Pull to refresh
134.55
MWS
Больше, чем облако

Руководство: Как посчитать выгоды от миграции в «облако»

Reading time7 min
Views13K


Disclaimer: Более подробный анализ и детальный разбор формул представлен в нашей тематической книге.

Тема экономического обоснования перехода в облака остается актуальной несмотря на то, что и в специализированной литературе, и в интернет-СМИ о ней обычно пишут редко и скупо. С одной стороны, сама по себе модель технико-экономических расчетов довольно проста и сводится к обыкновенной калькуляции единовременных и эксплуатационных затрат.

С другой, собрать точные входные данные для корректного расчета — совсем не простая задача. А если использовать неполные входные данные, то и результат таких расчетов будет далек от реального положения вещей.

Поэтому облачные провайдеры стараются избегать грубых расчетов («на глаз») в конкретных проектах, а в рекламных целях используют довольно ущербные с точки зрения полноты данных примеры, иллюстрирующие «эффективность» использования облачных решений. В этом материале мы разберем рабочие модели для расчета экономической эффективности и приведем примеры подобных расчетов.

В качестве базовой облачной услуги мы рассматриваем сервисы аренды виртуальной инфраструктуры в модели IaaS (Infrastructure as a Service). Подробнее о том, что собой представляет такая модель, можно прочитать в книге «IaaS для бизнеса по кирпичикам».

Важно понимать: технико-экономические расчеты носят ориентировочный характер. Их стоит проводить, если ваша задача – обосновать целесообразность модернизации ИТ-инфраструктуры на конкретном объекте (причём не «на пальцах», а на реальных цифрах) и выбрать наиболее эффективный (в том числе с экономических позиций) вариант реализации ИТ-инфраструктуры из числа возможных альтернатив.

Сценарии выбора


Необходимость сделать технико-экономическое обоснование перехода в облако обычно возникает в двух случаях:
  • назрел вопрос модернизации существующей инфраструктуры;
  • требуются новые ресурсы под проект, плановое расширение или планируется создание ИТ-инфраструктуры с нуля.


Укрупненно ИТ-инфраструктуру можно поделить на три части: площадка размещения, оборудование и среда виртуализации. Каждую из этих частей можно отдать на аутсорсинг вместе с задачами более низкого уровня.



Уровни передачи ИТ-ландшафта на аутсорсинг

В таком случае основными вариантами для сравнения с точки зрения возможности использования облака (или аутсорсинга) могут выступать:

  • закупка оборудования и размещение его в собственной серверной;
  • закупка оборудования и размещение его в дата-центре;
  • аренда оборудования в дата-центре;
  • аренда виртуальных мощностей в дата-центре (собственно облако в модели IaaS).



В рамках перечисленных вариантов возможны различные архитектурные решения, обеспечивающие, соответственно, разный коэффициент готовности ИТ-инфраструктуры при разной стоимости. Поэтому сравнивать экономическую эффективность разных вариантов инфраструктуры «as-is» некорректно. Для этого нужно уточнить необходимый для бизнеса коэффициент готовности ИТ-инфраструктуры и привести каждый из вариантов к требуемому значению этого параметра.

Разбираемся с терминами: что такое коэффициент готовности


Коэффициент готовности – важный показатель, позволяющий сравнивать два и более вариантов реализации ИТ-инфраструктуры. Сравнение двух вариантов, например, по стоимости владения, будет некорректным при разном коэффициенте готовности. Другими словами, коэффициент готовности ИТ-инфраструктуры — это вероятность того, что наша инфраструктура окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени (кроме окон планового технического обслуживания).

При определении требуемого коэффициента готовности учитываются следующие данные:

  • объемы прямых финансовых потерь при простое бизнес-приложений;
  • косвенные потери, вызванные неработоспособностью бизнес-приложений (снижение уровня доверия, переход клиентов к конкурентам или отказ от сервисов и пр.).

Исходя из этих показателей можно говорить о максимально допустимом времени простоя всей ИТ-инфраструктуры и отдельных сервисов. Примерный расчет коэффициента готовности выглядит следующим образом [здесь можно обратиться к материалу В. Алексеева, «Примерный расчет степени готовности системы»]:



где A — коэффициент готовности системы;
tр — суммарное время нахождения объекта в работоспособном состоянии;
tв — суммарное время восстановления объекта.

Для нахождения нужных параметров, необходимо проделать следующие шаги:

1. Составить архитектурную схему системы.
2. Преобразовать ее в логическую.
3. Разбить на модули с последовательным/параллельным соединением компонентов.
4. Выполнить расчет готовности по модулям.
5. Выполнить расчет готовности для системы в целом.



Подход, при котором мы отталкиваемся от требуемого коэффициента готовности, удобен в первую очередь для проектов по созданию новых ИТ-инфраструктур. В этом случае мы сначала определяемся с требуемым коэффициентом готовности, а затем рассматриваем варианты реализации, которые этот коэффициент обеспечивают, и сравниваем их по стоимости владения.

Если же наша задача – не создать инфраструктуру с нуля, а модернизировать имеющуюся, то возможны два пути:

1. Текущий коэффициент готовности нас устраивает, мы ищем решение, которое позволит нам обеспечить заданный уровень доступности ИТ-сервисов с минимальными издержками. В этом случае нам необходимо достичь положительного внутреннего экономического эффекта, а внешний может быть нулевым. Варианты с одинаковым коэффициентом готовности и идентичной функциональностью можно сравнивать по показателю стоимости владения.

2. Мы рассматриваем несколько решений с более высоким коэффициентом готовности или лучшей функциональностью, в этом случае внутренний экономический эффект будет незначительным, возможно, даже отрицательным. При этом основная экономия должна достигаться за счет внешнего экономического эффекта — например, сокращением убытков от простоя ИТ-сервисов. Эффективность нескольких вариантов с различным коэффициентом готовности можно сравнить по показателю годового экономического эффекта (ГЭЭ).



Разбираемся с терминами: экономический эффект – внутренний, внешний, годовой


Наиболее удобным показателем экономической эффективности ИТ-инфраструктуры, применяемым на практике, является годовой экономический эффект (ГЭЭ), измеряемый в рублях в год.



где Эгод— годовая прибыль (экономия), достигаемая при модернизации ИТ-инфраструктуры на экономическом объекте [рублей/год];
К — капитальные (единовременные) затраты на создание и внедрение компонентов ИТ-инфраструктуры [рублей];
E — норма прибыли (нормативная прибыльность) [1/год].

Годовая прибыль (Эгод) в может расти как за счет экономии различных статей затрат (издержек), так и за счет увеличения доходов от в результате внедрения облачных технологий.

Капитальные (единовременные) затраты (К) на создание и внедрение ИТ-инфраструктуры представляют собой инвестиции, необходимые для создания и ввода в эксплуатацию вычислительных мощностей. Подробный список возможных капитальных затрат с формулами их расчета мы приводим в нашей тематической книге.

Норма прибыли (нормативная прибыльность) Е представляет собой норму отдачи капитала и норму предпринимательского дохода. Ее величина непосредственно связана с нормативным сроком окупаемости капиталовложений Ток:



Значение нормативной прибыльности выбирается исходя из ситуации в конкретной отрасли и в экономике страны в целом. В общем случае величина Е не должна быть меньше депозитной ставки надежного банка (в противном случае вместо инвестирования в модернизацию ИТ-инфраструктуры выгоднее просто поместить эти средства на депозит в банке).

В ИТ-сфере темпы появления новых технологий и обновления ПО и «железа» таковы, что обычно срок их эксплуатации считают равным примерно 5 годам (после чего они, в теории, подлежат списанию либо существенной модернизации). По этой причине величина Е при расчетах для ИТ-инфраструктуры, как правило, не должна быть меньше 0,2–0,25 (в противном случае капиталовложения в нее не окупятся за время реальной эксплуатации).

При расчете показателя годового экономического эффекта (ГЭЭ) принято подразделять его на две составляющие: внутренний (прямой) и внешний (косвенный) экономический эффект. Внутренний (прямой) экономический эффект достигается за счет непосредственной экономии при реализации функций обеспечения объекта требуемыми ИТ-сервисами.

В общем случае можно говорить о следующих внутренних эффектах:

  • сокращение времени простоя бизнес-процессов вследствие сбоев;
  • снижение риска потери важных для бизнеса данных;
  • повышение производительности труда за счет увеличения уровня мобильности сотрудников.

Внешний (косвенный) экономический эффект достигается в основном за счет повышения эффективности основной деятельности компании в результате сокращения потерь от простоя информационных систем и от утраты важной для бизнеса информации.

Особенности расчета стоимости владения ИТ-инфраструктурой


Если нам нужно сравнить разные варианты реализации ИТ-инфраструктуры, аналогичные с точки зрения коэффициента готовности (например, IaaS и создание соответствующей инфраструктуры своими силами), надо учесть ряд особенностей.

Аппаратное резервирование и наращивание вычислительных мощностей

Для обеспечения заданного коэффициента готовности инфраструктуры может потребоваться аппаратное резервирование серверов. Если компания реализует ИТ-инфраструктуру самостоятельно, то аппаратное резервирование выливается в неиспользуемые вычислительные мощности, зарезервированные на случай выхода из строя одного из серверов. Простой оборудования в данном случае может возникать не только из-за необходимости обеспечить необходимый коэффициент готовности – планируя рост нагрузки в будущем, компания обычно покупает оборудование «с запасом».

В рамках работы с IaaS-провайдером резервирование реализуется на аппаратном уровне силами самого провайдера и уже включено в стоимость услуги, а наращивание вычислительных мощностей происходит не дискретно («скачкообразно» – как в случае с in-house-инфраструктурой), а практически непрерывно. Соответственно, и о незадействованных (и, таким образом, убыточных) мощностях речи не идет.

Инвестиционные риски

Для проекта инвестиций в ИТ-инфраструктуру, как и для ИТ-подразделения в целом, характерны в первую очередь негативные риски, которые заключаются в вероятности потерять ресурсы при неоправданном инвестировании. При этом, если рассматривать капитальные затраты в ИТ-инфраструктуру как инвестиции, то при сравнении с IaaS, где нет существенных капитальных затрат, может потребоваться корректировка расчета стоимости владения.

Такую корректировку можно реализовать путем расчета условной стоимости страхования каждого из рисков, актуальных для конкретного проекта: для ее приближенного вычисления необходимо умножить сумму возможных потерь на вероятность реализации негативного события.

Проведение таких расчетов – задача довольно кропотливая: чтобы посчитать реальную выгоду от реализации того или иного формата ИТ-инфраструктуры, нужно учитывать множество факторов, с которыми привыкли работать экономисты, а не ИТ-специалисты. Тем не менее, такой расчёт может оказаться намного убедительнее множества рассказов об облаках и историй успеха компаний, пользующихся услугами IaaS-провайдеров: в большинстве случаев выгода от миграции выражается не просто «на словах», но и в реальных цифрах.

P.S.: Более подробный анализ и детальный разбор формул представлен в нашей тематической книге.
Tags:
Hubs:
Total votes 13: ↑11 and ↓2+9
Comments2

Articles

Information

Website
mws.ru
Registered
Founded
Employees
501–1,000 employees
Location
Россия