Прим. переводчика: на сегодняшний день вопрос о том, что же конкретно будут покупать инвесторы в ходе IPO китайского ecommerce-гиганта Alibaba не теряет своей актуальности, поскольку размещение акций, которое ранее концерн Alibaba планировал провести в первой половине августа, было перенесено на сентябрь из-за срывов сроков подготовки выхода на Нью-Йоркскую фондовую биржу.
Акционеры были готовы пойти на большой риск в жажде заработать на первичном публичном размещении акций (Initial Public Offering – IPO) интернет-компании, но IPO концерна Alibaba может поднять риск на качественно новый уровень. Риск состоит в том, что в этом размещении инвесторы не будут обладать правом собственности на большую часть финансовых активов китайской компании Alibaba из-за запрета в Китае на иностранные инвестиции.
Возможно, вам станет интересно, что же именно инвесторам предлагается купить. В поданной в четверг (оригинальный текст опубликован 6 мая 2014 года – прим. переводчика) предварительной заявке на размещение ценных бумаг компания Alibaba дает ответ на этот вопрос.
Согласно заявке, китайский гигант электронной коммерции будет целиком владеть своими активами, находящимися за пределами Китая, которые обеспечивают подавляющую часть доходов. Компания Alibaba не будет владеть большей частью своих китайских активов, включая активы интернет-магазина Taobao и торговой площадки Alibaba.com. Таким образом, компании, которые лежат в основе всех операций концерна Alibaba в Китае, и являются главной причиной ожидаемого и подогреваемого спроса со стороны инвесторов, даже не будут принадлежать самой Alibaba.
В качестве альтернативы компания использует так называемую структуру юридических лиц с переменным долевым участием (Variable Interest Entity – V.I.E.). Такой подход работает для Джека Ма (Jack Ma), сооснователяи председателя совета директоров компании Alibaba, но сработает ли он для инвесторов – еще предстоит выяснить. Для инвесторов компании Alibaba структура V.I.E. крайне рискованна, но они могут не обратить внимание на риск в погоне за потенциальной выгодой.
В чем же состоит суть структуры юридических лиц с переменным долевым участием, спросите вы.
Структура V.I.E. была создана в 2000 году, чтобы обойти ограничения Китая на инвестиции в определенных отраслях, таких как технологии и коммуникации. Сейчас это излюбленный путь для компаний выйти на биржу в США. К примеру, сайты Renren и Baidu – юридические лица с переменным долевым участием.
Для своих китайских активов концерн Alibaba использует эту структуру напрямую. На размещении в США инвесторам предлагается купить акции не у Alibaba China, а у юридического лица на Каймановых островах под названием Alibaba Group Holding Limited.
Большинство китайских активов компании Alibaba будет принадлежать мистеру Ма и еще одному соучредителю и члену правления Саймону Кси (Simone Xie). Компания на Каймановых островах имеет договорные права на доходы Alibaba China, но не имеет экономической заинтересованности.
Джек Ма
Если для вас все это звучит слишком оптимистично, то существуют два значимых фактора риска в применении структуры V.I.E. – риски, которые компания Alibaba честно признает.
По законам Китая такая структура может быть признана нелегальной, поскольку она помогает беспрепятственно обходить запреты на иностранные инвестиции.
Для такого вывода есть основание – существует прецедент.
В письме к Baidu, в котором ставилась под сомнение эффективность подобной структуры, комиссия по ценным бумагам и биржам указала, что на сессии Верховного народного суда Китая в конце 2012 года структура V.I.E., которую использовал Minsheng Bank, была признана незаконной.
В своем ответном письме компания Baidu заметила, что Minsheng Bank действовал по другой схеме и применял нестандартную структуру V.I.E. А именно – банк применял такую структуру, которая предоставляла истинным владельцам Minsheng слишком высокий уровень контроля над голосованием.
Даже если Minsheng и применял нестандартную структуру, этот пример подчеркивает, что структура юридических лиц с переменным долевым участием обладает в Китае сомнительной легальностью.
Как минимум один населенный пункт признал использование этой структуры незаконным и по решению суда от 2011 года, китайское управление по контролю за сделками слияния запретило компании Walmart использовать структуру V.I.E. для приобретения контрольного пакета акций компании Yihaodian, ведущего предприятия электронной розничной торговли в Китае.
Если говорить подробнее, то структура V.I.E. заменила другую модель акционерного общества, позволяющую обойти закон, которую впервые применила компания China Unicom в 1994 году. Но четыре года спустя, эта структура была признана китайским правительством нелегальной, что заставило компанию от нее отказаться. То, что случилось с China Unicom, может случиться и с Alibaba.
Концерн Alibaba попытался принять меры против риска, запросив юридическое подтверждение, что использование V.I.E.-структуры приемлемо. Однако, Alibaba, в своей заявке также сообщает, что юридическая фирма, давая оценку, признает, что «имеются существенные неопределенности относительно толкования и применения текущих и будущих законов, норм и правил Китайской Народной Республики (КНР)». Таким образом, даже экспертное заключение, которое запросила компания Alibaba, чтобы успокоить своих акционеров, «обнадеживает» их, сообщая, что могут быть неприятности. В некотором роде успокаивает, да.
Многие утверждают, что хоть риск и присутствует, признание структуры V.I.E. нелегальной негативно сказалось бы на экономике Китая. Но, помимо риска, связанного с легальностью, применение такой структуры означает, что если акционеры в США захотят защищать свои права, им придется основываться на договорах между юридическим лицом на Каймановых островах и китайской компанией на материке.
А эти договоры должны будут выполняться согласно законодательной системе Китая. Исторически так сложилось, что для американцев очень трудно или невозможно обеспечить полное соблюдение договорных прав в Китае, если они там не живут. Это ставит акционеров в зависимость от того, кто владеет активами китайской компании.
Предыдущие проблемы со структуройV.I.E.иллюстрируют это. Некоторое количество китайских компаний, которые котируются на бирже США, используя такую структуру, потеряли контроль над своими китайскими подразделениями. В 2008 году, управление над дочерним предприятием Agria Corporation в Китае захватил недовольный исполнительный директор. Компания смогла вернуть свои активы только тогда, когда исполнительному директору была уплачена дополнительная компенсация.
Поскольку китайские активы часто находятся в руках главного исполнительного директора или основателя, разногласия с исполнительным директором могут стать для компании фатальными. В случае с китайской образовательной фирмой ChinaCast американские акционеры взбунтовались и захватили правление компании, котируемой на бирже США. Но вкладчики остались ни с чем, когда прежние руководители ChinaCastпросто перевели активы компании на себя.
Если и этого недостаточно, то приведу пример, когда проблема коснулась и компании Alibaba. В 2011 году состоялся конфликт между Yahoo и Alibaba по поводу того, что мистер Ма без разрешения Yahoo перевел активы Alipay, подконтрольной Alibaba компании, работающей в сфере электронных платежей, на компанию, владельцем которой являлся он сам. Конфликт разрешился тем, что мистер Ма сохранил владение Alipay, и компания согласилась проводить платежи для Alibaba.
Другими словами, американские инвесторы будут зависеть от мистера Ма и мистера Кси, держателей китайских активов Alibaba. Ма был твердо уверен в том, что структура, с которой Alibaba выйдет на биржу, сохранит за ним решающее влияние на исход голосования, но он пошел на крайние меры. Единственные люди, которые сохранили владение активами компании Alibaba – это он и мистер Кси.
Комиссия по ценным бумагам и биржам не может запретить размещение из-за того, что оно «слишком рискованно» или даже потенциально нелегально. Единственное, что может сделать контрольно-надзорный орган – это потребовать напрямую заявить об этих рисках. Это и было сделано: Alibaba в проспекте эмиссии акций заявляет, что если структура V.I.E. будет признана нелегальной, то бизнес компании может существенно пострадать и на него, возможно, будут наложены крупные штрафы.
К тому же интернет-компания признает, что структура юридических лиц с переменным долевым участием может оказаться «не такой эффективной в обеспечении управления…как непосредственное владение». Просто спросите акционеров China Cast, что может значить это высказывание.
Нью-Йоркская фондовая биржа или Nasdaq – какую бы торговую площадку ни выбрала компания Alibaba для своего IPO – может отказаться принять китайскую компанию по причине того, что это слишком рискованно и гаранты размещения могут сделать тоже самое.
Но они, по-видимому, готовы мириться с риском, предпочитая взимать свои сборы и оставить американских вкладчиков обманутыми, если что-то пойдет не так.
А поскольку инвесторы рассчитывают вложить свои миллиарды в компанию Alibaba, наверное, им хотелось бы знать что именно они покупают.
P. S. Если вы заметили опечатку, ошибку или неточность перевода — напишите личным сообщением, и все будет оперативно исправлено.
Читайте другие наши материалы по теме:
- Китайский интернет-гигант Alibaba выбрал для IPO Нью-Йоркскую фондовую биржу (NYSE)
- How-to: Как купить акции технологических компаний на примере «Яндекса»
- Быстродействие: ускорение терминала для биржевой торговли с помощью недокументированных возможностей
- Аналитические материалы ITinvest о фондовом рынке