсем никак. Вскрываем корпус на имеющемся, там простенькая CPLD, теоретически имеющая фьюз, + буфер, и двуслойная плата. Считываем CPLD, прошивка считалась. Проверяем Чип-дип - там эта CPLD на складе есть. Дальше ТеПро и через неделю на столе лежало 4 рабочих программатора, с ценой на круг по $50 за каждую (все-таки ТеПро за изготовление за 1 день три шкуры сдирали). Да, без корпуса и без маски на плате, но они работали, а больше ничего и не требовалось.

…или там действительно прошивка умеет только обрабатывать кнопки, рисовать иконки и посылать АТ-команды. «Ну, читайте. Неужели интересно?»

…или есть версии для широкого круга и для узкого — и во второй прошивка может быть действительно «с грифом». Или вообще именные телефоны, для особо ответственных лиц.

Можно кучу абсолютно очевидных и лежащих на поверхности вариантов придумать :) Фишка в том, что никто не знает, что на самом деле :)

Прошивка сделана на базе стандартной, со стандартным же API и прочим. Соответственно, ориентирущийся в сборке инженегр сможет это выяснить довольно быстро. То, что прошивка сделана с нуля - мягко говоря, маловероятно, потому что реверс очень долог и дорог, в 99,99% случаев используется BSP. Тут мы вспоминаем опять про неуловимого Джо.

А телефоны для ответственных лиц приходилось проектировать, точнее, рисовать концепты со структурными схемами. Шины i2c, csi, микрофонные - в разрыв ключами и управление ключами на ногу gpio. Проблема в том, что приходится при этом корректировать драйверы, чтобы они отвалившуюся периферию спокойно воспринимали, а не вешали систему сообщениями об ошибках. И не на все драйверы есть исходники, многие идут от призводителя в бинарях с ABI, и с этим ничего не поделать.

Я уже не говорю про перепроектирование платы и подготовку производства - это тоже долго и дорого, плюс никто в Китае не станет собирать партию меньше 3000 шт хотя бы.

Если про итог этих изысканий - гензаказчик сказал заказчику «возьми чехол с сеткой Фарадея на совещания и не выеживайся»

Программная часть телефона разработана в России (за исключением прошивки модема). Ничего удивительного в этом нет — когда-то в РФ были R&D-центры Motorola Mobility, мобильного подразделения LG и Elcoteq (крупный ODM и OEM производитель, один из подрядчиков Nokia и Siemens).

всё таки честно разработана. или как какой-нибудь ****-линукс - вроде заставка отечественная, а чуть копнешь - все драйвера подписаны какими-то Джонами )))

Ну я прошивку не дампил и не смотрел. Может и используется какой-нибудь STM CubeMX, а может и без HAL'а написали.

МЦСТ'шники много коммитят в ядро как и Байкаловцы. Альт тоже вроде что-то коммитит.

Зачем там линукс? Там всё примитивно как табуретка. Процессор только 4 иконки на экране рисует, да циферки номеров. Радиочасть, голос, смски это всё делает gsm модуль. С ним общение через АТ команды.

Именно. Проще логика — меньше места, где может быть дыра.

Я бы, правда, учёл риск возможности закладок на телекомовском оборудовании и на всякий случай бы туда впендюрил стеганографию, позволяющую пару абзацев текста передать с девайса на девайс в ходе невинного разговора о продуктовых спецзаказах в служебной столовой… но это тоже не требует одиннадцатой винды с последней версией дотнета и электрона :-D

Чувствую, сейчас они нас начитаются и выпустят версию 2.0 с кучей новых антишпионских фишек :-D

За сравнение с Sagem было обидно, те покупали у TI (а до них - у Infineon) голые чипы + некий SDK, а дальше - своя схема радиотракта (и какая! Sagem славились неимоверной чувствительностью), своя прошивка (возможно, на основе кода GSM-протокола от TI, но дописывалась до готового состояния она в Sagem). Здесь же модем - «чёрный ящик» с готовыми схемой/прошивкой, а на STM32 крутится только UI, дёргающий модем, скорее всего, посредством АТ-команд.

У Sagem, кстати, был некий серийный «криптотелефон», выглядевший как MY-X5, но имевший в задней крышке слот под полноформатную (размером с кредитку) смарткарту. По слухам, такие аппараты имели хождение среди московских «новых русских» начала двухтысячных, в виде слухов дошли и жалобы на неудобство в виде долгого установления соединения и низкого качества речи.

У Sagem ASIC свой был, но за что отвечал - не знаю. А так да, TI Calypso часто юзали тогда многие вендоры

некий серийный «криптотелефон»

Вот бы достать какой-то из тех, что из этой статьи. Понятно, что большинство из описанных там не защищают ни от чего (проприетарное шифрование - не то, чему стоит свято верить), но было бы очень интересно поковырять.

Ну, или золотой коммуникатор от АНКОРТа... Мне даже показывали как-то пару таких, но дохлых.

Отлично. Максимально логично и аккуратно. И даже аппаратная защита на практически невозможный случай, если кто-то сдампит прошивку «в условиях ЦРУ», найдёт в ней дыру (а накосячить в мини-прошивке на Generic-контроллере практически нереально, то есть дыры там и нету), и «волшебной СМС» запустит свой код, чтобы кого-то послушать как раз в тот момент, когда это меньше всего надо.

Согласен с разработчиками по всем пунктам, кроме узкого круга применения: по-хорошему такие меры инфобеза имеют спрос от банковской сферы до, допустим, металлургии и нефтепромысла. И ещё от себя могу добавить фичу, которая не от шпиёнов, а от попухших опсосов (в этом телефоне, понятно, в ней смысла нет — опсоса его юзеры за такие шуточки и так отымеют). Хотя, с другой стороны, такое же может сделать на АтТиньке любой студент — если не делают, значит, не такой уж и спрос этот спрос…

Конечно такое крайне маловероятно, но сама концепция открытого кнопочного серийного мобильного телефона, поддающегося моддингу, была бы очень интересна сообществу гиков и любителей "простых" телефонов.

Давно это говорю… «UzePhone, like Uzebox but a phone». Короче, пошёл я готовить публикацию. Но, правда, там не АтМега планировалась, да и прошивка не такая уж и защищённая, штука более гиковская, чем про инфобез. Да и встало всё колом лет N назад… но всё равно расскажу.

Попадались такие на авито, и не только такие - несколько моделей вроде есть, и несколько контор делает. Было желание приобрести, но потом жаба задавила 5к за кнопочник... Знал бы, что там stm32 и такая простая схемотехника - купил бы, это же считай ардуино в форме телефона, эксклюзив. Даже если чип залочен - его перепаять не проблема.

Хотя в инструкции и запрещена разборка устройства, мы говорим о списанном девайсе который уже ушел "на металл".

Устройство сертифицировано. При разборе сертификация слетает, потому имеется запрет на разбор пользователем. Это относится к любой технике как в госах, так и в бизнесе. На списаном экспериментируй сколько хочешь, никаких тайн там нет, иначе оно улетело бы в шредер сразу после списания.

Применение stm32 не странно - девайс очень мелкосерийный, для них как раз норма использовать "любительские" компоненты, а не лезть во "взрослую" электронику.

никаких тайн там нет, иначе оно улетело бы в шредер сразу после списания

Тут есть нюанс: если тот, кто по протоколу должен был отправить девайс (или вообще любой носитель) в шредер, этого не сделал - то это, конечно, его косяк. Но он не снимает ответственности с того, кто потом этим косяком воспользовался.

Если такой протокол там есть, конечно. Что-то мне кажется, он неспроста за каждым чихом на симку лезет: лучший способ не пролюбить никакую информацию вместе с телефоном — это никакой информации не хранить в телефоне :)

Блин... Коллеги, вы не совсем в курсе той радости, которую приносит пользователю полностью закрытая экосистема.
Есть персональная железяка типа смартфона. На ней инфа, выходящая за рамки 3 допуска (ДСП).
1. Она сломалась. В мастерскую рядом нести нельзя, это понятно. Ладно, если это в Москве, там в закрытой лабе можно чинить, а если в Новосибе? По почте и гражданским курьером пересылать нельзя.
2. Сдох не VRM (хотя и это тоже проблема), а дисплей - уронили, бывает. Эта конкретная модель, из согласованного для выпуска BOM, снята с производства в Китае год назад. Что делаем? Несертифицированные ставить нельзя, это уголовка. Даже если дисплей хоть немного модернизировали, скажем, подсветку поставили другую, это пересертификация на полгода. А "интеллектуальных" устройств в телефоне чуть больше, чем один. Закупать 2 BOM на склад? Не резисторы, конечно, это как раз самое простое и дешевое, а как раз самое дорогое.
Это все очевидные вещи, есть еще технически неочевидные, вроде "что делать с битыми блоками на флеш-памяти, где хранится закрытая инфа" и т.д.

А там залочка не стирается ресетом вместе с прошивкой? Она же обычно не «чтобы не перезаписали», а чтобы «ничего из него не вынюхали»…

С одной стороны всё что нужно для звонилки, с другой хочется хотя-бы "змейку" и FM-радио

 Уже это дало бы возможность реализовать клиенты мессенджеров и всякие QoL-штучки по типу прогноза погоды или RSS-ленты!

"Совершенство достигнуто не тогда, когда нечего добавить, а тогда, когда нечего убрать."

Автор, если на телефон вдруг придет вызов(при отсутствующей симке) ни в коем случае не бери его в руки, если жизнь дорога.

Это начало "Вспомнить все-3", начальные кадры - лаборатория радиоинженера, на столе лежит полуразобранный телефон и он начинает звонить, чувак в белом халате и стоящими дыбом волозами лезет под стол, достает серебристый чемоданчик, открывает, что-то в нем включает и начинает говорить: "Если ты смотришь это видео - значит мне уже позвонили..."

Спасибо, очень необычный аппарат! Раньше о таком не слышал. И статья интересная!

Кстати, а может быть, можно сделать дамп прошивки, сравнить с оригинальным от Samsung, и может тогда можно портировать какие-нибудь проги? Вряд ли он поддерживает jar, но может что-нибудь более нативное, ближе к С++-коду (могу ошибаться). Например, на обычном Philips E580 (ничем не примечательная звонилка с большим аккумом), несмотря на ответ от техподдержки "Нет, этот телефон не поддерживает никаких приложений" и "не пытайтесь запускать, иначе можете получить вирус" прекрасно запускаются MRE (.vxp-программы).

И ещё забвное наблюдение: из того набора функций меню, их иконки на удивление нарисованы в скевоморфическом стиле: в частности, иконку Контактов "стырили" из Панели управления Windows 7 – компонент "Учётные записи пользователей":

Корявый коллаж в сравнении этих иконок.
Корявый коллаж в сравнении этих иконок.

Java там нет, как и MRP. Но в теории пропатчить прошивку и заставить запускать свой код можно, добавив новый пункт меню.

Понятно, спасибо за пояснение! А можно небольшой вопрос: есть ли какой-нибудь известный и более-менее компилятор для .vxp? Хочется попробовать сделать программку для телефона, но вот как собственно собирать код – хорошего компилятора пока не нашёл :(..

Родной, в SDK от MTK. Я писал статью о разработке приложений для китайцев в начале 2024, там описано подробно

можно сделать дамп прошивки, сравнить с оригинальным от Samsung

Так у них из общего только внешний вид. Этот собран на STMке, внутри самсунга, скорее всего, проприетарный baseband.

Кстати, иконки из Windows самых разных версий частенько встречаются в совершенно сторонних изделиях, где настольной винды точно нет, например, в медицинском и лабораторном оборудовании типа планшетных фотометров или ДНК-амплификаторов, особенно от малоизвестных локальных производителей.

Надо же, раньше особо не встречал :). Видимо, т.к. нужны по сути такие же иконки, чтобы не выдумывать, их и используют..

Телефон бесполезный для ведения переговоров по защищённым каналам, так как начинки для этого там вообще нет. То есть единственное его преимущество, что его не надо оставлять перед входом в чистую зону, поскольку трубка задумана вроде как так, что с неё нельзя удаленно снять аудиоинформацию. Но и смысла его с собой носить тоже не видно, так как там ни игр, ни калькулятора, ни фотокамеры - зачем его с собой таскать?

В принципе, любое шифрование любой инфы с последующей передачей напрямую P2P — уже защищённый канал. С этим и атмега справится %) войс не потянет, но…

Вопрос конечно многоплановый и спорный. Некоторым может показаться, что телефон без игр, калькулятора и фотокамеры бесполезен. Но на мой взгляд это не так. Роль телефона, особенно рабочего - звонить.принимать звонки и писать/читать СМС. С фотокамерой особый случай, но на телефоне который не может отправить фото на почту или в мессенджер она не особо нужна, разве что как записная книжка. И как раз фотокамера часто считается недопустимой в чистых зонах. Так что на этот телефон скорее всего было ТЗ как на рабочий телефон который может звонить. И без камеры. Его и сделали.

Интересно было бы таки вкорячить в него симку, зарегистрироваться в сети и засечь время до приезда пативэна... ;)

Возможно, нужно явное несоответвтие IMEI и IMSI, а не просто выход в сеть не по уставу.

Телефон крайне примитивен. Примерно как ардуино + sim800. В STM32F427 можно залить загрузчик от ардуино и писать свои прошивки. Надо выводить картинку на экран и отправлять AT команды в gsm модуль. Заодно змейку добавить, если очень хочется.

Это поэтому его сделали в таком странном формфакторе как раскладушка?

А примитивность для данного аппарата это даже не плохо.

Чего странного? Какие корпуса нашли у китайцев в таком и сделали. Сделать новый корпус в разы сложнее чем такой же телефон.

это он в 2025 странный, а еще лет 10-15 назад он даже внимания бы не привлек.

более того, в формате раскладушек даже рации для интересных пользователей были (Motorola XTS4000) - на момент выхода оно точно так же требовало достаточно сильно приглядываться, чтоб понять что ето не телефон.

микрофон подключен к радиотракту, если закрыт, то физически отключается.

собственно что то такое у нашумевшего смартфона AYYA T1 было - но и то намудрили, сделали отключение через прошивку. и тут похоже пилили изза этой фишки

А с нижней, под защитным экраном, скрывается микроконтроллер в лице STM32F427 с ARM-ядром Cortex-M3, способном работать на частоте до 180МГц, 2Мб флэш-памяти и 256Кб оперативной памяти.

Автор, исправьте. Ядро здесь не Cortex-M3, а Cortex-M4F (F означает наличие FPU). А это две большие разницы.

Спасибо, сейчас поправлю. До этого даже не знал о том что в МК такого уровня может быть FPU)

Зарегистрируйтесь на Хабре, чтобы оставить комментарий