Pull to refresh

Comments 146

Огромное спасибо за статью от обладателя клона Спектрума; олдскулы сводит, стоит вспомнить часы, проведенные за ним. И тот особенный запах. Именно с него началось в 90х знакомство с компьютерами и тюнинг монстра советского аудиостроения - магнитофона Комета, поскольку записанные через него программы потом не грузились.

микросхема Т34ВГ1 (и ее родственники КА1515ХМ1, КБ01ВГ1-2 и И185) выпускались в начале-середине 1900-х и были призваны максимально облегчить сборку клонов «Спектрума»

Россия - родина слонов микросхем:)

Не могу не поделится своим "Специалистом", собранным ~89 году, сфотографированным 20 лет позже

Да очень был удивлен когда не нашел о нём обзора, сам в середине 90-х с помощью радио рынка в тушино собрал Специалист-М.
UFO just landed and posted this here

У нас была какая-то Электроника, в начале 90х, был бэйсик и игрушки. Особо не тряслись, на информатике писали программы, после уроков могли пустить поиграть. Операционная система и игры грузилась на "сервере" через дискеты на двух дисководах и передавалась по некой сети на клиенты. Работало надежно всё.

У нас был комплекс КУВТ-86, головной ДВК и ученические БК0010Ш, грузившие софт по сети. Очень распространённый был комплекс в школах 90-х.

Обучал на таком комплексе два класса школьников 'компьютерного кружка'.

В конце урока - загрузка 'гонок', 'lode runner' или 'jumper' ))

«Электроника МС 0511 УКНЦ», в народе просто «УКНЦ». Клон ДВК-2, адаптированный для школ и ряда специфических применений.

Это совсем не клон ДВК-2. Вот ни разу. Скорее это клон кластера из двух ДВК-2М, один из которых имеет плату КЦГД (очень приблизительно), и эмулирует терминал для второго.

УКНЦ - это клон DEC PDP-11. В одном корпусе и центральный процессор, играющий роль ЦП большой машины, и периферийный процессор, выполняющий задачи терминала. По идее, должна быть мощной системой, но узкая шина взаимодействия этих двух компонент уничтожала идею архитектуры на корню.

У нас в школе стояли "Агаты" (это было в первую половину 90-х), работали мы на них всего несколько раз - в остальное время они большей частью стояли в нерабочем состоянии. А ремонтировать их в сельской школе в то время было как-то некому особо...

А у нас Yamaha-MSX продемонстрировали редкую надежность.

Компьютерный класс был на последнем, третьем этаже школы. Летом затеяли ремонт крыши, а в выходные прошел сильный ливень. Помню как мы помогали информатичке выливать воду из моноблоков (из дисплеев она вытекла сама).

Позвонили в контору, ответственную за поддержку - они сказали что такое у них уже было, надо просто поотключать все разьемы и дать просохнуть пару дней.
Через неделю мы подключили все обратно - к удивлению, ни один компьютер не сдох. И насколько я знаю - еще минимум года три все работало.

1984 год, первое знакомство с компьютером - в школе был Минск-22. Программировал на перфолентах.

Потом через год в школе появились появились СМ-4 и СМ-1600.

У меня когда-то был заводской клон Радио-РК86 - Спектр 001. Бейсик был запорот на кассете, так что играл в Стакан))) Не сохранился он к сожалению, теперь жалко.

Обидно, что при, в целом, хорошем материале статьи рассмотрены только персональные компьютеры. Даже учитывая специфику сайта.

На базе данного процессора в СССР достаточно массово выпускались промышленные контроллеры, а чуть позже (с 1995, примерно) и аппаратные средства объединения их в сети.

Тут будет интересен средний уровень устройств. Регулятор-контроллер Ремиконт Р-130 и логический контроллер Ломиконт Л-110.

К сожалению, беглый поиск показал, что в Интернете не так много информации по этим контроллерам, но кое что всё же нашлось.

Модуль процессора ПРЦ7

Также это изделие может называться: ПРЦ-7, ПРЦ 7, prts7, prts-7, prts 7.

...

Микропроцессор это основной элемент рабочей схемы. Маркировка микропроцессора имеет название КР580-ВМ80А.

https://zapadpribor.com/modul-protsessora-prts7/

или тут

Модуль процессора ПРЦ7 предназначен для организации обмена данными между устройствами контроллеров ЛОМИКОНТ или РЕМИКОНТ, а также для логической и арифметической обработки этих данных в соответствии с заданной программой.
http://prompribor.com.ua/ru/pages/949/

ну и далее по ссылкам.

Мы даже в 2010х на ремиконте обучались и настраивали)

image
вот такую серию книг найти бы почитать, лет 10 назад на работе при переезде нашел

ВМ80 и в СМ1800 - такой "компьютер для производства" в виде полноразмерного шкафа, с 8" дисководами и 64к памяти. На нем пошаговую отладку можно было выполнять прямо с пульта, там были светодиоды для побитной индикации линии адреса и данных.

Разве полноразмерный шкаф? По-моему, там был полушкаф размером с тумбу письменного стола…
UFO just landed and posted this here

У нас на производстве до сих пор шкафы от ломиконта стоят как вместилище всякого рода предметов. А вообще корифеи много историй рассказывают и про семейство машин СМ ЭВМ для управления технологическим процессом, и про советские ЧПУ на базе "Электроники-60", в основном про ремонт и особенности эксплуатации, конечно. У нас даже к американскому меинфрейму FOXBORO FOX2/30 72-го года заводские инженеры умудрились жесткий диск от какой то советской машины приделать, а после, появилось диковинное чудо, персональный компьютер на базе i286, сразу же написали эмулятор лентопротяжного устройства и сделали дамп всех перфолент, потом грузили меинфрейм уже с персонального компьютера. Я как то в одной из мастерских нашел 18 томов ассемблерного кода с рукописными правками в некоторых местах. Долго думал о своей компетенции.

Я как то в одной из мастерских нашел 18 томов ассемблерного кода с рукописными правками в некоторых местах. Долго думал о своей компетенции.

Коллега рассказывал, у него на работе в конце 90x бабушка под 80 лет писала на ассемблере.

Да я сам много писал на ассемблере IBM/370. Два внедренных проекта было. На ассемблере Z80 тоже писал. Некоторые программы у меня даже покупали. Например, программу выгрузки magic файла TR DOS с диска на кассету, с возможностью загрузить потом программу с кассеты.

А сейчас приходится порой писать на ассемблере для AVR, STM8, ARM(STM32) и все никак не соберусь поиграться с ассемблером двухцентовых Padauk )

В Sega Mega Drive (Genesis) Z80 изначально был встроен не только и не столько для работы со звуком, сколько для обеспечения обратной совместимости с предыдущим поколением - Sega Master System - оно было построено именно на Z80.

P.S. Где-то в закромах валяется Yamaha MSX-2 (точно такой же как на фото в статье) с цветным ТВ-энкодером от MSX-1 - КУВТ-2 (Комплект Учебной Вычислительной Техники) поставлялись в школы с RGB-мониторами в составе и в целях удешевления на этом модуле сэкономили - пришлось "колхозить" чтобы комфортно использовать с телевизором.

В школе был компьютерный класс с Правцами обьединенными в локалку. Дисковод стоял только у учителя, на остальных только базовый BASIC подгружался. Там мы и изучали азы программирования. Помню была команда для отправки на любой комп чтобы его повесить, были смешно убивать комп соседей когда те написали 10 строк кода.

Аналогично, только на УКНЦ) Потом появился второй класс - на Performa lc 475, тоже с сеткой, учительский компьютер был помощнее, уже не помню какой, к нему прилагался струйный принтер и внешний скази сидиром, разница была по ощущению невероятная, хотя бейсики были и там и там)

На 580 еще был микролаб - это компьютер для изучения его работы располагался в ящике а-ля дипломат :) Я на базе ЮТ88 (схема была опубликована в приложении к ЮТ) делал свой комп со страничной паматью в 256Кб, и графическим видео выводом, но так и не доделал. Получил доступ к более серьезным компьютерам :)

Микролаб 8080, на нём проходили асемблер на 3 курсе в 2018 году. Была тестовая музыка и некоторые чемоданчики не проигрывали её. Для меня было очень необычно что у компьютера не работают корректно некоторые инструкции. Так же там была очень приятная механическая клавиатура. Кстати кто-то даже сделал эмулятор микролаба

Удивительно!!! :))) Мы обучались на нем в 1988-ом году :))) И уже тогда он был несколько морально устаревшим девайсом.

Т34 в белой керамике до сих пор валяется, особенность, что ножки не залужены. Немного помята крышечка, но может не достало до кристалла. Есть и I/O ВВ55, упомянутый таймер и UART ВВ51, несколько раз порывался что-то собрать, тем более для Z80 есть Си.
Но я не очень в embebbed и не очень понятно как быть с отладкой. В бытность ZX и упомянутых АОН-ов тупо вставлял память (CMOS SRAM 537РУ10) с припаянным конденсатором по питанию в программатор, а потом переносил в плату, и так повторить по много раз. Потом уже появился эмулятор ПЗУ со шлейфом в LPT на PC. А сейчас ставить esp32 на загрузку - как то не спортивно:)

Интересно упоминание СМ60x комплекта. Нашел краткий обзор в : Микропроцессорные средства и системы 1988 №05 и в коробке заодно: CM602 - I/O, похожий на 8255 и СМ603 - UART аж в в фиолетовой золотой керамике. Но увы, такое точно только в коллекцию.
ps еще какая то CM650 DIP28, но этой даже упоминания нет (но не очень то и старался).

CM602,2 pinout

n-MOS 1MHz

В ИГУ (Иркутск) один из студентов физфака в конце 90х - Сергей - написал программу на турбо-паскале для обучения программирования на КР580 на ассемблере. Управляя числами в портах, можно было выводить цифры на индикаторы. Все на экране отображалась - редактор asm, трассировка, регистры. Я видел процесс разработки и эта программа была для меня огромной по размеру - 5000 строк в редакторе, компилировалась долго))).

В ХНУРЭ (ХИРЭ) комплекты на базе 580ВМ80 использовались для обучения студентов некоторых специальностей программированию (факультет радиотехники). Комплекты позволяли выполнять пошаговое исполнение программы, отображение состояния всех элементов системы (шина данных, шина адреса, регистры, содержимое ячеек памяти). Каждый комплект - это такой немаленький чемоданчик с кучей индикаторов и тумблеров.

Нельзя не упомянуть еще СМ-1800-1804: процессор 580ИК80А, полностью буферизованная шина И40/41. Буквально «море» плат расширения: разнообразные последовательные и параллельные интерфейсы, карты ОЗУ и ПЗУ, интерфейсы к модемам и телетайпам, АЦП, ЦАПы, дисковод, и еще много разных узкоспециализированных модулей. А, и еще в комплекте шел терминал ВТА-2000, с зеленым экраном и большой, но достаточно качественной герконовой клавиатурой.

Попадалась публикация о  кластере СМ-1800, на котором обрабатывалось изображение панорам поверхности Венеры.

Помню, как одна СМ-1800 восемь терминалов тянула, на которых девочки данные вводили, записываемые потом на бобины магнитой ленты для последующей обработки на ЕС ЭВМ.

Все-таки удивительная страна была. Я Apple II увидел раньше, чем Агат и Корвет. Apple II у меня дома периодически оказывался, когда мне пять лет было, Агат я увидел в возрасте лет 9-10 у матери на работе (притащили, поставили, постоял, унесли, почему-то софта не было с ним). А потом, классе в пятом-шестом в школе уже играл на Корветах. Правда в этот же момент дома появился 386sx.

«Агат» можно назвать первым советским серийным компьютером. Он был разработан в НИИ Вычислительных Комплексов под руководством небезызвестного А. Ф. Иоффе в 1981-1983 гг. Серийное производство компьютеров стартовало в 1984 году.

ИМХО не нужно так говорить:


«Искра 1256» — советская микро-ЭВМ. Разработана в 1979 году[1]. Выпускалась серийно в 1980-х гг. на производственном объединении «Счётмаш», город Курск.

Конечно, эта машинка была не бытовой (по тогдашним деньгам стоила дорого):


Ориентировочная стоимость в зависимости от исполнения — от 6970 до 14200 рублей[3].

До того была 15ВСМ5.

Ну, 15ВСМ5 в ее оригинальном виде (до превращения в Д3-28) сложно назвать персональным компьютером. Это все-таки типичный «продвинутый» программируемый микрокалькулятор.

Не буду спорить, но IBM PC XT с нынешних высот можно обозвать микрокалькулятором;) Статья про историю.

В 1980х были интересные обсуждения в солидных журналах типа "Наука и жизнь" на тему нужен ли дома ПК. Доводы приводили разные, нпр., открывать форточку, чтобы проветрить.

А в "Литературной газете" была статья, что персональные компьютеры в СССР невозможны, поскольку противоречат духу коллективизма. Вероятно, авторы всю жизнь мечтали жить в коммуналке на 40 квартир. "На тридцать восемь комнаток всего одна уборная"...

Ну так гуляют же по интернету цитаты вполне солидных зарубежных деятелей компьютерной индустрии, в духе «да кому может понадобиться иметь компьютер у себя дома???» И ведь, прикидывая уровень тогдашней компьютеризации, трудно бывает с ними не согласиться: действительно, а кому? Упоротым гикам в качестве хобби, ну, может, еще детям в качестве дорогой игрушки.
А на счет духа коллективизма — глядишь, еще придем к этому и безо всякого СССР. Как-то компьютеры становятся всё менее персональными: всё в интернетах, всё в облаке, для всего надо быть онлайн.

Для таких задач достаточно было i8748/КМ1816ВЕ48. Благо умельцы еще в конце 70-х сделали макробибилиотеку для использования макроассемблера IBM-370(ЕС ЭВМ) в качестве кросс-ассемблера MCS-48. Помню, как руками прошивал его, глядя на листинг с АЦПУ )

Какой ВГ75 на Векторе? У Вектора процессор действительно имеет рваную частоту из-за подстройки под видео, но видео у него полностью на своих микросхемах. ВГ75 не может давать многоцветную графику больше чем 2 цвета на знакоместо. И тормозит систему безбожно. Видеосистема Вектора (до и многих других компов той поры, например Специалист и Орион) поэтому и не использует эту микросхему, поскольку она отжирает до половины времени процессора.

UFO just landed and posted this here

Это уже скорее работа в машинных кодах. Ассемблер - это текстовый файл мнемоник, который потом транслируется программой-ассемблером (Сборщик по-русски)

Кто нибудь может пояснить следующее.

Советский клон i8080 вышел через 3 года после оригинала.

А вот клон z80 пришлось ждать более 10 лет.

Хотя z80 был и дешевле и производительнее.

Думаю, что запроса не было.
8080 понадобился, и скорее всего — воякам или космосу. А актуальность Z80 возникла, когда пошел бум «бытовых» компьютеров, и главным образом — для клонирования спектрума. Просто заниматься клонированием Z80, когда уже были 580ВМ80А и 580ВМ1, резона не было — это было практически шило на мыло. Производительность почти та же, если нужно одно питание, можно было поставить 580ВМ1.
Ну и надо вспомнить, что Z80 клонировали не самостоятельно, а взяли готовый уже ГДРовский клон U880, производившийся там с 1980-го года.

Не соглашусь про шило. Всё-таки z-80 сильно продвинутее 8080. И он может исполнять софт 8080 (кроме явно вредительских случаев, когда несуществующие опкоды использовались). А вот обратное неверно. Т.е. на z-80 можно было запустить больше готового софта с минимальными переделками, или вообще без переделок (например написанного под cp/m)

580ВМ80А не был чистым клоном, скорее его можно назвать продуктом реверс-разработки сделанной на основе 8080. После анализа оригинала были исправлены некоторые схемотехнические ошибки оригинала. Так что 580ВМ80А можно считать исправленной версией 8080, то есть аналогом. Разница в дате запуска в серию 5 лет, 8080 — 1974, 580ВМ80А -1979 год. Интересный факт, 580ВМ80А был востребован за рубежом т.к. стоил меньше оригинала при полной совместимости с оригиналом.
Советского клона Z80 не существовало, то что производилось у нас, изготавливалось на масках ГДРовского U880 который пошел в серию в 1980 году, спустя четыре года после оригинала, и он являлся аналогом z80, т.к. тоже являлся продуктом реверс-разработки.
Тут и вот тут про советские аналоги Z80.

Цитирую по тексту статьи: "ВМ80А — это клон американского процессора Intel 8080A 1974 года. Выпускался с 1977 года"

Откуда 5 лет вместо 3х?

Ну выпустить к красной дате, 60-летию Октябрьской революции и очередному съезду КПСС, партию чипов это одно (одна нестандартная корпусировка 580ИК80 на это намекает). А вот массовое производство наладить, это совершенно другое. Да и выпуск прототипа советского компьютера на 580ВМ80А СМ1800 лишь в 1979 году на это намекает.
И еще в статье есть множество ошибочных утверждений, так что не стоит слепо доверять информации из неё.

Хм, это к какому съезду КПСС? К 25му поздно, он в 76 году прошел. К 26му (1981) как то рановато.

Дровишки с 155ЛА3.ру
«А вот на моём вскрытом экземпляре вместо „580ИК80А“ какие-то странные буквы — »МП-К-25". Это внутриинститутское обозначение темы (которое вроде бы расшифровывается как «Микропроцессор Кобылинского 25-му съезду»), так что он явно из совсем ранних образцов. Причём его топология, хоть и не значительно, но отличается от 580ИК80."
И конечно вы правы, там у меня должно быть «или», а не «и» -«Ну выпустить к красной дате, 60-летию Октябрьской революции или очередному съезду КПСС»

В странах советского блока было разделение, кто какие микросхемы какой фирмы ковыряет. СССР взял на себя Интел, ГДР Зилог, а Болгария МОС.

так я про это и говорил, СССР пилил лобзиком 386, ГДР успешно выпилила 286, Чехословакия вроде пилила ARM. Хотя с ARM не все понятно, ходили слухи что минторговли почти договорилось о лицензии на производство ARM

Долгое время считалось, что ГДР-овского U880, выпускаемого с 1980 года, достаточно.

КА1515ХМ1 — это была просто «болванка», а ее «содержание сознания» было в тех трех циферках, которые шли дальше — это был номер прошивки. Прошивалась она только на заводе при изготовлении. И Т34ВГ1 — это была 216-я прошивка.
БМК этого типа с различными прошивками были и в школьном компьютере УКНЦ, и в аппаратуре ИКМ-уплотнения и спецсвязи… И этих прошивок были сотни, если не тысячи.

А свои то процессоры были? Или исключительно клоны?

Уж не знаю правда или нет, но преподаватель в вузе рассказывал что копирование доходило до того, что даже косяки самого кристала процессора копировали: производители одного из оригиналов потом удивлялись, почему в кремнии клона странная загогулина, оказалось что бракованный чип попался и скопировали как есть.

UFO just landed and posted this here

К1801ВМ1  и последующие были точно своей разработкой.

А свои то процессоры были? Или исключительно клоны?

Когда-то давно читал, поэтому не поручусь за 100% достоверность информации и то, как я её помню, что ещё во время космической гонки в СССР было принято целиком политическое решение отдать приоритет в развитии аналоговой технике в противовес цифровой - читай западной.

Не совсем так. Получилось так, что моя выпускающая кафедра именно этим и занималась и я сам удивлялся гениальности решения.

Суть в том, что для подавлющего большинства применений, включая военку и космос, многие задачи, которые необходимо было решать автоматизированно, сводились к решению систем дифференциальных уравнений. С численным интегрированием (в реальном времени!) вполне справлялись мэйнфреймы, но уж никак не бортовые ЭВМ тех времен. При этом ОУ способен выполнять интегрирование и дифференцирование быстрее даже майнфреймов тех времен. А прецизионный ОУ - еще и с вполне приемлемой точностью.Отсюда возникал гибрид ЦЭВМ и АВМ, где задачи дифференцирования и интегрирования выполнялись аналоговой частью, а управление АВМ и все прочие задачи - цифровой.

В результате такие гибриды показывали лучшее сочетание быстродействия и точности, чем чисто цифровые аналоги. Эпоха же чисто цифровых многоканальных анализаторов началась только в 90-х годах прошлого века. А так, с 1963, когда было принято решение о разработке и выпуске БЦВМ для военки и космоса, подавляющее большинстов их были гибридными. Подозреваю, что даже сейчас в военной технике интегрирование или диференцирование по времени сигналов от аналоговых датчиков вполне может выполняться на ОУ, предоставляя на вход АЦП уже интегрированный или дифференцированный сигнал.

Подозрения необоснованные ).

Как раз наоборот, обоснованные. У обычной ФАР свыше тысячи ячеек, и интегрирование данных с каждой необходимо производить в реальном времени параллельно. С помощью ОУ на каждой ячейке с этим справится даже мобильный ARM, а без них - потребуется уже мощный сервер, который на активную защиту танка не поставишь.

При таком хитром переводе шайбы, видимо, чисто "цифровой датчик" - это микрик на открытие форточки ).

Были. Например, 1801-ю серию делали сами — более того, ее сделали на основе оригинальной архитектуры (Электроники НЦ), а потом приспособили эмулировать систему команд PDP-11.
Точно ни у кого не «драли» процессоры для микрокалькуляторов Б3-21 и Б3-34. Хотя архитектурно они унаследовали идеи старинных микрокалькуляторов фирмы Wang с закольцованной линией задержки в качестве памяти.
Подумал: в СССР могло бы вообще не быть широкого применения 8-битных микропроцессоров, если бы не одно обстоятельство. Серию 580 продавали всем предприятиям, а потом даже физлицам, а 1801 — только МЭПовским предприятиям. Остальные применяли 580 не потому что хотели, а потому что купить 1801 не могли. Если бы и 1801 продавали всем — всё было бы на ней. Всё было бы 16-битным, даже самопал.
С другой стороны, если вспомнить с каким трудом «добывалась» память для самоделок, то 8-битная архитектура была более доступна.
В БК0010 такая же серия 565, она однобитная, из неё ОЗУ любой разрядности набрать можно.
Что набрать-то можно — оно понятно, было бы из чего.

У 1801 была мультиплексируемая шина адреса и данных, чем он сразу проигрывал Z80 как по производительности, так и по сложности внешней обвески.

А так, БК0010 в магазинах продался свободно еще до разработки советских клонов ZX Spectrum

Собранный — продавали, а отдельно серию 1801 неМЭПовским предприятиям и физлицам — нет.

Так как я с 1983 по 1992 год обитал в Зеленограде, то за всю страну не скажу, но там он был доступен повсеместно и предприятиям, и физлицам (в том числе и на Тушинском радиорынке).

Но тогда почему на 1801 серии совсем не было ни самопала, ни кооперативных изделий?

Во-первых, из-за мультиплекированной шины адреса-данных решения на нем были дороже, чем на Z80. После появления Т36ВМ1, решавшей проблему внешней обвязки, даже АОНы появлись. Но это были уже 90-е годы. Тогда же появился и Т34ВГ1 для спектрумов.

Во-вторых, для самопала и кооператива важно наличие софта. Так как 1801 на уровне машинного кода был совместим только сам с собой, то этим он радикально проигрывал Z80 в ZX Spectrum для которого на рынке был большой выбор ПО и этот выбор со временем нарастал чуть ли не по экспоненте.

Ну, АОН появился ровно один. И больше мне не встречалось применения микросхем серии КА1013 вне МК-85 и «производных» продуктов.
А МПИ сложна не только мультиплексированностью, а тем, что она основана на асинхронном обмене сообщениями. Собственно, даже в промышленных системах (те же ДВК и УКНЦ) МПИ резали и усекали, потому что полная ее версия была слишком сложна.

Так про то и речь, что 1801 уступала Z80 и по цене (дорогая обвеска). и по производительности, и по имеющемуся ПО. Для специализированного применения в рамках МЭП, особенно с учетом наработок по ДВК и УКНЦ, она еще была пригодна. А для сторонних заказчиков и, тем более, любителей или кооперативов, 1801 проиграла Z80.

Я сам на Z80, используя ZX Spectrum при проектировании, разработал несколько специализированных решений (принтер на базе механики списанных РТА-80, гейт к IBM 3270 и т.п.). Простота схемотехники и доступность средств разработки очень подкупала, по сравнению с 580 или 1801.

БК0010 и «Партнёр-01.01» стоили примерно одинаково. Софта под 1801 было достаточно много: RT-11 и всё, что для неё. Хотя именно в БК0010, как некоторые считают, были приняты преднамеренные меры, чтобы RT-11 не работал, в 0011 исправили. Игры с других платформ портировались вяло, т.к. весь код приходилось писать с нуля, но всё же, на БК аж целый Antarctic Adventure, например, портировали, и ещё что-то.

А что толку с такого софта для любителей или кооперативов? Им, в первую очередь, игры были нужны. Не будет же самопальщик или кооператив их портировать?

Вот портированием игр на БК физлица и кооперативы как раз занимались. И созданием игр с нуля тоже. Конечно, «Спектрум» даже близко не догнали, но штук 100 игр было. И системным и прикладным ПО тоже занимались, AlexeyNadezhin подтвердит. А когда поняли, что БК (особенно 0011) лучше, чем ZX Spectrum, подходит для пишуще-машиночных применений, сделали редакторы EDASP, EDALT, а затем Vortex, по псевдографическим возможностям близкий к «Слову и Делу». Ещё довольно много периферии для БК сделали, например, контроллер дисковода со встроенным ОЗУ для превращения БК0010 в аналог БК0011М.

штук 100 игр было

Против 25 тысяч для ZX Spectrum?

для пишуще-машиночных применений

Для таких применений бытовой телевизор был однозначно не пригоден. Я даже не пытался себе на нем глаза портить, используя в институте или на работе сначала ЕС-ку, а затем ПК. А к моменту начала производства БК0011 уже стали вполне доступны XT совместимые компьютеры на NEC V20 с CGA и монохромным дисплеем или ЕС-1834 (Роботроны), которые списанные, но во вполне рабочем состоянии, можно было недорого купить уже с 1990 года.

Сам лично не покупал, так как хватало компов на работе и ZX Spectrum в общаге, а однокурсники покупали себе для работы. За сколько именно точно не помню, но, порядок цены на них был такой же, как на новый Epson LX-800, который я покупал себе в тот же период времени.

Vortex вышел довольно поздно, когда б/у мониторы МС6105 роскошью уже не были. Сдерживающим фактором оказывалась клавиатура, которая у БК весьма «тугая».

С БК почти не общался. На спектрумах обходился герконовой клавиатурой и особых нареканий она не вызывала. Была мысль прейти на холловскую (благо ЕС-7927 начали массово списывать), но так и не собрался.

Вообще ZX Spectrum у меня прожил с 1987 до 1993 года, когда окончательно отправился в кладовку в связи с покупкой ПК на Cx486 (или даже Cx486SLC - не помню уже точно). До этого все равно дома было не до игрушек, так как старшая дочка родилась в 1988-ом, а младшая - в 1990-ом.

В 80-х с БК0010 продавалась периферия (в коробочке размером с модные тогда карманные шахматы), реализующая GPIO. Встроенный "Басик" позволял дёргать любой из 16 (?) выводов. За лазерный профилометр-анализатор спекл-структуры с управлением и математикой на БКашке даже медальку ВДНХ поимели. (Коробочка без потрошков до сих пор хранится)).

80-х с БК0010 продавалась периферия (в коробочке размером с модные тогда карманные шахматы), реализующая GPIO. Встроенный "Басик" позволял дёргать любой из 16 (?) выводов.

Неправда ваша, дяденька Биденко. "GPIO" порт там был уже с завода, 16 TTL вводов и 16 выводов, доступен по адресу 177714 .

Та штуковина, что шла в комплекте
— это просто разъём для того порта, в котором входные пины были распаяны на одноименные выходные, для опытов тестов.
— это просто разъём для того порта, в котором входные пины были распаяны на одноименные выходные, для опытов тестов.

Это "блок КМ", который чисто разветвляет те самые { 16 бит ввод, 16 бит вывод } на { 6 бит ввод, 1 бит вывод } мышке (разъём УВК, Устройство Ввода Координатное) и { 9 бит вывод, 1 бит ввод } принтеру (ПУ, Печатающее Устройство)

Распиновка мышки
Мышь называлась "УВК-1 "Марсианка"", гуглите.
Мышь называлась "УВК-1 "Марсианка"", гуглите.

Никаких микросхем там внутри нет — чисто распайка проводами разъёма УП на разъёмы КМ и УВК.

(Тот самый случай, когда кто-то обсуждает — "...а вот египетские пирамиды...", а ты так, гордо подбоченясь, — "А, пирамиды?.. ДА Я ИХ СТРОИЛ!!!")

Именно так. Для подключения к БК принтера не нужно никакого другого железа, кроме разъёма и кабеля. Параллельный порт уже есть.

У ВМ86 тоже мультиплефксируемая шина данных/адреса

У К1810ВМ86/88 еще и адресное пространство было в 1 мегабайт, а у доступных К1801ВМ1/2 было доступно всего 64 килобайта. Да и собрать что-то на ВМ86/88 было проше, периферийные микросхемы 580 серии были удивительным образом совместимы с ними. :)

Купил недавно на аукционе Криста, там тоже микропроцессор: КР580ВМ80А
Но, нету блока питания и не могу найти схему, или хотя-бы распиновку разъёмов.
Инет прошерстил, но кроме фотографий ничего нет, может кто подскажет где взять схему и софт.

Распайки разъёмов телевизора и магнитофона. Но не БП.

ru.pc-history.com/wp-content/uploads/Komp_Krista_kniga_2.jpg

Я так понял, БП там подключается через кабель, впаянный в компьютер наглухо, а разъём расположен на БП. Вот сколько жил в этом кабеле? Чтобы знать, как там сделано: как в «Микроше», где преобразователь — в компьютере, или как в РК, где в БП несколько стабилизаторов.

Да так и есть, в мануале распиновку не обозначили. Из бп должно выходить +5 -5 +12 и земля.

Нужно иметь в виду, что к питанию там все очень критично, и в первую очередь — к порядку подачи. Сначала обязательно -5В, затем +5 и тогда уже +12. Если -5 В пропало, должны тут же отключиться и +5 и +12, при пропадании +5 В надо снимать +12. Причем сам ВМ80 зачастую мог работать и без -5 В (но мог и выйти из строя), а вот память на 565РУ3 выходила из строя почти всегда и сразу.
Действительно ли поздние КР580ВМ80А (1990 год и далее) от одного 5 В нормально работали?

На чём в «Кристе» ОЗУ, не знаю, по фото не разобрать.

Пару лет назад ремонтировал старинный бошевский частотный преобразователь на 30кВт 1987 (кажется) года выпуска. Цифровой. На процессоре i8088. Очень удивлялся, что уже в те времена делали ЧП по классической сегодня схеме. По быстрому присобачил к плате процессора OPi на панельку для i8087, записал обмен по шине при старте, пара питоновских скриптов для обработки и вот она - неисправность.

Было очень приятно вспомнить молодость. =)

У соседа был Радио-86РК. Так у него была клавиатура в виде железного корпуса и круглых фрезерованных кнопок (как на радиоаппаратуре).
Нигде не могу найти, что это за клавиатура такая могла быть. Никто не в курсе?

Вполне мог быть самопал заводских умельцев. Например, клавиатуры для первых IBM PC в СССР стоили 1200р (десять зарплат инженера), так что овчинка вполне стоила выделки, особенно если серией в 20шт. запустить, а металл на предприятиях тогда никто не учитывал, по крайней мере - в таких количествах.
У меня в Радио-86РК, например, клавиатура от ДВК была, в смысле - клавиши были выпаяны из родной платы клавиатуры, привинчены к куску текстолита и брошены навесным монтажом. Не делал плату травлением, т.к. и разводить-рисовать лаком долго, и фотованночку такого размера было не достать.

И да, это - работало, несмотря на ужасающий вид. Я тогда второкурсником был, причем учился на технолога по металлобработке. Пару лет работало без нареканий, пока свой первый Спектрум не собрал

В детстве у меня был Вектор 06Ц и мне запомнилась одна программа для него.

Когда компьютер стартовал загрузку с кассеты, то не всегда все столбики заполнялись полностью. Иногда столбик имел пропуски "строк", а иногда отсутствовал вовсе. И если в течение нескольких попыток программу загрузить не удавалось, то в ход шла эта программа-реаниматор. Каким-то магическим способом она заполняла пробелы и программу можно было сохранить обратно на ленту. Иногда стартовый загрузчик показывал все несколько столбцов из пары десятков, но этой чудо-программе хватало даже этого. Всегда удивляли такие возможности проги и непонятно, почему этого не было в самом загрузчике. Увы, название программы не запомнилось.

Немного не по теме, но при записи программой-копировщиком можно было указать количество повторов одного блока(обычно два) и скорость записи. Не помню, в каких пределах регулировалась скорость, но у меня был, например, Бейсик, записанный на максимальной скорости с одним блоком. Это позволяло весьма резво загружать его, правда сама кассета была фирменная TDK. А на отечественные кассеты писали обязательно с двойным повтором и на замедленной скорости(естественно, не скорости магнитофона, а скорости воспроизведения звука программы). Эх, были времена…

У нас Агаты в школе были. В принципе ничего так, но мне мой личный Спектрум нравился больше. Программ интересных, игр было больше (ну лично мне доступно). Единственное, конечно, монитор и дисковод - это тогда было круто!

«86РК» (или «РК-86», как его иногда называют) позиционировался в качестве самодельного устройства, собрать которое в состоянии даже подросток, хотя бы раз державший в руках паяльник.

Автор пробовал собирать его сам, будучи подростком?
Начать с того, что средств диагностики для 86-РК не было. Вот прямо совсем. Это уже для Спектрума появились тестовые прошивки, позволяющие по изображению на экране (нет, не текстовым сообщениям, а по цвету фона знакомест) хоть как-то диагностировать проблемы. Проблемы с отладкой знаю не понаслышке - свой-то 86-РК я запустил :)
1. Брак компонентов. Многие слышали про большой процент брака в советских чипах. И это еще хороший вариант. Купить в магазине 90% микросхем было нельзя, приходилось ходить на радиорынки. Это профи имели своих проверенных поставщиков, а обычный студент вроде меня, приехавший в Москву на радиорынок за деталями, никого не знает. Среди купленного мной набора чипов для 86-РК три штуки имели заводской брак, при этом контроллер дисплея ВГ75 однозначно был бракованным изначально, и продавец об этом знал, как я понял после. Да, отбраковку с предприятий несли на радиорынок. В среднем, 1 раз из 10 я налетал на брак.
2. Брак печатной платы. На фото в комменте выше я пропаял ВСЕ переходные отверстия. Тонкими проволочками. Поскольку травление было отвратительным. А другую плату найти - это и небыстро, и недешево. Немного уходя в сторону, в моем первом Спектруме плата была вообще разведена с ошибкой, точнее, под другой тип мультиплексора, не тот, что на принципиальной схеме.
3. Прошивка ПЗУ. Хорошо, если есть знакомые дяди с программаторами и ты живешь в Москве, и тебе дали прошитую 537РФ2, чтобы ее скопировать. А если нет? Ручками набить 2К машинных кодов - это надо быть Шелдоном. Я не Шелдон, пытался 2 раза, не получилось. К счастью, компьютерные тусовки тогда уже были, да и любой, имеющий отношение к компьютерам, готов был помочь совершенно безвозмездно. Не знаю, прошел бы я этот путь, продолжая пытаться вбивать коды ручками.
Ну и остальное... Спросите любого современного подростка, как надо отлаживать процессорные платы... В принципе, особых отличий с тогдашним подростком не будет. А надо подобрать емкость, чтобы запустить тактовый генератор, иногда инвертировать видеовыход, адаптируя его под конкретную модель телевизора, надо смотреть качество сигнала на дорожках, поведение блока питания под нагрузкой. А осциллограф-приставку на Алиэкспрессе тогда было не купить, я за двухлучевой С1-55 свой цветной телевизор отдал.
Да что подростки... Глядя на современных свежеиспеченных выпускников специализированных ВУЗов, вижу, что самостоятельно отладить 86-РК, даже при доступе к современным средствам диагностики, сможет хорошо если 1 из 3. А с умением собственно паять - вообще полный швах. Ну да, в топовых ВУЗах типа МИРЭА-МИФИ-Бауманки нормально, но это капля в море (извините, если кого обидел, но печальная личная статистика, МИРЭА-шников на всех не хватает).

Как то так сложилось, что собранные студентами на продажу нерабочие ZX Spectrum отдавали мне в наладку. И без всякой тестовой прошивки, исключительно двухлучевиком, тестером и самопальным примитивным генератором меандра, находил я и оборванные дорожки, и непропаи, и неисправные компоненты. Причем все это сразу после первого курса, базируясь, в основном, на еще школьном радиолюбительском опыте. Никаких проблем не было. Причем деньги я за это не брал, только натурой. В итоге за год обзавелся уже своими ZX Spectrum, осциллографом, тестером, паяльной станцией, кассами компонентов и т.п.

А сейчас, когда под рукой и логический анализатор, и цифровой осциллограф, и компьютер с FT2232HL, а современные МК повсеместно поддерживают внутрисхемную отладку, то даже подросток справится с наладкой.

Как то так сложилось, что собранные студентами на продажу нерабочие ZX Spectrum отдавали мне в наладку

Не надо путать запуск своего первого в жизни компьютера и отладку на потоке. Разные вещи, совсем.

А сейчас, когда под рукой и логический анализатор, и цифровой осциллограф, и компьютер с FT2232HL, а современные МК повсеместно поддерживают внутрисхемную отладку, то даже подросток справится с наладкой.

Вы смотрите с высоты своего опыта. Да, можно взять 48-канальный Tektronix, обвешать плату пробниками и сказать, где кака. А если это все в руках никогда не держал раньше? И не имеешь понятия про шины адреса и данных.
Отладка микропроцессорной (не микроконтроллерной) системы - это некий этап в развитии электронщика, к которому приходят не сразу, а прочитав некоторое количество книжек и набив некоторое количество шишек.

Не надо путать запуск своего первого в жизни компьютера и отладку на потоке. Разные вещи, совсем.

Но какой-то в этом потоке был первый. Я даже его помню до сих пор. С обрывами дорожек на плате и битым счетчиком.

не имеешь понятия про шины адреса и данных.

Не имеешь понятия - не суйся, пока не прочитаешь об этом и не поймешь. А перед этим желательно еще и Хоровица почитать.

86РК я не коснулся из-за того, что моменту его появленя батя уже притащил плату клона ZX Spectrum. Благо работал он в то время во Львовском НИРТИ и лично знал ребят, которые этот клон делали. Но зтот комп все же, скорее, батя запустил, а не я. Первым лично моим запущеным спектрумом был уже Ленинград.

Автор пробовал собирать его сам, будучи подростком?
Не автор, но как раз собирал в 15-16 лет.

Начать с того, что средств диагностики для 86-РК не было.
Была, по крайней мере, одна прошивка для теста ОЗУ, которая даже выдавала звуковые сигналы.

Купить в магазине 90% микросхем было нельзя, приходилось ходить на радиорынки.
В нашей «глубинке», нормой было покупать детали на барахолке. В магазине были только КТ315, и то не всегда.

контроллер дисплея ВГ75 однозначно был бракованным изначально
ВГ75, это самый большой фэйл разработчиков РК86 — крайне дефицитная, ненадежная, много бракованных. Но тем не менее, второй экземпляр оказался работоспособным. И из 14 РУ5/РУ6, еле удалось отобрать живые.

А другую плату найти — это и небыстро
Рейсфедер, лак и немного свободного времени.

Ручками набить 2К машинных кодов — это надо быть Шелдоном.
Это преувеличение — набить можно, и даже без ошибок.

Что касается наладки, то не скрою, что мне потребовалась помощь другого подростка (если правильно помню, то даже на год младше меня), но ничего сверх сложного в этом нет.

Не автор, но как раз собирал в 15-16 лет.

Вы правда относились к категории

подросток, хотя бы раз державший в руках паяльник

Или же до сборки были радиокружок, другие поделки? А среди знакомых, родителей - электронщики?
Сколько лет опыта было у Вас до того, как Вы сделали плату для 86-РК?

А другую плату найти — это и небыстро
Рейсфедер, лак и немного свободного времени

Эммм... Тонкие сверла имеют скверную привычку ломаться при малейшем перекосе, а отверстий там много. При доступе к настольному сверлильному станку особых проблем нет, но это если есть доступ. У меня не было. Рейсфедером тоже не все можно провести, хотя дорожки питания в 86-РК довольно тонкие были. Ну и подтравы на плате такого уровня - это большая проблема, надо тщательно следить за процессом травления.
Наверное, я бы прошел этот процесс, раза с пятого, но мне отец привез из одной из командировок с Севера готовую плату, устав смотреть на мои мучения. Не идеальную, половина переходных была без металлизации, но сильно лучше той, что я бы мог сделать сам.

Или же до сборки были радиокружок, другие поделки?
Паяльник держать умел, но компьютеры, да и вообще, схемы на БИС собирать не приходилось. Платы рисовал, наверное, уже пару-тройку лет как. Родители к электронике никаким боком.

У меня не было.
У меня тоже. Только ручная самодельная сверлилка со специальным образом заточенной иглой от швейной машинки.

"Начать с того, что средств диагностики для 86-РК не было" - да ладно. В журнале были опубликованы схема "пошагивателя", и тестовая прошивка ПЗУ. Методика запуска и наладки тоже там же публиковались.

Вот добывать дефицитные БИС да, было сложно. Самодельную печатную плату тоже не все могли осилить (лично я смог вытравить и высверлить платы источника питания и клавиатуры, а с платой самого РК сломался на этапе сверления в нескольких местах :))

Для РК были средства отладки и диагностики. Не такие фундаментальные, как для "Микро-80" (где модуль отладки был сравним по сложности со всем 86РК), но...

В ж."Радио" была опубликована ПЗУ и схемка "шагалки", позволяющая пошагово проходить тест с неё. Сначала в пошаговом режиме проверялись побитно портовки ВВ55, после, уже в автоматическом, на этот порт выдавались коды ошибок и неисправностей. Насчет вывода ошибок на телевизор - не помню...

Ручками набить 2К машинных кодов 

-я набивал, сначала 1К для знакогенератора, потом 2К для "монитора". да и РК86 на макетке от СМ1800 спаял, на втором курсе института.

Я тоже набивал, 2 раза, но увы, ни разу это успехом не завершилось.

А вот на макетке спаять - это да, сильно. Была бы под рукой - возможно, попробовал бы, но не было ее. Клаву вот спаял проводками

Какой-то аналог 86-РК продавался в "Электронике" на Ленинском. Плата с набитой и распаянной рассыпухой помещалась в толстеньком сером корпусе с клавиатурой. Оставалось распаять дюжину проводков, да, кажется, вставить процессор в ламель. Поигрался, а потом коллега для сына выпросил - с дальним прицелом. Мудрый человек был )).

В разделе про Вектор ошибка: видеопроцессор в нем выполнен на микросхемах мелкой и средней логики, а ВГ75 относится к РК86.

Тактовая частота процессора повышена до 3 МГЦ, однако в силу особенностей синхронизации ЦП с видеоконтроллером на КР580ВГ75 некоторые команды выполнялись существенно медленнее

КР580ИК80 — у меня как раз целая коробка таких ранних микросхем. ) Более точное название — КР580ИК80А.

ххех...

Didactic Scalika сразу "зашитая" в БМК... Это было дешевле чем

На "Специалисте" в общаге чертей гоняли (игра такая была. Набивали вручную. Нудно, но в целом не сложно. Контрольные суммы были указаны построчно). И в бэйсике строили диаграммы для лабораторных работ, графики прямо с экрана телевизора (лампового!) копировали (приложил лист, и карандашом обводишь).

А еще КР580 требовал три напряжения, да еще в определенном порядке подавать, для чего надо было ГФ24... А в сочетании с логикой на 155 серии токи были нешуточные.

На этом фоне Z80 выглядел шедевром инженерии: напряжение одно, токи мизерные, частота выше... А в сочетании с логикой 555 Спектрум был образцом изящества и совершенства на фоне набора 580 + логика на 155.

А в тот же период АОНы... с 38 (Тридцатью восемью!) диодами на плате...

И деревья тогда были зеленее, и небо выше...

И да, все в 8 бит без особых проблем укладывалось.

А еще КР580 требовал три напряжения, да еще в определенном порядке подавать, для чего надо было ГФ24...
Вы за давностью лет подзабыли. 580ГФ24 вовсе не управлял очередностью подачи питаний, а вырабатывал сигналы тактирования.

Вы совершенно правы. Забыл за давность лет про назначение ГФ24.

Спасибо за поправку.

а ещё на КР580ВМ80 был сделан контроллер К1-20 Электроника МС2702.

Были и такие. Но в спектрумы не ставились, конечно.

Я впаивал кварц на 17 МГц, вместо 8 (точнее впаивал несколько имевшихся, постепенно увеличивая частоту ). К удивлению запустилось. На телевизоре пришлось частоту кадров скрутить до упора подстроечного резистора для получения синхронизации. До сих пор интересно какая частота кадров получилась.

"Спектрум" отечественный 1992 года выпуска на микросхемах логики с 4-значным индексом. Что-то типа К1500.

P.S. Нашел его - Парус ВИ-201 и микросхемы К1533. Родной кварц оказался 13, 5 МГц. Так что я его не много разогнал :)

Спасибо за ностальгию. Я начинал с такого аппарата:

 Искра-1256

По какому то недоразумению завелся у нас в школе в 1988. Был единственным укротителем этого зверя. ))))

Возможно офтоп, комп ни разу не бытовой. Изучал местный русский бейсик и гордый fortran

Был единственным укротителем этого зверя. ))))
Не было больше желающих?
Ну тоже компьютер. Хотя примерно тогда же появившиеся PC-совместимые Искра-1030 были гораздо предпочтительнее — графика, винчестер/дисковод вместо магнитофона, ну и главное — совместимость — в плане софта и особенно игр.

Нет не разу не москва. Провинция, 40 км от Владивостока

Была Искра на год позже, но меркла на фоне Olivetti.

UFO just landed and posted this here
Sign up to leave a comment.