Предположений о том, что Россия из-за санкций отключится от глобального Интернета, предостаточно. На сетевом уровне российский Интернет очень взаимосвязан и довольно устойчив, и какого-то большого эффекта от санкций на этом уровне пока нет. И хотелось бы рассмотреть, как выглядит российский Интернет, что изменилось за последние недели и какие будут возможные последствия в целом для Интернета за пределами России.
Интернет состоит из более чем 70 000 сетей. Каждая из них подключена к остальной части Интернета через одно или несколько подключений с другими сетями. Очень грубая классификация этих сетей будет следующей: сети с пользователями («сети глазного яблока»); сети с серверами («контентные сети»); и сети, обеспечивающие связь между сетями («транзитные сети»).
Текущая маршрутизация
На картинке показана взаимосвязь между сетями в России (красные узлы) с другими сетями внутри и за пределами России (последние представлены синими узлами). Сети первого уровня (Tier-1) представлены в виде зелёных узлов. Размер узла определяется его «важностью» для интернет-маршрутизации для конечных пользователей. Эта «важность» измеряется с точки зрения степени, в которой конечные пользователи в России зависят от этого узла для доступа к остальной части Интернета.
Например, Rascom (AS20764) подключён ко многим зарубежным сетям, но это не означает, что он фундаментально зависит от этих сетей; это просто показывает, что взаимосвязи существуют. Многие из сетей, которые видны вокруг Rascom, зарегистрированы в Европе, потому, что Rascom является пирингом со многими точками обмена интернет-трафиком (IXP) в Европе, и здесь видны эти пиринговые соединения. Кроме того, Rascom подключён к большему количеству нероссийских сетей, в отличие от других сетей на картинке, и поэтому Rascom виден лучше остальных.
Провайдеры Tier-1
Так называемые сети «уровня 1», Tier-1, являются фундаментальной частью взаимосвязи Интернета. С уплотнением Интернета их роль несколько снижается (поскольку всё больше и больше взаимосвязей обходят их стороной), но если в Интернете есть что-то похожее на его ядро, то это будут Tier-1.
Как видно на картинке выше, некоторые из этих сетей в настоящее время очень важны для подключения к Интернету для российских конечных пользователей, в частности AS1299 (Arelion, также известная как Telia) и AS3356 (Lumen, также известная как Level3). Что касается санкций, то и Lumen, и Cogent (AS174) сделали публичные заявления об ограничении предоставления услуг в России.
Если посмотреть на изменения в сетевом соседстве между этими тремя уровнями 1 в период с 1 февраля по 19 марта, можно увидеть следующее:
Транзитные контракты обычно заключаются на ежегодной основе, поэтому вполне возможно, что существующие контракты не будут продлеваться, а последствия отключения услуг будут видны в долгосрочной перспективе.
Cogent (AS174)
Согласно собранным данным о маршрутизации, из перечисленных выше сетей Cogent — единственная, которая не добавила ни одной российской сети. Сеть перестала подключаться к восьми зарегистрированным в России сетям, в первую очередь "Транстелеком" (ТТК, AS20485) и МТТ (Межрегиональный Транзиттелеком, AS49476).
Но если посмотреть на то, как изменились точки взаимосвязи между Cogent и Ростелеком, то можно заметить, что нет свидетельств исчезновения каких-либо из этих основных точек межсоединений в период с 1 февраля по 17 марта.
Задержка
В отчёте Internet Health Report есть графики задержки, основанные на трассировках RIPE Atlas. Если сравнить задержку для ряда российских сетей до и после начала «спецоперации», можно заметить некоторые изменения. Если до вторжения этот сигнал был довольно ровным, то после вторжения заметны суточные изменения. Точно неизвестно, что это означает, но такая картина обычно начинает проявляться, когда сеть становится более перегруженной (как было в начале пандемии COVID).
Из основных российских сетей Ростелеком (AS12389) и Транстелеком (AS20485) показывают такую картину:
IXP (LINX)
Одним из самых заметных событий стала Лондонская интернет-биржа (LINX) приостановила членство крупных российских провайдеров, МегаФона (AS 31133) и Ростелекома (AS AS12389). На картинках ниже показано, что происходило в течение дня 11 марта. Чтобы понять, что именно происходило 11 марта, необходимо рассмотреть периодические трассировки в RIPE Atlas за день до этого (10 марта).
Видно, как меняется подключение на путях, которые ранее шли исключительно через порт IXP MegaFon. Синяя линия (обозначенная как linx-lon1-port-mf) показывает количество путей, включающих порт MegaFon IXP в LINX. 11 марта около 16:00 UTC видно значительное уменьшение путей через этот порт. Непонятно, почему это не падает до нуля.
Оранжевая линия (обозначенная как linx-lon1-other) представляет пути, которые проходят через другие порты в LINX. Они начинают появляться примерно в то же время, когда пути через порт MegaFon уменьшаются. Это указывает на смещение путей к другим сетям в LINX. Примерно в то же время также видны два других IXP на этих путях: AMS-IX (Амстердам) и DE-CIX (Франкфурт). Так как многие сети имеют избыточные пиринговые соединения с LINX, AMS-IX и DE-CIX, такой переход вполне ожидаем.
На этой картинке видно, как меняется подключение к сетям на отслеживаемых путях. Направления этих путей находятся в абонентском конусе МегаФона, поэтому, скорее всего, это российские сети. На графике показаны только сети с наиболее резкими сдвигами. Для этого набора заметен сдвиг примерно в 16:00 UTC. До 16:00 был виден только AS31133 (МегаФон). По истечении этого времени примерно 25 % путей остаются с МегаФоном, а на остальных путях начинают появляться другие сети, обеспечивающие транзит в России: AS3216 (Вымпелком), AS12389 (Ростелеком), AS20485 (Транстелеком) и AS9002 (РЕТН). Это показывает избыточность взаимосвязи: пока в Интернете существуют альтернативные пути, выход из одной транзитной сети вызовет перемаршрутизацию. Так что каких-либо существенных изменений нет, что указывает на то, что достижимость пунктов назначения не была затронута.
Эффекты за пределами России
Хоть и нет серьезных изменений в сетевом подключении, наблюдаемые эффекты задержки могут свидетельствовать об увеличении трафика и/или уменьшении доступной ёмкости между Россией и остальным миром. Это заставляет задуматься: какие последствия будет иметь снижение пропускной способности российских (транзитных) сетей для других стран? Удаление российских транзитных сетей может повлиять на доступную полосу пропускания в этих странах и за их пределами, если интернет-трафик больше нельзя будет направлять через основные российские сети. Другой эффект может быть финансовым.
Предварительное рассмотрение этих эффектов показывает большую зависимость пользователей в Казахстане от российских сетей «Вымпелком» (AS3216) и «МегаФон» (AS31133), как показано на картинке ниже (согласно Internet Health Report):
Эту зависимость может объяснить, почему крупный казахстанский провайдер (AS9198, КазахТелеком) начал демонстрировать такие же суточные графики, что и российские сети:
Заключение
В этом посте показана высокоуровневая структура взаимосвязи российских сетей, а также то, как они связаны с более широким Интернетом. Приведены примеры того, что изменилось, но в целом картина такова, что с начала «спецоперации» в Украине, мало что изменилось.
Поскольку ряд дополнительных вопросов остаются открытыми, поощряется использование открытого инструментария для дальнейшего самостоятельного исследования.