В нашем блоге на GT и разделе "Мир Hi-Fi" мы делимся не только экспертизой сотрудников Аудиомании, но и разбираем интересные кейсы, охватывающие самые разные аспекты функционирования музыкальной индустрии. Так, мы говорили о возможностях, которые может предоставить настоящий 3D-звук, рассказывали о различных гаджетах и стартапах из мира аудио.
Сегодня мы решили посмотреть на явление, с которым сталкиваются многие начинающие музыканты и популярные производители музыки. Речь пойдет о "накрутке" прослушиваний.
Spotify – это шведский музыкальный сервис, позволяющий прослушивать музыкальные композиции множества популярных производителей, включая Sony, EMI и Universal. За 8 лет работы библиотека сервиса пополнилась более 30 миллионами композиций, а 80 миллионов пользователей составили примерно 1,5 миллиарда подборок любимых песен.
Такой сервис является одним из воплощений потокового мультимедиа, которые являются относительно популярным инструментом заработка как для начинающих музыкантов, так и для звезд мирового уровня. Данная модель распространения контента позволяет авторам получать скромные отчисления за каждое прослушивание композиции. Например, если оставить воспроизводиться плейлист Spotify с музыкой любимой группы на всю ночь, то в копилку музыкантов упадет примерно 72 цента.
Простой ботнет, запущенный на старом ноутбуке может зарабатывать около $30 в день, осуществляя «накрутку» прослушиваний. Такое положение дел говорит о наличии существенной уязвимости в нынешней бизнес-модели музыкальных стриминговых сервисов. Конечно, это напоминает «накрутку кликов», с которой в свое время столкнулись рекламодатели, но известные меры автоматической защиты могут только ухудшить ситуацию с небольшим заработком независимых музыкантов.
Питер Филлмор (Peter Fillmore), консультант по безопасности из Мельбурна, одним из первых указал на данную проблему, но сделал это красиво. Еще в 2013 году вывел свои произведения в топ австралийского чарта музыкального сервиса Rdio (аналог Spotify).
В последствии появились даже специализированные приложения вроде Eternify и многие в индустрии задались вопросом о том, что будет, если использовать серьезные ботнеты, которые поставят накрутку прослушиваний на поток. Конечно, никто не исключает их негласное использование крупными игроками, но сегодня мы поговорим о «кустарных» экспериментах.
В общем случае для Spotify процесс выглядит следующим образом:
Сначала удаленный сервер с помощью систем автоматизации работы с браузером регистрирует на Spotify несколько аккаунтов, генерируя случайные имена, электронные адреса и даты рождения. Количество аккаунтов должно быть очень большим, иначе Spotify легко обнаружит горстку пользователей с нечеловеческой активностью.Опыт показывает, что 50 клиентов Spotify на 15-гигабайтном облачном сервере могут дать 18000-144000 прослушиваний. Так, они будут «зарабатыватывать» по $0,08 за одно прослушивание песни, что в итоге принесет неплохое вознаграждение при затратах всего 0,003 до 0,012 центов за подобное действие.
Центральный управляющий сервер с определенной периодичностью посылает данные аккаунтов облачным серверам, на которых запущены клиенты Spotify. «Пользователи» авторизуются на сервисе, слушают музыку в течение нескольких часов, а затем отключаются.
Ранее при создании аккаунта Spotify не просила ввести капчу или подтвердить электронный адрес, что открывало дверь к созданию простейших ботнетов в домашних условиях. Более сложные боты, имитирующие поведение человека могут без проблем обмануть спам-алгоритмы Spotify.
Если говорить о заработке крупных музыкальных лейблов, то они защищены от подобных рисков, поскольку их схема выплат имеет гораздо более сложную структуру. Sony договорилась о получении многомиллионных выплат авансом от Spotify, а также о «фактических минимумах», которые гарантируют фиксированные выплаты за прослушивание, даже если ботам удастся снизить общую долю дохода.
Для независимых музыкантов и маленьких лейблов дела обстоят иначе – они примут на себя всю силу удара, поскольку размеры их выплат более гибкие. Пострадают и рекламодатели, так как им придется платить за рекламу, которую «слушают» боты.