Comments 224
в этот PCIE можно воткнуть какой либо SATA контроллер с поддержкой RAID1?
а вообще PCIE контроллеры с RAID1 есть с таким форм фактором ?
получился бы очень хороший домашний сервер :)
есть версии для RAID и для простого набора дисков
в основном она опасна для глаз (окалина/осколки треснувшего диска), но здесь у него и защитный кожух не снят с болгарки (а то некоторые домашние умельцы снимают его, сосед себе глаз выбил так) и очки на глазах, защищающие от окалины.
так что у меня претензий по ТБ нет к этой фотке
Кожух развернуть на 180 и перевернуть тушку.
Или я неправильно понимаю физику процесса?
Или я неправильно понимаю физику процесса?Не до конца. При клине диска в материале, да, болгарка «захочет» провернуться в обратную сторону. Но дело в том, что вы её держите «за хвост» и вот именно повернуться ей будет тяжеловато, а вот изобразить из себя «моноколесо» — легче. При клине внизу болгарка «поедет» на диске как на колесе именно в вашу сторону.
Это и теория и моя вчерашняя практика — вырезал фигурную «тяпку» для очистки шифера от снега — полностью прочувствовал о чём тут пишу.
Да, это актуально при опасности клина — при раскрое материала. При зачистке-шлифовке швов, например, заклинивать нечему — можно работать как удобно.
Сколько не наблюдал резку в пром масштабах, всегда направление как на фото(меня тоже удивило) в т.ч. крупными болгарками, и ручки у них сделаны так, чтобы правша пилил искрами от себя, видать искры считаются более опасным последствием.
www.youtube.com/watch?v=fr93HzMQs54
— там показали и способ «от себя», но ИМХО это некоторое читерство — тут уже не работа на весу, а болгарка сама себя фиксирует — нет опасности вырыва при клине.
А искры вообщем-то не опасны — даже голая кожа в некоторой степени терпит и не очень страдает, если мелкие бытовые работы.
Левша-правша не важно — для этого у болгарок кожух и корпус может вращаться — для любого удобного хвата.
свою будущую отрезанную руку/плечо
Сложно это сделать маленькой болгаркой. Заготовка закреплена, защита на месте.
Вот если болгарка с 230 мм диском, это инструмент опасный.
Речь о том, что полноценных «одноплатников» (aka SBC), ни в каком форм-факторе (3.5"/5.25") имеющих полноценную шину PCI-e с более-менее вменяемой шириной (хотя бы x4, не говоря уже о x8, про полноценные x16 даже не заикаюсь), позволяющих сделать что-то компактное под специфические нужды просто нет.
Просто PCI – вижу. Mini-PCIe – тоже вижу. PCI-e x4/x8 – не вижу в упор.
Спасибо за наводку на mPCIe на 4 SATA – это уже любопытно, хоть и паллиатив страшный (mPCIe == PCI-e x1 по скорости), то есть этот забавный зверёк – по сути, SATA-мультиплексор.
p.s. Расскажете цену мне тоже, пожалуйста?
p.s. дома у меня на потолке висит сервер на базе старенького целерона j1800 mitx с 7 разношерстными дисками (2 sata на плате и один ide/sata контроллер), на скорость не жалуюсь от слова совсем, все равно в конечном счете все упрется в процессор или ram.
ЫЫ… злобный получиться одноплатник)))
Интересно, сама принципиальная возможность подключения видеокарты существует? даже не так, а драйвера на видеокарту для arm платформы существуют? хотя бы для поддержки gpgpu?
Только не знаю куда и как его прикручивают.
Ну и теоретически опенсорсные драйвера можно наверно перекомпилить под арм.
Пока для себя продолжаю считать mitx платы со встроенным amd/intel/… лучшими вариантами, для мини компа для любых целей (10-40 ватт потребление) с ценами порядка 50-100$ + оперативная память + БП + корпус
Allwinner H6 has a quirky PCIe controller that doesn’t map the PCIe address space properly (only 64k accessible at one time) to CPU, and accessing the PCIe config space, I/O space or memory space will need to be wrapped. As Linux doesn’t wrap PCIe memory space access, it’s not possible to do a proper PCIe controller driver for H6. The BSP kernel modifies the driver to wrap the access, so it’s also not generic, and only devices with modified driver will work.
linux-sunxi.org/H6#Errata
Спасибо. Как думаете, у RK3399 насколько нормальный PCIe?
http://opensource.rock-chips.com/wiki_RK3399
http://rockchip.wikidot.com/rk3399
На плате RockPro64 выведен нормальный разъем 4x PCIe 2.1: https://www.pine64.org/?page_id=61454
https://www.reddit.com/r/arm/comments/9v8qpm/do_amd_or_nvidia_graphics_cards_have_any_arm/
Например в линукс можно на том же шарпе писать под MONO. Как послать 0 в какой-нибудь из пинов на шарпе?
sysfs хоронят уже, долгой жизни gpiod
• H265/HEVC Main/Main10 profile@Level5.2 High-tier ;4K@60fps, up to 6Kx4K@30fps
• H264/AVC BP/MP/HP@level5.1, MVC, 4K@30fps
• VP9,Profile 0/2, 4K@30fps
• AVS+/AVS JIZHUN profile@level 6.0, 1080P@60fps
А как у armbian с emmc/sd-картами?
У многих дистрибутивов, которые под реалии микро-ПК не подстроены, зачастую нет никаких оптимизаций, и они пишут на диск без стеснения.
Некоторые подтюнивают writeback таймауты до десятков минут, но это всё равно цветочки.
Почему-то overlayfs с дропом на диск при выключении мало кто практикует в стандартной поставке, хотя это очень удобный кейс для таких устройств, они зачастую долгое время находятся без необходимости частого изменения образа ОС.
Возможно при хорошей нагрузке может и быстро изнашивается…
Но armbian-е есть как раз такая тюнилка которая переводит ее в overlayfs. Но чтобы поставить потом что-то его нужно отключать потом включать… не стал вообщем долго этим использовать.
В своё время (тоже) настраивал «встроенный» overlayfs на Pi/Pine64. И так и не нашёл такого решения. Пока устраивает внешний HDD с разрешением на запись — всё равно туда видео и openHAB постоянно пишут.
Эту утилиту я знаю и «ручным» запуском её overlayroot как раз и пользуюсь (вручную там точно можно отменить оверлей для внешних дисков, через менюшки было нельзя на момент моих эксперментов)
Вопрос был про фразу «overlayfs с дропом на диск при выключении» — мне помечталось, что есть готовое решение обратной синхронизации оверлея на флешку. Год-два назад готового рабочего варианта не было. Даже записал себе в «дальние проекты» сделать скрипт хоть частичной синхронизации, но всё как-то не до него
Не делал такое на Armbian и конкретную step-by-step инструкцию не подскажу. На C.H.I.P. (земля ему пухом) такое было из коробки, но такое делается везде ± одинаково, добавляя хук при выключении (само собой, при хард ресете весь оверлей сбросится, но и систему в неконсистентном состоянии не получите, разве что посреди сброса выключится), можно ещё после apt install/upgrade.
Например, можно сделать юнит в systemd типа такого:
[Service]
Type=oneshot
RemainAfterExit=true
ExecStop=/path/to/your/flush.sh
[Install]
WantedBy=multi-user.target
И в скрипте изменения из ro оверлея записывать в нижнюю фс.
На тот момент останавливало не вполне очевидное поведение этого overlayroot — там много чего принудительно «режется» помимо просто подъёма оверлея. Ну и не хотелось писать логику синхронизации рукам — что удалять, что копировать.
Ща, буду запускать очередную поделку на Зеро — будет повод вернуться к вопросу
Что сейчас с ядрами? Дома лежит ODroid C1 на Ubuntu 18.04, накатывал, чтобы установить Nextcloud. Так ядро старое, не устанавливается. У OrangePi с этим лучше?
Прошу прощения за некорректность вопроса, если таковая имеется.
Welcome to ARMBIAN 5.27.170604 nightly Ubuntu 18.04.1 LTS 4.11.3-sun8i
System load: 0.33 0.11 0.02 Up time: 5:10 hours
Memory usage: 13 % of 1002MB IP: 192.168.1.2
CPU temp: 15°C
Usage of /: 23% of 15G storage/: 65% of 917G
linux-meson.com/doku.php
Vovanys слишком громко написал заголовок, называть платы от Shenzhen Xunlong полноценными компьютерами определенно нельзя, это просто железо (не лучшего качества, но и не самого плохого), без какой-либо программной поддержки и документации.
The PCIe implementation is broken.
Allwinner H6 has a quirky PCIe controller that doesn't map the PCIe address space properly (only 64k accessible at one time) to CPU, and accessing the PCIe config space, I/O space or memory space will need to be wrapped. As Linux doesn't wrap PCIe memory space access, it's not possible to do a proper PCIe controller driver for H6. The BSP kernel modifies the driver to wrap the access, so it's also not generic, and only devices with modified driver will work.
ОС
Welcome to ARMBIAN 5.27.170604 nightly Ubuntu 18.04.1 LTS 4.11.3-sun8i
Вывод микрофона
cat /proc/asound/cards
0 [Codec ]: H3_Audio_Codec — H3 Audio Codec
H3 Audio Codec
arecord -l
**** List of CAPTURE Hardware Devices ****
card 0: Codec [H3 Audio Codec], device 0: CDC PCM Codec-0 []
Subdevices: 1/1
Subdevice #0: subdevice #0
Вывод звука
aplay -L
null
Discard all samples (playback) or generate zero samples (capture)
default:CARD=Codec
H3 Audio Codec,
Default Audio Device
Цена на Aliexpress от 2000 руб с 1ГБ памяти и без eMMC памяти.
Хорошо бы это и в таблице сравнения это как-то отразить (сделать больше столбцов/пометить курсивом-звёздочками, чего не будет за 30$), а то получается, что за 30$ "8GB EMMC Flash" уже не будет .
Есть на рынке несколько решений, где оперативки 4гб, но, по-моему, они необоснованно дороже. При этом оперативная память уже который год растет в цене по причине дефицита из-за развития мобильных устройств. Поэтому не видать нам пока дешевых многогигабайтных одноплатников. Да и с телефонами такая же беда.
Ну а в общем и целом, честный SATA HCI дает возможность пользоваться такими вкусными вещами, как SATA Security команды и OPAL.
Их много таких. Смотрите ODROID HC например.
Уф, прошу прощения. Почему-то был уверен что там прямой SATA. Тогда вам только платы с атомами остаются наверное.
Про pinebook в курсе.
Кстати, как у него с закрытостью/открытостью загрузчиков, фирмварей и драйверов?
Кроме того, они ставят маленькую SPI NOR-флеш на их платы, с целью сделать аналог BIOS на плате, чтобы можно было полноценно загружаться по сети, выбирать образ для загрузки, и всё такое прочее.
Some people have pointed out that we constantly come out with new boards instead of supporting old ones. This is a mis-conception of our open source software engineering initiative that we started last year with our first board Le Potato. Despite having different hardware, our platforms runs the same common software which is upstream Linux. All of the boards we have released gets all of the new feature enablement brought with every new version of Linux. Our goal is to have you pick the platform with the price and features you need for a specific task and run any upstream operating system image.www.kickstarter.com/projects/librecomputer/la-frite-open-source-fries
By following upstream Linux and u-boot, we can provide support for the latest software like Linux 4.19 instead of relying on obsolete vendor board-support-packages with outdated security-hole-ridden Linux kernels. This means that our platforms are up-to-date, secure, and will be supported for years or even decades to come. This kind of work is very expensive and not as fast since the quality standards are much higher. To date, none of the popular board makers have invested as much money as we have in this kind of open source software infrastructure. Their hardware becomes un-supported after a year or two when the silicon vendors deprecate support. By supporting us and using our hardware platforms, you will get more capabilities with time as Linux and other open source projects improve.
Most of the software engineering we sponsor for different platforms are not at the level that typical customers would understand. Rarely, it bubbles up to the surface into something easily consumed. As an example, Maxime Jourdan of BayLibre recently demoed hardware accelerated codec running on Chromium through the V4L2 Linux subsystem at Embedded Recipes Conference in Paris. Underneath that is layers of software engineering bits for various subsystems required for to get to that point. Soon, Le Potato and La Frite will be able to play H.265, H.264, and VP9 content on upstream Linux with Chromium, an industry first.
У оранжа есть только список технических характеристик и какие-то кривые дистрибутивы с кривыми драверами (на основе того же распбиана). там вайфай не работает как надо, здесь греется, все сырое и глючное — в общем уже сто раз пожалел что купил этот зеро, который никуда приладить не могу — повелся на более низкую цену чем у распберри и якобы аналогичность с распберри.
Чойто она дешевле? Дурацкая схемотехника малинки (все через
Единственный плюс малины — это SoC греется существенно меньше, чем H3 (а думаю что и H6). Остальное — весьма спорный вопрос.
Надеюсь, за ссылку меня тут не прибьют. 1 317,57 руб. https://s.click.aliexpress.com/e/c3dgqNum
Со схемотехникой у малинки явно лучше чем у апельсинки. А то, что все через usb — здесь вы не правы. Совсем. Можно с памятью, можно и через pigpio работать. Вам хоть 10 uart'ов, пожалуйста
Это Zero. Я то про RPi3 B+. Если сравнивать с зеро то и апельсинку нужно брать не PC а что-то попроще. И это попроще будет опять таки в два раза дешевле.
> Со схемотехникой у малинки явно лучше чем у апельсинки. А то, что все через usb — здесь вы не правы. Совсем. Можно с памятью, можно и через pigpio работать.
Eth в малинке подключена через USB. Это значит, что если мне нужно что-то снимать через USB (скажем поток с USB камеры) и потом передавать это по сети — начинается объективная опа. А ещё малинка любит по поводу и без ресетить весь USB блок. Тупо бац! и корневой хаб отвалился. И все, привет сетевые настройки и здравствуйте танцы с бубном. Особенно это проявляется, если у нас есть несколько параллельно работающих USB устройств — скажем камера а лучше две камеры и не дай бог флешка. Очень доставляет.
> Можно с памятью, можно и через pigpio работать. Вам хоть 10 uart'ов, пожалуйста
Если все, что нужно от платы — это работа с гирляндой UARTов — да, наверное. Под это в принципе можно взять все, что угодно что малинку что апельсинку что Z80.
Ну почему же. Измерил карточку — получилось 85x54. Апельсинка PC+ влезает в 90x64, малинка чуть побольше будет. Но все равно обе по площади в ~два раза меньше, чем 100x100.
> intel NUC
Я так понимаю что у них и цена будет в несколько раз больше. Если для DIY это не особо принципиально (хобби все стерпит), для коммерческого продукта это может быть весьма критичным.
Но в общем и целом — да, пожалуй.
Про сборки и коммьюнити вообще молчу.
Все-таки одноплатники — это DEVELOPMENT board, для экспериментов, и вот с ними как-то плоховато.
Подписываюсь под каждым словом.
Да, был у меня опыт с orange pi не удачный. Ставишь один дистр, работает А, но не работает Б. Ставишь другой — наоборот. Ну и по мелочи приколов много, например, раз и у тебя под нагрузкой одно ядро отвалилось...
Из дистрибутивов пока обещают все так же Android7.0, Ubuntu, Debian и м.б. Win10 ARMА можно ссылочку подтверждающую последний выделенный жирным пункт?
У меня еще живо воспоминание, как эти же нехорошие китайцы выпустили плату Orange Pi WIN/Orange Pi WIN Plus пообещав в ней поддержку Windows 10 IoT, но потом решили, что запиливать ее поддержку слишком геморно и в целом и без нее сойдет.
Если есть возможность попробуйте открыть влкадку gmail на малинке. Даже на ssd и разогнанном cpu и памяти загрузка и обработка страницы занимает минуту и всю имеющуюся ram. Процессоры тех лет уже безнадежно устарели, пора двигаться дальше.
Вы не поверите, но в эмбеддеде до сих пор массово применяются Cortex A8/A7 в новых продуктах и никто не жалуется.
А особо упоротые китайские производители выпускают новые чипы на ARM7...
Процессоры тех лет уже безнадежно устарели, пора двигаться дальше.
Они безнадежно устарели для десктопного применения, большое спасибо нашим веб-разработчикам. Для остальных задач они вполне себе применимы.
Раз появились большие мониторы и мощные процы значит надо их чем-то заполнять и нагружать.
nb. у gmail simple html версия есть. Но таких (облегченных сайтов) меньшинство.
те, кто способен написать или хотя бы адаптировать существующий драйвер, экономить на железе не будут.
Это не одноплатный компьютер. Аппаратно он, конечно, вполне может называться компьютером, но это просто железо, без документации и софта. Это справедливо для 70% выпускаемых «одноплатных компьютеров», это название вводит покупателей в заблуждение.
Вот, например, есть «ноутбук» Pinebook, производитель которого последовал примерно такой же логике — выпустил аппаратную составляющую, а с полноценным софтом сообщество как-нибудь само разберется. Итог — HDMI до сих пор либо не работает вообще, либо не работает полноценно.
Если вам нужен полноценный одноплатный компьютер, берите что-нибудь на i.MX6 или i.MX8. NXP уделяет большое внимание программной составляющей своих SoC.
Также см. habr.com/ru/post/437238/#comment_19652618
Нет, самое главное, предложение на рынке очень хорошее, что положительно влияет на стоимость.
окей, 40 пиковая (дальше зависит от политики и настроек троттлинга)
пассивное охлаждение справляется (исключение, если вы на плату повесите 4-6 дисков, будет греться чип на плате, но это вопрос правильной системы охлаждения, стоимость которой может уже сравниться с самой платой).
Если это делается для дома, для семьи — возможно. Хотя нахуа — вопрос просто огромный. А если для рабочего проекта — вот тут денежка per board уже вполне себе играет.
У меня такие модели (по внешнему виду):
Вообще, считаю что эти мини-пк — будущее домашних пк для некоторого круга пользователей.
Зато на нём замечательно идёт DosBox и из коробки почти все старые игры работают.
У меня она даже на мониторе с колонками отказывалось показывать изображение из-за HDCP пришлось другой монитор купить. Как мультимидийный центр, без плясок апаратное ускорение видео не работает, а когда заведётся хочеть плакать, то масштабирование не работает, то окно и изображение перемещаются независимо, то кодек не совместим. Ускорение графики только openg es 2, но с танцами и незначительно быстрее чем cpu.
Блобы работают практически только в той комбинации версий библиотек, на которую рассчитаны (при наличии исходников это тоже бывает но менее выражено и на некоторых интервалах версий работает). А это значит что вы не сможете даже нормально пересобрать некоторые сторонние библиотеки, вашими опциями, в общем все вкусности опенсорса убиваются.
Реверсить никто всерьез не будет, потому что это на порядок сложнее реализации по документации и спекам.
Есть у меня теория, что железо без драйверов и спецификаций все же выпускается в мир, в надежде что кто-то не шибко умный за свой счет сделает всю работу и напишет драйвер.
Всё что лучше — «кто как хочет».
www.getlazarus.org/setup/?download#raspberry_pi
H3 использую часто в своих разработках. И pci-e очень хотелось бы. Но, вот легаси ядра — это ужос. Во всяком случае, для моих задач подходят плохо.
Лежит у меня на столе PC+ на базе H3. Не скажу за GPU но нужные нам подсистемы — CPU/Mem/USB/eMMC/SD/SPI/I2C/Eth/WiFi — работают без нареканий под обычным Armbian. Да, SoC греется => лучше прикрутить хотя бы пассивное охлаждение. Но в остальном — вполне себе машинка как машинка. Нареканий нет. Цена — подарок. Особенно на фоне малинок (их тоже лежит гроздь в ящике т.к. с них начинали).
Тут есть про текущий статус поддержки железа в ядре
linux-sunxi.org/Linux_mainlining_effort
Например на апельсинке PC+ на базе H3 сеть что eth что wifi без проблем работает на:
# Linux spxl 4.14.87-sunxi #1 SMP Tue Dec 11 18:31:20 +07 2018 armv7l GNU/Linux
На Raspberry Pi 3 B работало только с ExaGear от Eltechs…
И зачем туда ставить тяжелый и неприспособленный дебиан? Это еще было оправдано, если бы стояла задача запускать там что-то кроме KODI, а ради одного КОДИ это точно смысла не имеет
Дебиан там нужен потому, что общее решение при прочих равных лучше частного, ради универсальности, что бы каждый мог добавить себе то, что ему нужно. Кроме того, дебиан не такой уж тяжелый.
Чем дебиан не приспособлен? Чем он хуже LibreELEC? LibreELEC, как мне кажется, — это велосипед на костылях, который пришлось пилить потому, что обеспечить поддержку нормальных дистров на этих машинках не получается.
У меня есть Малина для общих задач и приставка для узких.
И кстати, тезис, что «общее решение при прочих равных лучше частного» тоже спорный. Кроме того, в KODI есть куча add-in, и можно добавить многое из области мультимедиа. А сейчас уже и установщик пакетов появился.
И потом, моя изначальная мысль было в том, что для КОДИ лучше брать приставку, Вы же извратили ее до утверждения «приставка — лучший одноплатник» и стали оспаривать, а я такого никогда не говорил
Кому нужен одноплатник под «общий дистр» возьмет себе Малину.Не возмет, у малинки слишком мало RAM и другие аппаратные ограничения. Но да, то что есть, у малинки работает приемлемо. В этом-то и проблема, нет универсального одноплатника быстрее, чем малинка, пусть бы и немного дороже.
В идеале хотелось бы одноплатник с совместимостью на уровне малинки, со слотом SO-DIMM и PCI-E x4, с процессором побыстрее и по цене не дороже 50-60EUR, иначе есть варианты от Intel/AMD, которые по совместимости лучше малинки.
моя изначальная мысль было в том, что для КОДИ лучше брать приставкуМой вопрос был:
А зачем этот CoreELEC, обычные дистры типа дебиана или арч не работают?
тезис «что общее решение при прочих равных лучше частного» тоже спорный.А какие из этого принципа есть исключения?
Raspberry Pi 3B+ с таким же процессором но частотой чуть меньше. Хорошо справляется только с 720p.
Плюс в том что пультом от телевизора по HDMI можно управлять Kodi
В статье не хватает фоточки начинки проца AllWinner H6 V200
Хорошо, теперь закрасьте красным модули, поддержка которых реализована в Mainline Linux
А официальная поддержка 64 битных ОС есть?
А то в Raspberry как бы проц 64 битный, но поддерживается только armhf. Да и UEFI нет а бутлоадер это хардкод в CPU
Вы не можете просто взять дистрибутив ОС под armhf/arm64 и установить.
Так как загрузчик с закрытым кодом, нужна поддержка именно от производителя железки.
А если производитель железки не поддерживает 64 битные ОС, то без костылей не обойтись.
Ну и если производитель забросит поддержку, то будет печальная ситуация с новыми версиями ОС, в случае с поддержкой UEFI такое бы не было возможным.
Если действительно может грузиться с UEFI то это прекрасная новость, но почему-то я так и не смог найти об этом информацию по вашей ссылке. И не нахожу отдельного чипа для памяти UEFI в плате.
У ODROID Производительность:
1. ODROID-XU3 в AnTuTu 5.7, при разрешении 1280х800 — 50910, при разрешении 1920х1080 — 46887
2. ODROID-XU3 в 3D Mark, при разрешении 1280х800 — 10471, при разрешении 1920х1080 — 9753
Например декстопный хром можно заставить использовать именно OpenGL ES, тогда он будет хорошо ускоряться.
Вышел Orange Pi 3 — полноценный мини-пк за 30$ на Linux