Pull to refresh

Comments 6

Еще немного дополню из собственного опыта, кому-то может помочь, другим, надеюсь, не повредит: при высокой тревоге помогает отказаться от кофе, совсем. А при тревожности — информационный «детокс», то есть читать что-то спокойное, умиротворяющее, как минимум нейтральное, а про всякое саморазвитие и джедайские техники лучше отложить.
И еще, тут недавно пост был на хабре про уставшую лошадь. Стоит к себе быть бережнее в общем.
Спасибо! Очень плюсую!
Дистресс негативен, он забирает все ресурсы, истощает нас; мы не можем справиться с ним. Эустресс положителен, он помогает нам, за счет адаптации к новым условиям, развиваться и находить новые точки роста.
Дистресс не забирает все ресурсы.
Эустресс — это не помощь или развитие, не отсутствие истощения или тип стрессора, это лишь когнитивный ответ или, проще говоря, отношение к стрессору.
Упомянутый Ганс Селье в работе «Стресс жизни» подчеркивал, что не следует увлекаться разновидностями, его работа была направлена в противоположную сторону — на попытки увидеть общее в очень разных ситуациях:
Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. […] С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.
Со стрессом есть популярная, но путанница. Во-первых, при переводе иногда простое английское слово «нагрузка» или «напряжение» переводят буквально как «стресс», навешивая лишние смыслы туда, где они не подразумевались. Во-вторых, «стрессом» иногда величают то, что по сути является «стрессором», причем забывают, что тот или иной стрессор существует лишь с точки зрения конкретного организма, аналогичные условия для другого организма вполне могут и не быть стрессором. В-третьих, стресс переоценен, его приписывают к причинам и следствиям, которые вовсе никак не относятся к стрессу, термин стал популярным синонимом для любых плохих обстоятельств и состояний. В-четвертых, взгляды на стресс со времен Ганса Селье менялись.

Окружающий мир ежесекундно выводит нас из равновесия, заставляет подстраиваться. В результате подстроек накапливаются потребности в усилении некоторых систем тела — за нагрузками мы в спортзалы ходим, обретаем здоровье. Отнюдь не всякая нагрузка является стрессом. Одну и ту же нагрузку мы можем воспринимать как с радостью, так и с раздражением, но не эмоции делают стресс стрессом.

Проще всего стресс понимать как «истощение адаптационных механизмов». Вот здесь мы успешно подстроились, а вон там уже приходится преодолевать и работать в условиях аврала. Если авралы длятся слишком часто и подолгу, то наступают более серьезные последствия: нехватка ресурсов (исчерпание складов), раздражительность или выгорание (наработанное отношение), депрессия (тупиковое состояние)… Но эти состояния — это уже не стресс, и лечить их нужно не одним только убеганием от стрессоров.
Стресс и тревога схожи. Разница вот в чём: у стресса есть внешний раздражитель, а у тревоги его нет. В тревоге преобладает фактор неопределенности. Мы не знаем, откуда возникает угроза и есть ли она вообще.
Стресс и тревога — совершенно разные сущности.
Тревога — это отнюдь не всегда про угрозу, мы можем напряженно ожидать как неприятности, так и приятности.

Проще всего тревогу представить как поисковый запрос — вот поток информации, и вот ожидание какого-то события, которое было оценено как вполне вероятное и при этом важное, на него понадобится отреагировать, поэтому давайте выискивать, ожидать.

Ожидание нагружает фокус внимания, отнимает его ресурсы, при обилии тревог трудно сосредоточенно работать над чем-либо, фокус постоянно норовит отдернуться в сторону.

Ожидание сопровождается готовностью к действию, повышенным тонусом, избыточной напряженностью мышц, а также ростом раздражительности и страха в эмоциональной сфере.

Тревожность как расстройство — уже профессиональная сфера врача-психиатра или невролога.
Насколько я знаю, обычно начинают с эндокринолога.

Загрузить фокус внимания, прийти к повышенному тонусу и неприятным эмоциям можно разными путями. Поэтому любые симптомы тревожности не следует сразу относить к тревогам.

Советы «займись спортом», «веди дневник» и «медитируй» — это популярные универсальные советы, которые помогают не всем, не всегда и не всегда надолго, поскольку направлены на общее оздоровление, а не на конкретные причины конкретных проблем. Подобные советы можно смело давать в контексте любых проблем, только толку от них…

Если уж заговорили о стрессах и тревогах, то почему бы не поискать причины, не выделить симптомы и не предложить решения под эти конкретные проблемы?

Упомянутые в конце статьи рационализация с проговариванием и прочая психотерапия, дыхание (как часть множества психосоматических приёмов), уход от травмирующих обстоятельств — это ближе к советам по тревоге. Но вряд ли найдется человек с опытом тревожного расстройства, который еще не слышал этих советов. И они не всегда помогают. Устранение любой поломки в сложной системе должно начинаться с постановки диагноза, а не с выбора метода из списка популярных по критериям легкодоступности и статистики.
Спасибо вам за такой большой и развернутый комментарий. Думаю, что для многих он будет очень ценен и полезен!
В комментариях претензии более-менее обозначили. Я кратко акцентирую на паре моментов (в меру сил).
Стресс — физиологическая реакция на внешнее воздействие стрессора.
Упущено, собственно, самое важное. Выше есть цитата из Селье. Упущена «неспецифичность» реакции, то есть, независимость от природы раздражителя. Ткнули иголкой — пошла кровь, гематома, боль. Это специфическая реакция. А вот, скажем, выделился при этом адреналин — это неспецифическая. Отсюда (извините за занудство) еще одно уточнение.
Стресс возникает в ответ на новые обстоятельства — чаще всего на те, которые нам некомфортны.
Там по тексту есть про «приятность», но как-то вскользь. Вот это «чаще всего» может ввести в заблуждение. Поскольку реакция неспецифическая, то приятность и неприятность, вообще говоря, симметричны. Шкалы стресса обычно в равной мере трактуют и приятные, и неприятные события. То есть, важна сила воздействия (условно говоря), а не знак.
Спасибо за статью!
Sign up to leave a comment.

Articles