Pull to refresh
0
НТР
Разработка и внедрение отечественного ПО

«Надо включать мозги, руки в ноги и что-то делать» — интервью с Мариной Аншиной об IT в индустрии в 2024

Level of difficultyEasy
Reading time6 min
Views17K

В конце прошлого года мы поговорили с цифровыми директорами и лидерами IT-индустрии для нашего тг-канала об IT в индустрии "Цифровой директор". Нас интересовали надежды (и опасения) коллег на 2024 год в IT. Марина Аншина, председатель Правления Российского Союза ИТ-директоров, президент фонда ФОСТАС считает, что в России страдает ввод в эксплуатацию решений, мода на технологии — это не всегда хорошо, а айтишникам нужна своя “клятва Гиппократа”. Публикуем наш полный разговор (а в конце можно ответить, согласны вы или нет).

Цифровой Директор: Марина Львовна, какие существующие IT-решения на Ваш взгляд станут трендами в индустрии в 2024 году?

Марина Аншина: Я не буду конкретные решения называть, потому что, если честно, у меня практически ко всем есть претензии. Все-таки качество продуктов очень сильно хромает. Когда ты IT-директор, то поддержка эксплуатации тебе не менее важна, если не более важна, чем разработка. Я занимаюсь со студентами, и вот беда какая — даже учебники на эту тему все заканчиваются вводом в промышленную эксплуатацию. То есть получается, что жизненный цикл программной системы заканчивается в этот момент. Я обычно студентам ещё рисую жизненный цикл человека. Можно считать, что до промышленной эксплуатации — это внутриутробное развитие. И представить, что жизнь человека это то, что происходит в животе матери, было бы как-то странно.

— Это общемировая проблема, или Вы это наблюдаете именно в России?

— Этот перекос есть в большей степени именно в российской практике, потому что даже в стандартах упор ну совершенно не в ту сторону. В западной практике, даже в стандарте МЭК 12207, там все-таки есть какой-то минимальный баланс. Понятие сопровождаемости это одна из областей качества информационных систем. Это просто область по стандарту SQuaRE, это очевидно. Но про это никто не задумывается, все пытаются эти системы выпихнуть, но что с ними дальше будет не всегда понятно. Поэтому я считаю, что если поймут, что важно качество систем, и начнут этими вопросами заниматься с точки зрения может быть неочевидных параметров качества: сопровождаемости, удобства использования, то, может быть, тогда что-то куда-то сдвинется. 

— В каких областях вы ожидаете увидеть изменения и какие?

— Конечно, хотелось бы больше конкурентной среды, а сейчас во многих областях идёт монополизация, что, конечно, вредит. Я надеюсь на стартапы, на молодёжь, которая довольно интересно  развивается. Если говорить о том, какие области, то я думаю, что аналитика. Тут были российские системы даже ещё до всяких импортозамещений. Они были, но они как-то очень робко продвигались, потому что просто не хватало ресурсов. И не только денег, но и сил, понимания бизнеса, понимание того, как это продвигать. 

Если говорить про искусственный интеллект, то… тут как бы вреда не было! Потому что это модные технологии, которые по кривой Гартнера переживают пик ожиданий. Мода — это не всегда хорошо для технологий, потому что надо ещё понимать, как это грамотно использовать, а искусственный интеллект — область философски сложная. 

— Раз мы затронули эту тему, расскажите о том, чего ожидать в области этики искусственного интеллекта. 

— Недавно была конференция по этике искусственного интеллекта. Пока тоже не очень понятно, чего с этикой этой делать и как с этим работать. Я в последнее время задумываюсь, что этика это все-таки гуманитарная наука, но как только мы говорим про искусственный интеллект, который начинает действовать в каких-то областях как интеллект, то этика переходит из разряда гуманитарных наук в точные. Потому что компьютеру, искусственному интеллекту надо достаточно чётко определить, как ему себя вести, и это делается на основе этических воззрений, которые должны быть уже осознаны обществом и государством. 

Классический пример — это управление транспортными средствами . Как вести себя искусственному интеллекту, если возникает критическая ситуация? Причём это не только одной нашей страны касается, на мировом уровне это тоже пока не решено. Компьютер должен знать, как ему себя вести, эта этика должна быть в нём заложена на уровне алгоритма. И философия сейчас этим занимается, и разработчики искусственного интеллекта занимаются. Кто-то из производителей известных автомобилей придумал, что если возникает такая ситуация, то управление переключается на человека. Но это же не проходной вариант, потому что совершенно понятно, что компьютер реагирует быстрее и никакой нормальный человек не купит себе такой искусственный интеллект, который его подставляет по сути дела.

Вообще современные технологии, они требуют пересмотра этических принципов, даже облачные вычисления, которые уже давно есть и всеми используются. Тут тоже возникают довольно сложные взаимоотношения с точки зрения определения качества, кто за что отвечает. Это должно быть довольно чётко решено на уровне законодательном, должна быть договорная структура. Потому что если какой-то банк использует какой-то внешний сервис и там что-то произошло, то надо понимать, кто за что отвечает. Это серьезные вопросы, которые тоже до конца не решены.

Сюда же относятся технологии больших данных, с которыми на основании анализа больших данных можно персонализировано заниматься по сути дела агитацией. Есть исследования, что после 600-700 лайков (боюсь соврать с числом, но не важно) искусственный интеллект предсказывает поведение человека точнее, чем сам человек. Но это же и опасность страшнее атомной бомбы в какой-то степени, потому что это влияние на огромные массы людей. И тоже этические вопросы как это все делать.

Понятно, что терроризм переместится в цифровую зону. Это тоже обозримое будущее. Поэтому возвращаясь к вопросу какая область должна развиваться —  безопасность. Но безопасность должна подкрепляться каким-то этическим вопросом. Многие теоретики уже этим озаботились. Тот же Косинский как когда-то академик Сахаров начинает все статьи с того, что это большая возможность, но и большая угроза. 

—   Что в этой связи можно порекомендовать тем, кто двигает эти области?

— Мне бы хотелось, это уже прямо крик души, чтобы все-таки мои коллеги, которые в этой отрасли работают, относились к своей работе более серьёзно. Большинство компаний уже без IT жить не могут. Бизнес и целые отрасли уже настолько от IT зависят, а мы не готовы. Многие не осознают ответственность, серьёзность поддержки, эксплуатации, качества систем, которые выходят на рынок абсолютно никакие. Хотя наша отрасль достаточно хорошо регламентирована, есть много стандартов, много методик, хорошо описанных.  То ли их не знают, то ли не хотят применять я честно, не могу этого сказать. Подозреваю, что и то, и другое в равной степени. Идея, что сейчас государство вложит сюда много денег,  и что-то появится, она по моему, абсолютно не основательна. Наоборот, когда проекты достаточно дорогие, к ним примазываются люди, которые принципиально не могут ничего делать, умеют только тратить деньги и их осваивать. Вот они их осваивают, и вот ничего у нас не происходит. Не надо пытаться все завалить деньгами. Это самое, наверное, простое, но к результату это не приведёт.

Еще такой вопрос — быстро извлечь прибыль. Прибыль — понятие интегральное об этом тоже не всегда задумываются. То есть можно её извлечь, сократив расходы, например, это будет моментально, но при этом это будет неэффективно. Если грамотно организовать работу, за какой-то период можно получить совершенно другие результаты финансовые. А так — просто взяли, что-то такое получили и все счастливы. Есть разочарование в IT довольно серьёзное, это тоже надо понимать.

— Разочарование со стороны пользователя?

— Пользователя, да. Ещё до цифровой трансформации я всегда говорила — нашей отрасли максимум 80 лет. Ну что такое 80 лет, это жизнь человека, чего вы от нас хотите, мы очень быстро развиваемся. Но сейчас я уже, честно говоря, так не говорю, потому что это развивается все быстрее и быстрее. Значит надо как-то соответствовать. 80 тебе или не 80 — неважно. Надо включать мозги, руки в ноги и что-то делать

— Ваш самый безумный положительный и отрицательный прогноз на 2024?

— Есть такая опасность, и IT это в большей степени касается, когда громкие слова заменяют дело. Например, цифровая трансформация. Считается, что если директора трансформации нанял, то вот она тебе трансформация. А по сути есть плохо работающая информационная система, без которой вручную работать проще. Это просто последние у меня негативные впечатления. То есть негативный прогноз — упадет доверие к IT, и люди будут на бумажке цифры сводить.

Если говорить про позитивный прогноз, то, мне кажется, надо как-то объединяться, Объединяться и поставщикам, и потребителям, как это во всем мире происходит, и какие-то принципы формировать. Они есть: этические принципы программной инженерии, этический принцип архитекторов, но они же неизвестны. Мне кажется, тут должно быть что-то уровня клятвы Гиппократа, вот до такой степени. Чтобы понимали люди, которые занимаются этой областью, свою ответственность и те риски, которые эти технологии несут обществу.

Больше об IT в индустрии и бизнесе — в нашем Telegram-канале

Only registered users can participate in poll. Log in, please.
Как вы считаете, нужна ли айтишникам своя "клятва Гиппократа"?
25% Нужна17
75% Не нужна51
68 users voted. 7 users abstained.
Tags:
Hubs:
Total votes 20: ↑3 and ↓17-13
Comments8

Articles

Information

Website
ntr.ai
Registered
Founded
Employees
101–200 employees
Location
Россия