Pull to refresh

Comments 20

вроде, как и вполне себе нормальный рост, особенно если взять во внимание регионы и не обращать внимания на проценты падения

Насколько я понимаю, необходимо так же игнорировать изменения курса рубля и общего уровеня цен - вот тогда рост действительно встанет во весь рост, ух!

Вы проводите временную аналитику, не учитывая инфляции, роста цен и наличия рабочих мест, предоставляемых местными компаниями.

Когда я зашёл на свою первую работу джуном в 2008 году, прямо из универа, я получал жалкие 65000 рублей.

  • 65000 рублей по курсу 2008 года = 2708 долларов

  • 175000 рублей по курсу 2021 года = 2397 долларов

  • 197000 рублей по курсу 2024 года = 2054 доллара

Ладно, доллар это, возможно, сомнительная метрика, и она не показывает изменения цен. В 2008 году зарплаты указывали в долларах, и переводили в рубли. Сейчас это уже не так. Да и доллар сам падает в цене.

Посмотрим на бензин

  • 2008 год, литр 95 - 22 рубля

  • 2021 год, литр 95 - 48 рублей

  • 2024 год, литр 95 - 55 рублей

Ладно, давайте оценим инфляцию. Данные банка России:

Данных за 2023 год там нет. Но даже в 2022 году инфляция стабильно была выше 10 процентов. А иногда поднималась до 18%
Данных за 2023 год там нет. Но даже в 2022 году инфляция стабильно была выше 10 процентов. А иногда поднималась до 18%

Общий рост зарплат в IT составил +17% (со 120 000 ₽ до 140 000 ₽) по сравнению с первым полугодием 2021 года.

Ну так и инфляция никуда не девалась. Прирост на 17 процентов за 3 года не умаляет того факта, что в течении трёх лет у нас была 10% инфляция. Если уроврять инфляцию за три года и сказать, что она была 11 процентов, то ваш прирост на 17 процентов с поправкой на инфляцию становится отрицательным ростом в 14%.

Даже если мы откинем рост цен на товары, и возьмём росстатовские данные по инфляции за три года (8, 11 и 7 процентов за последние три года) то ваш отрицательный рост составляет 10%.

На каждый товар – свой купец.

Точно. В 2009 году меня приглашали работать в офисе Microsoft в Крылках. В 2012 можно было устроиться в офис Oracle в России. Некоторые из моих однокурсников устраивались работать в Red Hat, Apple, Google и тому подобные компании. Купцы-то были. Кому сейчас покупать? Нет, на самом деле, есть кому. Сейчас можно сделать много бабок на импортозамещении. Так что деньги ещё крутятся. И выглядит так, что что-то растёт. Ну, по крайней-мере на графиках в вашем посте.

Но, понятное дело, телеграм-канал не распиаришь на Хабре путём предоставления объективной информации.

Вы правы, что не совсем корректно сравнивать цены из разных периодов, их стоит дисконтировать, чтобы была более объективная картина. И да, конечна, есть смысл опираться на какие-то показатели, вроде курса доллара, или бензина. Вообще правильнее будет использовать паритет покупательной способности, но это отдельная сложная тема.

Ну так и инфляция никуда не девалась. Прирост на 17 процентов за 3 года не умаляет того факта, что в течении трёх лет у нас была 10% инфляция. Если уровнять инфляцию за три года и сказать, что она была 11 процентов, то ваш прирост на 17 процентов с поправкой на инфляцию становится отрицательным ростом в 14%

В 2016 году я за 500-600 тысяч можно было купить новый бюджетный авто, в 2024 новый китаец стоит два миллиона и даже дороже. В четыре раза изменилась стоимость почти за 8 лет. Но боюсь ни в одной другой сфере зарплаты не успевают за такими изменениями, не опережают инфляцию и не дотягивают до курса доллара.

Ну, в таком случае, если IT не так страшен, как его малюют, то чем же он не так страшен? Я бы сказал "Не так прекрасен, как его малюют.

Есть очень простое правило - всё, что не улучшается (растёт, развивается, становится больше или круче) - умирает. В этом мире нет такого понятия как "оставаться таким, как было".

Если вы построили бизнес, то ему лучше бы каждый год прибавлять по 500% в выручке, иначе вы очень быстро окажетесь у разбитого корыта. А лучше прибавлять в 10 раз. В таком случае, можно будет выдохнуть и позволить себе расслабиться.

Новая машина, если за ней совсем не следить, потеряет свою замечательную краску за год. За машиной надо следить, чистить, полировать, обновлять, покрывать лаками, чистить салон, менять жидкости и проводить ТО. Если этого не делать, то в какой-то момент у вас будет старая колымага. Чем лучше вы за машиной следите, тем меньше она превращается в колымагу. Но даже самая новенькая машина рано или поздно станет бесполезно старой. Придётся обновлять эту машину.

На этой планете нет ни одного предмета, который будет просто лежать и не будет разрушаться. Да, есть определённые сорта пластика, стали и камней, которые пролежат дольше, чем другие, но и они рано или поздно разрушатся. Это касается всего.

Чем тоньше и сложнее объект, чем больше частей входит в этот объект, тем быстрее он придёт в негодность. Тем больше вам надо работать над его поддержанием в нормальном состоянии.

Бизнес или ваша работа - то же самое. Если вы не будете постоянно улучшать свои результаты, откликаться на запросы рынка и следить за трендами, тем быстрее вы предстанете перед боссом, который сократит вас по экономии средств или комиссией по банкротству.

Главное - это продолжать жать на расширение и улучшение. К сожалению, советское наследие учит нас тому, что коробок спичек всегда должен стоить 1 копейку, а зарплата в 450 рублей должна оставаться зарплатой в 450 рублей. Но СССР уже не существует, а рубль стоит других денег. Поэтому если вы получаете по 80000 в месяц, и ваша ЗП индексируется на пару процентов в год, вы - в опасности. Рано или поздно вас накроет. Вам надо прилагать все услилия для того, чтобы зарплата у вас росла на 50% в год, если инфляция подходит к 7% по бумагам, а на самом деле стремится к 20%. И даже в этом случае у вас постоянно будут чрезвычайные положения. Каждый больной зуб, каждый понос у ребёнка, каждая медецинская проблема, или попытка обновить ноутбук с телефоном будут для вас испытанием. Для того, чтобы они не были - надо расти, причём быстрее, чем вас поедают.

В разных странах поедают по-разному. Средняя зарплата программиста в США в 2008 году составляла 6400 в месяц, а в 2024 году она составляет 9500 в месяц. С учётом данных сайта https://www.usinflationcalculator.com/ выглядит это очень даже неплохо, ибо 6500 в 2008 году это 9300 в 2024 году. То есть, мне не надо сидеть и думать про инфляцию, которую мне постоянно надо бороть. Хотя, если бы я всё это время не ходил на курсы по повышению квалификации и не начинал зарабатывать больше денег, то я так бы и остался с 9000 долларов в месяц. Учитывая сказаное выше, мне надо будет серьёзно постараться и поднять свой доход далеко за 9000 долларов в месяц, чтобы нормально выживать. Ваши-же данные по российскому IT показывают обратное (даже если мы берём инфляцию с сайта ЦБРФ).

Это не выживание. Это - членовредительство. Если подумать с точки зрения человека, который несёт отвественность за своего супруга, детей, родителей, друзей, вы просто предаёте самого себя и своих близких, если не начинаете зарабатыввать больше денег. Вопреки советским идеям, зарабатывать мало - это неэтично. Ибо в какой-то момент, вы поймёте что не можете поставить еды на стол. Можно сколь угодно показывть красивые циферки в отчётах, но съесть эти циферки не получится. Так же как в эти циферки нельзя сесть и поехать на работу, как в машине. Нет ничего ужасного в том, что человек зарабатывает много.

И, если руководствоваться Всемирной Декларацией ООН по Правам Человека:

Статья 13

1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Статья 25

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

У вас есть все права делать что вам заблагорассудится, для того, чтобы добиться этих прав. Да, декларация ООН не является законом, и некоторые на неё срали с высокой колокольни. Но вам лучше взяться за дело, и начать реализовывать свои права на такую жизнь, которой вы считаете себя достойным. И если вам хочется свалить нафиг и начать искать лучшее место для того, чтобы реализовать права на свой жизненный опыт - то бога ради. Делайте что хотите.

А вот задачи политиков заключаются в том, чтобы создавать окружение, в котором эти права человека можно реализовывать. И чем лучше они это окружение создают, тем больше довольных налогоплательщиков они имеют.

IT - наукоёмкая отрасль, и поэтому сильно зависит от квалификации персонала и технического оснащения.

Текущее состояние объясняется тем, что за последние годы распугали всех тех, кто мог относительно безболезненно отчалить за рубеж - в основном это наиболее востребованные специалисты, которые легко нашли себе другую работу, а также молодые и перспективные люди, ещё не обросшие ипотеками и детьми.

Кроме того, из-за санкций: а) Стало намного дороже и сложнее ввозить железо, б) Ушло много крупных зарубежных компаний => даже если железо и ПО осталось, обслуживать его стало сложнее.

Народу меньше, затраты больше - значит, любая инициатива стала менее прибыльной.

То, что объективно могло конкурировать на глобальном рынке, теперь под вопросом. То, что не могло и раньше - вообще скукожилось и без раздачи денег по цепочке "бюджет (наши налоги, на минуточку) -> госбанки - > псевдочастный крупняк - > все остальные" давно пошло бы прахом. Но деньги не бесконечные, ФНБ, говорят, скоро даст дуба - и что начнётся после этого, представлять не хочется.

Да, ситуация печальная. Та самая "кубышка" рано или поздно кончится, это очевидно. Я не питаю иллюзий относительно экономического состоянии, и странно ожидать, что все будет прекрасно после февраля 2022, и это не повлечет ухудшения.

Ну тут сложно сказать что прибыли стало меньше.
Те кто остался на рынке, прибыли то как раз получают, причем иногда сверхприбыли. Просто из-за отсутсвия конкуренции и того же импортозамещения.

Вопрос с кадровым голодом для квалифицированных кадров тоже всегда был. Чем выше твой уровень тем больше шансов что ты рано или поздно будеш "сханчен" более сильной компанией которая может предложить больше. Речь не про деньги в основном, денег у ведущих специалистов и так достаточно. А скорее нематериальными благами вроде безопасности, открытости, простоты перемещений и тд. Когда у тебя условно зп "средняя по миру", смотришь на другое.

Опять же бизнес это же про то как приспособиться. Убрали оборудование, начали возить левак. Уехали все сеньоры, будем нанимать без опыта и из 100 штук хоть парочка да вырастет. Это пусть и правильный ход мыслей, но он должен работать на долгосрок, а как вы написали ФНБ не резиновый.

Но то что есть условные куча джунов за забором для страны лучше чем "везите индусов, нам фичу для госуслуг писать некому".

Крупный бизнес итак зарегулирован государством и пляшет под его дудку.

Независимого крупного бизнеса в стране нет

А значит писать интересное ПО никому не нужно. Если компания регулируется государством, то вместо конкурентного бизнеса, она будет работать по госзаказам и грантам. Так работает "бизнес". Тем более ввиду указа сверху про импортозамещение. Где-то повезет больше, где-то меньше, но количество интересных проектов уже не вернется на старую позицию ближайшие лет 10 так точно.

Не будем забывать что пока вы молодой у вас нет опыта, а когда есть опыт вы уже старый и в том и другом случае вас не берут. Остается узкая прослойка из которой выбирают.

Есть еще прослойка людей, которые прошли айтишный курс (или несколько) онлайн. Возраст есть (т.к. здесь имеем группу людей, желающих сменить профессию), опыта нет. Успеха достигают лишь единицы, их истории тут периодически появляются. Но из всех плотников актером стал только Форд.

могу судить только по среднему и низкому порогу специалистов в бюджетке. А там с повышением зарплат всё очень туго и как правило идёт в комплекте с повышением обязанностей. А если брать в долларовом выражении, то зарплаты не просто рухнули, они достигли дна, потом его пробили и помчались вниз. Для сравнения в 2008 году я на позиции системного администратора (только систадминство) получал 1200 уе (30000 руб). В 2014 это те же 30000 руб, но уже 600 уе. А в 2023 это 40000 (438 уе) но уже с видеонаблюдением, эникейством, бухгалтерией, ЭЦП, сайтом и т.п. блэкджеками. А так как никто не молодеет, то я кинул всю эту шарманку и стал самозанятым на 350-450 уе без начальников и свободным графиком. И сразу стало видно, что ИТ востребовано на самом низу в огромных объемах, но предприниматели и мелкий бизнес настолько нищие, что платить за работу ИТшнику просто не в состоянии.

Причина и следствие... Иногда авторам легко их перепутать.

Не знаю в чем толстость, если честно. Я сторонник того, что государству не нужно как-то регулировать ИТ. Просто очень много людей (как по ссылке, что я приводил в статье), хотят обратного. Например ввезти требование на наличие образования.

Ситуация с курсами напоминает какое-ту пирамиду. По собственному опыту, а я не разу на войтишник и сфера моих профессиональных интересов не пересекается с IT-индустрией, но я каждую неделю получаю спам-звонки с предложением изменить свою жизнь и таки поступить на IT-курсы.

А у меня наоборот ощущение, что навязчивой рекламы курсов стало меньше. Раньше полез что-то гуглить связанное с программированием, и у тебя все в банерах курсов, сайты курсов в топе выдачи, звонили и предлагали. А сейчас только вижу рекламу курсов у некоторых ИТ блогеров.

Это и есть пирамида.
Компании получают деньги за каждого трудоустроеного после их курсов человека. Не напрямую а опосредованно, но получают.
Поэтому чем больше человек они через себя пропустят тем больше шансов что кто-то да устроится.
Тем более, как писали выше, там кадровый дефицит в полный рост.

А почему вы не используете такую метрику как "индекс HH.ru"? Особенно интересно сейчас сравнить его для отрасли "Информационные технологии" и рынком в целом. Разница там более чем в два раза: 7,4 и 3,5 соответственно. То есть на одно место в ИТ претендует 7,5 "айтишников", а в рубрике "Рабочий персонал" на одно место претендует 2,5 "землекопа". Если что, сам ХаХа называет уровень от 2.0 до 3.9 — дефицитом соискателей. Как вы думаете, где зарплаты будут расти быстрее?

Если этот комментарий читают QA -- то возможно вам будет интересно, что происходит с текущими зарплатами тестировщиков в Москве: https://clingon.pythonanywhere.com/salary

Где-то в сторонке стоят тысячи выпускников технических специальностей, выпускаемых ежегодно ВУЗами, с немым вопросом: «А нам что делать, мы на это учились 4 года?».

Что мешает возродить практику "распределения"? Отучился, или идешь работать где нужны руки или идешь в другую сферу. В условиях отказа от рыночной экономики в пользу госрегулирования вполне выглядит как выход из положения.
Я если что такое не поддерживаю, просто вижу вариант. Тапками прошу не кидать)

Отсюда все эти тысячи желающих войти за забором, тысячи просмотров на роликах «Как войти в IT»

Они там потому что из каждого утюга им рассказывают "как получать 200 тысяч программируя на Питоне за 3 месяца". Учитывая что средне-высокая зп по стране меньше 100, удивительно что их там не миллионы.

Возьмите, к примеру, профессиональный спорт. Многие знают, что футболисты получают много денег, но лишь немногие отдают отчет, что это лишь верхушка айсберга.

Это не верхушка айсберга. Это просто аналоги Илона Маска, Безоса и Цекурберга, только в спорте.
Не нужно сравнивать Российский футбол с ИТ.
В Российском футболе нет ничего между академией и РПЛ.
Во всем остальном мире есть, и футболист в 3м дивизионе англии не работает на стройке между матчами.

В ИТ войдут лишь те, кто готов много и упорно учиться, практиковаться и уметь быстро усваивать информацию. Разве это не признак здоровой отрасли, в отличие от массового набора всех подряд? И все также существуют стажировки в крупные компании, регулярные отборочные контесты и онлайн кампусы от крупнейших компаний.

Это утопия. Войдут не те кто готов учиться, а те кто готов работать дешевле своих конкурентов. Потому что дяде капиталисту незачем платить 100 тысяч если можно платить 50.

Стажировки в крупные компании это 2 человека из 100 дай бог. Остальным или идти в условный средне-малый бизнес за еду или обратно на завод.

Какой ещё дефицит кадров. Имею 20 лет работы в ИТ в банках системным аналитиком и руководителем проектов.
Подал, к примеру, тут на одну на вакансию для системного аналитика в банке, а мне отвечают:
"Вынуждены Вам отказать, так как у Вас нет опыта работы в банковском секторе".
Никто никого не ищет похоже. Одни разговоры про нехватку.
Зарплаты в реальном выражении за последние 10 лет упали в 3 раза.

В 2012 году наша организация (крупный международный банк) нанимали в Москве кандидатов на зарплаты для Джунов Java в районе 90K-110К, то есть по тогдашнему курсу $3000-$3500.
Мидлам предлагали до 140К.


Сегодня на сайтах поиска работы почти такие же зарплаты в рублях. И это после 12 лет инфляции, после троеrратного падения курса рубля.

Как сказал выше, ищу сейчас новую работу. За неделю рекрутерши отправили резюме на рассмотрение в две конторы. И то пока что даже не подтвердили будет ли вообще продолжение. Там рассматривают.

В целом статистика моего резюме такова:

Системный аналитик

Статистика за неделю
3158 показов
128 просмотров
6 приглашений

Дефицита кадров нет вообще.
На рынке труда в ИТ глубокая депрессия.

Sign up to leave a comment.

Articles