Не буду тянуть интригу, а то карма у меня теперь одна: всё так, всё отлично
Более того, это мой первый в серии «Что не так с» пост поддержки. Впрочем, обсудить всё равно есть что. Возвращение Geektimes на Хабр открывает как простор для комментариев, так и для гипотез и предположений. В общем, новость мы переварили, отпраздновали — теперь можно и отрефлексировать.
Не знаю, на каком языке слово «Хабрахабр», но на древнегреческом его теперь бы звали «Атом»
Позиционирование
Это было главной болью разделённых ресурсов: театр начинается с вешалки, а объяснение, что такое «Гиктаймс» — со слов «ну, это как Хабр, только…». За три с половиной года я так и не нашёл правильных образов, которыми можно было бы описать оба ресурса, не унижая ГТ невольно: «Ну, это как Хабр, только народу меньше и темы попсовее». Визуальная идентичность, как хорошо видно задним числом, тоже делу не помогала. Теперь этой проблемы не стало. В зависимости от ситуации, объяснять, что такое «Хабр» бывает проще, бывает сложнее, но с какого угла к этому вопросу теперь ни подойди — он такой один.
Аудитория
Очевидно, что план получить две (потом три, потом снова две) разные аудитории, которые бы росли каждая отдельно, увеличивая суммарный охват по сравнению с моноресурсом, не удался. Ребята думали, что мешанина тем не даёт ресурсу расти, но на деле именно разделение привело к каннибализации аудиторий друг друга. Видимо, проматывать недостаточно расово чистые посты, которые «портили» для кого-то старый «Хабр» оказалось проще, чем переключаться между двумя сайтами.
Я не знаю точных цифр, но, по последним слухам, которые до меня доходили, у «Хабра» было около 8 млн уников в месяц, а у ГТ — 4 млн. Много это или мало? Хотя статистику «Хабра» до выделения из него «Гиктаймса» я не видел, но, по косвенным данным и ощущением, с 2014 года общая аудитория ГТ/Хабра стагнировала, а то и уменьшалась (если кто-нибудь из наделённых сакральным знанием статистики периода раскола им со мной поделится, я с удовольствием заменю все свои прикидки точными данными). Подвести первые итоги обратного поглощения, опять же, не зная реального пересечения аудиторий ресурсов, тоже определённо не получится: но, думаю, хотя бы миллион душ приданое ГТ составить было должно — в общем, как ни крути, а аудитория «Хабра» уже должна была подрасти. Но главное — я теперь могу доказать, почему она продолжит расти.
Так что же пошло не так? Воссоединение разделённого народа напоминает схождение пары после перерыва на переоценку своих отношений: три с половиной года спустя стало ясно, что важна была не разница во вкусах и интересах, а возможность обсуждать это вместе. Иными словами, разделение было вызвано представлением о том, что «Хабр» — это тематический блог. А воссоединение было обусловлено тем, что на деле «Хабр» оказался во всех смыслах слова коллективным. «Хабр» доказал, что он сайт читателей, а не писателей. Люди не пошли за контентом, как евреи за Моисеем — зато контент всегда шёл к людям. Плюс, за годы раздельной жизни «Хабр», кажется, натренировался в разделении границ внутри общего пространства, организовав «Потоки». И теперь большая семья снова живёт вместе, но общая жилплощадь зонирована лучше.
Хотя нельзя не заметить, что, когда «Хабр» разродился «Гиктаймсом», а затем от него отпочковался и «Мегамозг» — было нарушено старейшее правило: работает — не трогай. Попытка улучшить то, что и так работало, закономерно привела к тому, что всё поломалось. Но, к счастью, сломанное удалось починить — и теперь «Хабр» не просто как раньше. Теперь мы лучше понимаем, как он работает, на чём он держится, чем он является, а чем — нет. И, думаю, эта новая ясность, что «Хабр» — это ресурс, определяемый не контентом, а коммьюнити — стоила этого опасного эксперимента. Что «Хабр» не убивает — делает его тортее. И это точно не «сделали хуже, а вернули как было».
Англоязычная версия
Это очень хороший, давно назревший ход. Аналогов «Хабра» в глобальной сети нет — то есть, ниша пока не занята, а глобальное русское коммьюнити должно помочь набрать первую аудиторию среди «золотого миллиарда». Впрочем, есть и поводы попридержать пока скакунов оптимизма:
- «Незанятая ниша» не означает «свободная ниша». Вполне может оказаться, что формат коллективного блога в том виде, в каком сейчас существует «Хабр» и не существуют ещё некоторые ресурсы — чисто рунетовский эндемик. К тому же, «там» уже есть reddit — это как «Хабр», только шире по темам, и лишённый рефлексии что первее —
курица или яйцоконтент или коммьюнити. Не стесняясь быть каталогом ссылок, reddit, никуда не сворачивая, построил такое коммьюнити, что количество давно перешло в качество — и уникальнейший контент стал генерироваться сам по себе. Позицинирование «Хабра» отличается большим упором на самообеспечение — сами пишем, сами обсуждаем. Но здесь-то и скрывается второй подводный камень. - «Хабру» не хватает контента. Звучит странно, конечно — но лента из нескольких глобальных IT-ресурсов укладывает «Хабр» на лопатки. За свои три с половиной года, несмотря на все усилия, «Гиктаймс» не научился охватывать и 10% глобальной повестки даже в области технологий. А гиковская история про кино, комиксы и прочий поп-стафф в итоге вообще не зашла. Если же убрать переводной контент и посты сугубо локального значения — уникального контента, потенциально интересного глобальной аудитории, у нас останется не так много. Вангую, что драйверами англо-Хабра станут, сюрприз, корпоративные блоги — множество компаний уже, наверняка, в восторге от перспективы выйти на глобальную аудиторию не вставая дважды.
Билингвальность
Приятная фишка, которая, возможно, сделает то, чего не смогла редакция на ГТ: наконец-то даст русскоязычному читателю полноценную картину мира, не ограниченную бутылочным горлышком ресурса переводчиков. Впрочем, для этого «Хабру» придётся снять ограничение на неуникальный контент. Но об этом будет ниже.
Централизация
Если я правильно понял слова про «большое возвращение всех выделившихся ранее проектов обратно на Хабр» помимо возвращения ГТ, habr.com должен стать мегапорталом, в котором помимо чисто контентной части будет и сервисная часть. Опять же, скорее здорово. Feels right.
Из этого следует, что
- Отказавшись от разделения по контенту, нужно реанимировать коммьюнити. Это означает возвращение демократии. То есть, элементов демократии. Демократии, разумеется, игрушечной — и, всё равно, в которую нам играть запретили. Нужно вернуть внутренний голос народу, нужно вернуть право создания новых хабов (Оно у нас было же? Или это у меня ложная память?) — хоть бы и под присмотром и испытательным сроком. Более того, возможно, пора уже придумывать и новые штуки. Карма — это, безусловно, элемент геймификации. Но только первый её уровень — и зачем на нём останавливаться? Сейчас самое время для экспериментов с расширением возможностей самоуправления коммьюнити — и освобождения творчества масс.
- Нужно вернуть и повысить в звании НЛО. Я не думаю, что власть, персонализированная в лице владельца ресурса — это образ, который хорошо зайдёт на глобальную аудиторию. Например, я не замечал, чтобы основатели того же «Реддита» имели привычку обращаться к своему народу с высокого балкона по какому бы то ни было поводу. Культ личности Цукерберга и вовсе вышел ему боком — последние годы он только и делает, что извиняется. И он не одинок — Элон Маск тоже превращается в мальчика для виртуального битья. Здесь надо понимать один важный нюанс: Цукерберг по-прежнему безраздельно правит своей империей, и делает с «Фейсбуком» что захочет. Даже многочасовые оправдания перед Конгрессом — это ритуальное действо, театральность которого понимают и сами конгрессмены. Но период восхищения гениями-визионерами-одиночками проходит — и те, кто имели неосторожность примерить в своё время девиз «короля-солнца» Людовика XIV «Государство — это я!», сейчас оказались в неуютной позе Людовика XVI на эшафоте. Скорее всего, это лишь противофаза — и качели ещё качнутся обратно. Но те, кто изначально избрал уют обезличенного руководящего стиля «неизвестных отцов» сейчас наслаждаются покоем: вот Twitter превратил 140 знаков в 280, а кого за это ненавидеть — непонятно. И прокатило. И НЛО идеально подходит, чтобы делегировать ему функцию голоса с небес, не напоровшись на грабли Цукерберга — тем более, что квота на экспорт образа «сильного лидера» из России уже выбрана. Другой вариант — сделать роль голоса переходящей, чтобы следующие анонсы, вне зависимости от их важности, делали по очереди разные члены команды ТМ. Особенно актуальны будут женские голоса, которыми команда «Хабра» не обижена. А ещё можно приглашать для постов-анонсов гостевых авторов со стороны или поощрять этим выделившихся юзеров самого «Хабра».
- Нужно будет вернуть посты-ссылки. Приведу, для начала, ещё одно доказательство, что здесь правит коммьюнити, а не контент: «Хабр» входит в узкий круг сайтов, где всегда читают комменты, потому что комменты часто оказываются интереснее поста. Это означает, что бороться за тотальную уникальность контента не так уж и нужно,
и на редакцию можно тратиться меньше— главное, чтобы повод для разговора был хороший. К тому же, сейчас значительная часть самописного контента базируется на англоязычных источниках или просто является переводами. На англо-Хабре эта схема уже работать не будет. Рерайт, надеюсь, понятно — не вариант. Копипаст — тем более. Посты-ссылки позволят малой кровью получать полную картину дня, а уже коммьюнити своей активностью будет выносить наверх самое интересное. Это не помешает появлению уникального контента уже от англоязычных авторов — как не мешает это «Реддиту», как не мешало и самому «Хабру» раньше, наоборот — авторов будет только привлекать возможность предложить сообществу свою тему для разговора, свои мысли и опыт. И это сильно упростит задачу отбора новостей для русскоязычных авторов: картина дня уже будет сформирована в англоязычном топе. - Нужно поощрять переводы на английский. Сейчас, засчитываясь в рейтинг юзера, оценка поста-перевода уполовинивается. Но переводы в обратную сторону, наоборот, должны давать ×2, а при активном постинге переводов — и ×3, и ×4 к рейтингу англоязычной версии, чтобы поощрять юзеров не только сразу писать на английском, но и переводить свои лучшие посты, и вообще посты из золотого фонда Хабра.
- Нужно подчеркнуть возможности для селф-промо авторов. Это будет более незначительный совет, чем планировалось: изначально я хотел написать, что в буржнете хорошим тоном является указывать Twitter или хотя бы почту автора сразу в подписи к статье. Дело в том, что у меня в голове хорошо отложилось, когда
и из-за когобыл запрещён пиар своих соцсетей. А вот случившуюся после маленькую, но важную либерализацию, я проглядел. Это правда важно и здорово, что на «Хабре» сейчас автор может поделиться не только своими соцсетями, но даже сайтом в подписи к статье. Впрочем, там ещё есть что улучшать — подачу этих ссылок явно можно сделать нагляднее — авторам будет приятно. - Нужно склеивать версии постов на разных языках. Тоже мелкая хотелка — но ведь правда же будет круче, если перевод поста будет склеен с оригиналом и переключаться в один клик, как сейчас в «Фейсбуке»?
- Нужно будет сделать функционал коллективной грамотности. Вообще, идея вывести орду русских — и не из Ольгино — в мировое информационное пространство открывает море перспектив. И языковая практика — не последняя из них. Более уверенные юзеры языка и нейтивы могут помогать исправлять ошибки тем, у кого «Ландан из зе кэпитал оф Грейт Британ», сказанный с разными интонациями, имеет не меньше значений, чем I am Groot, — получая взамен карму, бейджи и прочие затягивающие ништяки.
Это лишь несколько возможных проекций в будущее, основанных на опыте разделения и воссоединения хабранарода и объявленных планах развития. Надеюсь, они не слишком разойдутся с видением ТМ. Впрочем, пусть даже слишком: для меня закрытие проекта «Гиктаймс» словно отменило апокалипсис, и теперь новости снова могут быть не только плохими.
Предыдущие 3,5 года хабрараздробленности уже кажутся чем-то странным и неестественным, а завершившееся собирание земель означает не только возвращение «Хабра», но и возвращение нормальности. Как в хороших книжках, герой возвращается из долгого странствия к началу своего пути, но уже другим человеком — повзрослевшим и возмужавшим. После испытаний, которые он одолел, за него уже не боишься, а вместе с ним ждёшь новых приключений.
Это неловкое чувство, когда «Хабр» впервые торт на свой двенадцатый день рождения
P.S. Теперь мой умеренно-оптимистичный реквием на разделение «Хабрахабра» 2014 года можно перечитать уже с ощущением закрытого гештальта.
P.P.S. А ещё ровно 10 лет (и месяц) моему первому хабрапосту «Будут ли айтишники править миром?» — забавно перечитывать, как я решил зайти с козырей, когда у самого ещё ЖЖ на губах не обсох.