Как правило, естественное желание «сделать пирсинг и играть рок» возникает у подростков. Но зачастую, бывают ситуации, когда взрослые и состоявшиеся люди приходят к выводу о том, что работа в офисе — это не для них.
На работе что-то не складывается или не приносит удовольствия, «белые воротнички» задумываются о романтике концертных туров или о смене рутинного ритма клавиш на вращение пластинок, а кто-то видит себя в студии у микрофона. Менять свою жизнь никогда не поздно, но некоторые нюансы лучше знать заранее, чтобы быть готовыми ко всему.
Мы решили начать цикл материалов по этой теме с рассказа о том, как устроиться на радио.
Фото mollybob CC
Демка (демо, демо-запись) — самый важный и самый первый этап, с которого нужно начинать готовиться к новой работе. Демка — это визитная карточка, не менее важная, чем резюме: это 30-секундный пробный выход в эфир, который даёт возможность будущему начальству оценить вашу речь, голос и способности. Абсолютно все описания вакансий на позиции радиоведущих содержат строчку «резюме без демо не рассматриваем».
Самый правильный вариант — посетить любую звукозаписывающую студию и объяснить звукорежиссёру, что вам нужна 30-секундная демо-запись для радио. С собой можно взять готовый текст, чтобы всё получилось идеально. В тексте — должен быть ваш «выход в эфир». Если работодателя всё устроит, он сможет более внимательно ознакомиться со способностями соискателя уже на своей аппаратуре.
Многие диджеи так делают, но лучше за полминуты рассказать, что далее в эфире такая-то композиция, которая, между прочим, в таком-то году заняла первое место в индонезийском чарте, а сегодня «рвёт» хит-парады Китая.
Подойдёт любая интересная и короткая история. Важно понимать, что вы готовите маленький спектакаль одного актёра. Фоном на вашей речи будет играть музыка. Это — так называемая «подложка». Сейчас чаще всего в качестве «подложки» используется вступление к песне (здесь мы рассказывали об этом подробнее).
Этот, казалось бы, очевидный совет часто игнорируют новички. Есть мнение, что если при устройстве на радио вызвали на собеседование, то вас точно возьмут на работу. Это действительно так: если вами заинтересовались, то большая часть отбора позади, но очень важно на этапе собеседования закрепить результат.
Если вы метите на позицию ведущего новостей, покажите, что ориентируйтесь в повестке: выучите ключевых ньюсмейкеров, имена самых важных политических деятелей и ознакомьтесь с тем, как подаёт новости радиостанция, на которую вы устраиваетесь. На собеседовании, как правило, первым вопросом будет такой: «Какие, на ваш взгляд, самые важные новости этой недели» — сразу называйте то, что есть в повестке дня и обоснуйте, почему считаете именно эти новости важными. Мнение может не совпадать с мнением руководства, но уверенная «защита» своей точки зрения будет даже плюсом.
Если вы хотели бы стать ведущим эфира, определённо учите плейлист станции, горячие хиты, которые ротирует ваше будущее руководство. Желательно запомнить, как располагаются песни в хит-параде станции. И самое главное — сносный английский, чтобы названия песен в эфире звучали правильно, потому что если Jamiroquai внезапно становится «йамирокиаем» — это провал.
Как и при любом собеседовании, хорошенько изучите будущее место работы: на радио работают тщеславные люди, и они с гораздо большим удовольствием сработаются с тем человеком, которому нравится то, что они делают.
Фото Alan Levine PD
Когда вас примут на работу, будьте готовы к постоянному обучению. В работе каждой радиостанции есть миллион нюансов, которые надо очень быстро запомнить.
Самый ценный сотрудник — тот, кто быстро вникает. В сфере радиовещания это важно вдвойне. «Медленных» людей могут запросто убрать и тут же заменить новыми.
«Учить» будут старшие коллеги, редакторы, менеджеры по рекламе, даже офис-менеджеры и бухгалтеры. Внутренний распорядок, эфирные тонкости, корпоративный кодекс — всё это обрушивается на нового сотрудника. На этом этапе важно внимательно всех слушать и не огрызаться, даже если вы «все уже знаете».
Конечно, это обидно, но ругаться с коллегами не стоит. На радио коллеги — это семья, от них зависит и ваш отпуск, и ваши отгулы, и ваше свободное время.
На радио не бывает так, что в «офисе» никого нет. Если вам нужен выходной, то в эфире вас должен заменить ваш коллега, которого придётся об этом просить.
Впитывайте новое, быстро обучайтесь и не конфликтуйте — тогда работа пойдёт.
Если вы идёте на радиостанцию с мыслью о том, как вы «сейчас научите этих доходяг рок-н-ролл любить», забудьте.
Есть плейлист, есть формат, есть программный директор (ранее мы как раз писали о том, как формируют плейлисты на радио). Шаг вправо или шаг влево от плейлиста — это попытка саботажа эфира, штраф или увольнение.
Это значит, что даже спустя 20 лет работы надо:
Самоуверенность может очень легко «выбить» вас с рынка даже после 20 лет работы. Заменить сотрудника, как мы помним, очень легко, конкурс большой.
Ходите на корпоративы своей радиостанции. Во-первых, это лучший способ подружиться с коллегами. Во-вторых, работники радиостанций вне эфира всегда «творят рок-н-ролл».
В-третьих, никогда не знаешь, чем кончится такой корпоратив. Стартовать он может в восемь вечера во дворике радиостанции, а закончиться в шесть утра в караоке в Химках.
P.S. Чем еще мы делились с вами на GT на этой неделе:
На работе что-то не складывается или не приносит удовольствия, «белые воротнички» задумываются о романтике концертных туров или о смене рутинного ритма клавиш на вращение пластинок, а кто-то видит себя в студии у микрофона. Менять свою жизнь никогда не поздно, но некоторые нюансы лучше знать заранее, чтобы быть готовыми ко всему.
Мы решили начать цикл материалов по этой теме с рассказа о том, как устроиться на радио.
Фото mollybob CC
Демка (демо, демо-запись) — самый важный и самый первый этап, с которого нужно начинать готовиться к новой работе. Демка — это визитная карточка, не менее важная, чем резюме: это 30-секундный пробный выход в эфир, который даёт возможность будущему начальству оценить вашу речь, голос и способности. Абсолютно все описания вакансий на позиции радиоведущих содержат строчку «резюме без демо не рассматриваем».
Нет необходимости отправлять часовую запись программы, которую вы вели на школьном радио или диктофонную запись с вашим чтением Есенина.
1. Запишите хорошую демку
Самый правильный вариант — посетить любую звукозаписывающую студию и объяснить звукорежиссёру, что вам нужна 30-секундная демо-запись для радио. С собой можно взять готовый текст, чтобы всё получилось идеально. В тексте — должен быть ваш «выход в эфир». Если работодателя всё устроит, он сможет более внимательно ознакомиться со способностями соискателя уже на своей аппаратуре.
Не нужно тривиальных рассказов о хорошей погоде за окном или «самой лучшей музыке на волнах нашей станции».
Многие диджеи так делают, но лучше за полминуты рассказать, что далее в эфире такая-то композиция, которая, между прочим, в таком-то году заняла первое место в индонезийском чарте, а сегодня «рвёт» хит-парады Китая.
Подойдёт любая интересная и короткая история. Важно понимать, что вы готовите маленький спектакаль одного актёра. Фоном на вашей речи будет играть музыка. Это — так называемая «подложка». Сейчас чаще всего в качестве «подложки» используется вступление к песне (здесь мы рассказывали об этом подробнее).
2. К каждому собеседованию надо готовиться
Этот, казалось бы, очевидный совет часто игнорируют новички. Есть мнение, что если при устройстве на радио вызвали на собеседование, то вас точно возьмут на работу. Это действительно так: если вами заинтересовались, то большая часть отбора позади, но очень важно на этапе собеседования закрепить результат.
Если вы метите на позицию ведущего новостей, покажите, что ориентируйтесь в повестке: выучите ключевых ньюсмейкеров, имена самых важных политических деятелей и ознакомьтесь с тем, как подаёт новости радиостанция, на которую вы устраиваетесь. На собеседовании, как правило, первым вопросом будет такой: «Какие, на ваш взгляд, самые важные новости этой недели» — сразу называйте то, что есть в повестке дня и обоснуйте, почему считаете именно эти новости важными. Мнение может не совпадать с мнением руководства, но уверенная «защита» своей точки зрения будет даже плюсом.
Если вы хотели бы стать ведущим эфира, определённо учите плейлист станции, горячие хиты, которые ротирует ваше будущее руководство. Желательно запомнить, как располагаются песни в хит-параде станции. И самое главное — сносный английский, чтобы названия песен в эфире звучали правильно, потому что если Jamiroquai внезапно становится «йамирокиаем» — это провал.
3. «Знай, куда идешь»
Как и при любом собеседовании, хорошенько изучите будущее место работы: на радио работают тщеславные люди, и они с гораздо большим удовольствием сработаются с тем человеком, которому нравится то, что они делают.
Фото Alan Levine PD
4. «Учить» будут все
Когда вас примут на работу, будьте готовы к постоянному обучению. В работе каждой радиостанции есть миллион нюансов, которые надо очень быстро запомнить.
Самый ценный сотрудник — тот, кто быстро вникает. В сфере радиовещания это важно вдвойне. «Медленных» людей могут запросто убрать и тут же заменить новыми.
«Учить» будут старшие коллеги, редакторы, менеджеры по рекламе, даже офис-менеджеры и бухгалтеры. Внутренний распорядок, эфирные тонкости, корпоративный кодекс — всё это обрушивается на нового сотрудника. На этом этапе важно внимательно всех слушать и не огрызаться, даже если вы «все уже знаете».
На радио часто можно встретить нарциссов и снобов, которые, при обучении могут смотреть слегка свысока: например сказать, что «такой выход в эфир я делал лет пятнадцать назад, когда только начинал работать».
Конечно, это обидно, но ругаться с коллегами не стоит. На радио коллеги — это семья, от них зависит и ваш отпуск, и ваши отгулы, и ваше свободное время.
На радио не бывает так, что в «офисе» никого нет. Если вам нужен выходной, то в эфире вас должен заменить ваш коллега, которого придётся об этом просить.
Впитывайте новое, быстро обучайтесь и не конфликтуйте — тогда работа пойдёт.
5. «Ставить свою» музыку не получится
Если вы идёте на радиостанцию с мыслью о том, как вы «сейчас научите этих доходяг рок-н-ролл любить», забудьте.
Есть плейлист, есть формат, есть программный директор (ранее мы как раз писали о том, как формируют плейлисты на радио). Шаг вправо или шаг влево от плейлиста — это попытка саботажа эфира, штраф или увольнение.
В редких случаях, когда у сотрудника есть имя и отменный музыкальный вкус, ему дают музыкальный карт-бланш в рамках формата, но и спрос с него будет двойной.
6. Самосовершенствоваться придётся всегда
Это значит, что даже спустя 20 лет работы надо:
- тренировать дикцию
- «разогревать» связки перед эфиром
- читать отраслевые издания и профильные ресурсы
- ходить на профильные на мастер-классы и конференции
- быть в курсе музыкальной и новостной повестки
- не приходить на работу за две минуты до выхода в эфир
Самоуверенность может очень легко «выбить» вас с рынка даже после 20 лет работы. Заменить сотрудника, как мы помним, очень легко, конкурс большой.
7. Бонусный совет
Ходите на корпоративы своей радиостанции. Во-первых, это лучший способ подружиться с коллегами. Во-вторых, работники радиостанций вне эфира всегда «творят рок-н-ролл».
В-третьих, никогда не знаешь, чем кончится такой корпоратив. Стартовать он может в восемь вечера во дворике радиостанции, а закончиться в шесть утра в караоке в Химках.
P.S. Чем еще мы делились с вами на GT на этой неделе:
- Подкастом о решениях для музыки и кино (41-й выпуск «Звука»)
- Сотней научно-популярных материалов на тему звука и аудиотехники
- Новостью нашем юбилее — в эти дни Аудиомании исполняется 20 лет