Pull to refresh

Интервью с командой Mainframe Quality Engineers

Reading time6 min
Views4.3K
Санкт-Петербургский центр разработок EMC является одним из восьми Центров компетенции ЕМС по всему миру, в которых разрабатываются продукты и решения в области информационных технологий. Штат Центра насчитывает более 300 сотрудников, десятая часть которых — это молодые специалисты, студенты Петербургских технических университетов, трудящиеся в качестве стажеров.

Инженеры Санкт-Петербургского центра создают компоненты для широкого спектра продуктов EMC: от решений для малого бизнеса до систем хранения данных корпоративного уровня, стоимостью в миллионы долларов. Также в коллективе петербургских разработчиков есть группа инженеров, отвечающих за интеграцию продуктов EMC с mainfraime-системами.

Несмотря на регулярно распускаемые слухи о «смерти» мэйнфрэймов, в реальности данные системы продолжают активно использоваться, например, в банковской промышленности и авиаперевозках. От них не только не собираются отказываться, но и вкладывают серьезные ресурсы в их развитие, выпуская новые, все более мощные модели.

То, что технология появилась около 50 лет назад, не означает, что с ней работают только видавшие виды инженеры. В Центре разработок ЕМС регулярно стажируются студенты, которые впоследствии могут попасть в отдел Mainframe, погрузиться в мир z/OS и High Level Assembler (Mainframe Assembler). И сегодня нам хочется рассказать о тех, кто рискнул начать свою карьеру в этом направлении — молодой команде Mainframe Quality Engineers (MFQE): Екатерине Мориной (Военмех), Викторе Авдееве (ПГУПС), Игоре Печко (ЛЭТИ) и Алексее Липае (ПГУПС).

Расскажите в двух словах, чем занимается ваша команда в Санкт-Петербургском центре разработок ЕМС?

Екатерина: Мы занимаемся тестированием группы продуктов Mainframe Enablers, позволяющих пользователю непосредственно с мэйнфрэйма управлять репликацией данных, хранящихся на СХД EMC VMAX.

А процесс тестирования ПО для мэйнфрэймов отличается чем-то от классического представления о тестировании ПО?

Алексей: Есть общие черты, но отличие в первую очередь в том, что тестирование для мэйнфрэйма требует глубоких знаний самой системы. Это не то окружение, в котором мы все привыкли работать. Тут нет красивого пользовательского интерфейса, зато присутствует некоторая романтика. Ведь от твоего труда зависит работа систем таких гигантов, как Mastercard или U.S. Bank.

Игорь: Но тестирование для мэйнфрэймов — это не только тестирование как таковое, не просто поиск багов и отработка пользовательских кейсов. Есть ещё и момент настройки системы, железа. Мы используем различные топологии соединения СХД, типы и размеры физических и логических дисков. Мы не только проверяем, прошёл тест или нет, ведь в системах такого уровня также крайне важна производительность и целостность данных.

Екатерина: Также мы пишем скрипты для автоматизации тестирования, но существенная часть проверок не может быть покрыта автотестами и производится вручную.



Чем вам интереснее заниматься — тестированием или разработкой?

Алексей: Для меня тестирование веселее разработки. Во всяком случае у нас в команде. В ходе тестирования мы постоянно сталкиваемся с новыми интересными задачами. И они далеко не всегда напрямую связаны именно с тестированием. Например, часто приходится заниматься администрированием Mainframe и VMAX.

А как выглядит обычная задача, с которой вам приходится сталкиваться?

Типичным примером задачи является исследование бага. Бывает, что при тестировании стандартных тест -кейсов или при прогоне новых сценариев, написанных, к примеру, для верификации фикса, обнаруживается неправильное поведение приложения. В таких случаях, перед тем как открывать баг, важно подробно изучить проблему. Если сообщение содержит какую-то осмысленную информацию, то в первую очередь мы проверяем, нет ли соответствующих проблем с окружением. Возможно, используемые девайсы по недосмотру оказались заняты какими-то другими сессиями или задействованы в сторонних конфигурациях. Убедившись, что проблема действительно не в ресурсах, а в коде продукта, мы стараемся локализовать баг: как можно точнее определить условия, при которых он проявляется, а так же проверить все актуальные версии продукта на наличие данной ошибки. И конечно, перед тем как создавать баг-репорт, мы обязательно готовим всю необходимую документацию для разработчиков (логи с дебагом, разные типы трасс и т.д.).

Как складываются ваши отношения с командой, занимающейся разработкой?

Екатерина: Конечно, есть такой стереотип, что разработчики не любят команду тестирования. Чаще всего у нас таких проблем не возникает, большинство разработчиков, напротив, радуются, когда мы находим новый баг, ведь они тоже заинтересованы в выпуске качественного продукта.

Как вы попали в Центр разработок? Вы ещё во время учёбы хотели работать в этой сфере?

Екатерина: У меня вышла сложная история. На первых курсах я сомневалась, не зря ли выбрала сферу IT. Но ближе к старшим курсам я поняла, что инженерное дело — это интересно. В университете я занималась немного разработкой сайтов, а сразу после окончания ВУЗа узнала о вакансии в ЕМС, и чтобы на неё попасть, даже поступила в магистратуру (для устройства на стажировку необходимо быть студентом). При устройстве на позицию самыми главными навыками были компьютерная грамотность, общая адекватность, понимание организации ОС и процесса тестирования ПО. Я окончила стажировку и стала инженером.

Виктор: Я до сих пор учусь в университете на IV курсе и сейчас стажируюсь в ЕМС. Когда я поступал в ПГУПС, то уже работал в РЖД системным администратором. В университете я получил приглашение стать участником студенческого проекта ЕМС, где начал получать знания в области Mainframe. Оттуда я попал на стажировку.

Игорь: Я узнал о студенческих проектах ЕМС от знакомых с математико-механического факультета СПБГУ. Мне удалось попасть в один из таких проектов, где я и начал обучение. Уже через месяц меня пригласили в офис на встречу участников студенческого проекта. Оказалось, что эта встреча была полноценным собеседованием. Через некоторое время мне позвонили и пригласили на стажировку. На сегодняшний день я инженер.



А как проходила работа в студенческом проекте и на стажировке?

Виктор: Когда я был в студенческом проекте, мы раз в неделю встречались в офисе ЕМС, рассказывали о своих результатах, нам давали новый материал и задания на неделю вперёд. В целом мы изучали мэйнфрэймы в рамках дополнительного курса к академической программе в университете. Теперь уже я прихожу к участникам проекта и делюсь приобретенными знаниями. Такая информация не входит в университетскую программу, и получить ее можно только в студенческих проектах и на стажировках.

Екатерина : Я попала сразу на стажировку, в моем университете не было студенческого проекта. Конечно, по сравнению с ребятами, уже поработавшими в проектах, у меня изначально было меньше знаний о мэйнфрэймеах. Но оказалось, что в компании налажена схема обучения стажеров. Есть все материалы для обучения: книги, онлайн-курсы, лабораторные. Конечно, коллеги, тоже готовые помочь. Через несколько месяцев обучения я смогла полноценно тестировать необходимую часть функциональности.

Не было страшно погружаться в мир «чёрного экрана и зелёных букв»?

Игорь: Нет, после пяти лет обучения на IT-специальности такими вещами не напугать. Напротив, в таком окружении чувствуешь себя ближе к самой сути системы, лучше понимаешь, как все в действительности работает.

Какие советы вы хотели бы дать нынешним студентам?

Екатерина: Если вы пока не уверены, чем хотите заниматься, то не нужно ждать, пока решение придет само. Глубже изучайте интересные для вас области своей специальности, не бойтесь отсутствия опыта, пробуйте устраиваться на стажировки. Даже если во время поиска что-то не подойдет или не понравится, полученный опыт обязательно пригодится, когда вы найдете ту самую, “свою” работу.

Алексей: Я считаю, что не стоит сразу гнаться за любым трудоустройством. На первых курсах лучше получить представление о своей профессии. При этом не нужно бояться звонить и узнавать о стажировках в компаниях. Если у тебя есть «голова на плечах», то тебя обязательно заметят и возьмут. Но лучше делать это, если есть возможность совмещать и учёбу, и работу. Например, на старших курсах.

Игорь: Я согласен, не нужно стремиться работать с первого курса, лучше набраться фундаментальных знаний.

Алексей: Но не забывайте об отдыхе, личной жизни и общении с людьми из разных профессий. Это развивает коммуникативные навыки, что является важным моментом в нашей работы.

Виктор: У меня же мнение немного отличается: человек должен сам оценивать, готов он или нет. Не нужно стараться загубить себя учёбой или, наоборот, скорее начать работать. Нужно стараться держать баланс между учёбой и работой, и если есть какие-то варианты стажировок или обучений в серьезных компаниях на младших курсах, то нельзя их упускать. Они позволяют получить представление о сфере будущей деятельности, помогают и выбрать интересное для себя направление.
В целом хочется пожелать всем успеха!

Tags:
Hubs:
Total votes 3: ↑3 and ↓0+3
Comments0

Articles

Information

Website
www.delltechnologies.com
Registered
Founded
1979
Employees
over 10,000 employees
Location
США