
21 июня 2013 год исполнится год с момента принятия одного из наиболее скандальных законов, касающихся правового регулирования оборота контента в сети Интернет — Федерального закона №187-ФЗ, широко известного как «антипиратский закон». Этим законом была добавлена ст.15.2. в Федеральный закон №149-ФЗ «Об информации», которая позволила блокировать через Мосгорсуд сайты, подозреваемые в распространении пиратского контента, в качестве обеспечительных мер.
Напомню, что действие закона распространяется на ранее неведомые гражданскому законодательству объекты исключительных авторских прав, такие как «фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы» (ранее Гражданский кодекс содержал лишь понятие «аудиовизуального произведения»).
С момента принятия закона, многие обладатели (и представители обладателей) прав (АЗАПИ, НФМИ, BSA, НП ППП и др.) на иные объекты авторских прав, такие как музыка, литература, ПО, также настаивали о включении в закон всех объектов авторских прав, что представлялось вполне обоснованным требованием, ведь закон не может применяться выборочно в отношении лишь некоторых объектов авторских прав, дискриминируя обладателей иных прав. С этого момента в обществе начались жаркие споры по поводу расширения закона. За это время был внесен законопроект депутата Железняка, а также ряд иных версий правового регулирования оборота объектов авторских прав в сети Интернет. Общество и IT бизнес, так или иначе, высказывались против расширения закона. Ассоциация пользователей интернета и Пиратская партия России, поддерживаемые интернет пользователями критично отнеслись к большинству предложенных законодательных инициатив и запустили альтернативный проект «Время Менять Копирайт», представив совершенно иную концепцию реформы законодательства об авторском праве в цифровую эпоху.
Решение о расширении и ужесточении «антипиратского закона» на высшем уровне было отложено на неопределенный срок. И вот недавно вице-премьер РФ Игорь Шувалов поручил главе Минкомсвязи Николаю Никифорову выработать общую позицию интернет-отрасли и правительства по антипиратскому закону, и представить итоговый документ до конца мая 2014 года.