Comments 23
Я понимаю что много спутников это хорошо. Но почему то в голове у меня всегда появляются строчки из произведения Симмонса "Гипероин" и я начинаю бояться нашего будущего. В книге енерал Кассад одним ударом нейтрализовал всех неверных, а потом сказал что их покарал бог. Я не знаю станет ли возможно в ближайшем будущем заменить спутники связи на боевые, но мне кажется что для военных любых стран это просто открывает шикарные возможности устранения любых несогласных.
"Ровно в 17:30 девятнадцать крохотных спутников сдетонировали свои термоядерные заряды. За те несколько наносекунд, что длится взрыв, фокусирующие стержни преобразовали его энергию в шестнадцать тысяч восемьсот тридцать когерентных пучков невидимого рентгеновского излучения, направленных на заранее выбранные цели. Допотопные спутники защиты не предназначались для использования в атмосфере, и глубина эффективного поражения составила менее миллиметра. К счастью, большего и не потребовалось. Не все пучки проникли сквозь то, что оказалось на их пути – между муллами и небом. Но пятнадцать тысяч семьсот восемьдесят четыре все же сделали свое дело.
Результат был молниеносным и впечатляющим. Мозг жертвы закипал и превращался в пар, разнося черепную коробку на куски. В 17:30 Новый Пророк все еще находился в прямом эфире и как раз произносил слово «неверные».
Почти две минуты телеэкраны и телестенды планеты демонстрировали одну и ту же картину: обезглавленное тело Пророка, рухнувшее на микрофон. Потом передача прервалась, и по всем каналам выступил Федман Кассад, объявивший, что срок ультиматума отодвигается еще на час, но если с заложниками что-нибудь случится – Аллах снова проявит свой гнев. И на сей раз всерьез.
Карательных мер не потребовалось."
"продувка, протяжка, предварительная" - что все это означает?
На канаверале специально свозят туристов, небось, и на попкорне навариваются - а на Байконуре планируется перенимать опыт?
Протяжка-1 — протягивается полоса бумаги, на которой в наземном пункте подготовки к запуску начинается запись информации о ракете.
Предварительная, промежуточная, главная, подъем — этапы набора тяги двигательной установки.
Циклограмма пуска
Вообще на Хабре была статья с отчетем с такого тура: https://habr.com/ru/company/ruvds/blog/461453/.
И кроме того, американцы часто переносят пуски из-за того, что неудовлетворительная погода в месте посадки ступени.
Но данная практика у них была и до эпохи Илона. Те-же старты на Луну или запуски спейс-шаттлов, везде информация про погоду.
habr.com/ru/post/503706
При запусках шаттлов имела значение также погода в местах возможной аварийной посадки корабля, а это к примеру, мог оказаться аэродром в Турции. Поэтому неудивительно, что полёт нередко откладывали несмотря на отличную погоду в радиусе 500 миль.
Подробнее в книге Майка Маллейна «Верхом на ракете. Возмутительные истории астронавта шаттла».
Вот тут я написал несколько более подробно про американские ограничения.
По тексту, буду занудой в том месте где:
Серая труба с выступами в самом низу кадра — система эжекции. Во время пуска в нее подается сжатый газ, из-за чего после пуска старт почти не приходится подкрашивать.
Такую же байку слышал от строителей. Не знаю кто ее родил, но ничего общего с реальностью она не имеет :) . Система эжекции нужна для того, чтобы еще сильнее затягивать газы от ракеты вниз на предварительной ступени; после промежуточной смысла в ней нет, ибо мощность струй такова, что все равно пробьет ее. Я немного о ней писал в посте — habr.com/ru/post/395305
В газоходе особо красить нечего — стальные плиты и бетон, которые каждый пуск хорошо так обжигаются.
Еще из интересного я бы отметил множество датчиков, которые измеряют все, что происходит внутри огневого кольца.
Прокладку кабельных линий заканчивали, когда самолётом были доставлены доработанные датчики скорости и датчики направления потоков из Москвы (конечно почти все эти двое суток все участники работали очень напряженно без сна). Мы установили и апробировали все датчики, кабельные линии и регистрирующую аппаратуру, установленную в бункере управления и за два часа до установленного срока я доложил, что поручение С.П. Королёва в связи с моими предложениями выполнено надёжно и своевременно. После этого Госкомиссия приняла решение о заправке и проведении пуска ракеты. Наблюдение за ходом пуска показали, что мои опасения были обоснованы: на предварительной ступени поднимающиеся раскалённые — высоконагретые газы довольно длительное время поднимались выше оголовка ракеты, ракета поднималась из огненной купели, при включении на промежуточнную ступень двигателей боковых блоков и при выходе центрального блока двигателей, а так же перехода на основную ступень боковых блоков огненная купель быстро втягивалась вниз. Поставленные датчики зарегистрировали характер движения восходящих потоков со скоростями до нескольких десятков метров в секунду, смены направления за счёт сначала распространения восходящих на предварительной ступени потоков, а затем обратного движения газов в пролётном строении за счет эжекции и отсасывания газов струями основных двигателей.
Как известно, при первом пуске ракеты Р-7, в начальный период движения ракеты по траектории в хвостовом отсеке одного из блоков возник пожар, из-за чего пришлось отключить все ракетные двигатели, т.е. пуск был аварийным. Наши измерения помогли разобраться в причинах аварии и уже перед вторым пуском были введены: перекрытие проема между ракетой и пролётным строением специальным чехлом, разрушаемым при старте, введение струй азота в поток восходящих газов на предварительной ступени, отбивающих восходящие газы вниз; уменьшение продолжительности работы двигателей на предварительной ступени с 12 до 6 секунд;
epizodsspace.airbase.ru/bibl/mozjorin/tak/05.html
Приведу другой, но уже комический случай. Известно, что первые старты ракеты Р-7 и носителя «Восток» всегда происходили в условиях, когда после выхода двигателей на предварительный режим до команды полной тяги ракета до самого верха была объята пламенем, поднимающимся снизу. Всех это пугало, создавая иллюзию пожара: требовалось введение специального теплозащитного покрытия. Использование подачи воды, имеющейся на старте, существенного эффекта не давало. Поэтому было дано поручение разработать систему, которая полностью исключала бы выход пламени наверх. Институт принял участие в этой работе и дал предложения по выбору основных параметров такой системы на основе свойства эжекции воздушных струй. Бармин реализовал предложенную систему эжекции на старте и решил ее первое включение показать высокому руководству и Сергею Павловичу Королеву, благо в то время все они находились на полигоне. Ракеты в это время на стартовой установке не было. Все собрались вокруг стартового кольца и слушали пространные объяснения Бармина. Приглашенные застыли в немом ожидании, не представляя последствий. Раздался характерный шум. Включили подачу воды, ожидая, что она уйдет вместе с воздухом вниз в лоток, делая течение видимым. Но все вышло иначе. Большая масса воды была выброшена из стартового кольца вверх и мощным ливнем обрушилась на любопытствующих солидных людей, в чинах и не малых. Сам Владимир Павлович был сражен неожиданным для него эффектом работы системы эжекции. Время было холодное, стоял ноябрь. Тут же подбежал начальник стартовой команды и, держа руку у козырька, доложил:.
— Система эжекции сработала, замечаний нет.
Один из присутствующих, не обделенный юмором, заметил:
— Не только видим, что сработала, но и чувствуем. Замечания имеются.
Владимир Павлович тут же объявил, что это дело специалистов НИИ-88. Кто-то предложил разыскать умельцев и в 24 часа отправить их в Москву, чтобы не творили такое. А умельцы в это время сидели в бараке, не ведая, какие тучи сгущаются над ними. Им не сложно было объяснить потом Бармину, что отсутствие ракеты должно было дать именно такой эффект. Вечером на заседании госкомиссии Владимир Павлович уже сам подробно и обстоятельно, как он умел делать это, по нашим плакатам объяснил физическую суть явления. На что Сергей Павлович с лукавством заметил:
— Так ты нарочно, по науке, окатил нас водой? За что же ты на нас так рассердился?
В дальнейшем система эжекции при старте ракет-носителей работала безукоризненно, и все забыли о вырывающемся вверх пламени, да и о самой системе эжекции. В памяти у нас осталось лишь забавное приключение. А на самом деле лишь благодаря этой системе стала возможной телетрансляция во всей красе моментов пусков ракет из стартовых сооружений, не искаженная помехами огромного пламени.
Воду из рассказа выше включили для наглядности течения (хотя она в 1000 раз плотнее газа и сравнивать течения некорректно, что имело место), хотя мне рассказывали, что изначально была идея эжекции именно водой, но из-за этого курьезного случая, сменили на сжатый воздух.
Институт НИИ-88 — это ЦНИИмаш, их сотрудники обосновали и экспериментально доказали работу этой системы. К сожалению мало кто сейчас помнит об этом.
Космодром «Восточный». Ракета на старте. Пуск спутников OneWeb