Еще в 2014 году Microsoft передала код MS-DOS 1.25 и 2.0 Музею компьютерной истории, а в начале октября этого года этот код был загружен на GitHub. Но не только Microsoft занимается сохранением исторического программного наследия. Есть несколько глобальных проектов, цель которых — сохранить старый софт. О них мы и расскажем в сегодняшнем материале.
/ фото Steve Jurvetson CC / Apple II
Архив Интернета больше известен своей коллекцией веб-страниц, но проект также собирает и старый софт. Библиотека с программами в Internet Archive появилась в 2013 году. Её курирует Джейсон Скотт (Jason Scott), пополняя архив вручную. Он переносит в облако данные с физических носителей: CD-ROM, флоппи-дисков и даже код из журналов и каталогов.
Вообще «исходники» Джейсону жертвуют такие же энтузиасты и коллекционеры. Однажды он запустил кампанию по поиску всех дисков с пробными версиями AOL. Ему написал владелец сайта cdrom.com и передал в Internet Archive большую коллекцию желаемых CD-дисков.
По словам Джейсона, он начал «спасать» софт, потому что понял, насколько хрупок цифровой мир. Создать идеальную копию программы очень легко, однако если вовремя этого не сделать, она будет потеряна навсегда.
Некоторые программы посетители сайта Архива могут «пощупать» прямо в браузере. Например, там есть игры с винтажных портативных консолей, которые запускаются при помощи эмулятора MAME. В коллекцию входят Donkey Kong, Mortal Combat и даже тамагочи.
Есть здесь и программы для старых компьютеров. В Архиве имеется подборка, посвященная Apple II. Её курирует не сам Джейсон, а хакер под псевдонимом 4am. Он обходит защиту олдскульных программ и делает их доступными для мирового сообщества. По словам Джейсона Скотта, так 4am спасает софт, который иначе сохранился бы лишь в форме рекламы в журнале (или пропал совсем).
4am сохраняет не только игры (вроде Aliens и Pac-Man), но и программы для работы, например, конвертор шрифтов и изображений Graphics Converter, выпущенный еще в 1988 году.
В отдельной коллекции сохранены игры для MS-DOS — их там более двух тысяч.
Ещё одна интересная подборка в архиве — библиотека для компьютеров Macintosh 1984–1989 годов, когда пользователи впервые столкнулись с графическим интерфейсом. Тут можно поработать с MacOS System 6 и порисовать в MacPaint.
Если Internet Archive старается сохранить культурное наследие, то у проекта Olive немного иная цель. Основатели Olive считают, что старые программы важно сохранить для будущих ученых.
Научный метод основан на воспроизводимости результатов. Будущее поколение исследователей должно иметь возможность воспроизвести оригинальные условия экспериментов. Поэтому важно сберечь программы, которые исследователи используют для расчетов или моделирования. Для создателей Olive сохранение винтажного софта — это способ обеспечить преемственность в науке.
Olive разрабатывают ученые из университета Карнеги — Меллона. Сейчас проект недоступен для обычных пользователей, работать с ним могут только люди, которые внесли свой вклад в создание системы. Это связано с лицензионными ограничениями для программ в коллекции. В будущем участники проекта планируют открыть свою библиотеку для широкой публики.
Однако уже сейчас можно скачать клиентскую часть Olive. Она называется VMNetX, может запускать виртуальные машины с любого сервера, работает на Linux и использует KVM. Код можно найти на GitHub.
Пока что в сервисе Olive доступно 17 программ. Их выбрали сами ученые в зависимости от своих интересов и предпочтений. В библиотеке проекта есть как игры, так и более «серьезные» сервисы. Так, в научных целях исследователи сохранили приложение для расчета налогов TurboTax 1997 и среду для моделирования тканей организма Chaste 3.1 от 2013 года.
/ фото Q Family CC
Основатели проекта планируют создать свою среду для запуска программ, которую предоставят для использования частным и государственным компаниям и исследователям. Один из примеров возможного применения среды Olive — работа с NASA. Агентство сможет воспроизвести в Olive системы запущенных космических аппаратов и исправить ошибки в их работе.
Организация Software Preservation Network развивает сразу два проекта по сохранению программного обеспечения.
Первый разрабатывают в Йельском университете. Цель исследователей — создать инфраструктуру по модели Emulation-as-a-Service, пользователи которой смогут сохранить и запустить на виртуальных машинах любые программы. Первые 3 тыс. приложений туда «внесут» сами разработчики. Работа над проектом началась в феврале 2018 года, а её окончание запланировано на июнь 2020. Сервис будет доступен студентам и сотрудникам университета.
Второй проект называется Fostering a Community of Practice (FCoP). Для него Software Preservation Network отобрала шесть заявок от библиотек и музеев с инициативами по сохранению устаревшего ПО. К маю 2020 участники представят свои цифровые архивы со старыми программами.
Один из проектов предложила команда музея Соломона Гуггенхайма. Они создадут систему для сохранения цифровых произведений искусства. Другой проект принадлежит библиотеке Технологического университета Джорджии. Её сотрудники разработают сервис, в котором пользователям будут доступны программы из коллекции библиотеки и обучающие материалы по этому софту.
P.S. Несколько свежих материалов из Первого блога о корпоративном IaaS:
P.P.S. А еще у нас есть свой Telegram-канал:
/ фото Steve Jurvetson CC / Apple II
Internet Archive
Архив Интернета больше известен своей коллекцией веб-страниц, но проект также собирает и старый софт. Библиотека с программами в Internet Archive появилась в 2013 году. Её курирует Джейсон Скотт (Jason Scott), пополняя архив вручную. Он переносит в облако данные с физических носителей: CD-ROM, флоппи-дисков и даже код из журналов и каталогов.
Вообще «исходники» Джейсону жертвуют такие же энтузиасты и коллекционеры. Однажды он запустил кампанию по поиску всех дисков с пробными версиями AOL. Ему написал владелец сайта cdrom.com и передал в Internet Archive большую коллекцию желаемых CD-дисков.
По словам Джейсона, он начал «спасать» софт, потому что понял, насколько хрупок цифровой мир. Создать идеальную копию программы очень легко, однако если вовремя этого не сделать, она будет потеряна навсегда.
Некоторые программы посетители сайта Архива могут «пощупать» прямо в браузере. Например, там есть игры с винтажных портативных консолей, которые запускаются при помощи эмулятора MAME. В коллекцию входят Donkey Kong, Mortal Combat и даже тамагочи.
Есть здесь и программы для старых компьютеров. В Архиве имеется подборка, посвященная Apple II. Её курирует не сам Джейсон, а хакер под псевдонимом 4am. Он обходит защиту олдскульных программ и делает их доступными для мирового сообщества. По словам Джейсона Скотта, так 4am спасает софт, который иначе сохранился бы лишь в форме рекламы в журнале (или пропал совсем).
4am сохраняет не только игры (вроде Aliens и Pac-Man), но и программы для работы, например, конвертор шрифтов и изображений Graphics Converter, выпущенный еще в 1988 году.
В отдельной коллекции сохранены игры для MS-DOS — их там более двух тысяч.
Ещё одна интересная подборка в архиве — библиотека для компьютеров Macintosh 1984–1989 годов, когда пользователи впервые столкнулись с графическим интерфейсом. Тут можно поработать с MacOS System 6 и порисовать в MacPaint.
Olive
Если Internet Archive старается сохранить культурное наследие, то у проекта Olive немного иная цель. Основатели Olive считают, что старые программы важно сохранить для будущих ученых.
Научный метод основан на воспроизводимости результатов. Будущее поколение исследователей должно иметь возможность воспроизвести оригинальные условия экспериментов. Поэтому важно сберечь программы, которые исследователи используют для расчетов или моделирования. Для создателей Olive сохранение винтажного софта — это способ обеспечить преемственность в науке.
Olive разрабатывают ученые из университета Карнеги — Меллона. Сейчас проект недоступен для обычных пользователей, работать с ним могут только люди, которые внесли свой вклад в создание системы. Это связано с лицензионными ограничениями для программ в коллекции. В будущем участники проекта планируют открыть свою библиотеку для широкой публики.
Однако уже сейчас можно скачать клиентскую часть Olive. Она называется VMNetX, может запускать виртуальные машины с любого сервера, работает на Linux и использует KVM. Код можно найти на GitHub.
Пока что в сервисе Olive доступно 17 программ. Их выбрали сами ученые в зависимости от своих интересов и предпочтений. В библиотеке проекта есть как игры, так и более «серьезные» сервисы. Так, в научных целях исследователи сохранили приложение для расчета налогов TurboTax 1997 и среду для моделирования тканей организма Chaste 3.1 от 2013 года.
/ фото Q Family CC
Основатели проекта планируют создать свою среду для запуска программ, которую предоставят для использования частным и государственным компаниям и исследователям. Один из примеров возможного применения среды Olive — работа с NASA. Агентство сможет воспроизвести в Olive системы запущенных космических аппаратов и исправить ошибки в их работе.
Проекты Software Preservation Network
Организация Software Preservation Network развивает сразу два проекта по сохранению программного обеспечения.
Первый разрабатывают в Йельском университете. Цель исследователей — создать инфраструктуру по модели Emulation-as-a-Service, пользователи которой смогут сохранить и запустить на виртуальных машинах любые программы. Первые 3 тыс. приложений туда «внесут» сами разработчики. Работа над проектом началась в феврале 2018 года, а её окончание запланировано на июнь 2020. Сервис будет доступен студентам и сотрудникам университета.
Второй проект называется Fostering a Community of Practice (FCoP). Для него Software Preservation Network отобрала шесть заявок от библиотек и музеев с инициативами по сохранению устаревшего ПО. К маю 2020 участники представят свои цифровые архивы со старыми программами.
Один из проектов предложила команда музея Соломона Гуггенхайма. Они создадут систему для сохранения цифровых произведений искусства. Другой проект принадлежит библиотеке Технологического университета Джорджии. Её сотрудники разработают сервис, в котором пользователям будут доступны программы из коллекции библиотеки и обучающие материалы по этому софту.
P.S. Несколько свежих материалов из Первого блога о корпоративном IaaS:
P.P.S. А еще у нас есть свой Telegram-канал: